Конспект урока литературы в 8 классе (внеклассное чтение) Урок одного стихотворения. А.К.Толстой "Средь шумного бала"
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Соловьева Наталия Львовна

    Это вариант урока внеклассного чтения в 8 классе. Тема "О любви в лирике" по программе И.Н.Сухих, хотя можно использовать по любой программе. В материале урока я постаралась объединить разные виды искусства: литература, музыка, кино.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 8 классе (учитель Соловьева Наталия Львовна)

Урок одного стихотворения.

А.К.Толстой «Средь шумного бала…»

                                                                     

     Всякое стихотворение – покрывало,   растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звезды… Из-за них существует стихотворение.

                             Александр Блок           

   

Звучит вальс

На доске  -  эпиграф

  -  Попробуем представить Санкт-Петербург в XIX веке, когда он был столицей России. Безусловно, культурная жизнь большого города – это театры, музыкальные и литературные  салоны, балы, и в том числе –  балы-маскарады.

   -  А что же такое бал?

     Бал - … Запишите это слово в тетради и напишите несколько предложений, в которых постарайтесь объяснить, что такое бал, как вы его представляете?

В словаре:  бал – большой танцевальный вечер (элемент дворянского быта XIX века). Именно на бале представители высшего круга, аристократия, дворяне могли познакомиться, там велись непринужденные беседы, что было тоже своего рода искусством, и, конечно, танцевали.

  -  Назовите, пожалуйста, танцы, которые исполнялись на бале?

(Полонез, мазурка, вальс,…)

     А теперь попробуем погрузиться в атмосферу бала с помощью кинофрагмента из замечательного фильма режиссера С.Бондарчука по роману Л.Н.Толстого «Война и мир».

     Прежде чем я включу этот эпизод, хочу попросить вас обратить внимание на то, что, может быть, вы упустили в описании бала.

(На доске записаны вопросы, на которые учащимся надо будет ответить:

  -  Что поразило, удивило?

  -  Какие наблюдения вы сделали?

  -  А были ли вы когда-нибудь на балу?)

Смотрим видеофрагмент и отвечаем на вопросы.

  -  Давайте вернемся к тексту стихотворения А.К.Толстого.

  -  Я ещё раз читаю стихотворение,  а ваше задание – записать в тетрадь свои впечатления, определите настроение стихотворения.

  -  Какие слова, образы в этом стихотворении непонятны?

Бал-маскарад  -  бал, на который являются в масках, характерных костюмах.

Мирская суета – все тщетное, пустое, не имеющее истинной ценности (устар.)

      -светская жизнь ( в противоположность монаст.)

Грезы  -  мечты, призрачное видение, сон.

Стан – туловище человека ( девичий стан).

     А теперь прочитайте и запишите высказывание А.А.Блока Эпиграф

  -  Найдите, пожалуйста, те самые главные слова, которые помогут нам понять это стихотворение.

  -  Какие звуки мы слышим, читая это стихотворение?

  - Какие краски использует автор?

  -  А сейчас поговорим о лирическом герое стихотворения.  Каким вы его увидели?

     Запись на доске и в тетради:

                                                    Лирический герой

               внутренний мир:                                                     внешний мир:

                  увидел                                                                      шумный бал

                 понравился                                                            мирская суета

        смех твой в сердце звучит                            

        одинокие, усталый ( вижу, слышу)

             грустно, в грезах

       люблю ли – не знаю, но кажется мне, что люблю

                Как вы думаете, молод ли он? Какие чувства его переполняют? О чем он мечтает? И в то же время последние две строчки (прочитайте их)  - как много они говорят!

             -   Итак  -  страдающий, одинокий, мечтающий о любви, надеющийся…

                                                         Лирическая героиня:

                           Внутренний мир:                                                       внешний мир:

                              тайна                                                                               тайна

                 очи печально глядели                                                 голос дивно звучал

                      задумчивый вид                                                            тонкий стан

                            грустный                              смех                                звонкий

                     печальные очи                                                               веселая речь                

           И  опять тот же вопрос. Что можно сказать о  героине стихотворения?

             -  Страдающая, таинственная, задумчивая, грустная, печальная и, скорее всего,  одинокая (душевно).

               ???

                    Это стихотворение без названия  -  *** - и называем мы обычно такое стихотворение по первой строчке. Подумайте, какое название можно было бы дать этому стихотворению? А  пока вы думаете и записываете свои варианты,  послушайте замечательный  романс, написанный на стихи А.К.Толстого тогда же, в XIX веке,  П.И.Чайковским в исполнении Сергея Яковлевича Лемешева.

                -  Итак, какие же названия получились?

                 -  «Одиночество души»,  «Надежда на любовь», «Грезы любви», «Мечты о        любви»

              -   Как вы думаете, чем закончилась история этой любви?

                  Девушку, которой посвящено это стихотворение, звали Софья Андреевна Миллер.

                       Алексей Константинович Толстой – поэт, драматург, романист – писал из Дрездена жене – Софье Андреевне Толстой:

            « Вот я здесь опять, и  мне тяжело на сердце, когда я вижу опять эти улицы, эту гостиницу и эту комнату без тебя. Я только что приехал в 3 часа утра и не могу лечь, не сказав тебе то, что говорю тебе уже 20 лет, что я не могу жить без тебя, что ты мое единственное сокровище на земле, и я плачу над этим  письмом, как плакал двадцать лет тому назад…

                     Двадцать лет назад он увидел ее первый раз «средь шумного бала, случайно…».

