Рабочая программа по литературе 10-11 классы
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему

Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_10-11_klassy.doc392.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

  Литература 10-11 классы

 

Статус документа

 

     Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:

 - федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования

- программы  общеобразовательных учреждений. Литература 5-11кл. Под редакцией В.Я.Коровиной. Авторы программы В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, допущенной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации в качестве программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений (М.: Просвещение, 2011).

- учебник для общеобразоват. учреждений. Литература.10 кл. В 2 ч./Ю.В.Лебедев. -   М.: Просвещение, 2011.

- учебник для общеобразоват. учреждений. Литература. 11 кл. В 2 ч./ под редакцией В.П.Журавлева -   М.: Просвещение, 2011

    Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Структура документа.

Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки.

Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Такая последовательность определяется универсальным для многих действующих программ принципом: преподавание курса в каждом классе основной школы строится чаще всего по хронологическому принципу. Таким образом, разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса.

Цели

Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие представлений о специфики литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторский позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

- совершенствование умений анализа и интерпритации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний;  написание сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Задачи:

Изучение литературы в образовательных учреждениях реализует общие цели и способствует решению специфических задач:

- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы особенностями образно-эстетической системы;

- обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся при параллельном изучении родной и русской литературы;

- формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, выявлять сходство и национально-обусловленное своеобразие художественных решений;

- совершенствование речевой деятельности учащихся на русском языке: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами.

 

Общая характеристика учебного предмета

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет обучающимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс построен с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение школьников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности обучающихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные знания должны быть функциональными, т. е. помогать постижению произведения искусства. Именно поэтому базовые теоретико-литературные понятия одновременно являются структурообразующими составляющими программы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема – базовое понятие.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

- выразительное чтение.

- различные виды пересказа.

- заучивание наизусть стихотворных текстов.

- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

- подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

 

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации

в 10 - 11 классе отводит 102 часа.

В 10 классе формируется общее представление об историко-литературном процессе и литературном процессе в XIX веке в его связи с процессом историческим, что предполагает более серьезное представление об этапах и связях литератур разных эпох, о таких понятиях, как стиль писателя, литературная школа, роль и место литературоведения и критики в литературном процессе, осуществляется интенсивное овладение разнообразными справочными материалами из области гуманитарных наук.

 В центре анализа — литературный процесс в XIX веке,  автор и       художественное произведение в этом процессе. Теоретическое оснащение: овладение комплексом теоретических понятий, связанных с историко-литературным процессом: литературные направления, литературные школы, традиции и новаторство в литературе и др.

        Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов обучающихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.

В 11 классе средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.

 Система теоретико-литературного понятия – неотъемлемый компонент интеллектуального багажа культурного читателя. Это не значит, что художественное произведение лишь иллюстрирует то или иное понятие.  Главными условиями отбора программных произведений являются их эстетическая ценность, гуманистическая направленность, личностно-значимый потенциал и включённость в сферу читательских интересов учащихся, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

   В Программе представлены также произведения мировой литературы, что обусловлено концепцией литературного образования. Программа строится на основе историко-литературного принципа: главные явления отечественной и мировой литературы представлены согласно этапам развития.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

- сравнение и сопоставление;

- самостоятельное выполнение различных творческих работ;

- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- владение монологической и диалогической речью, выбор и использование выразительных средств языка составление плана, тезиса, конспекта;

- формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы;

- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Литературное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и литературно-творческих возможностей, не только накопление читательского опыта и обогащение понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельностной сфере, поэтому программа направлена на выработку у обучающихся следующих основных умений:

- владение техникой грамотного и осмысленного чтения;

- владение умениями выразительного чтения;

- восприятие художественного произведения как сюжетно-композиционного единства;

- умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

- умение выделять этическую, нравственную проблематику произведения;

- умение определять жанрово-родовую природу произведения;

- умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;

- умение давать эстетическую оценку произведения и аргументировать ее.

Формы организации образовательного процесса

·         уроки-лекции

·         уроки-собеседования

·         уроки-соревнования 

·         уроки с групповыми формами работы

·         уроки взаимообучения учащихся

·         уроки творчества

·         уроки, которые ведут учащиеся

·         уроки-зачеты

·         уроки- отчеты

·         уроки-конкурсы

·         уроки-игры 

·         уроки-диалоги

·         уроки-семинары

 

       Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 10-11 классов

знать/понимать:

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;

• основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

• основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

• воспроизводить содержание литературного произведения;

• анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

• соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

• определять род и жанр произведения;

• сопоставлять литературные произведения;

• выявлять авторскую позицию;

• выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

• аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

• участия в диалоге или дискуссии;

• самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

• определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

• определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

 

  

Основное содержание

10 класс (102 часа)

Русская литература и русская история в 18-19 веках.

 Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Творчество Г.Р. Державина и В.А. Жуковского. Зарождение и развитие русской профессиональной литературной критики.

А.С. Пушкин. Личность поэта. Основные мотивы лирики. Стихи «Деревня». «Вольность». « Пророк». «Я вас любил». «Арион». «На холмах Грузии». «Поэту». «Осень». Роман « Евгений Онегин».

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. Основные мотивы лирики. Стихи «Нищий». «Когда волнуется желтеющая нива». «И скучно, и грустно». «Дума». «Поэт». «Молитва». «Родина». «Пророк». «Демон». Роман « Герой нашего времени».

Н.В. Гоголь. Очерк жизни и творчества писателя. Общая характеристика раннего творчества. Поэма «Мёртвые души».

И.А. Гончаров. «Обломов».

А.Н. Островский. Жизнь и творчество драматурга. «Гроза».

