Разработка урока по изобразительному искусству «Вещь: красота и функциональность» для учащихся 8 класса
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 8 класс)

Бондарева Светлана Александровна

  Актуальность дизайна заключается в том, что каждая вещь рассматривается не только с точки зрения пользы, надёжности и красоты, но и во всём многообразии её связей в процессе производства и функционирования.

  Следует обратить внимание на то, что между дизайном и прикладным искусством существует тонкая связь. Их можно назвать даже двумя сторонами одной медали.

  Интересно отметить, что объекты дизайна так же как и все произведения искусства, отражают время, уровень технического прогресса и социально-политическое устройство общества.

  Изобразительно – выразительные средства дизайна являются общим для пластических искусств: точка, линия, фактура, текстура, цвет, форма, объём, пропорции, масса и пространство.

  Каковы же выводы и итоги? Они многообразны, как и сами конструктивные искусства. 

Для одних учеников дизайн станет как вид профессиональной художественной деятельности, для других – это определённое миропонимание, отношение к миру, к природе, к вещам, наконец, к самому своему облику и образу своей жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок разработала учитель изобразительного искусства

Бондарева Светлана Александровна

 МБОУ СШ № 1, городского округа – город  Камышин Волгоградская область.

Программа Б.М. Неменского,  8 класс.  

Тема: «Вещь: красота и функциональность».

Цели урока:

  1. Дать представление об инсталляции как виде дизайна и ее роли в образно-стилевом решении интерьера.
  2. Способствовать развитию творческих способностей учащихся.
  3. Способствовать воспитанию  эстетического вкуса.
  4. Научить выполнять инсталляцию как композицию из реальных предметов и вещей, расположенных на плоскости.

Оборудование к уроку:

Для учителя – макеты инсталляции, презентация по теме (мультимедиа),

 аудиозапись (музыкальное сопровождение).

Для учащихся – рамка, клей ПВА, пластилин, гуашь, элементы бытовых предметов, ножницы, промышленные и природные материалы, фрагменты текстов и репродукций.

План урока:

  1. Организационный момент – 0,5 мин.

      2. Введение в тему урока – 2 мин.

     3. Сообщение темы и целей урока - 0,5 мин.

    4. Работа по теме урока – всего 28 мин.

          а) Изучение нового материала – 5 мин.

          б) Первичное закрепление – 1 мин

          в) Подготовка к практической  работе. – 2 мин.

                г) Выполнение практической  работы – 20  мин

   5. Выставка и анализ работ – 3 мин.

   6.Подведение итогов. Закрепление- 1 мин

   7 Выставление оценок.

Ход урока.

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

0,5 мин

2 мин

0,5 мин

Всего 28 мин

5 мин

1 мин

2 мин

20 мин

3 мин

1 мин

1.Организационный  момент

Здравствуйте, ребята. Зовут меня Светлана Александровна, и сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства.

 2.Введение в тему

Я не первый раз у вас в школе, и мне очень нравится, как оформлена ваша школа. Поднимаясь по лестнице, я любовалась оформлением лестничного марша. Я вижу, что в вашей школе учатся ученики, которые любят создавать уют и красоту.

Это ваш школьный мир. И у каждого человека есть свой мир, известный и понятный только ему одному. В этом мире человек живет, созидает, создает уют, он полон интересов и увлечений.

- Скажите, о каком мире я говорю?

Это может быть своя комната, а может быть часть комнаты, т.е. мир принадлежащий вам. Но не всегда существует возможность создать интерьер такой, какой бы хотелось вам. Иногда не позволяют материальные возможности, иногда родители не разрешают нарушать целостность интерьера. А так хочется обозначить свое «Я».  Выразить свою индивидуальность в оформлении комнаты или уголка поможет вам пространственная композиция, с которой мы познакомимся сегодня на уроке.

- Посмотрите на эту композицию, чем она интересна?  (Учитель демонстрирует наглядность).

 3.Сообщение темы и целей урока

Эта композиция называется инсталляция

Сегодня на уроке мы узнаем, что такое инсталляция и научимся её выполнять. Надеюсь, что вы вложите в работу частицу своей души, и тогда у нас с вами все получится. Ваша инсталляция займет достойное место в вашем доме.   Инсталляция как любая вещь должна радовать глаз и быть для нас полезной. Тема урока «Вещь: красота и функциональность». (Обращение к теме).

  4.Работа по теме урока.

а) Изучение нового материала.

Инсталляция – это латинское слово, переводится как установка, размещение, монтаж. (Это искусство возникло на основе АРТ – дизайна в 20 веке).