                              «Кровь застывает в сердце, - писал он ей из старой дрезденской  гостиницы через 20 лет после «шумного бала», - кровь застывает в сердце  при одной мысли, что я могу тебя потерять  - я говорю себе: как ужасно глупо расставаться! Думая о тебе, я в твоем образе не вижу ни одной тени, ни одной. Все вокруг лишь свет и счастье…

                 -  Подумай,  -  писал он ей через несколько месяцев после знакомства, - что до 36 лет мне было некому поверять мои огорчения, излить мою душу. Все то, что печалило меня, - а бывало это часто, хотя и незаметно для посторонних взглядов, - все то, чему я бы хотел найти отклик в уме, в сердце, я подавлял в самом себе.

                 -  Я чувствую в себе, - пишет он ей тогда же, - сердце, ум, - и  сердце, но на что оно мне?

                    А ещё через несколько месяцев он сам же на этот вопрос отвечает:

                -  Настоящая дружба (я не говорю о любви)  основана на постоянном и безграничном излиянии одной души в другую.»

                  -  А ещё я хочу обратить ваше внимание на то, что с творчеством А.К.Толстого мы с вами уже знакомы. В прошлом году мы читали роман «Князь Серебряный». Вспомните, ведь и там Толстой говорит о любви, которая проходит  испытание временем, трагической любви Никиты Романовича Серебряного и Елены Дмитриевны.  И ещё одно произведение А.К.Толстого, по мотивам которого был снят фильм «Формула любви». Помните ли вы его? Правда,  интересное название? Значит,  А.К.Толстой не раз задумывался о «формуле любви», пытался ее вывести. Конечно, формулу любви вывести невозможно, а вас я попрошу написать, что же такое настоящая любовь, по вашему мнению.

                - Да, конечно, чистая, настоящая любовь – это соединение душ.   Это подтверждает и другой замечательный русский поэт XIX века – Ф.И.Тютчев:

            Любовь, любовь, гласит преданье,

            Союз души с душой другой…

Д/з:  выучить наизусть стихотворение и сравнить его со стихотворением  М.Ю.Лермонтова «Из-под таинственной холодной  полумаски…»

А.К.Толстой                                                                              М.Ю.Лермонтов

Средь шумного бала, случайно,             Из-под таинственной холодной полумаски

В тревоге мирской суеты,                         Звучал мне голос твой отрадный, как мечта,

Тебя я увидел, но тайна                            Светили мне твои пленительные глазки

Твои покрывала черты .                            И улыбалися лукавые  уста.

Лишь очи печально глядели,                   Сквозь дымку легкую заметил я невольно

А голос так дивно звучал,                         И девственных ланит и шеи белизну.

Как звон отдаленной свирели,               Счастливец! видел я и локон своевольный

Как моря играющий вал.                          Родных кудрей покинувший волну!..

Мне стан твой понравился тонкий        И создал я тогда в моем воображенье

И весь твой задумчивый вид,                 По легким признакам красавицу мою;

А смех твой, и грустный, и звонкий,     И с той поры бесплотное виденье

С тех пор в моем сердце звучит.           Ношу в душе моей, ласкаю и люблю.

В часы одинокие ночи                              И все мне кажется: живые эти речи

Люблю я, усталый прилечь -                   В года минувшие слыхал когда-то я;

Я вижу печальные очи,                             И кто-то шепчет мне, что после этой встречи

Я слышу веселую речь;                             Мы вновь увидимся, как старые друзья.

И грустно я так засыпаю,

И в грезах неведомых сплю…

Люблю ли тебя – я не знаю,

Но кажется мне, что люблю!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 6 классе "Атмосферное давление" ; Урок в 6 классе "Ориентирование на местности"

Урок "Атмосферное давление" составлен с применением технологии модульного обучения. Обучающиеся работали по технологическим картам.Урок "Ориентирование на местности" является интегрированным с ОБЖ....

Урок литературы. 9 класс. « Лирическая миниатюра. Уроки нравственности»

« Лирическая миниатюра. Уроки нравственности». Урок литературы в 9 классе.В 9 классе после изучения рассказа А.И.Солженицына «Матрёнин двор» я провожу урок внеклассного чтения «Лирическая миниат...

Поэзия родного края. "Малая" родина в жизни и творчестве Василия Дмитриевича Фёдорова. Разработка урока литературы, 9 класс (внеклассное чтение).

В методической разработке урока представлен материал по жизни и творчеству российского поэта В.Д. Фёдорова, родиной которого является Кемеровская область, Яйский район. Разработка предназначена для уч...

Урок литературы. 6 класс. Внеклассное чтение. Самарские писатели и поэты. В.Н. Бондаренко.

Урок литературы. Внеклассное чтение. Самарские писатели и поэты. В.Н. Бондаренко. Стихотворение из сборника "Куда уходят туманы". Технологическая карта, конспект урока, приложения....

Урок литературы : работа над выразительным чтением и анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро"

Конспект урока включает в себя план по развитию выразительного чтения,составление плана для анализа стихотворения и другие методические приемы....

Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»

Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...

Дистанционный урок литературы. 6 класс. Подготовка к сочинению-анализу стихотворения А. С. Пушкина.

Предлагается последовательность действий ученика при работе над сочинением. Дана инструкция и памятки для самостоятельной работы....