Рекомендательная литература для написания сочинения в 11 классе
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (11 класс) на тему
Данная разработка содержит примерный план написания сочинения по трём направлениям и рекомендательную литературу для аргументации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primernyy_plan_napisaniya_sochineniya_i_rekomendatelnaya_literatura.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Данная разработка содержит примерный план написания сочинения по четырём тематическим направлениям и материалы для аргументации (список рекомендательной литературы).
2. Вопросы, заданные человечеству войной
Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).
Размышления над вопросами, заданными человечеству войной.
1. Вступление.
Воплощение темы войны в творчестве отечественных и зарубежных писателей. Война. Причины возникновения войн. (Историческое, аналитическое, обществоведческое, лирическое вступления.)
2.Основная часть.
А) Влияние войны на судьбу человека. (Женщина и война. Дети и война. Юность и война)
Б) Влияние войны на судьбу страны.
В) Нравственный выбор человека на войне.
Г) Война и животные.
Д) Война и природа.
Е) Война и объекты мировой культуры и истории.
3.Заключение.
Заключение зависит от темы, которую выбрал пишущий.
Например: «Женщина и война». Заключение может быть примерно таким: «У Твардовского есть такие строки «Я знаю: никакой моей вины в том, что другие не пришли с войны…». Да, моей вины, конечно, нет… Но всё же… Всё же я ощущаю вину, когда молодые люди устраивают танцы возле Вечного огня, убивают ветеранов, чтобы продать их боевые награды. В повести С.Алексиевич «У войны не женское лицо» 16-17 летние кричат ветерану : «Победители! Если бы ты не победил, мы бы сейчас баварское пиво пили…». Моё предназначение – быть матерью. Я не хочу, чтобы мои дети были похожи на этих мальчишек. От имени всех девушек, женщин, матерей я говорю «Нет войне!». Потому что даже самая победная война становится абсурдной, если женщина, предназначенная дать начало новой жизни, идёт убивать, чтобы защитить свою Родину…Ещё страшнее- когда погибает женщина- продолжательница рода человеческого.
Материал для аргументации по направлению «Вопросы, заданные человечеству войной »:
- Л.Толстой «Война и мир»
- Б.Васильев «А зори здесь тихие»
- В.Некрасов «В окопах Сталинграда»
- Ю.Бондарев «Горячий снег»
- Ю.Бондарев «Батальоны просят огня»
- К.Воробьёв «Убиты под Москвой»
- В.Быков «Обелиск», «Сотников»
- В.Быков «Круглянский мост»
- В.Кондратьев «Сашка»
- Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке»
- М.Шолохов «Судьба человека»
- А.Толстой «Русский характер»
- Мустай Карим «Помилование»
- С.Алексиевич «У войны не женское лицо»
- Б.Лавренёв «Сорок первый»
-Э.М.Ремарк «На Западном фронте без перемен»
- А.Франк «Погибель»
-В.Катаев «Сын полка»
3.Человек и природа в отечественной и мировой литературе
Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы.
1. Размышления о взаимосвязи человека и природы.
Эстетическая роль природы в духовном развитии личности.
I.Вступление.
Природа-основа человеческого бытия.
II.Основная часть. Проблема взаимосвязи человека и природы в отечественной и зарубежной литературе.
1.Хрупкость гармонии природы - это хрупкость человеческого существования.
2.С приобщения к миру красоты родной природы начинается любовь человека к
Родине.
III.Заключение.
Гармония человека и природы должна сохраняться как можно дольше.
2. Размышления о взаимосвязи человека и природы.
Экологические проблемы современности
I.Вступление.
Глобальная проблема человечества — проблема экологии, сохранения
природного равновесия.
II.Основная часть.
1.Безразличие, бездушие, хищничество по отношению к природе-темы, звучащие в произведениях писателей отечественной и зарубежной литературы.
2. Взаимодействие человека и природы, их единоборство и противоборство.
3. Разрушение природного мира - опасная деформация человека, личности.
III.Заключение.
Нарушение естественных связей человека и природы - путь к всеобщей катастрофе.
Материал для аргументации по направлению «Человек и природа в отечественной и мировой литературе »:
- И.Бунин «Антоновские яблоки»
- К.Паустовский «Мещерская сторона»
- М.Пришвин М. Пришвин «Кладовая солнца»
(«В краю непуганых птиц», «Кащеева цепь»)
- В.Астафьев «Конь с розовой гривой»
- В.Астафьев «Царь-рыба»
- В.Астафьев «Последний поклон»
- Б.Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»
- Ч.Айтматов «Плаха»
- Ч.Айтматов «Белый пароход»
- В.Распутин «Прощание с Матёрой»
- В.Распутин «Пожар»
- Ю.Кузнецов «Атомная сказка»
- С.Экзюпери «Маленький принц»
- Р.Брэдбери «И грянул гром»
4. Спор поколений: вместе и врозь.
Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).
Размышления о проблемах взаимоотношений между поколениями:
1.Вступление.
