Методический прием "шесть шляп мышления"
учебно-методический материал по литературе на тему

Зрелова Елена Михайловна

Технология проблемного обучения «Шесть шляп»- эффективное средство формирования ключевых компетентностей:

-компетентности «готовность к разрешению проблем» - ребёнок анализирует поставленную перед ним задачу (на неё указывает цвет шляпы) и разрабатывает алгоритм её решения;

-компетентности « готовность к самообразованию» - ученик сам осуществляет информационный поиск нужного материала (предварительное  домашнее задание по шляпам);

-технологической компетентности - успех школьника во многом зависит от чёткого соблюдения  инструкции (например, в  «чёрной» шляпе только минусы, никаких плюсов, никаких эмоций; надевая белую шляпу, ребёнок называет только данные, не говоря о положительной или отрицательной стороне поступка героя и т.п.);

-компетентности «готовность к использованию информационных ресурсов» - формирование и развитие способов деятельности работы с информацией: способность осознавать потребность в информации, способность разрабатывать стратегии поиска информации, способность систематизировать, обрабатывать и воспроизводить информацию, способность синтезировать существующую информацию, создавая на ее основе новое знание;

-компетентности «готовность к социальному взаимодействию»-школьники взаимодействуют друг с другом в группе;

-коммуникативную компетентность - ученик цивилизованно отстаивает свою точку зрения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.kopilka.docx24.59 КБ
Файл uroki_v_5klasse.rar733.1 КБ
Microsoft Office document icon literaturnaya_igra.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Технология проблемного обучения «Шесть шляп мышления»

   Стремительные изменения в современном обществе требуют новых подходов в достижении нового качества образования в школе. Именно поэтому сегодня значительное внимание уделяется внедрению новых педагогических технологий, которые  способны сделать общее образование гибким, комбинированным, проблемным, направленным на активизацию и повышение качества обучения. На мой взгляд, решить проблему повышения качества знаний обучающихся очень сложно, но один из  путей — это повышение мотивации к обучению.

Мотивационным процессом можно и нужно управлять, ведь отсутствие мотивации к учебе -  это основная причина неудач.  

      Овладение учащимися УУД  создаст возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. Ученик будет сам добывать необходимую ему информацию, а не получать её в готовом виде, я же из учителя превращаюсь в организатора и эксперта, функции которого состоят в грамотной постановке задач, организации процесса их решения и экспертизе полученных учениками решений.

Наилучшим средством научить учащихся мыслить,  на мой взгляд, являются «проблемные задачи». Задачи в обучении в педагогическом плане выступают и как цель, и как средство обучения.

  Самым важным отличием «проблемной задачи» является формирование позитивной внутренней мотивации, заинтересованности в решении. « В психологических концепциях мотивации преобладающим в настоящее время является когнитивный подход к мотивации, в рамках которого особое значение придается феноменам, которые связаны с сознанием и знаниями человека. Побуждение к действию может возникнуть у человека не только под влиянием эмоций, но также под воздействием знаний, в частности, их противоречивости. Возникшая противоречивость, в свою очередь , способствует «возбуждению интереса», формирует эмоциональный отклик на ситуацию. Центром проблемной ситуации является сам ученик, решающий данную задачу, его представления о том, как лучше, правильнее поступить, какой вариант, способ решения подойдет. Данный принцип является одним из важных в компетентностном обучении».

 Э.де Боно предлагает поразмыслить шестью различными способами.

(Эдвард де Боно, крупнейший специалист в области творческого и концептуального мышления, доктор медицины и психологии, руководитель Центра по изучению мышления Оксфордского университета.)

 Стратегия « шести шляп» предполагает шесть разных видов мышления.   Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления и деятельности.

Белая шляпа –  беспристрастные факты, информация.

 Надевая шляпу белого цвета, учащиеся констатируют факты, цифры  без каких-либо эмоций и субъективных оценок.

Желтая шляпа-это  положительное, позитивное мышление.

Учащиеся данной группы  выделяют  только  позитивные стороны для  аргументирования.

Черная шляпа – минусы.

Надевая шляпу данного цвета, учащиеся выявляют противоречия, недостатки, их причины, называют только отрицательные черты.

Красная шляпа - эмоции.

