Конспект урока по литературному чтению в 9 классе коррекционной школы 8-го вида Тема урока: Маленький герой Э.Сетона -Томпсона (по рассказу «Снап»)
план-конспект урока (литература, 9 класс) по теме

Конспект урока по литературному чтению

в 9 классе коррекционной школы 8-го вида

 

Тема урока: Маленький герой Э.Сетона -Томпсона (по рассказу «Снап»)

 

                                                                                           Страх делает человека слабым,

                                                                                           а бесстрашие - сильным.

                                                                                                          

Цель:  сформировать у учащихся нравственную оценку поведения бультерьера: его

             бесстрашия и способности жертвовать собой ради безопасности хозяина.

 

Задачи: 1. Познакомить учащихся с новым автором, пробудить интерес к его

                   личности и творчеству;

                   формировать умение кратко пересказывать литературный текст,

                   выразительно читать по ролям, умение работать с текстом.

               2.  Развивать эстетический вкус и устную речь учащихся.

               3.  Воспитывать чуткое отношение к животным.

 

Оборудование: книги Э. Сетона -Томпсона; портрет писателя; словарь Ожегова;  

                            презентация; изображение  бультерьера  (цветотерапия); эпиграф

                            урока; задание для чтения по ролям; для рефлексии – игра «Покорми

                            собаку»; жетоны для оценки.

 

План урока.

1.  Сообщение темы и задач урока.

2.  Викторина по прочитанным произведениям о животных.

3.  Словарная работа.

4.  Сообщение учителя о жизни и творчестве писателя.

5.  Беседа с элементами анализа по рассказу «Снап».

6.  Подведение итогов урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_rasskazu_snap.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению

в 9 классе коррекционной школы 8-го вида

Тема урока: Маленький герой Э.Сетона -Томпсона (по рассказу «Снап»)

                                                                                           Страх делает человека слабым,

                                                                                           а бесстрашие - сильным.

                                                                                                           

Цель:  сформировать у учащихся нравственную оценку поведения бультерьера: его

             бесстрашия и способности жертвовать собой ради безопасности хозяина.

Задачи: 1. Познакомить учащихся с новым автором, пробудить интерес к его

                   личности и творчеству;

                   формировать умение кратко пересказывать литературный текст,

                   выразительно читать по ролям, умение работать с текстом.

               2.  Развивать эстетический вкус и устную речь учащихся.

               3.  Воспитывать чуткое отношение к животным.

Оборудование: книги Э. Сетона -Томпсона; портрет писателя; словарь Ожегова;  

                            презентация; изображение  бультерьера  (цветотерапия); эпиграф

                            урока; задание для чтения по ролям; для рефлексии – игра «Покорми

                            собаку»; жетоны для оценки.

План урока.

1.        Сообщение темы и задач урока.

2.        Викторина по прочитанным произведениям о животных.

3.        Словарная работа.

4.        Сообщение учителя о жизни и творчестве писателя.

5.        Беседа с элементами анализа по рассказу «Снап».

6.        Подведение итогов урока.

ХОД УРОКА

  1. Психологический настрой.

Здравствуйте – можно сказать руками.

Здравствуйте – можно сказать глазами.

Здравствуйте – можно сказать ртом:

- Здравствуйте! Станет всем радостней кругом!

Учитель: Ребята, сегодня у нас гости. Повернитесь к ним лицом. Посмотрите, какие они доброжелательные. Давайте улыбнёмся и мысленно пожелаем всем отдохнуть на нашем уроке.

Бывают чувства у людей?

  У рыбок, птичек и зверей?

                                                    Влияет без сомнения

                                                    На всех нас настроение.

Давайте и мы с вами создадим на протяжении всего урока хорошее настроение, и тогда у нас всё получится.

2.Сообщение темы и задач урока.

       Мы с вами продолжаем работу над большой общей темой «Человек и мир животных».  Сегодня у нас с вами урок чтения, на котором мы вспомним уже известные произведения, где основной темой были взаимоотношения между людьми и животными. Продолжим знакомство с очень интересным автором Эрнестом Сетоном – Томпсоном и его рассказом «Снап».  (Слайд №1)

3. Викторина.

   А начнем мы с небольшой викторины, которая поможет нам вспомнить уже прочитанные произведения, где действующими лицами были животные. Викторина непростая: каждый правильный ответ  даст нам возможность открыть одну букву в зашифрованном слове. Вот перед вами вопрос №1 и зашифрованное слово из 9 букв.

 Идет викторина, вопросы которой сопровождаются фотографиями животных и демонстрируются с помощью слайдов.

