Главные вкладки

    Рабочая программа « Литература» 8 класс
    рабочая программа по литературе на тему

    Куимова Алёна Олеговна

     

    Рабочая программа составлена на основе программы

    по литературе для 5-11 классов. Авторы: В.Я. Коровина,

    Журавлев В. П. ,   В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина;

    под редакцией В.Я. Коровиной. -  М.: Просвещение, 2010.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_programma_literatura_8_klass.docx66.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «ГЕОРГИЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

    Рассмотрено:

    Руководитель ШМО ГЦ

    _________ Памберг О.А.

    Протокол №_____ от

    «____» __________2014г.

    Согласовано:

    Зам. директора по УВР   ________ Верменичева М.А.

    «____» __________2014г.

    Утверждаю:

    Директор школы

    ________ Зинченко Т.П.

    Приказ №_____ от

    «____» __________2014г.

    Рабочая программа учебного предмета

    «Литература»

    8 класс, II ступень, базовый уровень

    Рабочая программа составлена на основе программы

    по литературе для 5-11 классов. Авторы: В.Я. Коровина,

    Журавлев В. П. ,   В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина;

    под редакцией В.Я. Коровиной. -  М.: Просвещение, 2010.

                                                                                         Составитель: Куимова А.О.

                                                                                         учитель русского языка и литературы

    с. Георгиевка 2014 год

    Пояснительная записка

     Рабочая программа разработана на основе образовательной программы основного общего образования МКОУ «Георгиевская сош» с учетом УМК авторов  В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина, И.С. Збарского, В.П. Полухиной; под редакцией В.Я. Коровиной по литературе для 5-11 классов.

     Используемый учебно-методический комплект:

    1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. и др./ под ред. Коровиной В.Я. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). 10-11 классы (Профильный уровень).  – М.: Просвещение, 2010.
    2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. — М.: Просвещение, 2011.
    3.  Коровина В.Я. , Журавлев В.П., Коровин В. И. Читаем, думаем, спорим …8 класс. Дидактические материалы по литературе - М: Просвещение, 2009 г
    4. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2009.
    5. Литература: 8 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2011

     Место предмета в базисном плане 

            Предмет «Литература» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного    предмета в  8 классе.

           Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. В  8 классе курс литературы   рассчитан на 102 часа (3 урока в неделю).

     Общая характеристика учебного предмета

           Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

          Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 классы и 10-11 классы). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс. 8 класс входит во вторую.

    Основные цели и задачи курса:

           Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

    воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

    развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

    освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

    овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.  

      Основная задача обучения в 8 классе: приобретение основных историко-литературных сведений о русской литературе 19 века и 20 века; формирование способности к анализу художественных произведений; освоение коммуникативной компетенции.

    Особенности отбора содержания:

          Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и    изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко и теоретико-литературных знаний, на определённых способах и видах учебной деятельности.    

       Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 8 классе – это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя.

    Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание школьниками изучаемого материала и более высокий уровень владения навыками по литературе. Наиболее тесные связи литературы как предмета осуществляются с русским языком. Это закреплено программой развития речи, которая предусматривает общие для этих предметов виды работ: (обучение изложению, пересказу, сочинению). Близкие понятия содержатся в курсе изобразительного искусства (антитеза, изобразительное средство и т.п.). Художественные тексты в учебнике данной программы сопровождаются рисунками лучших художников – иллюстраторов.

    Формы организации учебного процесса:

          Индивидуальные, групповые, фронтальные,  классные и внеклассные.

       

    Ведущий вид деятельности: практико-ориентированный.

    В рамках технологии развития критического мышления осуществляется:

    - использование элементов причинно-следственного анализа;

    - поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

    - обучение умению обоснованно развёртывать суждения на самостоятельно подобранных  примерах из литературных произведений  (высказывание, монолог, дискуссия);

    - продуктивная творческая деятельность: сочинения разных жанров, выразительное чтение, устное словесное рисование, инсценирование произведения;

    - рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста на всех этапах изучения литературы;

    - репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с изменением лица рассказчика), ответов на вопросы;

    - поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства.

        

        Формы и способы проверки знаний:

    • пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменение лица);
    • выразительное чтение,
    • развернутый ответ на вопрос,
    • анализ эпизода;
    • составление простого или сложного плана по  произведению, в том числе цитатного;
    • составление сравнительной характеристики по заданным критериям;
    • викторина;
      сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода;
    • тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющий начитанность учащегося, теоретико-литературные знания.

