Презентация "Горе от ума"
презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему

Сыскова Татьяна Ивановна

Данную презентацию  можно использовать на уроках литературы в 9 классе при изучении комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gore_ot_uma.ppsx1.44 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А.С.Грибоедов Материалы к урокам по комедии Сыскова Т.И.,учитель литературы МБОУ «СОШ №23» г.Калуги "Горе от ума"

Слайд 2

«Обман за обманом» «Безумец» «Горе уму» Много шуму из ничего» Какое название (окончательное или первоначальное) указывает на страдальца – носителя ума,а какое на жертву в конфликте ума и глупости – все общество? Как хотел назвать свою комедию А.С.Грибоедов?

Слайд 3

Словарь Комедия Конфликт Амплуа Афоризм Антагонист Кульминация Экспозиция Монолог Сатира Ремарка Резонер Персонаж Идея Реализм Классицизм

Слайд 4

Напишите 3-4 словосочетания со словом «ум», «умный». Определение слова «ум» из словаря Ожегова: «Ум-1) способность человека мыслить, основа сознательной, разумной жизни;2)высокое развитие интеллекта; 3)о человеке как носителе интеллекта. С каким из приведенных значений совпадают придуманные вами словосочетания? Вспомните пословицы об уме. ( На то человек родился, чтобы жить своим умом. Своим умком- своим домком.Чужим умом жить – добра не нажить.Чужими умами только бураки подшивать. Брат он мой, да ум у него свой) Какое значение имеет слово «ум»? 1.Высокое развитие интеллекта.2.О человеке как носителе интеллекта. 3.Способность человека жить независимо, иметь свои взгляды.4.Способность человека мыслить. Говорящее название

Слайд 5

Определите, кому из персонажей «Горе от ума» принадлежат краткие характеристики. Страстный борец за правду. Угодливый человек, который привык пресмыкаться. Надменный сановник, чью духовную пустоту прикрывают богатые одежды. Грубый солдафон, который служит не отчизне, а чинам. Пустой болтун, играющий роль передового деятеля. Чацкий Молчалин Фамусов Скалозуб Репетилов

Слайд 6

Закончите цитаты, укажите, кто автор данной реплики. «Служить бы рад… «Обычай мой такой… «Ах, злые языки… «А,впрочем,он дойдет до степеней известных… «Ах,матушка,не довершай удара… «Уж коли зло пресечь… «Ученье –вот… «Дома новы… «Ах! Что станет… прислуживаться тошно» подписано,так с плеч долой» страшнее пистолета» ведь нынче любят бессловесных» кто беден, тот тебе не пара» собрать все книги да и сжечь» вот чума» а предрассудки стары» говорить княгиня Марья Алексеевна!»

Слайд 7

Распределите словосочетания в 2 колонки, характеризующие Чацкого и представителей фамусовского общества. Расчетливый карьерист, коварный лицемер, страстный борец за истину, рабская услужливость, глупый солдафон, искреннее чувство, духовная пустота,принимать лакейство за благонравие,дряхлые останки века покорности и страха, дорожить духовной независимостью, чопорный сановник, свободная личность, с надменной снисходительностью, бесстрашный рыцарь правды, прикрывать корыстолюбие красивыми словами, серая одноликость.

Слайд 8

Чацкий Страстный борец за истину Искреннее чувство Дорожить духовной независимостью Свободная личность Бесстрашный рыцарь правды Фамусовское общество Расчетливый карьерист Коварный лицемер Рабская услужливость Глупый солдафон Серая одноликость Духовная пустота Принимать лакейство за благонравие Дряхлые останки века покорности и страха Чопорный сановник С надменной снисходительностью Прикрывать корыстолюбие красивыми словами

Слайд 9

Набор: Фамусов, Фома Фомич, Чацкий, княгиня Марья Алексеевна, Скалозуб, Горич, Софья, двоюродный брат Скалозуба, Хлестова, Молчалин, Лиза. Фамусов, Чацкий, Софья, Молчалин Скалозуб, Горич, Хлестова, Лиза Фома Фомич, княгиня Марья Алексеевна, двоюродный брат Скалозуба

Слайд 10

Набор актерских амплуа в классической комедии. Глупый папаша, отец семейства Его своенравная дочь Знатный жених, которого не любит девушка Более удачливый любовник Ловкая служанка Найдите соответствия этим амплуа среди действующих лиц комедии. Кто из главных героев оказался лишним? Почему он занимает такое положение среди действующих лиц? С каким словом рифмуется его фамилия при первом появлении на сцене?