И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества. «Отцы и дети».

Из русской поэзии второй половины 19 века.

Ф.И. Тютчев. Поэт-философ и певец родной природы. «Не то, что мните вы, природа…», «Ещё земли печален вид…», «Эти бедные селенья», « Как хорошо ты, о море ночное…», «К.Б.».

А.А. Фет. «Поэтам», «Ещё весны душистой нега…», «Ещё майская ночь…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «На железной дороге».

Н.А. Некрасов. Очерк жизни и творчества. «Я не люблю иронии твоей», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», « Умру я скоро. Жалкое наследство…», «Пророк», «Зине».

М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество поэта. Основные мотивы произведений. «История одного города».

Н.С. Лесков. «Очарованный странник».

Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество поэта. Основные мотивы произведений. «Преступление и наказание».

Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь писателя. Духовные искания в годы юности. «Война и мир».

А.П. Чехов. Общая характеристика жизни и творчества. Рассказы. «Дом с мезонином», «Ионыч», «Степь». Пьеса «Вишнёвый сад».

Из зарубежной литературы

И.В. Гёте. Краткие сведения о жизни и творчестве. «Фауст».

О. де Бальзак. Краткие сведения о жизни и творчестве. «Гобсек»

Основные виды устных и письменных работ

(10—11 классы)

Устно: выразительное чтение текста художественного произведения в объеме изучаемого курса литературы, комментированное чтение.

Устный пересказ всех видов — подробный, выборочный, от другого лица, краткий, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей изучаемого текста) — главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи и т. д.

Подготовка характеристики героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) крупных художественных произведений, изучаемых по программе старших классов.

Рассказ, сообщение, размышление о мастерстве писателя, стилистических особенностях его произведений, анализ отрывка, целого произведения, устный комментарий прочитанного.

Рецензия на самостоятельно прочитанное произведение большого объема, просмотренный фильм или фильмы одного режиссера, спектакль или работу актера, выставку картин или работу одного художника, актерское чтение, иллюстрации и пр.

Подготовка сообщения, доклада, лекции на литературные и свободные темы, связанные с изучаемыми художественными произведениями.

Свободное владение монологической и диалогической речью (в процессе монолога, диалога, беседы, интервью, доклада, сообщения, учебной лекции, ведения литературного вечера, конкурса и т. д.).

Использование словарей различных типов (орфографических, орфоэпических, мифологических, энциклопедических и др.), каталогов школьных, районных и городских библиотек.

Письменно: составление планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю.

Создание сочинений проблемного характера, рассуждений, всех видов характеристик героев изучаемых

произведений.

Создание оригинальных произведений (рассказа, стихотворения, былины, баллады, частушки, поговорки, эссе, очерка — на выбор). Подготовка доклада, лекции для будущего прочтения вслух на классном или школьном вечере.

Создание рецензии на прочитанную книгу, устный доклад, выступление, фильм, спектакль, работу художника-иллюстратора.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ  ДЛЯ  САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ.10 кл.

А. С. Пушкин. Кривцову. Дориде. Именины. К портрету Вяземского. Нереида. «Редеет облаков летучая гряда...». Муза. Демон. Поэт. Три ключа. Воспоминание. «Дар напрасный, дар случайный...». «Брожу ли я вдоль улиц шумных...». Поэту. Элегия. Труд. Прощание. «Я здесь, Инезилья...». «В начале жизни школу помню я...». «Не дай мне Бог сойти с ума...». Пир во время чумы.

П. А. Катенин. Сонет.

Д. В. Давыдов. Вальс. «Не пробуждай, не пробуждай...».

Ф. Н. Глинка. К Пушкину. Сон русского на чужбине.

Е. А. Баратынский. Осень. «Толпе тревожный день приветен...». Приметы. «Благословен святое возвестивший!..», «На что вы, дни!..». Мудрецу. «Все мысль да мысль...». Рифма..

А. А. Дельвиг. Русская песня. «Ах ты, ночь ли...». Элегия. Вдохновение. Сонет. Романс. Разочарование. «Соловей мой, соловей...». Идиллия.

Н.М.Языков. Элегия. А.С.Пушкину. Морское купанье. Вечер. Буря.

В.К.Кюхельбекер. «Работы сельские приходят уж к концу...». «Еще прибавился мне год...». Участь русских поэтов. Усталость.

М. Ю.Лермонтов. Княгиня Литовская.

Н. П. Огарев. Изба. Обыкновенная повесть.

Н. В. Гоголь. Нос.

А. Н. Майков. Свирель. Октава. Барельеф.

К. К. Павлова. «Ты, уцелевший в сердце нищем...». «Меняясь долгими речами.,.».

Н. А. Некрасов. «Безвестен я...». «Внимая ужасам войны...». «Замолкни, Муза мести и печали...». «В столицах шум, гремят витии...».

Ф. М. Достоевский. Бедные люди.

А. А. Григорьев. Из цикла «Борьба». «Я ее не люблю, не люблю...».

А. А. Фет. Добро и зло. «Не тем, Господь, могуч, непостижим...». «Жизнь пронеслась без явного следа...». Сентябрьская роза. «Опять осенний блеск денницы...». Цветы. Певице. Бал. «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер...». Вечер. «На стоге сена ночью южной...». Венера Милосская. Деревня. «Какая ночь! Как воздух чист...».

И. А. Гончаров. Обыкновенная история.

А. И. Герцен. Былое и думы.

Я. П. Полонский. Зимний путь. Затворнице. Песня цыганки. Весна. «Когда октава за октавой...». «Не мои ли страсти...».

А. К. Толстой. «Средь шумного бала...». «Ты не спрашивай, не распытывай...». «Коль любить, так без рассудку...».

