Рабочая программа « Литература» 9 класс
рабочая программа по литературе по теме

Куимова Алёна Олеговна

 

Рабочая программа составлена на основе программы

по литературе для 5-11 классов. Авторы: В.Я. Коровина,

Журавлев В. П. ,   В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина;

под редакцией В.Я. Коровиной. -  М.: Просвещение, 2010.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_literatura_9_klass.docx60.94 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГЕОРГИЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Рассмотрено:

Руководитель ШМО ГЦ

_________ Памберг О.А.

Протокол №_____ от

«____» __________2014г.

Согласовано:

Зам. директора по УВР   ________ Верменичева М.А.

«____» __________2014г.

Утверждаю:

Директор школы

________ Зинченко Т.П.

Приказ №_____ от

«____» __________2014г.

Рабочая программа учебного предмета

«Литература»

9 класс, II ступень, базовый уровень

Рабочая программа составлена на основе программы

по литературе для 5-11 классов. Авторы: В.Я. Коровина,

Журавлев В. П. ,   В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина;

под редакцией В.Я. Коровиной. -  М.: Просвещение, 2010.

                                                                                     Составитель: Куимова А.О.

                                                                                     учитель русского языка и литературы

с. Георгиевка 2014 год

Пояснительная записка

 Рабочая программа разработана на основе образовательной программы основного общего образования МКОУ «Георгиевская сош» с учетом УМК авторов  В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина, И.С. Збарского, В.П. Полухиной; под редакцией В.Я. Коровиной по литературе для 5-11 классов.

 Используемый учебно-методический комплект:

  1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. и др./ под ред. Коровиной В.Я. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). 10-11 классы (Профильный уровень).  – М.: Просвещение, 2010.
  2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. — М.: Просвещение, 2011.
  3.  Коровина В.Я. , Журавлев В.П., Коровин В. И. Читаем, думаем, спорим …9 класс. Дидактические материалы по литературе - М: Просвещение, 2009 г
  4. Литература: 9 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2011

 Место предмета в базисном плане 

        Предмет «Литература» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного    предмета в  9  классе.

       Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. В  8 классе курс литературы   рассчитан на 102 часа (3 урока в неделю).

 Общая характеристика учебного предмета

       Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

      Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 классы и 10-11 классы). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс. 9 класс входит в третью.

Основные цели курса:

       Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.  

 Задачи курса:

  • познакомить учащихся с произведениями писателей 18,19,20 века, а также с выдающимися образцами зарубежной литературы;
  • способствовать формированию потребности в осознанном, творческом чтении художественных произведений;
  • развивать умения анализа художественных произведений с привлечением         базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; умения выявлять в произведениях конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, авторскую оценку;
  • совершенствовать речевую деятельность учащихся: умения и навыки, обеспечивающие владение русским литературным языком, его изобразительно – выразительными средствами.

.

Особенности отбора содержания:

      В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

      Одна из обязательных составляющих литературного образования в 9 классе – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

     Курс литературы в школе основывается  не только на усвоении основных понятий теории и истории литературы, формировании умений оценивать и анализировать художественные произведения,  но и на принципах связи искусства с жизнью, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений и  нравственно-эстетических представлений. Таким образом,  литература неразрывно связана с такими предметами учебного плана, как русский язык, история, МХК, ИЗО.

Формы организации учебного процесса:

      Индивидуальные, групповые, фронтальные,  классные и внеклассные.

   

Ведущий вид деятельности: практико-ориентированный.

В рамках технологии развития критического мышления курс литературы в 9 классе опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  • анализ и интерпретация произведения;
  • составление планов и написание отзывов о произведениях;
  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

    

    Формы и способы проверки знаний:

  • выразительное чтение,
  • развёрнутый ответ на вопрос,
  • анализ эпизода, стихотворения;
  • составление сравнительной характеристики;
  • составление сложного плана по произведению,
  • чтение стихотворений наизусть,
  • тестирование;
  • сочинение на основе литературного произведения,
  • контрольная работа.