          Планируемые результаты реализации программы:

    1. 100% успеваемость; КЗ не ниже 70%.
    2. Приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.
    3. Активное восприятие школьниками художественного текста.
    4. Правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе наизусть.
    5. Овладение основными теоретическими понятиями.
    6. Умение выразить своё впечатление от прочитанного,  дать развёрнутый ответ на вопрос, написать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение.

               

      Формы и нормы оценки и контроля знаний обучающихся

    1.  Оценка устных ответов учащихся:

    При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

    1. Знание текста, и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

    2 Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки: героев.

    3.Понимание роли художественных средств в раскрытия идейно-эстетического содержания         изученного произведения.

    4.Знание теоретико-литературных понятий ж умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений; изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

    5. Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.

    6.Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи.

    7. Уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

    Отметка «5» ставится, если ученик:

    • Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
    • Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы.
    • Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
    • Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
    • Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использует для доказательства выводы из наблюдений и опытов.
    • Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

    Отметка «4» ставится, если ученик:

    • Показывает знания всего изученного программного материала.
    • Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
    • Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи.
    • Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
    • Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

    Отметка «3» ставится, если ученик:

    • Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно.
    • Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
    • Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.
    • Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
    • Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
    • Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

    Отметка «2» ставится, если ученик:

    • Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
    • Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.
    • При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

    Отметка «1» ставится, если ученик:

    • Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
    • Полностью не усвоил материал.

    1.   Оценка сочинений:

            Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли и уровня речевой подготовки учащихся.

    С помощью сочинений проверяются:
    а) умение раскрыть тему;
    б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
    в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
         Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
         
    Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
     соответствие работы ученика теме и основной мысли;
    · полнота раскрытия темы;
    · правильность фактического материала;
    · последовательность изложения.
         При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
    · разнообразие словаря и грамматического строя речи;
    · стилевое единство и выразительность речи;
    · число речевых недочетов.
         Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

         В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

    • правильное понимание темы, глубина, и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-эстетического содержания произведения, доказательность основных положении, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения;
    • соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
    • точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

    Отметка

    Основные критерии отметки

    Содержание и речь

    Грамотность

    «5»

    1. Содержание работы полностью соответствует теме. 
    2. Фактические ошибки отсутствуют. 
    3. Содержание излагается последовательно. 
    4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 
    5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. 
    В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

    Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

    «4»

    1.      Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

    2.      Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

    3.      Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

    4.      Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

    5.      Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

    В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

    Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

    «3»

    1.      В работе допущены существенные отклонения от темы.

    2.      Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

    3.      Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

    4.      Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

    5.      Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

    В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

    Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

    «2»

    1.      Работа не соответствует теме.

    2.      Допущено много фактических неточностей.

    3.      Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

    4.      Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

    5.      Нарушено стилевое единство текста.

    В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

    Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

    Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

    2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

    3. На оценку сочинения  распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

    Структура изучаемого предмета

    Наименование раздела

    Количество часов

    Всего

    Теоретические

    Практические

    1

    Введение

    1

    1

    2

    Устное народное творчество

    3

    3

    3

    Из древнерусской литературы

    4

    4

    4

    Из литературы XVIII века

    5

    3

    2

    5

    Из литературы XIX века

    47

    39

    8

    6

    Из русской литературы XX века

    29

    20

    9

    7

    Из зарубежной литературы

    11

    11

    8

    Повторение изученного за курс 8 класса

    2

    2

    Итого

    102

    83

    19

    Календарно-тематическое планирование

    № урока

    п/п

    Наименование раздела программы, тема урока

    Всего часов

    Из них

    Дата

    р/р

    к/р

    По плану

    Фактически

                  I                                   Введение                                       1

    1

    1

    Введение. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа.

    1

                 II                          Устное народное творчество            3

    2

    1

    Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях.

    1

    3

    2

    Лирические песни . Исторические песни . Частушка как малый песенный жанр.

    1

    4

    3

    Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком»

    1

                 III                        Из древнерусской литературы         4

    5

    1

    Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы.

    1

    6

    2

    Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского

    1

    7

    3

    Вн.чт. «Шемякин Суд» – сатирическое произведение XVII века

    1

    8

    4

    Вн.чт. Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения.

    1

                 IV                           Из литературы XVIII века           5           2

    9

    1

    Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии.

    1

    10

    2

    Проблема воспитания истинного гражданина.

    1

    11

    3

    Анализ эпизода комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»(по выбору).

    1

    12

    4

    Р/р. Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе  XVIII века»

    1

    1

    13

    5

    Р/р. Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе  XVIII века»

    1

    1

                   V                           Из литературы XIX века             47         6           2

    14

    1

    И.А. Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз» и их историческая основа.