И. С.Тургенев. Новь. Накануне (на выбор).

Ф. И. Тютчев. «О чем ты воешь, ветер ночной?..». «Душа хотела б быть звездой...». «О, как убийственно мы любим...». «Эти бедные

селенья...». «Нам не дано предугадать...». «От жизни той, что бушевала здесь...» и др.

М.Е.Салтыков-Щедрин. Медведь на воеводстве. Орел-меценат. Карась-идеалист. Господа Головлевы.

Л.Н.Толстой. Анна Каренина.

К. К. Случевский. «Ты не гонись за рифмой своенравной...». «Здесь все мое!..». «Воспоминанья вы убить хотите?..».

Н. С. Лесков. Тупейный художник.

А. П. Чехов. Одна из пьес (на выбор).

Из зарубежной литературы

У. Шекспир. Макбет.

И.-В. Гете. Страдания юного Вертера.

О. де Бальзак. Гобсек.

                    ПРОИЗВЕДЕНИЯ  ДЛЯ  ЗАУЧИВАНИЯ

А.С.Пушкин. 3—4 стихотворения (по выбору учащихся).

М. Ю. Лермонтов. 2—3 стихотворения (по выбору учащихся).

А. А. Фет. «На заре ты ее не буди...». «Я пришел к тебе с приветом...». «Какая ночь!..». «Это утро, радость эта...». «Я тебе ничего не скажу...». «Какая грусть! Конец аллеи...» (на выбор).

Н. А. Некрасов. Поэт и гражданин. «Я не люблю иронии твоей...». «Мы с тобой бестолковые люди...». Кому на Руси жить хорошо (отрывок по выбору учащихся).

А.Н.Островский. Гроза (монолог по выбору учащихся).

И.С.Тургенев. Отцы и дети (отрывки по выбору учащихся

11 класс

Литература 20 века

История 20 века и судьба искусства. Русская литература 20 века в контексте мировой культуры. Сложность периодизации русской литературы 20 века. Русская литература после 1917 года: советская литература, литературная, «возвращённая» читателю, и литература русского зарубежья. Их судьбы и пути объединения.

Русская литература рубежа 19-20 веков.

Развитие гуманистических традиций русской классической литературы в конце 19-начале 20 века. Богатство и разнообразие литературных направлений. Дальнейшее развитие реализма. Традиции и поиски нового в творчестве писателей-реалистов.

И.А. Бунин. «Вечер», «Крещенская ночь», «Ночь», «Последний шмель», «Одиночество», «Песня», «Господин из Сан-Франциско», «Тёмные аллеи».

А.И.Куприн. «Гранатовый браслет».

М. Горький. «На дне»

Символизм. Акмеизм Футуризм.

Серебряный век как своеобразный «русский Ренессанс». Модернизм как одно из ведущих направлений в искусстве начала века. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Символизм. Акмеизм. Футуризм.

В.Я. Брюсов. «Юному поэту», «Сонет к формк».

К.Д. Бальмонт. «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришёл, чтобы видеть солнце…».

А. Белый. «Раздумье», «Русь», «Родине».

Н.С. Гумилёв. «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Капитаны», «Андрей Рубцов».

А. Блок. «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека», «В ресторане», «На железной дороге», «Скифы», «Двенадцать».

С.А. Есенин. Лирика. «Анна Снегина».

И. Северянин. «Интродукция», «Эпилог», «Двусмысленная слава».

В.В. Хлебников. «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Ещё раз».

Н.А. Клюев. «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья…», «Из подвалов, из тёмных углов».

Литературный процесс 20-х годов

 В.В. Маяковский. «А вы могла бы?», «Нате!», «Вам!», «Послушайте», «Скрипка и немножко нервно», «Письмо Татьяне Яковлевой».

Русская литература 30-х годов

М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита». 

А.П. Платонов. «Котлован».

А.А Ахматова. Лирика. «Реквием»

М.И. Цветаева. «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку», «Кто создан из камня», «Тоска по Родине! Давно…», «Москве», «Мне нравится, что вы больны не мной…».

О.Э. Мандельштам. «Notre dame», «Бессоница. Гомер. Тугие паруса…», «Я вернулся в мой город».

М.А. Шолохов. «Тихий Дон».

 Б.Л. Пастернак. «Про эти стихи», «Любить иных – тяжёлый крест…», «Никого не будет в доме», «Сосны», «Снег идёт», «Доктор Живаго».

 

Великая Отечественная война в литературе

Война и духовная жизнь общества. Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет (Н. Тихонов, М. Исаковский, А. Сурков, К. Симонов, О. Берггольц и др.). Человек на войне и правда о нём. Романтика и реализм в прозе о войне. Рассказы Л. Соболева, К. Паустовского, повести и романы Б. Горбатова, А. Фадеева, э. Казакевича, А. Бека, В. Некрасова. Пьесы: Л. Леонов. «Нашествие». Е.Шварц. «Дракон» и др.

 

Русская литература 50-90-х годов

Литература 50-х – начала 60-х годов. Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев

А.Т. Твардовский. «я знаю, никакой моей вины…», «К обидам горьким собственной персоны…», «За далью - даль».

А.И. Солженицын. «Матрёнин двор».

В.Т.Шаламов «Колымские рассказы»

В.П. Астафьев. «Царь-рыба».

В.Г. Распутин. «Прощание с Матёрой».

И.А.Бродский, Б.Ш.Окуджава Лирика.

Ю.ВТрифонов «Обмен»

Литература на современном этапе

Общий обзор произведений последних лет. Поиски новых жанров. Произведения, утверждающие положительные идеалы. Авторы, активно отстаивающие бережное отношение к человеку, природе, талантливым и трудолюбивым людям, обустраивающим родную землю. Постмодернизм. Обзор последних публикаций, получивших общественный резонанс.

