Рекомендательная литература для написания сочинения в 11 классе
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (11 класс) на тему

Шапиянова Галия Уахасовна

Данная разработка содержит примерный план написания сочинения по трём направлениям  и рекомендательную литературу для аргументации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 Данная разработка содержит примерный план написания сочинения по четырём тематическим направлениям и материалы для аргументации (список рекомендательной литературы).

 

2. Вопросы, заданные человечеству войной

Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

Размышления над вопросами, заданными человечеству войной.

1. Вступление.

Воплощение темы войны в творчестве отечественных и зарубежных писателей. Война. Причины возникновения войн.  (Историческое, аналитическое, обществоведческое, лирическое вступления.)

2.Основная часть.

 А) Влияние войны на судьбу человека. (Женщина и война. Дети и война. Юность и война)

Б)  Влияние войны на судьбу страны.

В) Нравственный выбор человека на войне.

Г) Война и животные.

Д) Война и природа.

Е) Война и объекты мировой культуры и истории.

3.Заключение.

Заключение  зависит от  темы, которую выбрал пишущий.

Например: «Женщина и война».  Заключение может быть примерно таким: «У Твардовского есть  такие строки «Я знаю: никакой моей вины в том, что другие не пришли с войны…». Да, моей вины, конечно,  нет… Но всё же… Всё же я ощущаю вину, когда молодые люди устраивают танцы возле Вечного огня, убивают ветеранов, чтобы продать их боевые награды. В повести С.Алексиевич «У войны не женское лицо» 16-17 летние  кричат ветерану : «Победители! Если бы ты не победил, мы бы сейчас баварское пиво пили…». Моё предназначение – быть матерью. Я не хочу, чтобы мои дети были похожи на этих мальчишек. От имени всех девушек, женщин, матерей я говорю «Нет войне!». Потому что даже самая победная война становится абсурдной, если женщина, предназначенная дать начало  новой жизни, идёт убивать, чтобы защитить свою Родину…Ещё страшнее- когда погибает женщина- продолжательница рода человеческого.

 

Материал для аргументации по направлению «Вопросы, заданные человечеству войной »:

 

- Л.Толстой «Война и мир»

- Б.Васильев «А зори здесь тихие»

- В.Некрасов «В окопах Сталинграда»

- Ю.Бондарев «Горячий снег»

- Ю.Бондарев «Батальоны просят огня»

- К.Воробьёв «Убиты под Москвой»

- В.Быков «Обелиск», «Сотников»

- В.Быков «Круглянский мост»

- В.Кондратьев «Сашка»

- Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке»

- М.Шолохов «Судьба человека»

-  А.Толстой «Русский характер»

- Мустай Карим «Помилование»

- С.Алексиевич «У войны не женское лицо»

- Б.Лавренёв «Сорок первый»

-Э.М.Ремарк «На Западном фронте без перемен»  

- А.Франк «Погибель»

-В.Катаев «Сын полка»

3.Человек и природа в отечественной и мировой литературе

Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы.

 

1. Размышления о взаимосвязи человека и природы.

Эстетическая роль природы в духовном развитии личности.

I.Вступление.

                 Природа-основа человеческого бытия.  

II.Основная часть. Проблема взаимосвязи человека и природы в отечественной и зарубежной литературе.

               1.Хрупкость гармонии природы - это хрупкость человеческого существования.

               2.С приобщения к миру красоты родной природы начинается любовь человека к

               Родине.            

 III.Заключение.

               Гармония человека и природы должна сохраняться как можно дольше.

2. Размышления о взаимосвязи человека и природы.

Экологические проблемы современности

I.Вступление. 

              Глобальная проблема человечества — проблема экологии, сохранения  

              природного равновесия.  

II.Основная часть.

             1.Безразличие, бездушие, хищничество по отношению к природе-темы, звучащие в произведениях писателей отечественной  и зарубежной литературы.

             2. Взаимодействие человека и природы, их единоборство и противоборство.

             3. Разрушение природного мира  - опасная деформация человека, личности.         

III.Заключение.

             Нарушение естественных связей человека и природы - путь к всеобщей катастрофе.

 

Материал для аргументации по направлению «Человек и природа в отечественной и мировой литературе »:

 

- И.Бунин «Антоновские яблоки»

- К.Паустовский «Мещерская сторона»

- М.Пришвин М. Пришвин «Кладовая солнца»

 («В краю непуганых птиц», «Кащеева цепь»)

- В.Астафьев «Конь с розовой гривой»

- В.Астафьев «Царь-рыба»

- В.Астафьев «Последний поклон»

- Б.Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»

- Ч.Айтматов «Плаха»

- Ч.Айтматов «Белый пароход»

- В.Распутин «Прощание с Матёрой»

- В.Распутин «Пожар»

- Ю.Кузнецов «Атомная сказка»

- С.Экзюпери «Маленький принц»

- Р.Брэдбери «И грянул гром»

 

4. Спор поколений: вместе и врозь.

Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

Размышления о проблемах взаимоотношений между поколениями:

1.Вступление.

