Урок литературы в 11 классе по рассказу В.В.Вересаева "Состязание"
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Миненко Светлана Евгеньевна

Конспект урока литературы с введением компонента психологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_rasskazu_v.v.veresaeva_sostyazanie.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 11 классе

с введением компонента психологии

Вечный спор о красоте

(по рассказу В.В. Вересаева «Состязание»)

           Цели:

  • исследовать рассказ В.В. Вересаева «Состязание» с точки зрения

-  композиции;

-  системы образов;

-  проблематики;

-  мастерства писателя.

  • развивать творческое и ассоциативное мышление, умение грамотно и обоснованно излагать свои мысли.

        Оборудование: карточки, иллюстрация.

                                                                            … Что есть красота

И почему её обожествляют люди?

                                                                   Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Н. Заболоцкий

В любви душа скрывается до дна,

                                                                Яснеет в ней святая глубина,  

Где всё единственно неслучайно.

В. Брюсов

Ход урока

  1. Организационный этап.
  2. Вступительное слово. Целеполагание.

  «Жизнь – не бремя, а крылья творчества и радость…» - эти слова принадлежат Викентию Викентьевичу Вересаеву, русскому писателю и литературоведу. Центральная тема его творчества – поиск человеком эстетических, нравственных и социальных идеалов. Ещё в гимназические годы он увлёкся философией и поэзией древних греков. Путешествие в 1910 г. в Грецию утвердило писателя в мысли, что мироощущение древних греков воплощало радостное единение человека и окружающей среды. Вернувшись, В.В. Вересаев усиленно изучает эллинскую культуру. В частности, в 1913 г. он писал в автобиографии: «В настоящее время очень увлекаюсь эллинством. Заканчиваю большую работу от Аполлона и Диониса, перевёл стихами всего Архилоха и всю Сафо; работаю над переводами Гомеровских гимнов». С тех пор и до конца жизни писатель не расставался с Древней Грецией.

           Рассказ «Состязание» написан в Коктебеле, в Крыму, в 1919 г. и состоит из четырёх глав.

           Сегодня мы исследуем названный рассказ с точки зрения композиции, системы образов, проблематики, мастерства писателя.

  1. Исследование рассказа
  1. Обоснование темы

- Вечный спор о красоте… Поиск идеала красоты волновал, волнует и, будет волновать, как поколения людей в целом, так и каждого человека в частности. Красота как гармоничное сочетание в человеке телесного и духовного была главным у древних греков. Тесмей Локрский писал: «Начала красоты заключаются в симметрии одинаковых частей тела и в их симметрии с самой душой».

- Что ещё указывает на древний мир как на место происходящих событий? (город-государство, глашатаи, место состязания – площадь Красоты)

  1. Исследование композиции и системы образов

- Итак, рассказ называется  «Состязание». По Далю: «Состязаться – спорить, бороться, противоборствовать, тягаться, стараться осилить, вступать в прения, в борьбу… Соперничать, соревноваться, соискать.»

- Приготовьтесь работать с карточкой №1.

Первый структурный элемент рассказа – экспозиция. О чём здесь узнаёт читатель? (Цель состязания – изобразить красоту  женщины, «Чтоб каждый проходящий мог издалека видеть картину и неустанно славить творца за данную им миру радость»).

- Кто эти два претендента на звание Трижды-Венчанного? (Дважды-Венчанный и Единорог)

- Какому элементу композиции соответствует разговор героев (завязка действия)

- Как далее развивается сюжет? (поиски идеала женской красоты Дважды-Венчанным – развитие сюжета)

- В чём особенность композиции рассказа? (две высших точки)

- Когда наступает развязка? (признание Единорога Трижды-Венчанным)

3. Сравнительный анализ изображения главных героев в свете основных аспектов содержания. Мастерство автора.

Обратимся к карточке №2.

- Однозначно ли следует понимать название рассказа?

- Как реализуется многозначность этого слова у автора? (состязание двух художников; сопоставление двух точек зрения).

- Какие герои являются объектом сравнения  в рассказе?

- Какие отношения их связывают?

- Что можно сказать об отношениях учителя и ученика вообще и в рассказе в частности?

- Заполним таблицу.

