О прочитанном
консультация по литературе (11 класс) по теме

Борисова Наталья Ивановна

Размышления о рассказе В.П.Астафьева "Пролетный гусь"

Скачать:


Предварительный просмотр:

В.П.Астафьев. Рассказ «Пролетный гусь».

О прочитанном.

В рассказе « Пролетный гусь» В.П.Астафьев  рисует послевоенное трудное время. Писатель поражает фактами, о которых раньше не принято было говорить, их отличает удивительная резкость, страстность, категоричность авторской интонации.

Данила вырос в семье ссыльного дяди, который погиб на войне. И когда у него спрашивали, куда он едет, отвечал: «В город Чуфырино!» Познакомился с Мариной на одной из станций. И поехали они в неизвестный, возможно, даже не существующий город Чуфырино. Марине в голову не приходило, что этот город был выдуман «великим говоруном» Данилой.

Марина родилась в Ленинграде. Когда была ещё совсем маленькой, её родителей куда-то завербовали, и с тех пор  о них «ни слуху ни духу не было». Попала в детский спецприёмник, единственная родственница, её тётя, наверное, погибла. «И оставалось ей одно – вцепиться в Данилу, этого  нечаянно сродного братца, и никуда его не отпускать».

Оказалось, что есть всё-таки такая станция – Чуфырино, на которой вышли Данила и Марина. Прожили двое суток на вокзале, Данила искал работу, но всё было безуспешно. Всё же город Чуфырино приютил молодожёнов. Лейтенант-фронтовик помог с жильём, устроил у Виталии Гордеевны, женщины «в железнодорожной форме, с погонами какого-то непонятного чина».

«Они жили ладно и даже складно». У них был свой огород, хозяйка устроила Марину медсестрой, Данилу – на курсы слесарей. Жизнь текла своим чередом. В конце зимы родился у них сыночек Аркаша. Виталия Гордеевна не чаяла души в этом маленьком существе и помогала Марине с Данилой чем могла. Хрунычиха, подруга Виталии Гордеевны, говорила: «Роднее родных оне у тебя».

Но ничего не доставалось легко молодожёнам. Они отрабатывали тяжким трудом каждый рубль, каждый кусок хлеба. «И отрабатывали, и урабатывались, выходных и праздных часов не знали ни тот, ни другой».

Маленький Аркаша рос больным и плаксивым. Несмотря на огород, пенсию «бабы Ити» (как называл Аркаша Виталию Гордеевну) и заработки родителей, денег не хватало. К тому же нужно было поставить на ноги ребёнка. И Виталия Гордеевна пожертвовала ружьё для того, чтобы Данила смог добывать мясо для больного сынишки. И ни в коем случае нельзя было возвращаться ему с охоты пустым, никак нельзя, нельзя Аркашку оставить без мясного бульона, который он также плохо ел.

Вскоре всё изменилось. Приехали супруги Мукомоловы, сын Виталии Гордеевны с женой, с «кучей добра, румяные, пригожие, на дворян похожие…». Собрали праздничный стол, пригласили к нему и квартирантов.

Данила «боевые медали на пиджак нацепил, но лучше бы он этого не делал». Владимир Фёдорович Мукомолов наградами не был обременен в отличие от парнишки, «молокососа» Данилы. За столом шёл разговор о войне. Оказалось, что сын хозяйки дома «выполнял на фронте ответственную и важную работу» вдали от войны, в полной безопасности, не рискуя ничем, в то время как Данила и тысячи русских солдат подставляли головы под пули, в то время как немцы «положили тыщи тыщ русских солдат» на поле боя.

«И началась тихая, никому не ведомая война в доме Мукомоловых». Ружье у Данилы забрали, так как это подарок отца, и Владимира Федоровича не волновала судьба больного Аркаши, его не волновало, что бедному мальчику нужен мясной бульон. «Мясо, мясо, надобно, надобно, знать ничего не знаю, чтоб завтра же ружье на месте было»,- говорил Владимир Федорович.