    1

    15

    2

    Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков

    1

    16

    3

    Вн.чт. И. А. Крылов — поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца.

    1

    17

    4

    К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. Думы К.Ф. Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и её связь с историей.

    1

    18

    5

    Понятие о думе. Характерные особенности жанра. Народная песня о Ермаке на стихи К. Ф. Рылеева

    1

    19

    6

    А. С. П у ш к и н. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе.

    1

    20

    7

    Стихотворения «Туча», «К***», «19 октября». Их основные темы и мотивы.

    1

    21

    8

    А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина

    1

    22

    9

    А. С. Пушкин. «История Пугачева» . История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя.

    1

    23

    10

    А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы

    1

    24

    11

    Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич

    1

    25

    12

    Семья капитана Миронова. Маша Миронова — нравственный идеал Пушкина

    1

    26

    13

    Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина.

    1

    27

    14

    Р/р.Гуманизм и историзм А. С. Пушкина в романе «Капитанская дочка».

    1

    1

    28

    15

    Р/р. Фольклорные мотивы. Понятие о романе и реалистическом произведении. Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

    1

    1

    29

    16

    А. С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы.

    1

    30

    17

    Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога

    1

    31

    18

    Контрольная  работа по творчеству А. С. Пушкина

    1

    1

    32

    19

    М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М. Ю. Лермонтова

    1

    33

    20

    М. Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой.

    1

    34

    21

    Воспитание в монастыре. Романтически-условный историзм поэмы

    1

    35

    22

    Особенности композиции поэмы «Мцыри».

    1

    36

    23

    Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Развитие представлений о жанре романтической поэмы

    1

    37

    24

    Р/р. Обучение сочинению по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри».

    1

    1

    38

    25

    Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве.

    1

    39

    26

    Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью  и солью».

    1

    40

    27

    Разоблачение пороков чиновничества в пьесе.

    1

    41

    28

    Приемы сатирического изображения чиновников.

    1

    42

    29

    Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление

    1

    43

    30

    Р/р.Особенности композиционной структуры комедии.

    1

    1

    44

    31

    Р/р. Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении»

    1

    1

    45

    32

    Н. В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе

    1

    46

    33

    Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества

    1

    47

    34

    Мечта и реальность в повести «Шинель».

    1

    48

    35

    М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города»

    1

    49

    36

    Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении.

    1

    50

    37

    Р/р. Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению

    1

    1

    51

    38

    Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина

    1

    1

    52

    39

    Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных.

    1

    53

    40

    Сатира на чиновничество. Художественная деталь как средство создания художественного образа

    1

    54

    41

    Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала».

    1

    55

    42

    Главные герои. Идея разделенности двух Россий. Мечта о воссоединении дворянства и народа

    1

    56

    43

    Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала».

    1

    57

    44

    Вн.чт. Нравственные проблемы повести Л. Н. Толстого «Отрочество»

    1

    Поэзия родной природы

    58

    45

    Вн.чт. Поэзия родной природы в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова

    1

    59

    46

    А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье.

    1

    60

    47

    Психологизм рассказа «О любви»

    1

                  VI                   Из русской литературы XX века         29        8          1

    61

    1

    И. А. Б у н и н. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ».

    1

    62

    2

    Мастерство И. А. Бунина-прозаика

    1

    63

    3

    А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».

    1

    64

    4

    Представления о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле

    1

    65

    5

    Р/р.Урок-диспут «Что значит быть счастливым?».

    1

    1

    66

    6

    Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна

    1

    1

    67

    7

    А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия».

    1

    68

    8

    С. А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» — поэма на историческую тему.  

    1

    69

    9

    Р/р.Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина.

    1

    1

    70

    10

    Р/р. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина. Подготовка к домашнему сочинению

    1

    1

    71

    11

    И. С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» — воспоминание о пути к творчеству

    1

    72

    12

    И. С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» — воспоминание о пути к творчеству

    1

    Писатели улыбаются

    73

    13

    Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"»

    1

    74

    14

    Вн.чт. Ироническое повествование о прошлом и современности; Тэффи. «Жизнь и воротник»; М. М. Зощенко. «История болезни»

    1

    75

    15

    М. А. О с о р г и н. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»

    1

    76

    16

    М. А. О с о р г и н. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»

    1

    77

    17

    Контрольная работа по творчеству Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, М. Горького, А. А. Блока, С. А. Есенина

    1

    1

    78

    18

    А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин».

    1

    79

    19

    Василий Теркин — защитник родной страны.