А.Володин, А.Арбузов, В.Розов.

А.В.Вампилов «Утиная охота»

 

Зарубежная литература

Б. Шоу. Дом, где разбиваются сердца. Пигмалион. Э. М. Ремарк. Три товарища. Триумфальная арка. Г. Белль. Глазами клоуна. Ф. Кафка. Превращение. А. Камю. Посторонний. Ф. Саган. Здравствуй, грусть. Дж. Оруэлл. Скотный двор.

А. Кристи. Убийство в Восточном экспрессе. Свидетель обвинения.

У. Фолкнер. Рассказы.

Э.Хемингуэй. Прощай, оружие!

Дж. Сэлинджер. Над пропастью во ржи.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ  ДЛЯ  ЗАУЧИВАНИЯ  НАИЗУСТЬ. (11 кл.)

 

И. А. Бунин. 2—3 стихотворения (по выбору учащихся).

В.Я.Брюсов. 1—2 стихотворения (по выбору учащихся).

Н.С.Гумилев.   1—2   стихотворения   (по   выбору  учащихся).

А. А. Блок. Незнакомка. Россия. «Ночь, улица, фонарь, аптека...».

В. В. Маяковский. А вы могли бы? Послушайте!

С.А.Есенин. Письмо к матери. «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..». «Не жалею, не зову, не плачу...».

М. И. Цветаева. «Моим стихам, написанным так рано...». Стихи к Блоку («Имя твое — птица в руке...»). «Кто создан из камня, кто создан из глины...».

О. Э. Мандельштам. Моге Оате. «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...».

А. А. Ахматова. «Мне ни к чему одические рати...». «Мне голос был. Он звал утешно...». Родная земля.

Б.Л.Пастернак. «Февраль. Достать чернил и плакать!..». Определение поэзии. «Во всем мне хочется дойти до самой сути...».

ПРОИЗВЕДЕНИЯ  ДЛЯ  САМОСТОЯТЕЛЬНОГО  ЧТЕНИЯ

И. А. Бунин. «Покрывало море свитками...». «И цветы, и шмели, и трава, и колосья...». Митина любовь. В.Г.Короленко. Чудная.

М. Горький. Дело Артамоновых. Фома Гордеев. Несвоевременные мысли.

И. Ф. Анненскии. Смычок и струны. Среди миров, в вагоне. Кулачишка. «Я думал, что сердце из камня...».

Д. С. Мережковский. Поэту наших дней. Леонардо да Винчи. Дети ночи.

3. Н. Гиппиус. Сонет. Бессилье. Родине.

В. Я. Брюсов. Фаэтон. «Идут года. Но с прежней страстью...». Парки в Москве.

Ф.К.Сологуб. Пилигрим.

К. Д. Бальмонт. Змеиный глаз. Слова-хамелеоны. В застенке. Гармония слов.

Вяч. И. Иванов. «Великое бессмертья хочет...». «У лукоморья дуб зеленый...». «Рассказать — так не поверишь...». «Вы, чьи резец, палитра, лира...».

А. А. Блок. «Ты отошла, и я в пустыне...». «Опустись, занавеска линялая...». «Тропами тайными, ночными...». Шаги командора. «Я не предал белое знамя...».

А. Белый. Маг. Родина. Родине.

А. Т. Аверченко. Аполлон.

Саша Черныи. Обстановочка.

Н.С.Гумилев. «Зачарованный викинг, я шел по земле...». «Из логова змиева...». «Священные плывут и тают ночи...».

А.А.Ахматова. Исповедь. Песня последней встречи. «Все расхищено, предано, продано...». «Словно дальнему голосу внемлю...». «Ты стихи мои требуешь прямо...».

О.Э.Мандельштам. «Отчего душа певуча...». «Образ твой, мучительный и зыбкий...». «Я не слыхал рассказов Оссиана...». «Нет, никогда, ничей я не был современник...». «Мы живем, под собою не чуя страны...».

В. В. Хлебников. «Москва, ты кто?..». Не шалить!

В. В. Маяковскии. А вы могли бы? Юбилейное. Одна из пьес (на выбор).

Н. Н, Асеев. «Не за силу, не за качество...».

Б. Л. Пастернак, «Я понял жизни цель и чту...». Определение творчества. Единственные дни.

А. Н. Тол стой. Хмурое утро.

Тэффи. 2—3 рассказа на выбор.

Дон-Аминадо. «Жили-были...».

Е. И. Замятин. Русь.

И. С. Шмелев. Царица Небесная.

В.Ф.Ходасевич. «Жеманницы былых годов...». Путем зерна. «Жив Бог! Умен, а не заумен...». Я. «Пробочка над крепким йодом!..». «Перешагни, перескочи...».

М. А. Кузмин. «Где слог найду, чтоб описать прогулку...», «Смирись, о сердце, не ропщи...».

М. А. Волошин. «Мы заблудились в этом свете...». «Обманите меня... но совсем, навсегда...». Неопалимая купина.

Н. А. Клюев. Погорельщина.

С. А. Есенин. «Я иду долиной. На затылке кепи...». Пугачев.

М. А. Осоргин. Чудо на озере.

М. И. Цветаева. «Веселись, душа, пей и ешь!..». «В огромном городе моем — ночь...». «Я — страница твоему перу...». Поэт. Стол.

Г.В.Иванов. «Замело тебя, счастье, снегами...». «Это звон бубенцов издалека...». «Я слышу — история и человечество...». «Как грустно, и все же как хочется жить...». «Россия счастие. Россия свет...». «Листья падали, падали, падали...». «Нет в России дорогих могил...». «Друг друга отражают зеркала...».

