Урок одного стихотворения. Юрий Кузнецов "Атомная сказка"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Шипилова Алла Ивановна

Основная цель урока анализа стихотворения Ю. Кузнецова " Атомная сказка": совершенствование навыков анализа стихотворения. Анализ поэтического произведения,как известно, не сводится к механическому фиксированию тропов, дети должны понимать их художественное назначение в конкретном произведении. Важно понимать, что название произведения тоже может помочь в понимании идеи произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pisateli_poety_83.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Юрий Поликарпович Кузнецов

«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь» 

Ю. Кузнецов. «Атомная сказка». Урок одного стихотворения. 7 класс.

Цель урока: развивать, совершенствовать умение анализировать стихотворение. Воспитывать внимание, интерес, любовь к родному слову, умение сочувствовать, сопереживать.

Словарь: ирония, сарказм, философский (вопрос)

Ход урока.

Объявление темы и цели урока.

        Как вы понимаете смысл предложения: «Зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь»?

Тема нашего урока необычна: в ней заключен философский смысл. А какие вопросы называют философскими?

(те, которые содержат глубокую, жизненно важную идею)

Мы познакомимся со стихотворением Юрия Поликарповича  Кузнецова «Атомная сказка».

 (Чтение стихотворения учителем)          

Юрий Кузнецов.      

                                       Атомная сказка

        Эту сказку счастливую слышал

        Я уже на теперешний лад,

        Как Иванушка во поле вышел

        И стрелу запустил наугад.

        Он пошел в направленье полета

        По сребристому следу судьбы.

        И попал он к лягушке в болото,

        За три моря от отчей избы.

        - Пригодится на правое дело! –

        Положил он лягушку в платок

        Вскрыл ей белое царское тело

        И пустил электрический ток.

        В долгих муках она умирала,

        В каждой жилке стучали века.

        И улыбка познанья играла

        На счастливом лице дурака.

        Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

(Жалость к погибшему животному, негодование)

        Да, такие сильные чувства охватывают читателя… А ведь поэт нигде не осудил прямо своего героя, не возмутился его жестокостью, не высказал вслух сочувствия к животному. Давайте посмотрим, как построено стихотворение, как сумел поэт придать такую силу самым простым словам.

        Мы прочитали сказку, но не простую, а «атомную», то есть сказку современную, сказку атомного века.  А герой нам знаком по народным сказкам. Как его зовут?

        (Иванушка-дурачок, Иван дурак)  А как называют сказочного героя чаще? (Иванушка-дурачок) Почему?

        Прочитайте первые две строфы стихотворения. Чем похоже  начало стихотворения на народную сказку? (Сюжет, имя героя, радостное настроение, предвосхищение счастья).

        Однако финал атомной сказки трагичен.

        Вспомните, о чем дальше говорится в народной сказке. Чем, кем могла стать лягушка для царевича? (красавицей, женой, счастливой судьбой).

        Зачем Иванушка взял лягушку с собой? Прочитайте.

«Пригодится на правое дело». О каких делах говорится так? (Учащиеся определяют значение слова по толковому словарю. – О делах, которые могут осчастливить все человечество.)

        Зачем Иванушка разрезал живую лягушку, пропускал ток через её тело?

(Он хотел быть ученым, хотел познать  мир, узнать, как устроено тело лягушки)

Что Иван узнал о лягушке, а чего не узнал и никогда не узнает?

(Узнал, как устроен организм лягушки. Никогда не узнает, как она прекрасна, не поймет, что она могла бы стать его счастьем, его судьбой, смыслом жизни).

        Почему он не смог узнать этого? (Потому что не любит  лягушку, глух и слеп к её страданию)

        Прочитайте два последних стиха. Какие слова, не являясь антонимами, противопоставлены друг другу? (познанье – дурак). Случайно ли эти слова поставлены рядом? (Нет. Познанье не делает героя умным, он остается дураком).

        Почему так случилось? (Царевич не любит лягушку, не видит красоты природы, не любит природу, а любит только свои знания о ней).