Надевая красную шляпу, учащиеся  группы называют эмоции, возникшие в связи с  исследуемым предметом, указывают,  с чем они связаны, как изменяются эмоции, определяют связь изменения эмоционального состояния с рассматриваемыми явлениями.

Зеленая шляпа-это   творческое начало и расцвет новых идей, поиск новых граней в изучаемом материале.

Надевая зелёную шляпу,  учащиеся презентуют свой проект, свою идею остальным членам групп. Предлагают свой вариант того, что можно усовершенствовать.

Синяя шляпа  связана с организацией и управлением. Это осмысление, поиск обобщающих параллелей, общие выводы.

 Надевая шляпу синего цвета, учащиеся группы обобщают и анализируют полученную информацию, оценивают работу каждой творческой группы с точки зрения поставленной перед данной группой цели.

        Шляпу очень легко надеть и снять. Это важно всегда, во всех ситуациях, когда человек должен уметь применять все ресурсы своего мышления, уметь менять тип мышления и деятельности в зависимости от поставленной задачи.

Технология «Шесть шляп мышления»:

  • позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить его целостность в развитии познавательной и личностной сферы учащихся;
  • дает возможность ученику  осознать себя в деятельности, учит самоорганизации, самооценке, позволяет каждому обучающемуся видеть уровень усвоения знаний: обучающийся максимальное время работает самостоятельно, учится целенаправленно;
  • реализуется через работу учащихся в составе команд (групп);
  • является мощным стимулом к познанию, т.к. деятельность носит  творческий характер;

Технология  «Шесть шляп»- эффективное средство формирования ключевых компетентностей:

-компетентности «готовность к разрешению проблем»- ребёнок анализирует поставленную перед ним задачу (на неё указывает цвет шляпы) и разрабатывает алгоритм её решения;

-компетентности « готовность к самообразованию»- ученик сам осуществляет информационный поиск нужного материала (предварительное  домашнее задание по шляпам);

-технологической компетентности- успех школьника во многом зависит от чёткого соблюдения  инструкции (например, в  «чёрной» шляпе только минусы, никаких плюсов, никаких эмоций; надевая белую шляпу, ребёнок называет только данные, не говоря о положительной или отрицательной стороне поступка героя и т.п.);

-компетентности «готовность к использованию информационных ресурсов»:

формирование и развитие способов деятельности работы с информацией: способность осознавать потребность в информации, способность разрабатывать стратегии поиска информации, способность систематизировать, обрабатывать и воспроизводить информацию, способность синтезировать существующую информацию, создавая на ее основе новое знание;

-компетентности «готовность к социальному взаимодействию»-школьники взаимодействуют друг с другом в группе;

-коммуникативную компетентность,

ученик цивилизованно отстаивает свою точку зрения.

Данную технологию на уроках русского языка и литературы применяю с 2009 года. Использование технологии «Шесть шляп мышления» позволяет отказаться от авторитарной педагогики в пользу  личностно ориентированной. Личностно ориентированный подход к обучению, отсутствие стрессовых ситуаций, оптимальный объём домашнего задания, предупреждающий перегрузку учащихся, формируют ту гигиеническую и позитивную психологическую среду,  в которой приоритеты отдаются поведению с ориентацией на здоровье.

Применение технологии « Шесть шляп мышления» даёт возможность не только передавать школьникам сумму тех или иных знаний, но и учить их приобретать эти знания, уметь пользоваться ими для решения новых познавательных задач, развивать способность к адекватной самооценке, критическое мышление, умение соотносить свои интересы с интересами других. Режим  «Шести шляп» является технологичным и может быть адаптирован к конкретному учителю, классу, другому школьному предмету.

Средства отслеживания результатов:

  • сравнительный     мониторинг     сформированности     ключевых компетентностей  и УУД- два раза в год (на входе и на выходе);
  • промежуточный    контроль    знаний,    умений    и    навыков    по предметам;
  • текущая аттестация;
  • реализация социальных проектов;
  • участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах.

Результаты:

  • повысилось  качество знаний учащихся по русскому языку и литературе;
  • увеличилась общественная  активность школьников (разработка и

реализация социальных проектов) ;

  • повысился интерес учащихся к исследовательской деятельности в   области литературы и русского языка;
  • повысился интерес к предмету (увеличилось количество участников  

         олимпиад, конкурсов различных уровней);        

  • хорошо развивается устная речь, совершенствуется умение работать

       с различной литературой.