- Какими изобразил автор Дважды-Венчанного и Единорога?

- О чём говорят их имена?

- Удивительная наблюдательность и профессиональное знание психологии (по профессии - врач) помогло автору в изображении внутреннего мира героев. Каким было психологическое состояние героев до и после разговора?

- Что мы знаем о пути создания шедевра, который избрал каждый из художников?

- Посмотрите на иллюстрацию. Представим себе, что это стилизованное изображение центральной площади в древнем городе. Где под арками, на возвышении, стоят картины, укрытые покрывалами.… У подножия столпились горожане…

- Как ведут себя соперники?

- Какой предстала Фиалковенчанная? А Зорька? (цитаты)

- Сравните отношение народа  и старца к художникам. Есть ли разница? Как это отразилось в рассказе? (примеры)

- Какое воздействие на зрителей оказала картина Дважды-Венчанного? Единорога?

- Как автор передаёт психологическое состояние толпы? (ключевая фигура – погонщик мулов)

  1. Итог урока

- Вернёмся к эпиграфам.

- Сделайте вывод об основных проблемах, затронутых в рассказе, и соотнесите их с темой урока, названием рассказа и эпиграфами.

  1. Задание на дом

- Прочитайте стихотворение Н. Заболоцкого и 130 сонет Шекспира про себя. Прочитаем вслух. Дома сделайте письменно интерпретацию стихотворений (Шекспира – I вариант, Заболоцкого – II вариант), соотнеся их с содержанием рассказа В.В. Вересаева.

         Вместо заключения приведём напутствие замечательного древнего философа Диогена Синопского: «Старайся, чтобы те, кто любит красоту твоего тела, полюбили красоту твоей души».

Методика «Ценностные ориентации»

(автор С.Рокич)

Цель: определить цели и устремления, учащихся на данном жизненном этапе, узнать ориентиры, которыми они руководствуются.

Инструкция: перед вами список ценностей-целей, к которым стремится человек в жизни.

  1. Внимательно прочтите.
  2. Выберете 3 ценности, наиболее важные для вас на данный момент.

      1) - самое главное

      2) - очень важное

      3) - важное

  1. Выберете 3 ценности наименее важные (нет смысла ради них жить)
  2. Оставшиеся расставьте в порядке убывания
  1. Здоровье
  2. Друзья
  3. Любовь
  4. Активная жизнь
  5. Признание
  6. Познание
  7. Спокойная, благоприятная обстановка в стране
  8. Удовольствия
  9. Интересная работа
  10. Уверенность в себе
  11. Материально обеспеченная жизнь
  12. Счастливая семейная жизнь
  13. Свобода
  14. Самостоятельность
  15. Красота природы
  16. Творчество
  17. Равенство

Инструкция 

Перед вами список ценностей-целей, к которым стремится человек в жизни.

  1. Внимательно прочтите.
  2. Выберете 3 ценности, наиболее важные для вас на данный момент.

      1) - самое главное ____________________________________________

      2) - очень важное ____________________________________________

      3) – важное _________________________________________________

  1. Выберете 3 ценности наименее важные (нет смысла ради них жить)
  2. Оставшиеся расставьте в порядке убывания

  1. Здоровье
  2. Друзья
  3. Любовь
  4. Активная жизнь
  5. Признание
  6. Познание
  7. Спокойная, благоприятная обстановка в стране
  8. Удовольствия
  9. Интересная работа
  10. Уверенность в себе
  11. Материально обеспеченная жизнь
  12. Счастливая семейная жизнь
  13. Свобода
  14. Самостоятельность
  15. Красота
  16. Творчество
  17. Равенство


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва

Тема урока:"Человек и природа в творчестве писателей-вологжан" ( по рассказу Ю.М.Леднёва "Пеструха")...

Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".

Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....

Урок литературы 7 класс по рассказу Л. Андреева "Предстояла кража"

Данный урок представляет собой анализ не только идейно-тематического содержания произведения, но и выявление средств вызазительности автора....

Презентация к уроку литературыв 8 классе по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"

Учебная презентация к уроку в 8 классе при иучени рассказа В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"...

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание,  угодливость в рассказе. На данном уроке: ...

Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"

Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"...

Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)

Урок литература 6 класс по рассказу  А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)...