Н.С.Тихонов. «Праздничный, веселый, бесноватый...». «Когда уйду — совсем согнется мать...».

Э. Г. Багрицкий. Арбуз.

М. А. Светлов. Гренада.

И.Э.Бабель. Жизнеописание Павличенки Матвея Родионыча.

Б. А. Пильняк. Повесть непогашенной луны.

В. В. Набоков. Облако, озеро, башня.

М. М. Зощенко. Беда.

А. П. Платонов. Рассказы (на выбор).

М. А. Шолохов. Донские рассказы.

М. А. Булгаков. Бег.

Н. А. Заболоцкий. Столбцы.

П. А. Антокольский. Ремесло.

М. В. Исаковский. В прифронтовом лесу.

Д. Б. Кедрин. Красота.

Я. В. Смеляков. Русский язык.

К. М. Симонов. «Над черным носом нашей субмарины...».

А. Т. Твардовский. Стихотворения из книги «Из лирики этих лет». Поэма «По праву памяти».

Л. Н. Мартынов. Что-то новое в мире. Признание.

О. Ф. Берггольц. «Я иду по местам боев...».

Б. А. Слуцкий. «Снова нас читает Россия..». Совесть.

Н. М. Рубцов. Утро. Ночь на родине.

Н. И. Глазков. «Ветер, поле, я да Русь...». «Поэт пути не выбирает...». «У меня такое мнение...».

Ф. А. Абрамов. Пелагея.

Е. А. Евтушенко. «О нашей молодости споры...».

А. А. Вознесенский. Стихотворения на выбор.

Б. А. Ахмадулина. «По улице моей который год...». Апрель, свеча. Снегопад. «Бьют часы, возвестившие осень...» (на выбор).

В. С. Высоцкий. 3 стихотворения на выбор.

И. А. Бродский. Фонтан,

В. П. Астафьев. Где-то гремит война.

В. И. Белов. Плотницкие рассказы.

В. Г. Распутин. Прощание с Матерой.

Из зарубежной литературы

Б. Шоу. Дом, где разбиваются сердца. Пигмалион. Э. М. Ремарк. Три товарища. Триумфальная арка. Г. Белль. Глазами клоуна. Ф. Кафка. Превращение. А. Камю. Посторонний. Ф. Саган. Здравствуй, грусть. Дж. Оруэлл. Скотный двор.

А. Кристи. Убийство в Восточном экспрессе. Свидетель обвинения.

У. Фолкнер. Рассказы.

Э.Хемингуэй. Прощай, оружие!

Дж. Сэлинджер. Над пропастью во ржи.

Литература:

1. Учебник для общеобразоват. учреждений. «Литература 10 кл. в 2 ч./Ю.В.Лебедев. -   М.: Просвещение, 2011.

2. Учебник для общеобразоват. учреждений. «Литература 11 кл. В 2 ч./В.П.Журавлев -   М.: Просвещение, 2011

3. Золотарева И.В., Егорова Н.В. ,Михайлова Т.И.. Поурочные разработки по литературе.10, 11 кл. -М.: Вако.

4.Поурочное планирование по литературе. 10 кл./ Н.С.Генералова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.

5. Анализ произведений русской литературы 20 века. 11 кл./Е.В.Иванова. - М.: Издательство «Экзамен», 2011.

6. Поурочные разработки. Литература: 10 кл. Н.В. Беляева, А.Е. Егорова.-

М.: Просвещение, 2011

Основные Интернет-ресурсы:

http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ

http://www.edu.ru – федеральный портал «Российское образование»

http://center.fio.ru  – Мастерская «В помощь учителю. Литература»

http://www.1september.ru –издательство «Первое сентября»

http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»

http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)

http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей

http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения

Календарно-тематическое планирование

10 класс — 102 часа

№ урока

Дата

план –

факт

Вид урока. Основные виды деятельности учителя и учащихся

Тема урока. Основное содержание

1-2

Лекция. Тестирование

Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. Выявление уровня литературного развития учащихся

3

Лекция

А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Историческая концепция пушкинского творчества. Развитие реализма в лирике, поэмах, прозе и драматургии

4

Беседа

Романтическая лирика А. С. Пушкина периода южной и Михайловской ссылок (с повторением ранее изученного). «Погасло дневное светило...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Демон». Трагизм мировосприятия и его преодоление

5

Практикум

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина (с повторением ранее изученного). «Поэт», «Поэту» («Поэт! Не дорожи  любовию народной...»), «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом»

6

Практикум

Эволюция темы свободы и рабства в лирике А. С. Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный...», «Из Пиндемонти»

7

Практикум

Философская лирика А. С. Пушкина. Тема жизни и смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Отцы пустынники и жены непорочны...». Домашнее сочинение по лирике Пушкина

8

Лекция. Беседа

Петербургская повесть А. С. Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник».Подготовка к сочинению по творчеству А.С. Пушкина.

9

Лекция. Беседа

М. Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. Своеобразие художественного мира поэта. Эволюция его отношения к поэтическому дару. «Нет, я не Байрон, я другой...». Романтизм и реализм в творчестве поэта

10

Беседа. Практикум

Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»)

11

Практикум

Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Завещание»

12

Беседа. Практикум

Философские мотивы лирики М. Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). «Как часто, пестрою толпою окружен...» как выражение мироощущения поэта. Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений. «Выхожу один я на дорогу...»

