На пути к самоактуализации личности.
статья по литературе

Дмитренко Ольга Александровна

Психолого-педагогическая техника 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_puti_k_samoaktualizatsii_lichnosti.docx24.95 КБ

Предварительный просмотр:

На пути к самоактуализации личности

Дмитренко О.А.

МАОУ «Сладковская СОШ»

    Гуманистическое направление в педагогике характеризуется в первую очередь тем, что учитель на уроке является тем человеком, который просто создает условия для реализации потребностей своих воспитанников. Учитель становится катализатором процессов во внутреннем мире учащегося.

Самоактуализация - это потребность человека в развитии и реализации своей личности.

Преодоление неуверенности в себе — главное условие развития самоактуализации личности. Напрямую передать человеку чувство любви, безопасности, принадлежности невозможно. Но можно создать условия, при которых развитие этих чувств станет реальным.

Наличие своего собственного мнения является гарантом того, что человек начнет советоваться сам с собой, а не с окружающими, начнет доверять своим внутренним побуждениям.

Важность решения проблемы самоактуализации личности в условиях школы заключается в том, что от умения правильно выстраивать иерархию своих ценностей и потребностей во многом зависит не только возможность самореализации каждого ученика в отдельности, но и состояние его здоровья.

    Самопонимание – одно из личностно значимых качеств, необходимых для самоактуализации личности старшеклассника. Это понимание личностью своих потребностей и стремлений. Разные люди начинают хотеть одного и того же, обладая при этом разными возможностями и способностями.

Особенно такое положение вещей характерно для подростков. Для них идет время идентификации себя с социальной группой, к которой он чувствует свою принадлежность, и часто в это время подростком принимаются нормы и убеждения, которые идут вразрез с его личностными стремлениями. На уровне психофизики это будет осознаваться как постоянное напряжение. Именно поэтому важно предложить молодому человеку техники работы со своей психикой, позволяющие ему понять, кто он такой.

Часто глубина своих потребностей проживается на фоне так называемых «пиковых переживаний». В реальной жизни мы редко сталкиваемся с переживаниями такого накала, а в технике они моделируются. «Пиковое переживание» создает прорыв в личностном росте человека.

Педагогический аспект

Каким образом мы можем развивать креативность, например, на уроке литературы? (Это традиционная форма применения данной психотехники.)

Можно задать вопросы на ассоциирование всему классу, с тем чтобы максимально привлечь внимание учащихся к внешнему миру: «Что вы видите сейчас? Что вы слышите сейчас?» И вопросом «Что вы чувствуете сейчас?» перевести учащихся в плоскость работы с внутренним миром.

Глубокое «проживание» образов внутреннего мира, ведущее к новому видению какой-то ситуации или явления, возможно только в том случае, если удается их увидеть, услышать и почувствовать одновременно.Если в процессе переживания текста художественного произведения у человека (в нашем случае - школьника-старшеклассника) происходит прорыв – катарсис - на психическом плане его души, то на уровне физики его тела также происходят качественные изменения: меняется состав крови, могут уйти различные заболевания, станет крепче иммунная система.

Цель построения психолого-педагогической техники: усиление креативного потенциала учащихся путем фиксации визуальных, аудиальных и кинестетических образов внутреннего мира, возникающих в момент знакомства с текстом художественного произведения.

Концептуальная основа подобной работы основана на многократном повторении стимульного материала. Важно удержать внимание школьников на какой-то теме. Поэтому можно попробовать вести за собой внимание учащегося во время работы с текстом художественного произведения. Это может научить его ориентироваться в образах внешнего и внутреннего мира, оценивать их, воспринимать информацию синестезически, осознавать свои потребности.

Психолого-педагогическая техника «Поэзия VАК[1]»

     1.Учитель: Вашему вниманию сейчас будет предложено стихотворение...

( Чтение стихотворения учителем.)

— Подумайте о вашем отношении к услышанному тексту (или прочитанному).

— Зафиксируйте свое отношение устно или письменно).

2. Учитель: Сейчас вам нужно будет как бы увидеть то, о чем говорится. (Чтение стихотворения учителем.)