Количество  победителей олимпиад и творческих конкурсов,                                            подготовленных педагогом.

2010-2011

2011-2012

2012-2013

2013-2014

4

20

8

16

           

  Как «работает» технология « Шесть шляп мышления», покажем на примере уроков литературы в 5 и 9 классах.



Предварительный просмотр:

                                               Урок литературы

         (один из уроков по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»)

Класс : 5

Тема: Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.

Цель : Формирование ключевых компетентностей школьников:  готовность к разрешению проблем, готовность к самообразованию, готовность к использованию информационных ресурсов, готовность к социальному взаимодействию, технологическая компетентность,

коммуникативная компетентность.

 Формирование позитивной внутренней мотивации, заинтересованности в решении «проблемной задачи»

Развитие навыков упорядоченного, структурированного мышления.

Воспитание культуры обмена мнениями.

 Оборудование: 6 шляп: белая, жёлтая, чёрная, красная, зелёная, синяя; мультимедийная установка: ноутбук, экран, проектор.

Дом задание: Всем участникам заранее подумать над темой будущего обсуждения, собрать необходимую информацию, все необходимые данные, факты.

1)внешность

2)отношение к лошади

3)поведение в плену, во время побега

4)мнение татар о пленниках

5)черты характера

                                                         Ход урока.

I..Организационный этап.

1)Приветствие

2)Объявление темы урока.

II.Мотивационный этап.

1.)Целеполагание

 Учитель, напоминая задание, формулирует цель урока. Определяет место урока в разделе.

Компетентность « готовность к самообразованию»:

 ученик сам осуществляет информационный поиск нужного материала(предварительное  д/з по шляпам);

Представители 6 команд по очереди , не заглядывая в коробку, достают шляпы.

Компетентность « готовность к  разрешению проблем»:

 ребёнок анализирует поставленную перед ним задачу (на неё указывает цвет шляпы) и разрабатывает алгоритм её решения;

Правила работы  «в шляпах» слайдами появляются  на экране:

«Белая шляпа» : факты, информация.

 «Жёлтая шляпа»: плюсы, преимущества, только положительные стороны.

 «Чёрная шляпа»: минусы, только отрицательные стороны.

«Красная шляпа» чувства, эмоции.

 «Зелёная шляпа»: новые идеи.

 «Синяя шляпа»: выводы, оценки группам

2.Обсуждение в группах.(12 мин.)

Компетентность «готовность к социальному взаимодействию»:

школьники взаимодействуют друг с другом в группе;

 Слайд 1.

                                                                 

3.Выступление команд. (по 3 мин.) 

Коммуникативая компетентность:

ученик цивилизованно отстаивает свою точку зрения.

Слайд 2.

Запись на экране:  смысл имени:         

Жилин

Костылин

Жилы- кровеносные сосуды, сухожилия.

Жилистый- сухощавый, мускулистый, с выступающими жилами.

Костыль – палка с поперечиной, закладываемой под мышку, служащая опорой при ходьбе хромым людям  или людям с больными ногами

                   

Перед выступлением группы  на экране появляется слайд-напоминание : «шляпа» -вид работы.

Технологическая  компетентность:

 успех школьника во многом зависит от чёткого соблюдения  инструкции (например, в  «белой» шляпе только факты, информация, никаких оценочных суждений, никаких эмоций и т.п.);

       Слайд 3.

«Белая шляпа»:                                                 

 Главные герои рассказа - Жилин («хоть не велик ростом, да удал был»)и Костылин («мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт») Офицеры служат на Кавказе, в то время там была война.

Жилин получил от матери письмо , в котором она сообщает, что стала стара, хочет перед смертью проститься с сыном, да к тому же сообщает о том , что нашла ему невесту.

Жилин выправил отпуск, выехал с  провожатыми солдатами, но, поддавшись уговорам офицера Костылина, уезжает вперёд, не дожидаясь обоза с солдатами, Жилин и Костылин попадают  в плен к татарам. Оба бегут, но побег оказался неудачным, они вновь в плену.

Второй побег,удачный, Жилин совершает один, помогла ему татарская девочка Дина. Через месяц выкупили Костылина.

Слайд 4.