      Планируемые результаты реализации программы:

  1. 100% успеваемость, КЗ не ниже 60%.
  2. школьники должны определить свой круг чтения и оценки литературных произведений,
  3. уметь создавать связный текст (устно и письменно) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка,
  4. находить нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета),
  5. знать основные теоретико-литературные понятия.

           

  Формы и нормы оценки и контроля знаний обучающихся

  1.  Оценка устных ответов учащихся:

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

1. Знание текста, и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

2 Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки: героев.

3.Понимание роли художественных средств в раскрытия идейно-эстетического содержания         изученного произведения.

4.Знание теоретико-литературных понятий ж умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений; изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

5. Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.

6.Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи.

7. Уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

Отметка «5» ставится, если ученик:

  • Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
  • Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы.
  • Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
  • Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  • Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использует для доказательства выводы из наблюдений и опытов.
  • Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Отметка «4» ставится, если ученик:

  • Показывает знания всего изученного программного материала.
  • Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  • Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи.
  • Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
  • Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Отметка «3» ставится, если ученик:

  • Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно.
  • Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  • Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.
  • Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
  • Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
  • Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

Отметка «2» ставится, если ученик:

  • Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
  • Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.
  • При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Отметка «1» ставится, если ученик:

  • Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
  • Полностью не усвоил материал.

  1.   Оценка сочинений:

        Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли и уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
     Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
     
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
 соответствие работы ученика теме и основной мысли;
· полнота раскрытия темы;
· правильность фактического материала;
· последовательность изложения.
     При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
· разнообразие словаря и грамматического строя речи;
· стилевое единство и выразительность речи;
· число речевых недочетов.
     Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

     В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

  • правильное понимание темы, глубина, и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-эстетического содержания произведения, доказательность основных положении, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения;
  • соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
  • точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Отметка

Основные критерии отметки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме. 
2. Фактические ошибки отсутствуют. 
3. Содержание излагается последовательно. 
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. 
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

1.      Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.      Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.      Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.      Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.      Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

1.      В работе допущены существенные отклонения от темы.

2.      Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.      Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4.      Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5.      Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

1.      Работа не соответствует теме.

2.      Допущено много фактических неточностей.

3.      Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

4.      Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5.      Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения  распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

Структура изучаемого предмета

Наименование раздела

Количество часов

Всего

Теоретические

Практические

1

Введение

1

1

2

Из древнерусской литературы

2

1

3

Из литературы XVIII века

10

9

1

4

Из русской литературы XIX века

54

48

6

5

Из русской литературы XX века

27

25

2

6

Из зарубежной литературы

6

6

7

Подведение итогов

2

2

Итого

102

92

10

Календарно – тематическое планирование

№ урока

№ п/п

Наименование раздела программы,

тема  урока

Всего

часов

Из них

Дата

р/р

к/р

По плану

Фактически

              I                                  Введение                                    1

1

1

Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.

1

              II                  Древнерусская литература                   2

2

2.1

Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы

1

3

2.2

Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Подготовка к домашнему сочинению

1

             III             Русская литература XVIII века             10         1

4

3.1

Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы 18 в.

1

5

3.2

М.В.Ломоносов. Слово о писателе. М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения.

1

6

3.3

  М.В. Ломоносов.  «Ода на день восшествия…» Ода как жанр лирической поэзии.

1

7

3.4

Вн. чтение Жизнь и творчество Г.Р. Державина.  Идеи просвещения и гуманизма в лирике поэта.  

1

8

3.5

Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник».

1

9

3.6

А. Н. Радищев. Слово о писателе . «Путешествие из Петербурга в Москву».

1

10

3.7

Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение.

1

11

3.8

Н.М. Карамзин – писатель и историк. Понятие о сентиментализме.  «Осень» , «Бедная Лиза».

1

12

3.9

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.

1

13

3.10

Р. Подготовка к сочинению «Литература  18 века  в восприятии современного читателя»

1

1

              IV                 Русская литература XIX века              54        4       2

14

4.1

Общая характеристика русской и мировой литературы 19 в.

1

15

4.2

Романтическая лирика начала  19 века. В. А. Жуковский.  «Море», «Невыразимое».

1

16

4.3

В. А. Жуковский.  «Светлана». Особенности жанра баллады.

1

17

4.4

А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга.