Конфликты в доме Мукомоловых были  постоянны. Из-за того, что Аркаша взял со стола конфету, положенную Нелли Сергеевной, женой Владимира Федоровича, из-за того, что та не хотела проживать с Данилой и Мариной под одной крышей.

И вот в последний раз шёл Данила на охоту с ружьём. И знал он, хоть кровь из носа, но должен принести сегодня добычу домой. Данила молил о помощи Бога, и тут ему повезло: он увидел стаю пролётных гусей и подстрелил одного. Но не помог этот пролётный гусь Аркаше, выболевшему до птичьей легкости. Аркаша умер поздней осенью. После его похорон и Данила начал «сдавать».

Семья же Мукомоловых процветала, Владимир Фёдорович возглавил партком нового завода. Сначала он ходил на завод пешком, затем ездил на автобусе, а после за ним закрепили персональную «чёрную Волгу». Супруги Мукомоловы были «довольны собой и своей жизнью и той великой работой, которую исполняют».

«Неужели они оба со своим Неллюнчиком,- размышляла Виталия Гордеевна,- что путались в ногах воюющих, теперь вот путаются в ногах работающих людей, мешают им нормально жить и трудиться?»

Позже Данила угодил в туберкулёзную больницу, в которой и скончался. Жизнь Марины шла в полусне, она не испытывала никаких чувств, желаний. Нелли Сергеевна выжила Марину из дома своей свекрови, и она хотела жить в кладовке школы. Но не могла Марина без своих родных Данилы и Аркаши – и повесилась. «Счас, счас, счас, миленькие мои. Я к вам, я к вам. Что же я здесь одна и одна? Я к вам, я к вам». Вот так закончилась жизнь семьи Солодовниковых…

«Целые армии дармоедов, прихлебателей как считали, что на войне и в мирной жизни без них и шагу не сделать, что были они главная движущая сила побед и возрождающего прогресса». Это и есть супруги Мукомоловы.  Вдали от военных действий они были в безопасности. Они прятались, как трусливые зайцы, в то время как Данила подставлял свою грудь под фашистские пули, а Марина работала в госпитале, спасала людей. Такие Мукомоловы продвигались по службе и жили в своё удовольствие. Ведь это они      « выиграли войну», ведь без их помощи не обошлось, ведь это у них на груди «медали» за подвиги, за мужество, за взятие…

Когда читаешь рассказ,  на глаза наворачиваются слёзы оттого, что так бесславно окончилась жизнь героев войны. Другая бы им жизнь, счастливая! За подвиг, за мужество на войне!

Но Солодовниковы никому не нужны…     Они, словно пролётные гуси, мелькнули и исчезли – и не осталось на земле Солодовниковых.

Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 39 г. Брянска

Борисова Н.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования учащихся "Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста: теория и практика""

Программа дополнительного образования по русскому языку для учащихся 10-11 классов смешанной возрастной группы...

Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Сочинение по прочитанному тексту.

Подготовка к сочинению на основе исходного текста ведётся поэтапно, в соответствии с критериями оценивания творческих работ. Данный материал предлагает готовые клише для написания сочинения-рассуждени...

презентация к уроку развития речи в 10-11 классах "Способы выявления и формулировки проблемы по прочитанному тексту"

презентация - сопровождение урока; содержит тексты для работы, тесты, алгоритмы, дидактический материал....

СОТВОРЕНИЕ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ПРОДОЛЖАЕТСЯ… (размышляя над прочитанным)

Панова Н.М.,зам. директора по научно-исследовательской работе, учитель русского языка и литературы  г.Курск МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35 им. К.Д.Воробьева М.А.Каргалова, учит...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА»

          Элективный курс «Теория и практика сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста»  предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 22 час...

Отзывы учащихся на прочитанные книги

В сочинениях ребята пушут о том, что их взволновало и тронуло в книгах современных писателей. В этих работах открывается душа ребенка, отзывающаяся на добро или на несправедливости современного мира....

Урок анг яз. итоговая работа после прочитанного курса лекций Никитенко Специфика проведения урока анг. яз. в начальной школе

Данная работа является итогом прослушанного курса лекций по теме" Специфика проведения уроков анг. яз. в начальной школе"....