13

Уроки внеклассного чтения

Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова. Подготовка к домашнему сочинению по лирике М. Ю. Лермонтова

14- 15

Уроки контроля

Классное сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова

16

Лекция. Беседа

Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сатирическое и эпикодраматическое начала в сборнике «Миргород»

17

Семинар

«Петербургские повести» Н. В. Гоголя (обзор с обобщением ранее изученного). Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях»

18

Практикум

Н. В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода

19

Беседа

Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект»

20

Урок внеклассного чтения

Н. В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести»

21- 22

Письменная работа

Классное сочинение по творчеству Н. В. Гоголя

23

Лекция

Обзор русской литературы второй половины XIX века. Ее основные проблемы.   Характеристика русской прозы, журналистики и литературной критики. Традиции и новаторство русской поэзии. Эволюция национального театра. Мировое значение русской классической литературы

24

Лекция. Беседа

И. А. Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» — «Обломов» —

«Обрыв». Особенности композиции романа. Его социальная и нравственная проблематика

25-26

Беседа

Обломов — «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к Обломову

27-

28

Беседа

И.А.Гончаров «Обломов». Герой и его сущность.

Сон Обломова.

29

Беседа

Роль второстепенных героев в романе «Обломов».

30

Беседа

Ольга Ильинская и Обломов.

Семейная жизнь Штольца и Обломова.

31

Беседа

«Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе

32

Семинар

«Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике

33

Развитие речи.

Подготовка домашнему сочинению по творчеству А.И.Гончарова

34

Лекция-Беседа

А. Н. Островский. Жизнь и творчество Традиции русской драматургии в творчестве писателя. «Отец русского театра»

35

Беседа. Практикум

Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия

36

Беседа

Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства»

37

Беседа

Образ Катерины в драме «Гроза»

38

Практикум

Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы

39

Беседа

Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Домашнее сочинение по драме А. Н. Островского «Гроза»

40

Внеклассное чтение

А.Н.Островский «Снегурочка».

41

Лекция

И. С. Тургенев. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Рассказы цикла «Записки охотника».

42

Беседа

И. С. Тургенев — создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети»

43

Беседа

Базаров — герой своего времени. Духовный конфликт героя

Отношения с Кирсановым.

44

Беседа

Базаров – нигилист.

45

Беседа

«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети»

46-

47

Беседа

Любовь в романе «Отцы и дети»

48-

49

Лекция. Практикум

Анализ эпизода «Смерть Базарова». Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». Подготовка к домашнему сочинению

50

Урок контроля

Зачетная работа за первое полугодие.

51-

52

Лекция. Беседа

Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике. «Селентиум!», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», Как хорошо ты, о море ночное...». «Природа — сфинкс...»

53

Беседа. Практикум

Человек и история в лирике Ф. И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве. «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять...»

54

Практикум

Любовная лирика Ф. И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». «О, как убийственно мы любим...», «К. Б.» .«Я встретил вас — и все былое...»)

55

Лекция. Беседа

А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. «Даль», «Это утро, радость эта...», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...» и др.

56

Беседа

Любовная лирика А. А. Фета. «Шепот, робкое дыханье..», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Певице» и др. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии Фета. Домашнее сочинение по лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета

57

Урок внеклассного чтения

А. К. Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А. К. Толстого. Фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта. Слеза дрожит в твоем ревнивом

взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…»

58

Лекция. Беседа

Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Социальная трагедия народа в городе и деревне. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной...», "Надрывается сердце от муки...» и др.

59

Практикум

Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Рыцарь на час, «Умру я скоро...», «Блажен незлобивый поэт..."

60

Практикум

Н. А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. «Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Музе», «О, Муза! Я у двери гроба...», «Поэт и Гражданин» и др.

61

Беседа

Тема любви в лирике Н. А. Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация. «Мы с тобой бестолковые люди...», «Я не люблю иронии твоей...», «Тройка», «Внимая ужасам войны...» и др.

62

Лекция. Беседа

«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка»

63

Практикум

Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства

64

Беседа

Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

65

Практикум

Особенности языка поэмы "Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме. Домашнее сочинение по творчеству Н. А. Некрасова

66

Лекция. Беседа

М. Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. «Я писатель, в этом  мое призвание». Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина

67-

68

Уроки внеклассного чтения

Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников

69

Лекция. Беседа

Л. Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека

70

Урок внеклассного чтения

Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого

71

Лекция. Беседа

История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе

72-

73

Беседа

Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

74

Практикум

Женские образы в романе «Война и мир»

75

Беседа

Семья Ростовых и семья Болконских

76-

77

Беседа

Тема народа в романе «Война и мир»

78

Практикум

Кутузов и Наполеон

79-

80

Семинар

Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир». Художественные особенности романа. Подготовка к домашнему сочинению

81

Практикум

Анализ эпизода из романа «Война и мир». Подготовка к домашнему сочинению

82

Лекция. Беседа

Ф. М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды                                    

83

Семинар

Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф. М. Достоевского

84-

85

Беседа. Семинар

История создания романа «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание», проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя

86

Семинар

Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта

87

Беседа

«Двойники» Раскольникова

88

Беседа

Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе. Домашнее сочинение по роману «Преступление и наказание»

89

Лекция. Практикум

Н. С. Лесков. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Поэтика названия повести «Очарованный странник». Особенности жанра. Фольклорное начало в повествовании

90

Беседа

Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа

91

Урок внеклассного чтения

Катерина Кабанова и Катерина Измайлова. (По пьесе Островского «Гроза» и рассказу Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)

92

Лекция. Беседа

А.П.Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80— 90-х годов. «Маленькая трилогия».