        Как называет автор своего героя? (Иванушка….он… дурак) Почему «дурак»,  если сказочного героя чаще звали  «дурачок»? (Нет у автора симпатии к своему герою)

        Сделайте вывод: какова основная мысль  (идея) стихотворения?

        Только добрый человек может быть мудрым, только доброму взгляду на мир открывается его красота.

Записи в тетради:

Тема. Старая сказка на новый лад.

Идея: Только добрый человек может быть мудрым, только доброму взгляду на мир открывается его красота.

Художественные особенности.

        Как раскрывается основная мысль стихотворения? Как «работают» в нем тропы? Найдите тропы и определите, какова их роль.

Эпитеты: белое царское тело, сребристый след  судьбы. Почему прилагательное белое считаем эпитетом?  Почему тело царское? Возможно, намек на родство с царевичем?

Перечитайте первую строфу.  В ней есть слово, настоящий смысл которого открывается нам только после прочтения всего стихотворения  (Счастливая сказка.) Как вы считаете, это слово звучит серьезно, иронически или ирония возрастает до  сарказма?

Объясните смысл и роль метафоры: в каждой жилке стучали века.

        Определите стихотворный размер. Какой темп, тон задает стихотворению анапест?

        (Сделайте записи в тетради).

Как вы считаете, актуальна ли тема произведения сегодня? Чему учит, о чем заставляет задуматься стихотворение?

         Многие читатели восприняли эти стихи как научно-техническую контрреволюцию. У детей может возникнуть вопрос: получается, что стихотворение направлено против ученых, проводящих опыты над животными с целью спасения человека от смертельных болезней? Что такие опыты безнравственны? Но как же можно отказаться от открытий медицины, без которых под угрозой окажется здоровье и даже жизнь человека, целых поколений? Ответ – в заглавии стихотворения. Атомная сказка, сказка об атомном веке, который ставит человека перед нравственным выбором так часто, что мы привыкаем не решать нравственные проблемы, а проходить мимо них. Атомный век, обогативший человечество  знаниями, становится препятствием на пути к мудрости.)

Самостоятельная работа. Идейно-художественный анализ стихотворения Ю.Кузнецова «Атомная сказка» (связный устный рассказ по составленным в классе записям)

Домашнее задание (по выбору учащихся) Сочинение-миниатюра: «Зорко одно лишь сердце» (письменно)

Или: выучить наизусть стихотворение «Атомная сказка» Ю.Кузнецова.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 11 классе "Стихотворения Юрия Живаго..."

Урок по роману Б.Л.Пастернака "Доктор Живаго"...

Урок литературы в 11 классе "Стихотворения Юрия Живаго..."

Урок по творчеству Б.Л. Пастернака.  Стихотворения Юрия Живаго.Значение поэтического цикла в общем контексте романа....

Пастернак. Стихотворения Юрия Живаго

Презентация к юбилею Б. Пастернака. Мероприятие в школьной библиотеке...

Конспект урока литературы по творчеству Н.Рубцова "Урок одного стихотворения"

Урок одного стихотворения(За золотой дымкой сна…)(Урок литературы по региональному содержанию в 11 классе)Дидактическая цель: осознание поэзии Н. Рубцова  как органической части развивающейся рус...

Конспект урока литературы в 8 классе (внеклассное чтение) Урок одного стихотворения. А.К.Толстой "Средь шумного бала"

  Это вариант урока внеклассного чтения в 8 классе. Тема "О любви в лирике" по программе И.Н.Сухих, хотя можно использовать по любой программе. В материале урока я постаралась об...

Подборка стихотворений Юрия Воронова к Дню снятия блокады

Материал может быть использован при подготовке классного часа к Дню снятия блокады....

Конспект урока в 6 классе «А.А. Ахматова. Слово о поэте. Обучение анализу одного стихотворения «Перед весной бывают дни такие». Обучение анализу одного стихотворения».

Тема: «А.А. Ахматова. Слово о поэте. Обучение анализу одного стихотворения «Перед весной бывают дни такие». Обучение анализу одного стихотворения»....