 Инсталляция - это пространственная композиция, созданная художником из различных элементов – бытовых предметов, промышленных и природных материалов, фрагментов текстовой и визуальной информации. ( определение на доске).

- Какие предметы я имею в виду, назовите их?

Существуют разные виды инсталляции.

(Мультимедиа).

 Слайд № 1

Инсталляция.

Виды инсталляции:

Слайд № 2 

Видео – фото инсталляция.

C:\Мои документы\Учёба\ШКОЛА\Учитель года 2\Картинки инсталл\de7e8e30b616.jpg

- Как вы думаете, из чего создаются видео – фото инсталляции?

- Правильно, это сочетание видео и фото с эффектами и анимацией.

Слайд № 3

Цветовая инсталляция.

C:\Мои документы\Учёба\ШКОЛА\Учитель года 2\Картинки инсталл\54127148_1.jpg

- Что здесь играет главную роль?

- Да, игра цветов.

Слайд №  4

Световая инсталляция

C:\Мои документы\525145240_df9b5ee93e.jpg

- Что является главным элементов в этой инсталляции?

- Основой являются световые лучи, которые образуют цветовые и световые эффекты.

Слайд № 5

Инсталляция - коллаж

C:\Мои документы\Учёба\ШКОЛА\Учитель года 2\Картинки инсталл\48911064_x.jpg

- Какой материал используют художники для создания этой инсталляции?

- А может быть использована доработка красками и карандашами.

Слайд № 6

Предметная инсталляция

C:\Мои документы\Учёба\ШКОЛА\Учитель года 2\Картинки инсталл\51079546_20090410fish400x600.jpg

- Почему она так называется?

- Используют предметы, промышленный и природный материал.

- Как вы думаете, с какой целью создаются инсталляции?

- Конечно, далеко, не все виды инсталляции мы сегодня посмотрели. Это искусство  ещё развивается, и с каждым днем создаются всё новые и новые виды инсталляции.

б) Первичное закрепление

Слайд № 7

C:\Мои документы\Учёба\ШКОЛА\Учитель года 2\Картинки инсталл\48911430_September_9_2003_13.jpg

- Какой вид инсталляции вы видите?

- Что главное автор хотел выразить?

- Как бы вы назвали инсталляцию?

Слайд № 9

C:\Мои документы\Учёба\ШКОЛА\Учитель года 2\Картинки инсталл\c292c1259230.jpg

- Назовите вид инсталляции и её главный смысл?

- Как бы её назвали?

Слайд № 10

C:\Мои документы\Учёба\ШКОЛА\Учитель года 2\Картинки инсталл\3fe2696d56fc.jpg

- А что вы можете сказать про эту инсталляцию?

- Кому может принадлежать эта вещь?

- По каким признакам вы определили?

Итог.

- Какие виды инсталляции вы запомнили?

(Учитель работает у доски, вывешивает названия инсталляций ).

  в) Подготовка к практической работе

Надеюсь, у вас возникло желание выполнить инсталляцию? Это не так просто…

- Кто уже знает, о чем будет его инсталляция?

 А идеи могут быть разные: спорт, поэзия, музыка, искусство, любовь, отдых, ваши увлечения…

Сядьте поудобнее, можно встать. Закройте глаза, представьте свою работу.  (физминутка. Звучит музыка)

Спасибо.

Давайте составим технологическую карту.

 1.  Мы выбрали идею (на доске «Выбор идеи»).

Создавая инсталляцию надо помнить, что вещи говорят о человеке. Вы можете создать свой мир в инсталляции.

 

2. Второй этап: подбираем необходимый для инсталляции материал и инструменты из тех, что лежат у вас на столах (на доске «Выбор материала и инструментов»)

3 . Возникает  вопрос, как же нам разместить предметы на плоскости?  Ваш сюжет может выходить за пределы рамки, а может существовать только в нутрии её. Разложите предметы или сюжеты из журналов. Обязательно определите композиционный центр, что будет главным в вашей  инсталляции.

(на доске «Создание композиции»).

- Как выделить центр композиции?

- А ещё его можно выделить фактурой, так как мы работаем с материалами.

4.  Что нам осталось сделать?

(на доске «Закрепление  предметов»). Предметы или текстовый материал можно приклеить, используя клей ПВА, а если ваш выбор пал на более тяжелые предметы их можно крепить на пластилин или вдавливать в него.

5. По окончании своего творчества, постарайтесь дать название инсталляции.

При оценивании ваших творческих работ  будет учитываться: композиционное решение, аккуратность и конечно идея.

