Урок литературы в 8 классе по повести И.С.Тургенева "Ася"
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Миненко Светлана Евгеньевна

Конспект урока литературы с введением компонента психологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_po_povesti_i.s.turgeneva_asya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8 классе

с введением компонента психологии

Элегия несбывшегося счастья

(по повести И. С. Тургенева «Ася»)

Цели:

  • Проследить развитие чувств героев повести;
  • Исследовать причины жизненной драмы героев;
  • Выявить средства и приемы, которые использует автор для того, чтобы открыть нам тайны душевных переживаний героев.

Оборудование: магнитофон, аудиокассета с записью вальса И. Штрауса «Над голубым Дунаем»; карточки.

Оформление доски: запись темы урока, эпиграфы:

 «А счастье было так возможно…» (А.С.Пушкин);

«У счастья нет завтрашнего дня…

У него есть настоящее – и то не день – а мгновение» (И.С.Тургенев);

театральная декорация (окно с подоконником, на окне – штора, на подоконнике – горшок с цветущей геранью, подсвечник, раскрытая книга, на ней – засушенная веточка герани, рядом пожелтевшие листочки бумаги, свернутые записками.)

Ход урока.

  1. Организационный этап
  2.  Целеполагание. Мотивация.

- Чему будет посвящен наш сегодняшний разговор?

- Любовь… Это, наверное, самое загадочное из всех человеческих чувств, а Тургенев, как, пожалуй, один из немногих писателей, с поэтическим трепетом воспринимал рождение вечно юного чувства – любви. Как совершается это таинство любви, как происходит чудо: мир волшебно меняется, для того, кто полюбит! Краски становятся ярче, звуки отчетливее! Ведь полюбив, человек тоньше чувствует, острее видит, сердце его открывается для красоты и добра.

- О чем повесть «Ася?» (О любви)

- Почему же тема урока - «Элегия несбывшегося счастья»?

- Как соотносятся с темой эпиграфы? (Чтение и объяснение)

- П. Анненков писал, что все повести Тургенева объединяет одна черта – в каждой из них есть «психология загадки». Вот нам и  предстоит сегодня попытаться разгадать эту загадку, понять, какими средствами пользуется автор для того, чтобы открыть  тайны душевных переживаний, проследить, как знакомство Н.Н. с Гагиными перерастает в историю любви.

  1. Введение в тему.
  1. Звучит вальс. Учитель читает фрагмент стихотворения «Роза»

- Вам известно это стихотворение? Что можно сказать о его настроении? (Элегическое)

2. Тайна имени.

- Как зовут героиню повести? (Ася) от какого имени образуют это уменьшительное? (Анастасия)

- А каково полное имя Аси в повести (Анна)

- Кто объяснит эту загадку? (Анна – чистая, святая; Анастасия – рожденная заново.)

-Как соотносится идейное содержание стихотворения с проблематикой повести?

  1. Наблюдение за развитием отношений Н.Н. и Аси.

- «Психологический пейзаж, как фон для развития чувств»

- Почему она вас полюбила? (Знак судьбы. Тонкая чувствительная натура готовая любить)

- Противоречивое поведение. Подсознательный поиск героя, который будет дорог сердцу (Цитаты, анализ ситуации).

- Какой же Ася понравилась господину Н.Н.? (Сама собой)

- Ключевой образ Аси – птица. Когда у нее вырастут крылья?

-«Крылья выросли, да лететь некуда…» почему счастье, что было так возможно и близко, не состоялось? (очень разные герои)

  1. Сравнительный анализ образов. Работа с таблицей.

он

она

поведение

мотив

поведение

мотив

Радуется: «Мне было хорошо»,

«пришел веселым»,

смеется, любуется ею.

«»Я не хотел заглядывать в самого себя

Безотчетная радость в ожидании счастья

Испытывает удовольствие от общения с девушкой в него влюбленной.

Боится признаться в том, что не достоин Аси, не в состоянии отдать любви всего себя

Покраснела. «Выражение лица… печально»

Хотела бежать.

Открывает тайны души.

«Крылья выросли – да лететь некуда»

Отказывается танцевать.

Стыдится своих откровений, боится выглядеть легкомысленной.

Уже почувствовала разницу отношения к происходящему и предчувствует трагическую развязку.

  1. Анализ эпизода «Свидание».

- Как ведут себя герои?

- Через что показана близость трагической развязки? (мрачные краски, старуха, мертвая птица, крылья есть – да лететь не может)

- Почему у этого чувства не может быть продолжения? (Он готов только на интрижку, а Асе нужно серьезное чувство)

  1. Рефлексия. Работа с психологом. Метод ассоциаций. 

На что похоже сейчас твое настроение, с каким предметом ты его можешь сравнить. Найди в тексте слова, с которыми ты ассоциируешь свое эмоциональное состояние на данный момент. Можешь ли ты объяснить свой выбор?

  1. Итог урока, или вместо заключения…

- Любовь – тайна. С ней пришлось столкнуться рассказчику, до конца осознавшему свое чувство к Асе лишь тогда, когда все было потеряно. Но чувство не забылось, не прошло, Н.Н все помнит до мелочей, свято хранит реликвии любви. (Обращение к театральной декорации)

         Первой любви не сотрется печать

Будем друг друга все жизнь вспоминать;

Общие сны будут сниться обоим;

Разум обманем и сердце закроем –

Но о прошедшем тоска не умрет,

А уж любовь не придет –

Нет, уж любовь не придет!

     (В.С.Курочкин)

Карточка – опора

Элегия – лирическое стихотворение, проникнутое грустью, или произведение искусства такого же характера.

Элегический (элегичный) – проникнутый грустью, грустный, мечтательный.

Психологизм – углубленное изображение психических, душевных переживаний.

Рефлексия – размышление о своем психологическом состоянии, анализ переживаний.

Созерцание – пассивное наблюдение.

Символ – условный знак какого-нибудь понятия, образа.

Отповедь – ответ, содержащий резкий отпор чьему-нибудь суждению, выступлению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Загадки образа Печорина в повестях «Бэла» и «Максим Максимыч». Урок литературы. 10 класс.

Словарь:                                  «… портрет, составленный из пороков всего нашего     ...

Открытый урок литературы 10 класс. ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет.

ТЕМА:  Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда».  Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет. Тип урока: урок изучения нового материала. ЦЕЛЬ:...

План-конспект урока (литература, 6 класс) по теме: Повесть Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок по повести Н.В. Гоголя « Ночь перед Рождеством».1. Цели:Образовательные: обеспечить усвоение новых понятий, актуализировать знания.Развивающие: создать условия для развития памяти, внимания и воо...

Презентация к уроку литературы 11 класс по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"

Красочная, иллюстративная презентация из 18 слайдов,  информирующая  об авторе и героях повести. Является прекрасным наглядным пособием для учителя при изучении раздела"Литература ...

Конспект урока литературы"Нравственные проблемы в повести В.Распутина "Живи и помни".(10 класс)

В.Распутин- один из русских писателей,обращающийся к нравственным проблемам в своих произведениях."Уроки французского","Живи и помни","Пожар","Прощание с Матёрой","Последний срок"-вот те немногие из е...

Урок литературы (8 класс) Урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» «ГРИНЁВ И ШВАБРИН»

(Проблема долга, чести и человеческого достоинства»)ЦЕЛЬ УРОКА:  Рассмотреть и сопоставить героев повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»  (Гринёв и Швабрин), выявить  черты сходства и...