Интегрированный урок по обществоведению и литературе в 10 классе Название урока:«Красота спасет мир». (Ф.М. Достоевский)
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Урок основан на литературном и обществоведческом материале, развивая идею высказывания Достоевского "Красота спасет мир"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok.docx32.75 КБ

Предварительный просмотр:

Урок разработан учителями русского языка, литературы  и истории

 Калачевой А.В., Казанцевым В.И.

МБОУ Вершино-Шахтаминской СОШ Шелопугинского района,

Забайкальского края

                    Интегрированный урок по обществоведению и литературе в 10 классе

Название урока: «Красота спасет мир». (Ф.М. Достоевский) (10 декабря 2013 г)

Тема урока: Ф.М. Достоевский - писатель и человек

Цель урока: Открыть Достоевского как писателя и человека через эстетическое и нравственное восприятие учащихся.

Задачи:

  •  Обобщить знания по теме обществознания «Искусство и религия», углубляя знания по литературе.
  • Показать особенности мировоззрения личности писателя и своеобразие творчества  Ф.М.Достоевского.
  • Ввести учащихся в его художественный мир.

Оборудование урока:

Портрет писателя, словари русского языка и обществоведческих терминов, выставка произведений писателя, критические издания, мультимедиапроектор,  презентация по творчеству.

ХОД УРОКА

 1.Объявить  название и тему  урока(слайд 2)

Цель урока озвучивают учащиеся, дать задание для рефлексии: в течение урока записать понятия, характерные для понимания мировоззрения писателя, направленности его произведений и характеризующих Достоевского как писателя и человека.

Учащиеся  на уроке работают по группам:

1 группа – обществоведы и историки
2 группа – литературоведы
3группа– лингвисты.

Группе лингвистов  дается задание поработать со словарем Ожегова  и  дать развернутое лексическое значение слова «униженные и оскорбленные»,  «преступление и наказание».

2.Учитель истории дает историческую справку общественной жизни 2-ой пол. 19 века (слайд 13)

  Общественная и культурная жизнь в России середины 19 века была очень активной. Касалось это и литературы, как одного из видов искусства. Что такое искусство? (1 группа – обществоведы и историки дают  определение слов «Искусство»). Великий русский писатель Достоевский с молодых лет был активным участником  общественной и культурной жизни. В начале творческого пути он был членом кружка Буташевич – Петрашевского и увлекался социалистическими идеями, т.е. он был «западником». Дайте определение  словам  «западники» и «славянофилы».  (1 группа – обществоведы и историки дают  определение слов  западники, славянофилы). После того как Достоевский был приговорен к смертной казни вместе с 21 участником кружка, которая была заменена каторгой, а впоследствии и армией, его взгляды изменились. После возвращения в Петербург он становится «почвенником». Почвенничество возникло из славянофильства. Почвенники считали, что народ является почвой для интеллигенции, которая должна свои идеи, сюжеты произведений брать из гущи народной жизни.

Своеобразием творчества Достоевского стало неверие в революционный и либеральный путь развития России, религиозность, осознание особого пути России, где главным было нравственное совершенствование человека. Лозунг «Красота спасет мир» подразумевает нравственную красоту. 

3.1 группа – рассказывают о судьбе Достоевского (взлеты и падения)

     Какая удивительная – вместе прекрасная и жестокая – судьба! Гражданская казнь на Семеновском плацу в Петербурге, еще у начала литературного пути, - и шумный триумф речи на Пушкинских торжествах в Москве, на исходе жизни. Достоевский, закованный в кандалы за участие в революционном кружке Петрашевского, - и Достоевский, обласканный при царском дворе, как проповедник монархических идей. Мы знаем Достоевского, приведшего своими первыми произведениями в невиданный восторг самого Белинского, - и Достоевского, который своим странным поведением дал повод Тургеневу и Некрасову для насмешек над ним.

А какая амплитуда колебаний в восприятии его критикой: столько раз его превозносили до небес, а потом безжалостно развенчивали. И вновь превозносили, - словно для того, чтобы вновь развенчивать.