«Жёлтая шляпа»:                                 

Жилин

Костылин

1Лошадь купил и выездил сам. Ласковое, нежное обращение к лошади.«Лошадь ..охотницкая (сам выездил);как на крыльях, взнесла его на кручь. « Матушка, вынеси, не зацепись ногой; спотыкнёшься – пропал. Доберусь до ружья, я и сам не дамся», «Она,сердечная…»

2.Предусмотрительный. Не послушав Костылина ,поднимается на гору, чтобы обозреть дорогу.

Прикормил собаку перед побегом.

3.Смелый.  «Не дамся живой…,пустил лошадь на красного татарина, думает:»Либо лошадью сомну, либо срублю шашкой»

4.Уже в первые минуты плена думает о побеге. «Хотел Жилин примечать дорогу, куда его везут, да глаза замазаны кровью, а повернуться нельзя»

5. Храбрый: татары требуют писать письмо с просьбой о выкупе, пугая: не напишешь, в яму посадят, наказывать будут плетью. На что Жилин отвечает «А ты ему ,собаке, скажи, что если он меня пугать хочет, так ни копейки ж не дам, да и писать не стану. Не боялся, да и не буду бояться вас ,собак».

6.Хитрый: Торгуется с татарами по поводу выкупа, хотя писать по настоящему адресу не собирается.

7.Находясь в плену не ждал помощи:

готовился к побегу: ходил  днём по аулу, всё высматривал, выпытывал, как ему бежать либо рукодельничал(кукол из глины лепил, плетёнки плёл из прутьев, часы хозяину починил, смастерил игрушечную карусель.)А по ночам копал в сарае, готовясь к побегу, собрал лепёшек в дорогу, приручил собаку, учился понимать татарский язык.

8.Хорошее отношение татар к пленному. «С тех пор прошла про Жилина слава, что он мастер. Стали к нему из дальних деревень приезжать; кто замок на ружьё или пистолет починить принесёт, кто

часы» , «джигит»

9.Верность,преданность,выносливость.Поддерживает товарища, не думает о боли. Во время (первого) побега не думает о боли  «Э, брат, заживут»(о ногах)

«Посадил на себя Костылина, подхватил руками под ляжки, вышел на дорогу, поволок…Тяжело Жилину, ноги тоже в крови и уморился. Нагнётся, подправит, подкинет, чтоб повыше сидел на нём Костылин, тащит его по дороге».

10. Совершая второй побег, думает не только о себе, но и о других. Просит Дину вернуть шест, которым она вытащила его из ямы ,на место, чтобы девочка не пострадала.

Зовёт Костылина  с собой, хотя понимает, что без Костылина будет легче.

11.Терпеливо переносит боль. «Ноги ломит…ступит шагов десять и остановится. «Нечего делать, - думает, - буду тащиться, пока сила есть»

Физминутка

Слайд 5.

  «Чёрная шляпа»                                

Жилин

Костылин

Приуныл, оказавшись в яме после первого побега.

1.Трусость.По уговору обещал не разъезжаться, помочь ружьём.

« А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидел татар, закатился что есть духу к крепости».

2.Обращение к лошади грубое: думает только о себе.

«Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого. Только в пыли видно, как лошадь хвостом вертит».

3.Слаб духом: не думает о побеге, согласен на большую сумму выкупа( пять тысяч монет) Пишет ещё одно письмо.

4.Находясь в плену: скучал, сидел в сарае, ждал присылки денег, считал дни или спал.

5. Отношение татар. Нет  уважения, как  к Жилину, называют «смирный»

5 .Обуза  во время побега. Во время побега охал и ахал от боли, просил передышки, отставал, закричал от боли, чем выдал себя и товарища.

Слайд 6.

«Красная шляпа»                                

Жилин

Костылин

Уважение

сочувствие

неприязнь

Слайд 7.

«Зелёная шляпа»( Изменить ход повествования или концовку).  

Компетентность «готовность к использованию информационных ресурсов»:

формирование и развитие способов деятельности работы с информацией: способность осознавать потребность в информации, способность разрабатывать стратегии поиска информации, способность систематизировать, обрабатывать и воспроизводить информацию, способность синтезировать существующую информацию, создавая на ее основе новое знание;

                                                                 

Слайд 8.

«Синяя шляпа»:                                  

Эксперты оценивают работу каждой группы с точки зрения поставленной перед каждой группой целью деятельности по 10 б.шкале, обосновывая своё мнение.

Заключительное слово учителя.