93

Практикум

Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах»

94

Практикум

Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч»

95

Практикум

Особенности драматургии А. П. Чехова

96

Практикум

«Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда

97

Беседа. Практикум

Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля

98

Урок контроля

Зачетная работа за второе полугодие

99

Урок внеклассного чтения

К. Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира». Изображение тяжелой жизни простого народа. Специфика художественной образности

100

-

101

Уроки внеклассного чтения

«Вечные» вопросы в зарубежной литературе. Романтизм, реализм и символизм в произведениях зарубежной литературы. Г и де Мопассан. «Ожерелье». Г . Ибсен. «Кукольный дом». А. Рембо. «Пьяный корабль». (По выбору учителя)

102

Беседа

Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы XIX века

Тематическое планирование  по литературе

11 класс- 102 часа

№ урока

Дата

План -

факт

Вид урока. Основные виды деятельности учителя и учащихся

           

                                 Тема урока. Основное содержание

1

Лекция

Введение. Судьба России в XX веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы XX века. Характеристика литературного процесса начала XX века. Многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп. Направления философской мысли начала столетия

2

Лекция. Практикум

И. А. Бунин. Жизнь и творчество. Лирика И. А. Бунина. Ее философичность, лаконизм и изысканность. «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество» или другие стихотворения

3 -4

Практикум

И. А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско». Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям. Поэтика рассказа

5 -6

Беседа

Тема любви в рассказе И. А. Бунина «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе писателя

7

Практикум

Психологизм и особенности «внешней изобразительности» бунинской прозы

8

Лекция. Беседа

А. И. Куприн. Жизнь и творчество.  Изображение мира природы и человека в повести «Олеся»

9 -10

Практикум

Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет». Талант любви в повести А.И.Куприна. Домашнее сочинение по творчеству И.А. Бунина и А.И. Куприна

11 – 12

Лекция. Практикум

М. Горький. Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы. «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа

13

Лекция. Беседа

«На дне» как социально-философская драма. Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы

14 – 15

Практикум

Три правды в пьесе «На дне», ее социальная и нравственно-философская проблематика. Смысл названия пьесы

16

Урок контроля

Письменная работа по творчеству М. Горького

17

Лекция

Русский символизм и его истоки

18

Лекция. Беседа

В. Я. Брюсов. Слово о поэте. Брюсов как основоположник русского символизма. Проблематика и стиль произведений В. Я. Брюсова

19

Урок внеклассного чтения

Лирика поэтов-символистов. К. Д. Бальмонт, А. Белый , Анненский, Ф.Сологуб.

20

Лекция

Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма

21 -22

Лекция. Практикум

Н. С. Гумилев. Слово о поэте. Проблематика и поэтика лирики Н. С. Гумилева

23

Лекция. Беседа

Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. Поиски новых поэтических форм в лирике И. Северянина. Домашнее сочинение по поэзии Серебряного века

24

Лекция. Беседа

А. А. Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме»

25

Практикум

Тема страшного мира в лирике А. Блока. «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Фабрика». Развитие понятия об образе-символе

26

Практикум

Тема Родины в лирике А. Блока. «Россия», «Река раскинулась...», «На железной дороге»

27 – 28

Беседа

Поэма «Двенадцать» и сложность ее художественного мира

29

Урок внеклассного чтения

Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии. Н. А. Клюев. Жизнь и творчество (обзор)

30

Лекция. Беседа

С. А. Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя родная!..», «Письмо матери»

31

Практикум

Тема России в лирике С. А. Есенина. «Я покинул родимый дом...», «Русь Советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Возвращение на родину» и др.

32

Практикум

Любовная тема в лирике С. А. Есенина. «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...» и др.

33

Практикум

Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С. А. Есенина. Трагизм восприятия гибели русской деревни. «Не жалею, не зову, не плачу...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Сорокоуст»

34

Урок внеклассного чтения

Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы»

35

Лекция

Литературный процесс 20-х годов XX века

36 – 37

Семинар

Обзор русской литературы 20-х годов. Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х годов

38

Семинар

Поэзия 20-х годов. Поиски поэтического языка новой эпохи. Русская эмигрантская сатира

39 – 40

Лекция. Беседа

В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта. «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно». Пафос революционного переустройства мира. Сатирический пафос лирики. «Прозаседавшиеся» и др.

41

Практикум

Своеобразие любовной лирики В. В. Маяковского. «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой»

42

Беседа

Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского. «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину». Домашнее сочинение по лирике А.А. Блока, С.А.Есенина.

43

Лекция

Литература 30-х годов. Обзор. Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы

44

Лекция

М. А. Булгаков. Жизнь и творчество. М. А. Булгаков и театр. Судьбы людей в революции в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных»

45 – 46

Беседа. Практикум

История создания, проблемы и герои романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

47 – 48

Практикум

Жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита». Анализ эпизода из романа (по выбору учителя). Домашнее сочинение по творчеству М. А. Булгакова

49

Урок контроля

Зачетная работа за первое полугодие

50 – 51

Уроки внеклассного чтения

А. П.Платонов. Жизнь и творчество. Повесть А. П. Платонова «Котлован»: обзор

52

Лекция. Практикум

А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А. А. Ахматовой. «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью...»