    1

    80

    20

    Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Мастерство А. Т. Твардовского в поэме

    1

    81

    21

    Вн.чт. А. П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение».

    1

    Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

    82

    22

    Р/р.Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне

    1

    1

    83

    23

    Р/р. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М. Исаковского, Б. Окуджавы, А. Фатьянова ,Л. Ошанина

    1

    1

    84

    24

    В. П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет»

    1

    85

    25

    Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе

    1

    86

    26

    Р/р. Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века»

    1

    1

    87

    27

    Р/р. Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века»

    1

    1

    Русские поэты о Родине, родной природе

    88

    28

    Русские поэты о Родине, родной природе.

    1

    89

    29

    Вн.чт. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды

    1

                VII                  Из зарубежной литературы                   11

    90

    1

    У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта».

    1

    91

    2

    Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира

    1

    92

    3

    Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Анализ эпизода из трагедии «Ромео и Джульетта»

    1

    93

    4

    Сонеты У. Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной ...».

    1

    94

    5

    Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» .

    1

    95

    6

    Сатира на дворянство и невежественных буржуа

    1

    96

    7

    Черты классицизма в комедии Мольера.

    1

    97

    8

    Вн.чт. Дж. Свифт. Слово о писателе «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества

    1

    98

    9

    Вн.чт. Дж. Свифт. Слово о писателе «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества

    1

    99

    10

    Вн.чт В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман

    1

    100

    11

    Вн.чт В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман

    1

               VIII       Повторение изученного за курс 8 класса       2

    101

    1

    Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе

    1

    102

    2

    Итоги года и задание на лето

    1

    Итого

    102

    16

    3

    Требования к уровню подготовки обучающегося:

            Учащиеся в процессе изучения данного курса должны

    знать/понимать

    • образную природу словесного искусства;

    • содержание изученных литературных произведений;

    • основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

    • изученные теоретико-литературные понятия;

    уметь

    • воспринимать и анализировать художественный текст;

    • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

    • определять род и жанр литературного произведения;

    • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

    • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

    • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

    • выявлять авторскую позицию;

    • выражать свое отношение к прочитанному;

    • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

    • владеть различными видами пересказа;

    • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

    • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

    • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе-

    дневной жизни для:

    • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русско-

    го литературного языка;

    • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

    • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

    Перечень учебно-методического обеспечения

    Методические и учебные пособия:

    1. Беляева Н.В. Литература. Проверочные работы. 5-9 классы. – М., Просвещение, 2010.
    2. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс. – М., ВАКО, 2012.

    Оборудование, приборы, электронный материал:

    1. Видеоролик "Биография М. В. Ломоносова" для 7-8 класса
    2. Исторический комментарий Александр Невский. Ролик для уроков литературы в 8 классе
    3. Пушкин А.С. Капитанская дочка (видеофильм)
    4. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. Электронное издание.
    5. Презентация. Русские народные песни.
    6. Презентация. Блок А. На поле Куликовом.
    7. Презентация. Игра по поэме «Василий Теркин».
    8. Презентация. Шекспир У. Ромео и Джульетта.

    Список литературы

    для педагога:

    1. Набоков В. Лекции по русской литературе. Издательство «Независимая газета», 1999.
    2. Серафимова В.Д. Практические материалы для подготовки к сочинениям, выпускным и вступительным экзаменам. Русские писатели XX и XXI веков. – М., Астрель, 2008.
    3. Зерчанинов А.А., Райхин Д.Я.  Русская литература. Учебник для средней школы. – М., Просвещение, 1967.
    4. Рассадин Ст. Фонвизин. М., "Искусство", 1980

        для учащихся:

    1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 8 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2011.
    2. Литература: 8 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2011.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа. Литература, 5 класс

    Рабочая программа. Литература, 5 класс...

    Рабочая программа. Литература, 6 класс

    Рабочая программа. Литература, 6 класс...

    Рабочая программа 7 класс по литературе

    Рабочая программа по учебнику Курдюмовой Т.ф. для 7 класса...

    Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов

    Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...

    Рабочая программа «Литература» для 5 класса .УМК «Литература» для 5 класса под ред. В.Я.Коровиной.

    Рабочая  программа «Литература» для 5  класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта (2004 г.), Федеральный базисный учебный план (2004) и П...

    Рабочая программа. Литература. 9 класс. Программа В.Я.Коровиной.

    Важнейшее значение в формировании духовно бога­той, развитой личности с высокими нрав­ственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основыва...

    Рабочая программа "Литература. 7 класс" (в соответствии с программой В.Я. Коровиной)

       Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. К...