Учитель литературы: ( слайд 4)

Говорить мы сегодня будем о Федоре Михайловиче Достоевском и его творчестве. Мы пытаемся понять, чему же учит нас Достоевский, что может дать нам, современным людям, писатель, живший в 19 веке. Быть может мысли и выводы, к которым он приходит, сегодня неактуальны? Произведения Достоевского сложны, требуют вдумчивого чтения, определенных усилий не только ума, но и души. Вместе с тем, его книги просты и понятны, если читать их с неравнодушным сердцем. Чтобы чувствовать себя человеком в мире людей, мы должны задать себе вопросы:для чего и как мы живем? Что может позволить себе человек? Где границы человеческой свободы (вопросы записаны на доске). Великий писатель через свой взгляд на мир, на человека, указывает нам путь самим к себе. И мы начинаем слышать собственную душу.

1 группа обществоведы и историки рассказывают омировоззрении Достоевского

Звучит стихотворение В. Набокова «Достоевский» (слайд 2 – портрет Достоевского)

Тоскуя в мире, как в аду,
уродлив, судорожно светел,
в своем пророческом бреду
он век наш бедственный наметил.
Услыша вопль его ночной,
Подумал Бог: ужель возможно,
чтоб всё, дарованное Мной,
так страшно было бы и сложно?

2 группа – литературоведы рассказывают о семье писателя (опережающее домашнее задание). (слайды 6, 7, 8,9)

Родился 30 октября (11 ноября н.с.) в Москве в семье штаб-лекаря Мариинской больницы для бедных. Отец, Михаил Андреевич, дворянин; мать, Мария Федоровна, из старомосковского купеческого рода.

Получил прекрасное образование в частном пансионе Л.Чермака — одном из лучших в Москве. В семье любили читать, выписывали журнал "Библиотека для чтения", который давал возможность знакомиться с новейшей иностранной литературой. Из русских авторов любили Карамзина, Жуковского, Пушкина. Мать, натура религиозная, с малого возраста познакомила детей с Евангелием, возила на богомолье в Троице-Сергиеву лавру.

Тяжело пережив смерть матери (1837), Достоевский по решению отца поступил в Петербургское военно-инженерное училище — одно из лучших учебных заведений того времени. Новая жизнь давалась ему с великим напряжением сил, нервов, честолюбия. Но была и другая жизнь — внутренняя, сокровенная, неизвестная окружающим.

В 1839 неожиданно умирает отец. Это известие потрясло Достоевского и спровоцировало тяжелый нервный припадок — предвестие будущей эпилепсии, к которой у него была наследственная предрасположенность.

Окончил училище в 1843 и был зачислен на службу в чертежную инженерного департамента. Через год вышел в отставку, убежденный, что его призвание — литература.

(слайды 11,12) 1845 год. Роман «Бедные  люди».Писатель показывает, что думают о себе «маленькие люди».Достоевского интересует самосознание героев. Его цель- дать возможность исповедоваться, высказаться о том, что унижает и оскорбляет. Характер униженного и оскобленного человека ,появившийся в литературе с подачи Ф.М.Достоевского – главное открытие в творчестве и самого писателя.

Первый роман Достоевского "Бедные люди" был написан в 1845, опубликован Некрасовым в "Петербургском сборнике" (1846). Белинский провозгласил "появление... необыкновенного таланта...".

Позднее вышли "Белые ночи" (1848) и "НеточкаНезванова" (1849), в которых обнаруживались черты реализма Достоевского, выделявшие его из среды писателей "натуральной школы": углубленный психологизм, исключительность характеров и ситуаций.

(слайд 10): Василий Розанов писал: «Достоевский есть самый интимный, самый внутренний писатель, так что, читая его, – как будто не другого кого-то читаешь, слушаешь свою  же душу, только глубже.»

«В моих книгах нет ни одного слова лишнего, любое из них работает на общий замысел.»

Удачно начавшаяся литературная деятельность трагически обрывается. Достоевский был одним из членов кружка Петрашевского, объединявшего приверженцев французского утопического социализма (Фурье, Сен-Симон). В 1849 за участие в этом кружке писателя арестовывают и приговаривают к смертной казни, замененной затем четырьмя годами каторги и поселением в Сибири.

(слайды 13,14)  22 декабря 1849 года на Семеновском плацу в Петербурге была инсценирована казнь Ф.М.Достоевского, отмененная в самый последний момент и замененная 4 годами каторги. С 1854 года – он солдат в Сибирском военном батальоне. Время паузы и солдатчины – длительная пауза в творческом развитии писателя. Доброта, справедливость, участие простых людей воскресили писателя. Потребовалось 5 лет для того, чтобы Достоевский смог восстановить свою литературную репутацию.

