урок внеклассного чтения «Мы дети одной матери — Природы!» (по рассказам Э. Сетона-Томпсона о природе)
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Данный материал предлагается для проведения урока внеклассного чтения в 5 - 6 классах. Рассказы Э.Сетона-Томпсона обычно нравятся школьникам и позволяют учителю повести на уроке разговор о нравственных проблемах: о добре и жестокости, о предательстве и верности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vneklassnogo_chteniya.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Литература. Урок внеклассного чтения. «Мы дети одной матери — Природы!»
(по рассказам Э. Сетона-Томпсона о природе)
Цели: ввести учащихся в атмосферу художественного мира произведений
Э. Сетона-Томпсона; привлечь внимание к проблеме защиты животных, поднятой в произведениях писателя-натуралиста; совершенствовать навыки анализа опорных эпизодов художественного произведения; способствовать формированию мировосприятия, понимания взаимоотношений человека и природы.
Оборудование: портрет Э. Сетона-Томпсона, выставка его книг, иллюстра-тивный материал по теме урока.
Форма проведения урока: урок внеклассного чтения.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний.
-Вспомните русских писателей, посвятивших своё творчество изобра-жению природы.
-Слышали ли вы имя писателя Э. Сетона-Томпсона?
- Эрнест Сетон-Томпсон известен во всём мире как писатель-натуралист и художник. Его книги пропитаны любовью к природе, многим людям они помогли сохранить чистое и бережное отношение к животным и растениям .
Эрнест стал художником, к нему пришла известность. Он рисовал птиц и диких зверей, будучи убеждённым в своём призвании — рисовать. Однако настоящую славу ему принесли книги. Впервые рассказы о животных были написаны столь правдиво и ярко, с предельно точным и глубоким знанием поведения и образа жизни героев. Книги Сетона-Томпсона издавались и переиздавались сотни раз. Наиболее известные из них — «Домино», «Рас-сказы о животных», « «Животные-герои», «Моя жизнь».
III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и целей урока
Задумывались ли вы над тем, что мы, люди, являемся частью природы, а значит, как и весь животный мир, подчиняемся ей? И если какой-либо из законов природы нарушается, то страдают от этого все: и люди, и животные, и растения.
Особенно очевидным это стало в конце XX века, когда нависла реальная угроза существованию матери-природы и нас, людей, в ней. Человек и природа… В этих двух словах всё взаимосвязано, это целый мир. Мы всегда должны помнить: «Мы дети одной матери — Природы!». Она имеет собственную душу, язык. Его только нужно научиться понимать.
IV. Работа над темой урока.
Рассказ «Лобо»: утверждение в рассказе любви ко всему живому.
Выступления учащихся по вопросам, предложенным им накануне.
- Каким изображён волк в рассказе «Лобо»?
- Почему скотоводы рады были бы истребить стаю?
- Почему охотникам долго не удавалось завладеть скальпом Лобо?
- Почему же Лобо всё-таки оказался в руках охотников и так покорно принял свою смерть? Какой она видится вам?
- На чьей стороне ваши читательские симпатии — на стороне волка Лобо или охотника?
- Соответствует ли описание повадок и поведение волка в рассказе Сетона-Томпсона сложившимся представлениям о нём в науке о животных?
Рассказ «Снап»
Сообщение учащегося.
Бультерьер — порода собак, которыми травили быков для потехи. В 1835 г.
английский парламент запретил это развлечение. Бультерьер — это гладиа-тор среди собак. Он должен быть крепко сбитым, Мускулистым, гармонично сложенным и подвижным. Всем своим видом он выражает настороженность, остроту ума и решительность. Он полон огня и абсолютно бесстрашен, но уравновешен и хорошо поддаётся воспитанию. Несмотря на довольно свирепый вид, бультерьер на самом деле очень ласков, ему можно доверять детей. Но если бультерьера заденет любая другая собака, он бесстрашно бросится в бой и будет сражаться до конца — никогда не сдастся!
Беседа.
- Как вёл себя Снап при первом знакомстве с новым хозяином?
- Какой способ воспитания Снапа избрал рассказчик?
- В телеграмме Снап не зря был назван замечательным щенком. Когда и при каких обстоятельствах Снап оправдал хвалебную телеграмму?
- «У гончих прекрасные носы, у борзых быстрые ноги, волкодавы и доги —силачи, но все они ничего не стоят, потому что беззаветное мужество есть только у бультерьера». Когда рассказчик пришёл к такому выводу?
- Что заставило старого Пенруфа пробормотать дрогнувшим голосом: «Лучше бы у меня пропало двадцать быков»?
- Подумайте, какие слова из рассказа можно было бы поставить эпиграфом
к этому произведению.
Творческое задание. Сочинить синквейн к словам Лобо или Снап.
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
1. Приём «Микрофон». Представим себе, что у нас на уроке присутствует почётный гость — сам Эрнест Сетон-Томпсон.
-Какой бы вопрос вы ему задали бы?
2. Заключительное слово учителя
— Во имя чего создавал свои произведения писатель? Безусловно, во имя защиты животных от человеческой жестокости, варварского истребления, губительных последствий вмешательства людей в их популяции. Персонажи рассказов Сетона-Томпсона в один голос взывают к разуму человека. Книгам Сетона-Томпсона предрекали долгую жизнь: «Пока одно поколение вырастет, другое уже будет готово слушать тебя». Эти слова оправдались…
VI. Домашнее задание
Нарисовать иллюстрацию к рассказам Э. Сетона-Томпсона.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по рассказу Э.Сетона-Томпсона "Лобо"
Урок объединяет деятельность учителей литературы, биологии и рисования, помогает наиболее полно и объемно представить изучаемый материал, показывает взаимосвязь нескольких предметов....
«Роль художественной детали, символики и цветописи в рассказе И.А. Бунина «В одной знакомой улице» («Тёмные аллеи»). Методические рекомендации по развитию навыков анализа художественного произведения
Статья посвящена анализу рассказа И.А. Бунина «В одной знакомой улице» из сборника «Тёмные аллеи»....
Конспект урока по литературному чтению в 9 классе коррекционной школы 8-го вида Тема урока: Маленький герой Э.Сетона -Томпсона (по рассказу «Снап»)
Конспект урока по литературному чтению в 9 классе коррекционной школы 8-го вида Тема урока: Маленький герой Э.Сетона -Томпсона (по рассказу «Снап»)...
Урок литературы в 5 классе по рассказу "Васюткино озеро" В. Астафьева "Человек и природа в рассказе"
Урок знакомит учащихся с биографией В. П. Астафьева, продолжает работу по аналитическому пересказу и составлению комментария произведения. Совершенствует речевые умения путем пересказа художеств...
Конспект урока по чтению в 9 классе. Тема урока: Э. Сетон- Томпсон «Снап» .
Конспект урока по чтению в 9 классе . Тема урока : Э. Сетон - Томпсон "Снап"...
Изучение рассказа Э. Сетона — Томпсона «СНАП» в 5 классе
Кризисное состояние природы в мире, необходимость ее охраны с особой остротой поставили вопрос об экологическом воспитании школьников. Экологическое воспитание является частью гуманистического мировоз...
Конспект урока чтения Э. Сетон-Томпсон «Снап» - 4 часть 9 класс
Данный урок – четвертый (заключительный) в системе изучения творчества канадского писателя Э.Сетона-Томпсона в 9 -м классе. По типу урок - комбинированный. В ходе урока ...