"Организация внеурочной деятельности как средство повышения читательской активности"
статья по литературе по теме
Анализ опыта работы по организации конкурса чтецов послужил поводом к размышлению и написанию данной статьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.35 КБ |
Предварительный просмотр:
В последние годы каждый работник образовательной сферы с сожалением вынужден констатировать стремительное падение интереса к чтению, к художественному слову среди школьников. Причин тому немало: многообразие альтернативных источников информации, яркость и доступность современных внешних раздражителей, смещение ценностных ориентиров в обществе от деятельности, созидания и творчества к потреблению и целый ряд других.
Что можно этому противопоставить? Какая мотивация возможна для современного подростка?
Одной из форм работы учителя-словесника в этом направлении может стать конкурс юных чтецов. Соревнование было ведущим инструментом мотивации педагогики советского периода, и практика показывает, что сегодня оно не утратило своих позиций как одна из возможных форм реализации деятельностного подхода.
Примером может служить Всероссийский конкурс чтецов «Живая классика» для обучающихся 6 классов, который проводится под патронатом Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации, Федерального агенства по печати и массовым коммуникациям, Правительства Москвы.
Участие в конкурсе добровольное. На денном этапе мотивация преимущественно внешней:
– Я хочу быть артисткой. Мне нравится, когда я на сцене, а все смотрят и восхищаются.
– Мне нравится, когда меня хвалят.
– Учительница по литературе хорошо ко мне относится, и я не хочу ее огорчать.
Когда круг участников определен, приходит время выбора литературного материала. По условиям конкурса это отрывок из прозаического произведения, не входящего в школьную программу. С одной стороны, выбрать достаточно сложно, но с другой, это открывает широкие возможности для проявления читательских пристрастий школьников. Их радует, что можно читать зарубежных и современных авторов. Наряду с А.Дюма, М.Твеном, Д.Толкиеном, О‘Генри, М.Ридом школьники предлагают А.Маринину, Ника Перумова, С.Лукьяненко, А.Белянина, ну и, конечно, Д.Роулинг с ее сагой о Гарри Поттере. В ходе обсуждения каждого текста участники должны аргументировать свой выбор, фактически провести идейно-художественный анализ произведения, в результате которого книги невысокого уровня должны отсеяться. В итоге финалисты школьного тура читали отрывки из романа В.Гюго «Отверженные», А.Некрасова «Путешествие капитана Врунгеля», Дж.Родари «Джельсомино в стране лжецов», А.Дюма «Граф Монте-Кристо», М.Рида «Всадник без головы», а также рассказы Киплинга, А.Чехова, Саши Черного.
В ходе репетиций школьники приобретают опыт «внимательного чтения», вслушиваются в каждое слово писателя, что исподволь формирует читательские интересы и хороший вкус. В идеале именно на данном этапе внешняя мотивация должна превратиться во внутреннюю: «Читать интересно». Ученики глубже осмысливают события, изложенные в книге, переживания и опыт автора текста обогащают их личный опыт. После работы над текстом школникам предлагается продумать внешнее оформление выступления, элементы костюмов и декораций, музыкального сопровождения, реквизита, что, безусловно, сделает более ярким впечатление от литературного первоисточника.
Тем не менее, при организации самого конкурса не следует забывать и о внешних мотивах. Все атрибуты успеха, столь близкие и понятные современному подростку, должны присутствовать: красочные афиши, неравнодушные зрители, аплодисменты, вспышки фотоаппаратов, видеосъемка, информация в Интернете. Участники конкурса должны чувствовать себя в школе героями дня. Потому что много читают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/07/13/picture-13629.jpg)
Мастер-класс Тема «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»
Тема «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»Цель мастер - клас...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/28/picture-230389-1364416851.jpg)
Исследовательская деятельность как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках технологии
Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается резу...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/15/picture-21797-1492254538.jpg)
Исследовательская деятельность учащихся во внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности на уроках химии
основные принципы работы исследовательской деятельности учащихся во внеурочной время....
Семинар- практикум «Игровая деятельность как средство повышения речевой активности у детей раннего возраста»
Семинар- практикум «Игровая деятельность как средство повышения речевой активности у детей раннего возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/18/picture-185515-1392727694.jpg)
Педагогический проект "Технология организации исследовательской деятельности как средство развития познавательной активности учащихся на уроках литературы"
Данную технологию можно использовать на уроках литературы и русского языка как средство формирования творческой активности, развития самостоятельности, приёмам обучения исследовательской деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/18/picture-185515-1392727694.jpg)
Технология организации исследовательской деятельности как средство развития познавательной активности учащихся на уроках литературы
Данную технологию можно использовать на уроках литературы и русского языка как средство формирования творческой активности, развития самостоятельности, приемам обучения исследовательской деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/17/picture-1199788-1576585909.jpg)
Статья "Использование художественной литературы на английском языке как средства повышения читательской активности обучающихся"
Статья "Использование художественной литературы на английском языке как средства повышения читательской активности обучающихся"...