После смерти Николая I и начала либерального царствования Александра II участь Достоевского, как и многих политических преступников, была смягчена. Ему возвратили дворянские права, и в отставку в 1859 он вышел уже в чине подпоручика.

В 1859 Достоевский получил разрешение жить в Твери, затем в Петербурге. В это время он опубликовал повести "Дядюшкин сон", "Село Степанчиково и его обитатели" (1859), роман "Униженные и оскорбленные" (1861).

2 группа –литературоведыдают определение по словарям «униженные и оскорбленные».

Почти десять лет физических и моральных терзаний обострили восприимчивость Достоевского к человеческим страданиям, усилив напряженные поиски социальной справедливости. Эти годы стали для него годами душевного перелома, краха социалистических иллюзий, нарастания противоречий в его мировоззрении. Он активно участвовал в общественной жизни России, выступал против революционно-демократической программы Чернышевского и Добролюбова, отвергая теорию "искусства для искусства", утверждая социальную ценность искусства.

После каторги были написаны "Записки из Мертвого дома". Летние месяцы 1862 и 1863 писатель проводит за границей, посетив Германию, Англию, Францию, Италию и др. страны. Он считал, что исторический путь, который прошла Европа после французской революции 1789, был бы гибельным для России, так же как и внедрение новых буржуазных отношений, отрицательные черты которых потрясли его во время поездок по Западной Европе. Особый, самобытный путь России к "земному раю" — вот социально-политическая программа Достоевского начала 1860-х.

(слайд 16,17) Работая в журналах «Время» (1861-1863 ) и «Эпоха» (1864-1865) Ф.М.Достоевский проводит программу «почвенничества», которая стала мировоззренческой основой художественных и публицистических произведений Ф.М.Достоевского. Он выделял три основных момента в народной нравственности: 

1. Чувство органической связи между людьми;
2. Братское
сочувствие и сострадание;
3. Готовность добровольно
прийти  на помощь без насилия над собой и ограничения собственной свободы.

В 1864 были написаны "Записки из подполья", важное произведение для понимания изменившегося мировоззрения писателя. В 1865, будучи за границей, для поправки здоровья, писатель начал работу над романом "Преступление и наказание" (1866), в котором отразился весь сложный путь его внутренних исканий.

(слайд 19)  1866 год. Роман «Преступление и наказание». У Достоевского сложилась своя концепция наказания: преступника может наказать не официальный суд и каторга, а только суд своей совести.

2 группа – литературоведыдают трактовку словам « преступление и наказание», используя  «Словарь современного русского языка»С.И.Ожегова

 В 1867 Достоевский женился на Анне Григорьевне Сниткиной, своей стенографистке, ставшей для него близким и преданным другом.

(слайд 18) 1868 год появляется роман «Идиот». «Красота спасет мир». Это изречение великого писателя каждому, как и главному герою князю Мышкину, дает возможность поверить в добро,постичь самые глубинные, скрытые от постороннего глаза движения души. Человек, обладающий одухотворенностью, освященный любовью и страданием, как Христос, способен спасти мир. Именно эта красота, « восстанавливая» каждую отдельно взятую    личность, и призвана, по Достоевскому, спасти мир. Христос для Достоевского – воплощенная красота.

Достоевский: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели ее будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потеряно время, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».

Вскоре они уехали за границу: жили в Германии, Швейцарии, Италии (1867 — 71). В эти годы писатель работал над романами "Идиот" и "Бесы",  который закончил уже в России. В мае 1872 Достоевские уехали на лето из Петербурга в Старую Русу, где они впоследствии купили скромную дачу и жили здесь с двумя детьми даже зимой. В СтаройРусе написаны почти целиком романы "Подросток" и "Братья Карамазовы".

В конце мая 1880 Достоевский приехал в Москву на открытие памятника А. Пушкину (6 июня, в день рождения великого поэта), где собралась вся Москва. Речь Достоевского была названа Аксаковым "гениальной, историческим событием".

Здоровье писателя ухудшалось, и 28 января (9 февраля н.с.) 1881 в Петербурге Достоевский скончался. Похоронен на кладбище Александро-Невской лавры.