1

18

4.5

А.С. Грибоедов . Комедия «Горе от ума».

1

19

4.6

«Фамусовская Москва» в комедии «Горе от ума».

1

20

4.7

«Фамусовская Москва» в комедии «Горе от ума».

1

21

4.8

Чацкий в системе образов комедии.

1

22

4.9

Общечеловеческое звучание  образов персонажей.                      

1

23

4.10

Р. Язык комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии.

1

1

24

4.11

Р. И. А. Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума»

1

1

25

4.12

А.С. Пушкин: жизнь и творчество. Пушкин в восприятии современного читателя.

1

26

4.13

Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». «К морю», «Анчар».

1

27

4.14

Любовь как гармония душ в интимной лирике А. С. Пушкина.

1

28

4.15

Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

1

29

4.16

Контрольная работа по  романтической лирике начала 19 века, комедии «Горе от ума», лирике   А. С. Пушкина.

1

1

30

4.17

Вн. чтение.  А. С. Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма.

1

31

4.18

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания.  Замысел и композиция романа

1

32

4.19

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.

1

33

4.20

Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.

1

34

4.21

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.

1

35

4.22

Автор как идейно-композиционный  и лирический центр романа.

1

36

4.23

Пушкинская эпоха в романе .»Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни.

1

37

4.24

Р. Пушкинский роман в зеркале критики: В. Г. Белинский, Д. И. Писарев,  А. А. Григорьев, Ф.М.Достоевский, философская критика начала XX века. Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

1

1

38

4.25

Вн. чт. А. С. Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства».

1

39

4.26

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество.

1

40

4.27

Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова.  

1

41

4.28

Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова и послания к ним.

1

42

4.29

Эпоха безвременья в лирике М. Ю. Лермонтова. «Дума»,«Предсказание».

1

43

4.30

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман о незаурядной личности.  

1

44

4.31

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» Печорин как представитель «портрета поколения».

1

45

4.32

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань». «Княжна Мери».

1

46

4.33

 Повесть «Фаталист» и её философско-композиционное значение.

1

47

4.34

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.

1

48

4.35

Печорин в системе женских образов. Любовь в жизни Печорина.

1

49

4.36

Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени».

1

50

4.37

 Контрольная работа по лирике М. Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени».

1

1

51

4.38

Н.В. Гоголь: страницы жизни творчества . Проблематика и поэтика первых сборников. «Мёртвые души».

1

52

4.39

Система образов поэмы «Мёртвые души».

1

53

4.40

Система образов поэмы «Мёртвые души». Обучение анализу эпизода

1

54

4.41

Образ города в поэме «Мёртвые души».

1

55

4.42

Чичиков как «новый герой» эпохи и как антигерой . Эволюция его образа в замысле поэмы .

1

56

4.43

«Мёртвые души» - поэма о величии России. Мёртвые и живые души.

1

57

4.44

Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души». Подготовка к сочинению

58

4.45

А.Н. Островский. Слово о писателе.. «Бедность не порок».

1

59

4.46

Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок».

1

60

4.47

Ф.М. Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в  повести  «Белые ночи».

1

61

4.48

Тип «петербургского мечтателя» в повести  «Белые ночи». Черты его внутреннего мира .

1

62

4.49

Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи».

1

63

4.50

Вн. чтение. Л.Н. Толстой. Обзор содержания автобиографической трилогии «Юность».

64

4.51

А. П. Чехов. Слово о писателе . «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 в.

1

65

4.52

А. П. Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире.  

1

66

4.53

Р. Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чём особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века?»

1

67

4.54

Вн. чтение. Беседа о стихах Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета.  

1

  V

Русская литература XX века

27

2

68

5.1

Русская литература XX в.: многообразие жанров и направлений.

1

69

5.2

И.А. Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича.

1

70

5.3

Мастерство И, А, Бунина в рассказе «Темные аллеи» . Лиризм повествования.

1

71

5.4

М.А. Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество.

1

72

5.5

Поэтика повести Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора.

1

73

5.6

М. А. Шолохов. Слово о писателе «Судьба человека».

1

74

5.7

 Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека».

1

75

5.8

А. И. Солженицын.  Слово о писателе «Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни.