Семейные ценности- основа духовного развития человека и общества. (Семья- непреходящая ценность для каждого человека. Роль семьи в передаче идейного опыта старших поколений младшим: семейные традиции, семейные реликвии, общение и поддержка)
2. Основная часть.
Психологическая, социальная, нравственная ипостаси (Ипостась - от греч. hypostasis - сущность, основание) взаимоприятия и неприятия друг друга поколениями.
3.Заключение.
Бережное отношение к семейным ценностям – источник нравственной силы, идейной убеждённости, духовной преемственности поколений.
Материал для аргументации по тематике « Спор поколений: вместе и врозь»:
- Пятая заповедь Библии
- А.Пушкин «Капитанская дочка»
- А.Грибоедов «Горе от ума»
- Н.Гоголь «Мёртвые души»
- Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
- И.Тургенев «Отцы и дети»
- М.Салтыков-Щедрин «Господа Головлёвы»
-Л.Толстой «Война и мир» («Мысль семейная»)
- М.Шолохов «Родинка», «Продкомиссар»
- К.Паустовский «Телеграмма»
- А.Вампилов «Старший сын»
- В Распутин «Последний срок»
-А.Алексин «Безумная Евдокия»
_ Б.Екимов «Ночь исцеления»
- В.Потанин «Голубые открытки»
-С. Родионов «Молчаливое убийство»
-Франсуаза Саган «Здравствуй, грусть»
- Эрнест Хемингуей «Старик и море»
- Джеймс Олдридж «Последний дюйм»
5.Чем люди живы?
Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы).
Размышления на морально-этические темы.
I. Вступление.
Ценностные ориентиры человека – отражение отношения человека к событиям, явлениям и фактам, ко всей действительности, показатель духовности человека и его духовного мира. Сложность выбора нравственного ориентира человека и человечества
II. Основная часть.
1.Этические ценности - это ценности взаимоотношений с другими людьми. Высшие этико-нравственные ценности:
- ценность жизни,
- семья,
- любовь к ближнему,
- правдивость и искренность,
- верность и преданность,
- доброта и сострадание,
- доверие и вера,
- скромность и смирение,
- патриотизм,
- гражданственность,
- справедливость,
- мудрость,
- смелость и др.
2.Философские аспекты духовной жизни человека: смысл и цель человеческого бытия, жизнь и смерть.
3.Социальные аспекты духовной жизни человека: социальная справедливость, ценность обращения с другими, уважение чести и достоинства каждой отдельной личности, национальное самосознание, самообладание и др.
III. Потеря ценностных ориентиров – путь в никуда.
Материал для аргументации по тематике « Чем люди живы »:
- Н.Некрасов «Русские женщины»
- И.Гончаров «Обломов»
- И.С.Тургенев «Два богача»
- А.Чехов «Человек в футляре», «Крыжовник»
-Л. Андреев «Баргамот и Гараська»
- А.Платонов «Юшка»
- Евгений Замятин «Мы»
- Н.Лесков «Очарованный странник», «Левша»
- В.Г.Короленко «Слепой музыкант», «Дети подземелья»
- Ю.Левитанский «Каждый выбирает для себя»
- М.Шолохов «Шибалково семя»
- Ю.Бондарев «Выбор»
- В.Г.Распутин «Уроки французского»
- В.Астафьев «Печальный детектив» (главы 2-3)
- Б.Екимов «Ночь исцеления»
- А.Солженицын «Матрёнин двор»
- А.Солженицын «Один день Ивана Денисовича»
- А.Алексин «Безумная Евдокия».
- А.Грин «Алые паруса»
- В.М.Шукшин «Крепкий мужик»
- Д.Лондон «Любовь к жизни»
- О Генри «Последний лист»
- О.Генри «Дары волхвов».
- Р.Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к написанию сочинения 11 класс
Подготовка к написанию сочинения (урок - обобщение), 11 класс Цель урока - закрепить полученные учащимися знания, проанализировать текст, высказать свою точку зрения.Учащимся с помощь...
АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ 11 КЛАСС
12 ШАГОВ НА ПУТИ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ...
Рабочая программа элективного курса по литературе "Техника написания сочинения". 11 класс
Новизна данного курса заключается в осуществлении системного подхода к организации деятельности учащихся по усвоению теории литературы и применению этих знаний на практике (при анализе художественного...
Тексты для подготовки к написанию сочинения (9 класс)
Текты с ФИПИ для написания итогового сочинения....
Элективный курс: «Техника написания сочинения по литературе (подготовка к итоговому сочинению)»
Элективный курс «Техника написания сочинения по литературе (подготовка к итоговому сочинению)» предназначен для учащихся 10-11 классов, которым предстоит в декабре сдавать экзаменационное ...
Рабочая программа элективного курса "Практикум по написанию сочинения". 11 класс (34 часа, базовый уровень)
Рабочая программа элективного курса «Практикум по написанию сочинения» для 11 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта среднег...