(слайд 20)  В романах ярко проявились главные особенности художественного мира Ф.М.Достоевского:

1. Он раздвинул рамки «социального» реализма
2. Заставил литературу говорить о философских проблемах языком  художественных образов;
3. Слияние художника и мыслителя привело к возникновению  художественности нового типа;
4.
Реализм Достоевского – философский, психологический; он стал одним из первых критиков идей индивидуализма и анархизма, противопоставляя этим разрушительным идеям свою веру в бога, в человеколюбие, в людей, вдохновенных верой в добро, стремящихся к справедливости.

Учитель литературы:  

Художественный мир Достоевского – мир мысли и напряженных нравственно-философских исканий.
Психологизм – важнейшая особенность всех произведений
 Достоевского. Он уделяет большое внимание описанию внутреннего мира героев. Реалист Достоевский не перекладывает на «среду» и обстоятельства ответственность за поступки людей и их результат. Он создал жанр «полифонического романа», в котором идеи, теории, концепции испытываются практикой жизни. Обретение нравственной  истины, которая является достоянием всех и раскрывается каждому человеку в опыте его страданий и мучительных духовных  поисков, в его движении к нравственному совершенству.

Критики о творчестве Ф.М.Достоевского.

« …Человек, потрудись на родной ниве; найди себя в себе, овладей собой – и узришь правду .Эта правда в твоем собственном труде над собою. Победишь себя и станешь свободен и начнешь великое дело, и других свободными сделаешь и узришь счастье, и поймешь наконец народ свой и святую правду его.»

Рефлексия

Проверка записей учащихся в ходе урока. Учащиеся должны записать следующие термины и понятия:

Искусство, «маленькие люди», самосознание героев, возможность исповедоваться,униженные и оскобленные, психологизм, исключительность характеров и ситуаций, человеческие страдания, социальная справедливость, нравственность,  «почвенничество»,славянофилы, сочувствие и сострадание;готовность добровольно прийти  на помощь,суд своей совести, возможность поверить в добро, постичь самые глубинные, скрытые от постороннего глаза движения души;одухотворенность, освященный любовью и страданием,спасти мир,говорить о философских проблемах языком  художественных образов; возникновение  художественности нового типа;
реализм Достоевского – философский, психологический; вера в бога, в человеколюбие, в людей, вдохновенных верой в добро, стремящихся к справедливости;напряженные нравственно-философские искания.
    Психологизм – важнейшая особенность всех произведений Достоевского,описание внутреннего мира героев,мучительные духовные  поиски,  движение к нравственному совершенству.

На основе этих понятий учащиеся строят свой ответ о личности писателя, его мировоззрении и   о   его произведениях в мировой литературе.

Домашнее задание по литературе: история создания романа «Преступление и наказание», новый тип романа в литературе.

Домашнее задание по обществознанию: по усмотрению учителя



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок музыки, изо и литературы.5 класс

"Душа человека и ее отражение в искусстве". На уроке учащиеся учатся соотносить лирику поэзии с музыкальными произведениями и полотнами русских художников....

Интегрированный урок – игра порусскому языку, литературе и музыке «Сказки и речевой этикет» в 5 классе с участием учащихся 1 класса.

Интегрированный урок – игра по русскому языку, литературе и музыке  «Сказки и речевой этикет» в 5 классе с участием учащихся 1 класса. Задачи  урока:привлечь детей к народному творчест...

« Здравствуй, дорогой Сергей Есенин!» Интегрированный урок русского языка и литературы. 6 класс. Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе.

   Интегрированный урок русского языка и литературы с целью расширить представления уч-ся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имен существительных в устн...

Интегрированный урок ( русский язык и литература, 9 класс)

Интегрированный урок на тему: "Использование сложносочиненных предложений в творчестве М. Ю. Лермонтова"....

Интегрированный урок русского языка и литературы в 11 классе по теме «Входите! Входите, дети!» Роль литературы в будущем самоопределении молодежи (по рассказу М. Гелприна «Свеча горела»)

Тип урока: урок открытия нового знанияФормы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.Используемые технологии:Тренинговые технологии: технология «Дебаты»Технологии на основе эффективн...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-м классе: "Повторение синтаксиса сложного предложения" (на примере повести И.С. Тургенева "Первая любовь» Степанова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы

1).На материале повести И.С. Тургенева “Первая любовь” систематизировать, обобщить и закрепить знания о синтаксисе сложного предложения; помочь учащимся разобраться в нравственных проблема...

Интегрированный урок по географии и литературе 7 класс по рассказу Е.Носова "Кукла"

На уроке рассматриваются проблема экологии природы и души человека....