1

76

5.9

Образ праведницы в рассказе «Матрёнин двор».

1

77

 5.10

Контрольная работа или зачетное занятие по произведениям второй половины XIX – XX века.

1

1

78

5.11

Русская поэзия Серебряного века.

1

79

5.12

А.А. Блок. Слово о поэте . « О весна без конца и без краю…» « О, я хочу безумно жить…».

1

80

5.13

С.А. Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике поэта.

1

81

5.14

Размышления о любви, жизни, природе, предназначении человека в лирике С. Есенина.

1

82

5.15

В. В. Маяковский. Слово о поэте. Новаторство поэзии Маяковского.

1

83

5.16

 Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Маяковский о труде поэта.

1

84

5.17

М. И. Цветаева. Слово о поэте . Стихи о поэзии, любви, о жизни и смерти.

1

85

5.18

« Родина» Образ Родины в лирическом цикле М. Цветаевой «Стихи о Москве».

1

86

5.19

Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой , любви и смерти в лирике поэта.

1

87

5.20

А.А. Ахматова Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.

1

88

5.21

Стихи А. Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики.

89

5.22

Б. Л. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви.

1

90

5.23

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и природе в лирике поэта.

1

91

5.24

А. Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом».

1

92

5.25

Вн. чтение Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX – XX веков.

1

93

5.26

Вн. чтение Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX – XX веков.

1

94

5.27

Зачетное занятие по русской лирике XX века.  

1

1

  VI

Зарубежная литература

6

95

6.1

Вн. чтение. Античная лирика. Катулл. Слово о поэте.

96

6.2

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия».

1

97

6.3

У. Шекспир .Слово о поэте . «Гамлет».

1

98

6.4

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии.  

1

99

6.5

И.-В. Гёте. Слово о поэте.«Фауст». Эпоха просвещения.

1

100

6.6

Вн. чт   смысл сопоставления Фауста и Вагнера.

1

VII

Подведение итогов

2

101

7.1

Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и задания для летнего чтения

1

102

7.2

Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и задания для летнего чтения

1

Требования к уровню подготовки обучающегося:

        Учащиеся в процессе изучения данного курса должны

знать/понимать

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

• изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

• воспринимать и анализировать художественный текст;

• выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

• определять род и жанр литературного произведения;

• выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

• характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

• сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

• выявлять авторскую позицию;

• выражать свое отношение к прочитанному;

• выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

• владеть различными видами пересказа;

• строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

• участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

• писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе-

дневной жизни для:

• создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русско-

го литературного языка;

• определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

• поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Перечень учебно-методического обеспечения

Методические и учебные пособия:

  1. Беляева Н.В. Литература. Проверочные работы. 5-9 классы. – М., Просвещение, 2010.
  2. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 9 класс. – М., ВАКО, 2012.

Оборудование, приборы, электронный материал:

  1. Достоевский Ф.М. Белые ночи (видеофильм)

Список литературы

для педагога:

  1. Набоков В. Лекции по русской литературе. Издательство «Независимая газета», 1999.
  2. Серафимова В.Д. Практические материалы для подготовки к сочинениям, выпускным и вступительным экзаменам. Русские писатели XX и XXI веков. – М., Астрель, 2008.
  3. Зерчанинов А.А., Райхин Д.Я.  Русская литература. Учебник для средней школы. – М., Просвещение, 1967.
  4. Рассадин Ст. Фонвизин. М., "Искусство", 1980

    для учащихся:

  1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 9 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2011.
  2. Литература: 9 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Литература» для 5 класса .УМК «Литература» для 5 класса под ред. В.Я.Коровиной.

Рабочая  программа «Литература» для 5  класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта (2004 г.), Федеральный базисный учебный план (2004) и П...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

Рабочие программы. 5 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы за 5 класс по литературе, по родной русской литературе, по русскому языку, по родному русскому языку соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образова...

Рабочие программы. 6 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы 6 класса соответствует:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образования;- программе восп...

Рабочие программы. 7 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы для учащихся  7 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...

Рабочие программы. 8 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы для учащихся  8 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...