"Как сердцу высказать себя..."Урок по творчеству Тютчева Ф.И.
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Нарижняя Инна Александровна

Сценарий урока литературы в 10 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_tema_lyubvi_v_tvorchestve_f.i._tyutcheva.docx36.65 КБ
Файл annotatsiya.docx13.75 КБ

Предварительный просмотр:

Номинация:  «Я делаю это так!» (использование электронных образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы).

Методическая разработка урока и презентация  к уроку литературы в 10 классе по творчеству Ф. И. Тютчева «Как сердцу высказать себя…» (Тема любви в творчестве  Ф.И. Тютчева)

Цель урока:

  1. Обучающая:  завершить  работу над проектами (презентация, буклет) по творчеству Ф.И. Тютчева; показать роль православных традиций и духовности в  семье Тютчевых;  показать роль женщин в жизни и творчестве Ф.И. Тютчева; вызвать интерес к личности и творчеству Ф.И. Тютчева.
  2. Развивающая: приобщить учащихся к миру искусства; навыков общения, выразительного чтения, работе в группах;  
  3. Воспитывающая: воспитывать этические чувства, любовь к русской поэзии; интерес к личности поэта, формирование ответственного отношения к тому, кого любишь и отношение к любви как к чувству, пробуждающему самое лучшее в человеке.

Эпиграф:

Если б в сердце тебя я не грел, не ласкал,
Ни за что б я тебе этих слов не сказал.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

               Чтение стихотворения «О, как убийственно мы любим..». Это стихотворение     принадлежит   Ф.И.Тютчеву, с чьим творчеством мы сегодня и познакомимся.

           Его творчество, как и его жизнь во многом для людей вашего возраста остается непонятным,  слишком сложным. Давайте попробуем проникнуть в эту тайну и постичь мир жизни и мир  души Ф.И.Тютчева.

      Сегодня мы продолжаем разговор о Ф.И. Тютчеве.  На сегодняшнем уроке мы закончим работу над проектной деятельностью по творчеству  Тютчева. Каждая рабочая группа должна  защитить  свой проект, раскрывая тему, цель, рабочий материал, вывод. Слайд № 1.

2. Запись темы, эпиграфа

  • Почему эпиграфом к нашей теме взяты эти слова?
  • Как они связаны с темой? (Они выражают отношение Ф.И. Тютчева к возлюбленным)
  • По ходу нашего урока делайте краткие записи в конспект. (Какие стихи и кому посвящал поэт?)

Тема сегодняшнего урока “Любовь в жизни и творчестве   Ф.И. Тютчева”   В своих проектах вы раскроете понятие  любви:  любви к Богу, любви к близким, любви мужчины к женщине; познакомите с  личной жизнью поэта  и ее отображением в поэзии,  с любовной лирикой, узнаете  о роли женщин в его жизни, творчестве.Слайд № 2.

     И хотелось бы, чтобы в конце урока каждый из вас смог ответить на вопрос: “Что значила для него любовь?”, “Чем она была для поэта?”, Что для вас означает слово «любовь»?  «С какими понятиями ассоциируется?”»

Любовь сопровождала жизнь Тютчева от рождения и до самой смерти: это любовь его родителей, любовь женщин, которые его боготворили, любовь к Богу и православию, которую он впитал еще с детства и часто отражал в своем творчестве. За границей начинается его личная жизнь, полная страстей и горестей, здесь он начнет создавать изумительные стихи, посвященные своим возлюбленным. Здесь повстречает первую любовь, впервые женится, переживет смерть первой жены, женится вторично, испытывая пылкие чувства. Все это вы отразили в своих проектах.

  1. Выступление 1 группы.    Тема проекта: «Православные традиции семьи Тютчевых. Любовь к Богу» Слайд № 3

Цель:

        1. Показать  любовь к Богу семьи Тютчевых, их православные традиции          2.Отражение духовности в творчестве Ф.И. Тютчева

  Православие и духовность в жизни Ф.И. Тютчева

   Федор Иванович Тютчев родился 5 декабря 1803 года в Орловской губернии в стародворянской семье среднего достатка, где сильны были патриархальные начала. Слайд № 4,5

Слайд № 6 «Родители поэта»

  Отец Иван Николаевич был радушным и добросердечным помещиком-хозяином. Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способности к учению. Он получил хорошее домашнее образование. Три человека оказали преимущественное влияние на умственное и нравственное развитие будущего поэта: мать, урожденная Толстая, - женщина, обладавшая недюжинным умом и фантазией, дядька Н.А.Хлопов, отпущенный на волю крепостной (он был для Тютчева тем же, чем была Арина Родионовна для Пушкина и в течение многих лет нежно опекал поэта) и молодой поэт-переводчик С.Е.Раич, домашний учитель Тютчева, готовивший его для поступления в университет. Под его влиянием Тютчев приобщился к литературному творчеству. До самой старости Тютчев испытывал  чувство благодарности  к своим родителям и посвятил им не одно стихотворение. Чтение стихотворения « Как можем пред тобой, родитель наш любезный»

Дома Федор воспитывался в страхе Божием и преданности престолу

В канун больших праздников у Тургеневых нередко служились всенощные на дому, а в дни семейных торжеств пелись молебны

«В спальне и в детской блестели начищенные оклады родовых икон и пахло лампадным маслом».  (К.Пигарев)  Слайд № 7

 « К счастью, ребенок был чрезвычайно добросердечен, кроткого, ласкового нрава, чужд всяких грубых наклонностей, все свойства и проявления его детской природы были скрашены какой-то особенно тонкою изящною духовностью». Слайд № 8

Екатерина Львовна подарила сыну-студенту Библию на французском языке со своим напутствием: “Папенька желает, чтобы ты говел. Прости. Христос с тобой. Люби Его. Слайд № 9

1822 г. Тютчев покинул родовые святыни, и только заботами  приехавшего с ним  дядьки Н.  Хлопова в его немецкой квартире был устроен «уютный русский уголок с иконами и лампадою»

Из поколения в поколение в семье Тютчевых переходили иконы. Одна из них Корсунской Божией Матери почиталась как явленная. Слайд № 10

1858 год «Итак, я снова водворилсяв Петербург. Я опять простился со своей матерью, опять положил три земных поклона переде образом казанской Божией Матери  Тютчев «со смирением признавал истину христианского откровения.