Слайд 11

Фамусов Софья Скалозуб Молчалин Лиза Чацкий -статский

Слайд 12

Образуйте пары по принципу противопоставления. Военный –штатский Господин –слуга Отцы –дети Начальник –подчиненный Москва –провинция Отвергнутый любовник – удачливый любовник. Герой и его пародия Какой эффект создает такое разнообразие взаимоотношений? Скалозуб - Чацкий Фамусов - Молчалин Фамусов - Софья Фамусов - Молчалин Фамусов - тетка из Саратова Скалозуб - Молчалин Чацкий - Репетилов Дом Фамусова становится моделью русского общества .

Слайд 13

«Говорящие фамилии» К каким персонажам относятся следующие толкования? Хрумкать(есть со звуком) Хлестать Репетировать («повторять») Скалить зубы (грубо шутить) Глухой Безмолвствующий Боящийся молвы (« fama » -молва) Хрюмины Хлестова Репетилов Скалозуб Тугоуховский Молчалин Фамусов

Слайд 14

Не надобно иного образца, Когда в глазах пример отца. Смотри ты на меня: не Хвастаю сложеньем; Однако бодр и свеж, и Дожил до седин, Свободен,вдов, себе я Господин… Монашеским известен Поведеньем! Какие черты характера Фамусова наиболее ярко проявляются в этом монологе? Набор: жестокость, чопорность, высокомерие, самодурство, заносчивость нравственная чистота, зазнайство, доброта, самодовольство. Фамусов

Слайд 15

Молчать! Ужасный век! Не знаешь, Что начать! Все умудрились не по летам… Ты, посетитель,что? Ты здесь, сударь, к чему? Безродного пригрел и Ввел в мое семейство, Дал чин асессора и взял В секретари; В Москву переведен через мое содейство; И будь не я, коптел бы ты В Твери. Почему Фамусов называет век «ужасным»? Кто это безродный, которого пригрел Фамусов? Какие черты характера проявились в этих строках? Набор: отеческая нежность, раздражительность, властолюбие, упрямство, высокомерие, лакейская покорность, нетерпимость к чужому мнению, стремление подавить малейший признак непокорства, самодурство .

Слайд 16

"Век нынешний и век минувший"

Слайд 17

«Не смею моего сужденья произнесть» «В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь» «Ведь надобно зависеть от других» «В чинах мы небольших» «Помилуйте,мы с вами не ребята, Зачем же мнения чужие только святы?» «С такими чувствами, с такой душой любим! Обманщица смеялась надо мной!» Чацкий и Молчалин Кому из героев принадлежат данные цитаты?

Слайд 18

Ум выражает не коэффициент интеллекта, а способность человека иметь свои взгляды,свои мысли. Ум становится синонимом души. Конфликт комедии –это противостояние человека с душой и толпы людей, лишенных внутреннего содержания. Смысл названия комедии.

Слайд 19

Представители фамусовского общества являются рабами по своей природной сущности: не имея внутренней основы, они всегда кого-то копируют( «Учились бы, на старших глядя»), отсутствие совести они заменяют преклонением перед авторитетами («Что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!») Допустим любой обман, лишь бы никто об этом не знал. Слова неграмотной служанки: «Грех не беда, молва не хороша», - являются девизом этого общества. В фамусовском обществе процветают скалозубы, молчалины, загорецкие, репетиловы –безгласные, бессовестные, безнравственные -словом, люди с одним « без».Среда требует от человека гибкости и в позвоночнике, чтобы вовремя согнуться вперегиб, и в мыслях, чтобы вовремя ввернуть нужное слово. Поэтому духовная пустота стала содержанием человека.

Слайд 20

Ресурсы В.Н.Александров. Творчество А.С.Грибоедова.- Челябинск: «Взгляд»,2004 Slovo.isu.ru www.detfond.orq Artiquariy.ru www.zone-x.ru www.mali.ru www.stapravda.ru Claw.ru / book8 /1530 .htm www.arspress.ru www.sovremennik.ru

Слайд 21

Драматическое произведение с веселым, смешным сюжетом. Столкновение противоположных интересов, взглядов Тип актерских ролей. Краткое изречение. Непримиримый противник. Ответственнейший момент в действии. Вступительная часть произведения. Речь одного лица. Обличение пороков. Замечания автора текста. Персонаж,высказывающий нравоучения с авторских позиций. Действующее лицо. Обобщающая художественная мысль. Правдивое воспроизведение действительности. Направление в искусстве, обратившееся к античности как к норме и идеальному образцу.

Слайд 23

Чацкий и Софья

Слайд 24

Презентацию подготовила Сыскова Т.И., учитель литературы М Б ОУ "СОШ №23" г.Калуги 2009 г.