Жилин и Костылин   в одинаковых обстоятельствах ведут себя по-разному. Одного выручает терпение, выносливость, хитрость, смелость, желание быть свободным, вера в свою правоту; другой не проявляет каких-либо усилий, действий к тому, чтобы ценой собственных усилий освободиться из плена, хотя ему тоже хочется вернуться на Родину. В одинаковых условиях Жилин проявляет находчивость, решительность, стойкость, ведёт активную борьбу за своё и товарища освобождение из плена, а Костылин лишён всех этих качеств, он является антиподом герою.

Главная идея рассказа – научить людей не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, упорно добиваться своей цели.

Комментирование оценок, домашнего   задания

 

                         

                         



Предварительный просмотр:

                               

                                       Литературная     игра

                                  по пословицам и поговоркам.

Цель: Развитие навыков устной речи

          Привить интерес к урокам литературы.

Оборудование: Стенд с яркими иллюстрациями к пословицам и поговоркам;  выставка книг : В.П.Аникин «К мудрости ступенька»,

                           Л.Толстой « Скучен день до вечера, коли делать нечего»,

                           Б.В.Шергин «Одно дело делаешь- другого не порть»,

                           Г.А.Галичев «О пословицах»;

                           сборники пословиц, поговорок;

                           плакаты с высказываниями  А.С.Пушкина, В.И.Даля,

                           А.М.Горького.

Что за роскошь, что за смысл в каждой поговорке нашей. Что за золото

                                                                                       (А.С.Пушкин)

Пословицы- это цвет народного ума, самобытной стати, это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый.

                                                                                      (В.И.Даль)

В простоте слова- самая великая мудрость. Пословицы всегда кратки, а ума и чувства в них на целые книги.

                                                                                    (А.М.Горький)

Класс заранее разбит на команды.

Домашнее задание(за 2 недели до игры):  команды придумывают название, готовят инсценировку по книге Л.Толстого «Скучен день до вечера, коли делать нечего»

1.Организационный момент.  (обратить внимание ребят на высказывания о пословицах, поговорках, написанные на плакатах.

2.Представление жюри.

3.Представление команд.

4.Игра «Закончи пословицу»

Учитель называет первую половину пословицы, а ученики – вторую.

Труд человека кормит,                                  а лень портит.

Кто много говорит,                                      тот мало делает.

Повторенье-                                                  мать ученья.

Тот никогда не ошибается,                        кто ничего не делает.

Не спеши языком -                                       торопись делом.

Сделал дело -                                                  гуляй смело.

Ученье-свет ,а                                               неученье - тьма.

Куй железо,                                                   пока горячо.

С кем поведёшься,                                        от того и наберёшься.

Делу – время, а                                              потехе – час.

Лучше горькая правда,                                 чем сладкая ложь.

Не всё то золото,                                          что блестит.

5.Проверка домашнего задания. 

Яркие , сочные пословицы использовались величайшими  мастерами слова в тех случаях, когда нужно было высказать свою мысль очень кратко, точно и выразительно. Широко использовали и используют в своих произведениях пословицы и поговорки писатели и поэты (обратить внимание на книжную выставку.)Команды подготовили инсценировку рассказов Л.Толстого.

Найдите пословицы в тех произведениях, которые сейчас увидите и услышите. Объясните их смысл.

6.Игра «Восстанови пословицу»

Восстанови пословицу по словам, написанным на табличках.  

                                         Дело – безделье

                Маленькое дело лучше большого безделья.

                                        Дружба-служба

               Дружба дружбой, а служба службой.

                                            Лает – кусает

              На смелого собака лает, а трусливого кусает.

                                           Руки – скуки

              Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.

                                           Труд – лень

                   Труд человека кормит, а лень портит.

                                        Шило – мешок

                    Шила в мешке не утаишь.

                                     Родина – постоять

                Родина –мать, умей за неё постоять.

                                     Труд- рыбка

                 Без труда не выловишь рыбку из пруда.

7.Игра «Найди  смыслового «близнеца»

Как вы знаете, многие народы имеют схожие по смыслу пословицы и поговорки. Например, русской пословице  « Как волка не корми, он всё в лес смотрит» соответствует немецкая « Посади лягушку хоть на золотой стул, всё равно она опять в лужу прыгнет». С нашей пословицей «Яблоко от яблони недалеко падает» схожа немецкая  «Какое дерево, такая и груша». В таблице даны слева немецкие пословицы, справа- русские. Определите, какие пословицы соответствуют друг другу по смыслу.