— Опишите устно или письменно) по возможности то, что вы увидели.

— Подумайте о вашем отношении к услышанному тексту. Оно изменилось?

3. Учитель: Сейчас вам нужно будет услышать то, о чем говорится.

( Чтение стихотворения учителем.)

— Опишите по возможности то, что вам удалось услышать.

— Подумайте о вашем отношении к услышанному тексту. Оно изменилось?

4. Учитель: Сейчас вам нужно будет почувствовать то, о чем я читаю.  

( Чтение стихотворения учителем.)

— Опишите то, что вам удалось почувствовать.

— Подумайте о вашем отношении к услышанному тексту. Оно изменилось?

5. Учитель: Сейчас вам нужно будет одновременно увидеть, услышать и почувствовать то, о чем говорится в стихотворении. ( Чтение стихотворения учителем.)

— Подумайте о вашем отношении к услышанному тексту. Оно изменилось? Есть ли отличия от первоначального впечатления? Если есть, то каковы они?

— Зафиксируйте свои новые мысли устно или письменно). Если в вашем восприятии текста произошли изменения, то подумайте, почему они произошли? (Один и тот же текст читается 4-6 раз.)

Формы работы возможны разные: групповые и индивидуальные; устные и письменные. Данная техника позволяет непосредственно пережить стихотворение и понять его намного глубже, чем при обычном прочтении. Как правило, после выполнения алгоритма у учащихся появляется другой взгляд на изучаемое произведение. В отдельных случаях они выходят на свои собственные проблемы, которые актуализируются в момент работы.

Специфический алгоритм ввода текста помогает получить новую информацию об особенностях своей личности; прожить и «отпустить» старые обиды; обнаружить свои проблемные ситуации; уточнить свои потребности. Все вместе помогает движению к самоактуализации и психическому здоровью.

Желательно, чтобы подобная работа проводилась учителем литературы постоянно, а не от случая к случаю. Результаты работы  всегда можно оценить по рефлексии, которые сами учащиеся могут дать, а также по возрастающему уровню адекватности мышления и поведения ваших учеников.

    Овладев данной  психотехникой, вы сможете повысить свой уровень самоактуализации, а также помочь своим воспитанникам. На практике это будет означать, что изменится качество вашей и их жизни. Она изменится в лучшую сторону, так как  вплотную подойдёте к обретению внутренней целостности и раскрытию своих потенциалов.

Литература

    1. Лапик В.В. Самоактуализация личности (Психологический инструментарий). – М.: Лига профессиональных имиджмейкеров, 2000.

    2. Новейшие технологии нейтрализации стрессов и оздоровления школьника: Практическое пособие /Авт.- сост. В.В. Онишина. – М.: АРКТИ, 2008. – 152 с. 


[1] V - визуальный ряд – это то , что вы мысленно видите, когда думаете о чём-то; A – аудиальный ряд образов внутреннего мира; K – кинестетический ряд (телесный) – это запах, вкус, ощущение холода и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ (ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ПО АВТОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ Б.С.ДЫХАНОВОЙ )

Это небольшой опыт моей работы по авторской технологии преподавания литературы профессора Воронежского педагогического университета Б.С.Дыхановой. Очень интересно было работать. Учила детей и училась ...

Самоанализ и самооценка - путь к развитию личности ученика

Из опыта работы . Приемы и методы учителя по формированию самооценки у учащихся....

Развитие познавательной активности учащихся, как один из путей формирования творческой личности на уроках биологии и во внеурочной деятельности.

Формирование устойчивого познавательного интереса зависит от эмоционально-положительного отношения к учению....

Лекция: «Семья - особая социальная группа и культурная общность, сфера самоактуализации личности».

В процессе близких взаимоотношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности. Он входит...

Диагностика самоактуализации личности

Диагностика самоактуализации личности:...

Диагностика самоактуализации личности

Диагностика самоактуализации личности...

ПРОБЛЕМА САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Понятие «здоровьесберегающие технологии» на сегодняшний день интегрирует все направления работы школы по сохранению, формированию, развитию и укреплению здоровья школьников. Сюда входят св...