53

Практикум

Судьба России и судьба поэта в лирике А. А. Ахматовой. «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля», «Приморский сонет» и другие стихотворения

54 – 55

Практикум

Поэма А. А. Ахматовой «Реквием». Трагедия народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы

56 – 57

Лекция. Практикум

О. Э. Мандельштам. Жизнь и творчество. Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в лирике поэта. Трагический конфликт поэта и эпохи. «Моге Оате», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...» и другие стихотворения

58 - 59

Лекция. Практикум

М. И. Цветаева. Жизнь и творчество. Тема творчества, поэта и поэзии в лирике М. И. Цветаевой. «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Попытка ревности», «Стихи к Пушкину». Тема Родины. «Тоска по Родине! Давно...», «Стихи о Москве». Своеобразие поэтического стиля. Домашнее сочинение по лирике А. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой или О. Э. Мадельштама

60

Лекция

М. А. Шолохов: судьба и творчество. «Донские рассказы»

61 -62

Беседа

Картины Гражданской войны в романе «Тихий Дон». Проблемы и герои романа

63 – 64

Беседа

Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон»

65

Беседа

Женские судьбы в романе «Тихий Дон»

66

Практикум

Мастерство М. А. Шолохова в романе «Тихий Дон»

67

Урок контроля

Письменная работа по творчеству М. А. Шолохова

68

Лекция. Беседа

Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия

69 – 70

Лекция. Беседа

Литература второй половины XX века (обзор). Поэзия 60-х годов

71

Семинар

Новое осмысление военной темы в литературе 50— 90-х годов. Ю. Бондарев, В. Богомолов, Г. Бакланов, В. Некрасов, К. Воробьев, В. Быков, Б. Васильев (произведения по выбору учителя)

72 – 73

Лекция. Практикум

А. Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика А. Т. Твардовского. Размышление о настоящем и будущем Родины. Осмысление темы войны. «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...» и другие стихотворения

74 – 75

Лекция. Практикум

Б. Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Философский характер лирики Б. Пастернака. Основные темы и мотивы его поэзии. «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти до самой сути...», «Гамлет», «Зимняя ночь» и другие стихотворения

76 – 77

Уроки внеклассного чтения

Б. Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Его проблематика и художественное своеобразие

78 – 79

Лекция. Беседа

А. И. Солженицын. Жизнь и творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя. Повесть «Один день Ивана Денисовича»

80

Урок внеклассного чтения

В. Т. Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов» («На представку», «Сентенция»)

81

Лекция. Практикум

Н. М. Рубцов. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики поэта и ее художественное своеобразие. «Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице»

82 – 83

Лекция. Беседа

«Деревенская» проза в современной литературе. В. П. Астафьев. Взаимоотношения человека и природы в рассказах «Царь-рыба». Нравственные проблемы романа «Печальный детектив» (обзор)

84 – 85

Беседа

В. Г. Распутин. Нравственные проблемы произведений «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни» (по выбору учителя)

86

Беседа. Практикум

И. А. Бродский. Слово о поэте. Проблемно-тематический диапазон лирики поэта. «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня...») или другие стихотворения

87

Практикум

Б. Ш. Окуджава. Слово о поэте. Военные мотивы в лирике поэта. «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река. Странное название...». Искренность и глубина поэтических интонаций. «Когда мне невмочь пересилить беду...»

88

Урок внеклассного чтения

«Городская» проза в современной литературе. Ю.В.Трифонов. «Вечные» темы и нравственные проблемы в повести «Обмен»

89

Урок внеклассного чтения

Темы и проблемы современной драматургии (А. Володин, А. Арбузов, В. Розов). А. В. Вампилов. Слово о писателе.    «Утиная охота». Проблематика, конфликт, система образов, композиция пьесы

90 – 91

Урок внеклассного чтения

Из литературы народов России. М. Карим. Жизнь и творчество. «Подует ветер — все больше листьев...», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарб и одежду...».

«Птиц выпускаю...». Отражение вечного движения жизни. Тема памяти о родных местах, мудрости предков. Психологизм лирики башкирского поэта

92 – 93

Лекция

Основные направления и тенденции развития современной литературы: проза реализма и «нереализма», поэзия, литература Русского зарубежья последних лет, возвращенная литература

94 – 95

Уроки внеклассного чтения

Д. Б. Шоу. «Дом, где разбиваются сердца». «Пигмалион». Духовно-нравственные проблемы одной из пьес (по выбору учителя)

96

Урок внеклассного чтения

Т. С. Элиот. Слово о поэте. «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока» Многообразие мыслей и настроений стихотворения. Средства создания комического

97

Урок внеклассного чтения

Э. М. Хемингуэй. Слово о писателе и его романах «И восходит солнце», «Прощай, оружие!». Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море»

98

Урок внеклассного чтения

Э. М. Ремарк. «Три товарища» Трагедия и гуманизм повествования. Своеобразие художественного стиля писателя

99

Семинар

Проблемы и уроки литературы XX века

100 - 102

Консультации

Консультации по подготовке к экзаменам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе для 6 класса.Авт. В.П. Полухина. Литература. 6 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2ч. - М.:Просвещение, 20

Рабочая программа по литературе  для обучающихся 6    класса  составлена на основе Примерной программы основного общего образования по литературе (базовый уровень)...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе для 8 класса. Учителя русского языка и литературы МКОУ «Новослободская средняя общеобразовательная школа» Домниной Ирины Хабибуловны.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по литературе для 8 класса,учителя  русского языка и литературыМКОУ «Новослободская  средняя общеобразовательная школа»Домниной Ирины Хабибуловны....

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая программа по литературе 5-11 класс, КТП по литературе 6 класс

Разработана на основе  авторской программы по литературе для общеобразовательных учреждений  под редакцией В.Я.Коровиной (Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И., Беляева Н. В. Литерат...

Рабочая программа по литературе в 5 классе по программе Г.С.Меркина «Литература, 5 – 8 классы», 2012 год

Рабчая программа по литературе составлена на основе программы Г.С.Меркина "Литература 5 - 9 класс". В данной программе представлены 3 раздела: 1) Пояснительная записка с планируемыми результ...

Рабочая программа "Родной язык" 10 класс.Рабочая программа "Родная литература" 10-11 класс.

Рабочая программа "Родной язык" 10 классРабочая программа "Родная литература" 10-11 класс...