(Слайды №2 –№ 9)

1. «Давно приставал ко мне сынишка: принеси да принеси из лесу ежа. Они в школе живой уголок устроили: есть кролик, ящерица, воробей, даже морскую свинку принесли. А вот ежа нет». Назовите произведение. («Хитрюга» Е. Носова)

2. «Дед ходил за дикой малиной на Глухое озеро и вернулся с перекошенным от страха лицом. Он долго кричал по деревне, что на озере завелись черти. В доказательство дед показывал порванные штаны: чёрт якобы клюнул деда в ногу». Назовите произведение.  («Последний чёрт», К.Г. Паустовский)

3. «На птичьем рынке я купил себе клеста. Он был с перьями кирпичного и клюквенного цвета, с клювом, скрещенным, как два кривых ножа». Назовите произведение. («Капитан Клюквин», автор - Ю.И. Коваль).

4.  «Почувствовав себя на твёрдой почве, Жучка энергично встряхивается, бешено бросается на грудь Тёмы и лижет его в самые губы». Назовите произведение. (Рассказ Н.Гарина-Михайловского «Тёма и Жучка»)

5. «Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели». Назовите произведение. (Рассказ Е.Носова «Заячьи лапы»)

6. В каком рассказе одним из персонажей является собака этой породы? (Пудель из рассказа А. Куприна «Белый пудель»)

7. «Это рассказ о великой войне, которую вёл в одиночку маленький мангуст со змеем по имени Наг и змеёй по имени Нагайна». («Рикки-Тикки-Тави» автор Р.Киплинг)

8. «Посмотри-ка,- сказал Аким Ильич и таинственно, как фокусник, достал из кармана сырую картофелину. Он подбросил картофелину, а Тузик ловко поймал её на лету и слопал прямо в кожуре». Назовите рассказ. («Картофельная собака», автор Ю.И. Коваль).

9. «Александра Леонтьевна, увидев скворца, взяла его так же, как и Никита, в ладони и подышала на головку. Он был маленький, желторотый». Назовите произведение. («Желтухин», автор  А.Н. Толстой).

4. Словарная работа.

У нас получилось слово «анималист». Что же оно обозначает?

 (Слайд №10)

Анималист – художник или писатель, изображающий в своих произведениях животных, их жизнь, их повадки.

(Работа со словарём Ожегова: показ словаря и нахождение определения)

5. Сообщение о жизни и творчестве писателя.

      Вы уже знакомы с творчеством  К.Г. Паустовского, А. Куприна и других писателей. Это русские авторы, которых можно отнести к писателям – анималистам. Но одним из первых прославился в этой области канадский писатель- анималист Э. Сетон – Томпсон.

 (Слайд № 11)

    На рубеже 19-20 веков он создал себе мировую славу многочисленными книгами о животных. Рассказы его особенные. И сам Сетон-Томпсон был человеком необычным.

Сообщения учащихся. 

(За работу раздаются жетоны красного, желтого, зелёного цвета)

1.    Однажды в детстве после долгой зимы в ярком весеннем небе он увидел маленькую птичку. Она села на тополь около дома и запела. Слушая птичку, мальчик расплакался. И с этого мгновенья он почувствовал непреодолимое желанье познать мир живой природы.

2.   Самым счастливым в эти годы, по воспоминаниям писателя, был тот момент, когда ему с огромным трудом удалось накопить денег на книгу  «Птицы Канады». Книга стоила всего 1 доллар, но родители не соглашались покупать её мальчику.  Отец был против увлечения сына и считал это занятие несерьезным.

 3.      Родители решили, что их сын должен стать художником, так как с детства у него были способности к рисованию. Сетон-Томпсон закончил с высшей наградой художественную школу, потом поступил в академию. Но мечта изучать природу не оставила его. Вопреки воле отца, он уехал из дома, чтобы заняться любимым делом – изучением животного мира.  (Слайд №12)

Учитель: «Я пошёл своей собственной дорогой, не зная и не спрашивая никого, была ли эта дорога лучшей. Я знал только одно: это была моя дорога».

 

Сообщения учащихся.

  1. Поначалу Сетон –Томпсон стал известен как художник-анималист.

(Слайд № 13)

             Его рисунки животных помещали в энциклопедическом словаре, а живописные работы, где изображалась жизнь животных,  заняли почетное место на престижных выставках.

  1. Но подлинно большая слава пришла к нему, когда он взялся за перо.

         ( Слайд №14)

             Выходившие одна за другой книги (с его же рисунками) раскупались мгновенно и  сразу завоевали любовь читателей. В чем был секрет успеха?

Учитель: «Я понял, что одного сухого описания животных с указанием точных названий недостаточно. Я хотел передать ту радость, которая владела мной в те дни», - писал Сетон-Томпсон.

Сообщения учащихся.