 План работы определен, осталось выполнить инсталляцию. Вы можете инсталляцию сделать полностью самостоятельно, а кто испытывает трудности могут использовать в работе  готовые эскизы композиции. Вам может помочь учебник страница 74 – 75.  Для создания творческой работы отводится 20 минут.

 Я вам желаю удачи!

г) Выполнение практической работы

(Учитель контролирует ход работы: подсказывает, помогает индивидуально. Если у большинства учащихся возникает  общая проблема, учитель может прервать творческий процесс и объяснить решение этой проблемы).

5 выставка и анализ работ.

- Кто хочет рассказать о своей работе?

- Какой вид инсталляции вы выполнили?

- Как вы назвали свою инсталляцию и что хотели главное передать в работе.

6 Подведение итогов. Закрепление

-  У нас сегодня не обычный урок и ученики  других классов вас могут спросить, чем вы занимались на уроке, что вы им ответите?

- А дома мама увидит такую красоту и спросит, что же такое инсталляция, что вы скажете?

- Где еще можно использовать ваши работы?

7  Выставление отметок.

Поучают отметку «5»…

Те учащиеся, которым требуется дополнительное время  для завершения инсталляции, могут  поработать дома и оценит вашу работу Светлана Анатольевна. Это и будет вашим домашним заданием.

Всего доброго, мне было очень приятно с вами работать!

- Мир наших увлечений.

- Наш дом и семья.

- мир, который вне школы.

- Она сделана из объемных предметов.

- Она оригинальна.

- Ракушки, бантики, игрушки, бусы, журналы…

- Это фотошоп.

- фото и видео с эффектами.

- Гамма цветов.

- Сочетание цветов.

- Цветной свет.

- Огни, лучи.

- Газеты, журналы

- В работе используют предметы.

- Реклама.

- Выразить свой внутренний мир.

- Инсталляция  - коллаж.

- Письма, телеграммы для женщины.

- «Жду письма».

- Предметная инсталляция, главной является морская тема

- Я бы назвала «Море».

- Эта шкатулка для мелких деталей.

- Мужская шкатулка, потому, что сверху мы видим гайки, ключи…

- Предметная, коллаж, световая…

- Цветы.

- Игрушки.

- Его можно выделить размером, цветом и формой.

- Приклеить, закрепить предметы.

- Я выполнил… (предметную) инсталляцию. Назвал её …(спорт), потому, что мне очень нравится заниматься спортом.

- Сегодня на уроке мы делали инсталляцию.

- Инсталляция – это предметная композиция, которая создается художником из разных предметов.

- Украсить свою комнату, кабинет.

Литература:

  1. Сокольникова Н.М.

Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб.пособие для студ. высш. пед учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

  1. Беляева С.Е.

Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: Учебник для учащихся нач.проф.учеб.заведений/ Светлана Евгеньевна беляева. – М.: Издательский центр «Академия», 2006 .

  1. Энциклопедия «Все о живописи»

- http:// iskusstvo. ucoz. ru /

  1. Цветовая инсталляция … http://www.saulgallery.com/chronicle/evans_2007.html

  1. Питерских А.С.

               Изобразите6льное искусство: дизайн и архитектура в жизни               человека: учеб. Для 7-8 кл. общеобразоват. Учреждений / А.С. Питерских, Г.Е. Гуров; под ред. Б.М. Неменского._ М.: Просвещение, 2008.

         

 

Оформление школьной доски.

Наглядность: инсталляции сделанные учителем, иллюстрации с видами инсталляции (мультимедиа), таблицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по изобразительному искусству 5класс. «Красота народного костюма»

Учебная  программа  по  изобразительному  искусству  для  5-7  классов  составлена  на  основе  примерной  программы  по...

Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе общеобразовательной школы на тему «Декоративно-прикладное искусство народов русского севера»

Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. С давних времен людям нравилось украшать свое жилище коврами, расписными подносами и шкатулками, потому что народное изобразительное искусство н...

"Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве". Разработка урока по изобразительному искусству в рамках ФГОС.

Урок по изобразительному искусству. ФГОС.  6 класс по программе Б.М.Неменского.Тема урока: Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве.Тип урока:  Комбини...

Разработка урока по изобразительному искусству для учащихся 5 класса "Золотая Хохлома"

Хохлома — старинный русский народный промысел.Как же выглядят хохломские изделия? Почему же эти изделия называют Хохломой?...

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ. «Вещь: красота и целесообразность. Форма и материал. Единство художественного и функционального в вещи».

Дизайн вещи от идеи до воплощения. В уроке используется современная образовательная технология ТРИЗ (технология решения изобретательских задач)....