               Немецкие

              Русские

Не ленись , ясли сами ко рту не подойдут.

Кто много начинает, очень мало осуществляет.

Ошибки других – хорошие учителя.

Совершённые поступки в советах не нуждаются.

С красноречивым языком не пропадёшь.

Лицо выдаёт негодяя.

Один всё равно, что никто.

Тухлое яйцо портит всю кашу.

Сначала подумай, потом начинай.

Сначала ноша, потом отдых.

В беде сотня друзей весит очень мало.

Свежая рыба – хорошая рыба.

Дожди образуют реки.

Чем наряднее девушка, тем меньше от неё пользы.

Отсутствие ответа тоже ответ.

Любить и петь заставить нельзя.

Любовь к делу делает труд лёгким.

Глупые руки марают стол и стены.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Язык до Киева доведёт.

Один в поле не воин.

Овёс к лошади не ходит.

Семь раз отмерь, один- отрежь.

Дело мастера боится.

Кончил дело –гуляй смело.

С миру по нитке – голому рубаха.

Дуракам закон не писан.

После драки кулаками не машут.

Молчание –знак согласия.

На  голове густо, да в голове пусто.

Истинные друзья познаются в беде.

Насильно мил не будешь.

На воре шапка горит.

Куй железо, пока горячо.

Ложка дёгтя в бочке мёду.

На ошибках учатся.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

(Ответы: Немецкие  /      Русские

  1. 3
  2. 18
  3. 17
  4. 9
  5. 1
  6. 14
  7. 2
  8. 16
  9. 4
  10. 6
  11. 12
  12. 15
  13. 7
  14. 11
  15. 10
  16. 13
  17. 5
  18. 8

8.Игра»Угадай-ка»

Придумайте вопросы к поговоркам и задайте команде - сопернице, ответы должны прозвучать поговоркой.

Например, в какой поговорке говорится , что дом ценится не мебелью, которая в нём есть, а душевной атмосферой, которая царит в нём ?(Красна изба не углами, а красна пирогами.)

Как говорят про человека, который хорошо и быстро делает своё дело?( Дело мастера боится)

9.Игра  « Библейская мудрость»

Источником возникновения  пословиц и поговорок послужили и библейские афоризмы. Сравните:

« Кесарю кесарево, а Божие Богу»  -   Каждому своё.

Попробуйте определить пословицы, поговорки по библейским афоризмам.

  1. « Итак, во  всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон» ( Не плюй в колодец, пригодится водицы напиться)
  2. 2. «Не может дерево доброе приносить плоды худые, или дерево худое приносить плоды добрые» ( Яблочко от яблони недалеко падает)
  3. « А язык укоротить никто из людей не может, это неудержимое зло, он исполнен смертоносного яда» ( Язык мой – враг мой)
  4.  «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в своём глазе не чувствуешь?» (В чужом глазу сучок видит, а в своём бревна не замечает.
  5.  « …Кто сеет скупо, тот скупо и пожнёт, а кто сеет щедро, тот щедро и пожнёт» (Что посеешь, то и пожнёшь)
  6. «…Худые сообщества развращают добрые нравы» ( С кем поведёшься, от того и наберёшься)

10.Аукцион пословиц, поговорок о Родине.

11.Подведение итогов.

                                     

                                                                                     

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-рефлексия "6 шляп мышления"

Разработка игры "6 шляп мышления". Презентация....

Методическая разработка урока по истории России. ( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.).

Методическая разработка урока по истории России.( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.).  На уроке предполагается изучение  нового м...

Использование технологии критического мышления «Шесть шляп мышления» на уроках английского языка

Использование технологии критического мышления в реализации личностно-деятельностного обучения на уроках английского языка. Данная технология "Шесть шляп мышления даёт возможность достаточно продуктив...

Технология критического мышления. Методика «Шесть шляп мышления». Фрагмент урока.

«Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) – вероятно, один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Этот метод позволяет структурировать и сделать намного более эффективно...

Использование методики " Шесть шляп мышления" в рамках технологии критического мышления на уроках истории

Статья на тему использования методики шести шляп мышления на уроках истории. В статье дано краткое пояснение метода, разработанного английским писателем Эдвардом Боно и его возможное использование на ...