1.  Три человека – Ученый, Писатель и Художник - счастливо соединились в одном лице.

   (Слайд № 15)
2. Сетон-Томпсон прожил долгую жизнь и до последних дней продолжал заниматься любимым делом.

(Слайд № 16)

3.Дом, в котором он провел остаток дней, писатель строил себе сам вдали от городской жизни поближе к дикой природе.

   Учитель: Один из друзей Сетон- Томпсона сказал: «Пока одно поколение вырастет, другое уже будет готово читать тебя». Так и произошло. Произведения этого автора до сих пор с удовольствием читают и юные, и взрослые читатели.

     

5.Беседа с элементами анализа.

 И сейчас мы поведем разговор об одном из рассказов Сетона - Томпсона, который называется «Снап».

 Давайте обратимся к сюжету этого рассказа. Напомните, что такое сюжет?

(Слайд №17)

Расскажите кратко об основных событиях первой и второй части.

Краткий пересказ: 

(За работу раздаются жетоны красного, желтого, зелёного цвета)

1 часть. Автор получил в посылке, в подарок от друга, щенка, маленького белого бультерьера. Этот бесёнок грозно рычал и сразу бросился на нового хозяина, который спасся от собаки тем, что залез на стол и просидел там до позднего вечера. За это время владелец придумал ему кличку «Снап». Затем Снап позволил новому хозяину потихоньку лечь в кровать и спал у него в ногах. Утром он разрешил автору зажечь камин и одеться. Автор решился воспитывать своего питомца: он не давал щенку еды до самого вечера. Снап в это время громко рычал, грыз зубами деревянную дверь. Когда вечером автор решил покормить пса, то тот уже миролюбиво и преданно принял пищу от хозяина.

 2 часть. Автору пришлось через некоторое время уехать в командировку. Снапа он оставил на попечение своей квартирной хозяйки. Во время этой командировки Сэтон-Томпсон на время заехал погостить на ферму к своим друзьям Пенруфам. У Пенруфов и у соседей – фермеров была общая беда: на их стада нападали волки и резали скот. Для борьбы с волками фермеры завели собак разных пород: догов, волкодавов. Но эти собаки не могли справиться с дикими хищниками, т.к. они не были бесстрашными. Автор решил, что необходимо прислать к нему, на ферму Пенруфов, Снапа.

Физминутка для глаз. (Цветотерапия)

Перед вами силуэт бультерьера. Проведём глазами по цветному контуру.

Конкурсное чтение по ролям.

Откройте страницу 248. Отрывок из 2 части рассказа повествует нам о беседе – рассуждении Пенруфов о нравах собак, заведённых ими на ферме для борьбы с волками. У нас в классе 3 группы учащихся по 4 человека. Каждая группа прочитает отрывок по ролям. Чтение каждой группы будет оценено мною оценками до 5 баллов. Группа, набравшая наибольшее количество баллов, будет считаться командой-победительницей. Передайте при чтении удивление Гилтона, сомнение младшего брата Гарвина, раздражение отца.

(Учащимся учитель предлагает выбрать роль. За чтение  раздаются жетоны красного, желтого, зелёного цвета)

Выборочное чтение  по вопросам. (3 глава)

А) Найдите в тексте и прочитайте, как вёл себя Снап на ферме Пенруфов?

Б)  Найдите в тексте и прочитайте, как шла охота на волка?

В)  Найдите в тексте и прочитайте, как назвал Снапа после этой охоты Гилтон    

      Пенруф.

(За работу раздаются жетоны красного, желтого, зелёного цвета)

 Какие моменты заставили вас поволноваться? Увлекло ли вас чтение рассказа? 

Давайте рассмотрим композицию рассказа. Назовите основные элементы композиции рассказа.

 (Слайд № 18)

 Как автор выстраивает композицию рассказа «Снап»? Какой момент можно считать завязкой, развитием событий, кульминацией, развязкой?  

Необычный подарок друга; проблема на ферме друзей; охота, где Снап становится победителем; все фермеры стали заводить бультерьеров для охоты на волков.

      И сюжет и композиция не существуют сами для себя. Они служат одной общей цели: донести до нас основную мысль произведения, помогают понять, ради чего автор написал рассказ.

Как вы думаете, какова основная мысль  рассказа «Снап»?

Попробуем разобраться вместе.     

     

               Часто основную мысль подсказывает нам заглавие произведения. Автор назвал рассказ «Снап». Как ещё можно было бы его озаглавить? («Маленький герой», «Храбрый щенок»).

       

       Но автор взял в качестве названия кличку собаки. Почему? 

       Кличка помогает выделить собаку среди других, подчеркнуть её индивидуальность.

Обратите внимание, что и сама кличка является своеобразной характеристикой щенка: «Снап» в переводе обозначает «хвать», «щёлк».