 Семейные ценности- основа духовного развития человека и общества. (Семья- непреходящая ценность для каждого человека. Роль семьи в передаче идейного опыта старших поколений младшим: семейные традиции, семейные реликвии, общение и поддержка)

2. Основная часть.  

Психологическая, социальная,  нравственная ипостаси (Ипостась - от греч. hypostasis - сущность, основание)   взаимоприятия и неприятия друг друга поколениями.

     

3.Заключение.

 Бережное отношение к семейным ценностям – источник нравственной силы,  идейной убеждённости, духовной преемственности поколений.  

Материал для аргументации  по тематике « Спор поколений: вместе и врозь»:

 - Пятая  заповедь  Библии

- А.Пушкин «Капитанская дочка»

- А.Грибоедов «Горе от ума»

- Н.Гоголь «Мёртвые души»

- Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

- И.Тургенев «Отцы и дети»

- М.Салтыков-Щедрин «Господа Головлёвы»

-Л.Толстой «Война и мир»   («Мысль семейная»)

- М.Шолохов «Родинка», «Продкомиссар»

- К.Паустовский «Телеграмма»

- А.Вампилов «Старший сын»

- В Распутин «Последний срок»

-А.Алексин «Безумная Евдокия»

_ Б.Екимов «Ночь исцеления»

- В.Потанин «Голубые открытки»

-С. Родионов «Молчаливое убийство»

-Франсуаза Саган «Здравствуй, грусть»

- Эрнест Хемингуей «Старик и море»

- Джеймс Олдридж «Последний дюйм»

5.Чем люди живы? 

Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы).

Размышления на морально-этические темы.

I. Вступление.

Ценностные ориентиры человека – отражение отношения человека к событиям, явлениям и фактам, ко всей действительности, показатель духовности человека и его духовного мира.  Сложность выбора нравственного ориентира человека и человечества

II. Основная часть.

1.Этические ценности - это ценности взаимоотношений с другими людьми. Высшие этико-нравственные ценности: 

- ценность жизни,

- семья,

- любовь к ближнему,

-  правдивость и искренность,

- верность и преданность,

- доброта и сострадание,

- доверие и вера,

- скромность и смирение,

      - патриотизм,

- гражданственность,

      - справедливость,

- мудрость,

- смелость  и др. 

2.Философские аспекты духовной жизни человека: смысл и цель человеческого бытия,  жизнь и смерть.  

3.Социальные аспекты духовной жизни человека: социальная справедливость, ценность обращения с другими, уважение чести и достоинства каждой отдельной личности,  национальное самосознание, самообладание и др.

III.  Потеря ценностных ориентиров – путь в никуда.

Материал для аргументации  по тематике « Чем люди живы »:

- Н.Некрасов «Русские женщины»

- И.Гончаров «Обломов»

- И.С.Тургенев «Два богача» 

- А.Чехов  «Человек в футляре», «Крыжовник»

-Л. Андреев «Баргамот и Гараська»

- А.Платонов «Юшка»

- Евгений Замятин «Мы»

- Н.Лесков «Очарованный странник», «Левша»

- В.Г.Короленко «Слепой музыкант», «Дети подземелья»

- Ю.Левитанский «Каждый выбирает для себя»

- М.Шолохов  «Шибалково семя»

- Ю.Бондарев «Выбор»

- В.Г.Распутин «Уроки французского»

- В.Астафьев «Печальный детектив» (главы 2-3)

- Б.Екимов «Ночь исцеления»

- А.Солженицын «Матрёнин двор»

- А.Солженицын «Один день Ивана Денисовича»

- А.Алексин «Безумная Евдокия».

- А.Грин «Алые паруса»

 - В.М.Шукшин «Крепкий мужик»

- Д.Лондон «Любовь к жизни»

- О Генри «Последний лист» 

-  О.Генри «Дары волхвов».        

-  Р.Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к написанию сочинения 11 класс

Подготовка к написанию сочинения (урок - обобщение), 11 класс Цель урока - закрепить полученные учащимися знания, проанализировать  текст, высказать свою точку зрения.Учащимся  с помощь...

АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ 11 КЛАСС

12 ШАГОВ НА ПУТИ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ...

Рабочая программа элективного курса по литературе "Техника написания сочинения". 11 класс

Новизна данного курса заключается в осуществлении системного подхода к организации деятельности учащихся по усвоению теории литературы и применению этих знаний на практике (при анализе художественного...

Тексты для подготовки к написанию сочинения (9 класс)

Текты с ФИПИ для написания итогового сочинения....

Элективный курс: «Техника написания сочинения по литературе (подготовка к итоговому сочинению)»

Элективный курс «Техника написания сочинения по литературе (подготовка к итоговому сочинению)» предназначен для учащихся 10-11 классов, которым предстоит в декабре сдавать экзаменационное ...

Рабочая программа элективного курса "Практикум по написанию сочинения". 11 класс (34 часа, базовый уровень)

Рабочая программа элективного курса «Практикум по написанию сочинения» для 11 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта среднег...