Какие ещё собаки упоминаются в рассказе?

 Давайте сравним их внешний вид.

      (Слайды № 19 - №23)

Доги, борзые, гончие – большие, красивые, сильные собаки.

Бультерьер – маленький с неказистой внешностью.

         Как вы думаете, действительно ли автор хотел обратить наше внимание на необычность Снапа? Было ли в этой собаке что-то особенное, отличавшее её от других?

     Вспомните, в самом начале рассказа герой называет себя любителем и знатоком собак. Но после знакомства со Снапом, он приходит к выводу, что Снап не похож ни на одну из известных собак. 

         Что заставило старого фермера сказать: «Лучше бы у меня пропало  двадцать быков?» Почему одну маленькую собачку скотовод оценил дороже двадцати больших быков?

    Без храбрости, которая была у Снапа, охота на волков не давала результата. Фермер, много повидавший за свою жизнь, знал цену храбрости.

         Сетон- Томпсон поместил рассказ «Снап» в сборнике, который назвал «Животные – герои». Что героического было в поведении Снапа? 

Ради чего пес так бесстрашно бросался на врага, который был во много раз больше и сильнее его? 

      Снап жертвовал собой ради безопасности хозяина. А это и есть героический поступок.

Вернемся к началу нашей беседы.

 

6. Подведение итогов урока.

       Выходит, Снап на самом деле был необычной собакой, достойной того, чтобы ей посвятили рассказ. Достойной того, чтобы с неё брали пример другие собаки. И не только собаки. 

Тестовое задание.

Я даю вам бланки с одним вопросом: Как вы думаете, какой урок преподнес Снап людям: своему хозяину, скотоводам?

Некоторым из вас (Якунин, Оленев, Сердюцкий) достанется чистый бланк, на котором есть только этот вопрос. Вы должны своими словами ответить на него.

Второй группе  (Кравчук, Корзников, Зямбаев, Злобин, Андреев, Сухоручкина) достанется бланк с вопросом и частичным ответом. Вам нужно будет дополнить этот ответ.

Третья группа (Сипакова, Корнеев) из вариантов ответов выберет нужный и подчеркнёт его.

 

Варианты ответов для 3 группы:

Нельзя давать волю страху, поддаваться панике.

Нельзя отворачиваться от опасности и ждать, что кто-то другой спасет тебя.

Нельзя терять чувство собственного достоинства, ни при каких обстоятельствах.

Варианты ответов для 2 группы:

Необязательно быть великаном,                      (чтобы победить.)

Страх делает человека слабым, а                     (бесстрашие сильным.)

Тот, кто не может побороть свой страх,           (ничего не добьется.)

(Проверка всех ответов учащихся и их оценка.)

    Этот урок, по замыслу автора, должны усвоить не только герои рассказа, но и мы с вами, читатели. И если история маленького Снапа заставила вас задуматься, значит,  мы не зря с вами прочитали этот рассказ.

Рефлексия. Учитель предлагает покормить Снапа.

Если вам понравился главный герой и рассказ о нём, покормите Снапа мясом. Если же рассказ о бультерьере не нашёл отклика в вашем сердце и оставил вас равнодушными, дайте ему косточку.

Захотелось ли вам прочитать другие рассказы Эрнеста Сетона – Томпсона? Вот книги этого автора, которые есть в нашей библиотеке.      

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи, 2 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по развитию речи для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Составление рассказа по данному концу "Заморозки"....

Конспект урока развития речи, 3 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по развитию речи для 3 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Работа с закрытой картинкой "На дороге". В Приложении находятся фигурки и картинка к уроку....

Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....

Конспект урока истории в 8 классе коррекционной школы VIII вида "Бородинская битва"

Конспект комбинированного урока по программе 8 класса школ VIII вида. Является частью в изучении темы "Отечественная война 1812 года". Урок рассчитан на 2 часа учебного времени. На уроке используются ...

Конспект урока истории в 8 классе коррекционной школы. Тема "М.В.Ломоносов"

Урок - путешествие с элементами игровой деятельности....

конспект урока чтения в 3 классе коррекционной школы VIII вида. Тема: работа над содержанием и пересказом рассказа В. Осеевой «Хорошее».

Воспроизведение прочитанного является одной из основных форм работы учащегося на любом уроке, т.е. пересказ является и предметом, и средством обучения.  На уроке используются различные приемы обу...

Конспект урока природоведения в 5 классе коррекционной школы VIII вида на тему:"Органы чувств". Презентация к уроку.

Конспект урока природоведения в 5 классе на тему:"Органы чувств"для обучающихся коррекционной школы VIII вида.На уроке применена ИКТ технология в виде презентации....