 Перешагнув порог своего пятидесятилетия, он  с потрясенностью смог написать: Слайд № 11

«...Пускай страдальческую грудь

Волнуют страсти роковые—

Душа готова, как Мария

К ногам Христа навек прильнуть»                                                

Слайд № 12          Чрез веси, грады и поля,

                                    Светлее стелется дорога,-

                                    Ему отверста вся земля,

                                 Он видит все и славит Бога     «Странник»                                                                                                                                            

«Растленье душ и пустота

Что гложет ум и сердце ноет,-

Кто их излечит,  кто прикроет?

Ты, риза чистая Христа»

       «Над этой темною толпою»

“В доспехи веры грудь одень,

И с Богом, исполин державный! _

О, Русь, велик грядущий день…

Вселенский день и православный...»

                               «Рассвет»              

Слайд № 13        ВЫВОД:  Любовь к Богу Тютчев пронес через всю жизнь, благодаря православным традициям своей семьи, и часто просил прощение у Бога, раскаивался. В своих стихах часто обращался к Богу за покаянием, видел возрождение Руси в православной вере.

  1. Выступление 2 группы с проектом.  Тема проекта: «Я встретил Вас…» Амалия Крюденер в судьбе Тютчева Слайд № 14

Рассказ ученицы от имени Амалии: «Мы познакомились во второй половине 1823г. Я была пятью годами моложе его. Отец мой был дипломатом. Мы почувствовали симпатию друг к другу. Часто совершали прогулки по прекрасному Дунаю». Памятью о тех временах навеяно стихотворение:

Ученик читает стихотворение «Я помню время золотое…»

Учащийся: Тютчев был очарован  Амалией и стал серьезно думать женитьбе. Однако родители  ее были против и предпочли ему товарища. Тютчев был убит горем. Его настроение отразилось в стихотворении “К Н.”

Юноша читает стихотворение «Твой милый взор…»

  «Время покажет, что мы не забудем этой своей юной привязанности. В течение  долгой жизни мы встречались нечасто. Но эти редкие встречи радовали обоих. Например, мы встречались в июле 1840, где отдыхали с семьями в живописной местности недалеко от Мюнхена»  Слайд № 15

Учитель:  Описывая в письме родителям свой отдых, Тютчев с радостью и в то же время с грустью сообщает им:  “Вы знаете мою привязанность к госпоже Крюденер и легко можете себе представить, какую радость мне доставило свидание с нею...Она все еще хороша собой, и наша дружба, к счастью, изменилась не более, чем ее внешность…

 Учащийся: Но жизнь продолжалась. У Тютчева были свои заботы – увеличение семьи, служба. И все-таки судьба еще дважды подарила им дружеские свидания. Через 30 лет после их последней встречи (1870) они вновь увиделись в Карсбадене на лечении летом 1870г. В это время сюда съезжалась вся европейская и русская знать, многие знали Тютчева. Но самой радостной была встреча с Амалией. Прогулки с пожилой но все еще сохранявшей привлекательность графиней, вдохновили Тютчева на создание прекрасного стихотворения “Я встретил вас… (Звучит романс “Я встретил вас). Слайд № 16  (по гиперссылке звучит романс)

 Учащийся : Последняя его встреча произошла 31 марта 1873г., разбитый параличом поэт увидел у своей постели Амалию. Лицо его просветлело, в глазах показались слезы. Он долго смотрел на нее, не говоря ни слова. А на следующий день дрожащей рукой Тютчев написал несколько слов дочери Дарье: «Вчера я испытал минуту жгучего волнения вследствие моего свидания с моей дорогой Амалией и т.п.»  (из письма поэта)

Это стихотворение  он посвящает Амалии.

 Юноша читает стихотворение: «Я знал ее еще тогда…».

Учитель: Амалия пережила Тютчева на 15 лет. Ей он посвятил стихотворения: «Я помню время золотое…», «Твой милый взор», «Я встретил»,» Я знал ее…».

  1. Выступление 3 группы с проектом. Тема проекта: «Жены Ф.И. Тютчева»

Учащийся:   Но вернемся теперь в далекие 1820-ые годы. Летом 1825 получив отказ от родителей Амалии, Тютчев уехал в отпуск, вернулся в 1826г. А 5 марта свадьба Тютчева. Я – вдова русского дипломата Элеонора Петерсон была на четыре года старше. О нашей свадьбе никто не знал, даже родители поэта. Ведь я была лютеранкой, а он православного вероисповедания. Возникли трудности не только с получением родительского благословения, но и разрешения церковного. Мы скрывали свой брак. Сказать, что любила Тютчева – ничего не сказать, я его боготворила. Спустя годы Тютчев писал: «Никогда человек не стал бы столь любим другим человеком, сколь я любим ею, в течении одиннадцати лет не было ни одного дня в ее жизни когда, дабы упрочить мое счастье, она не согласилась бы, не колеблясь ни мгновенья, умереть за меня. Она, не колеблясь ни мгновенья, готова умереть за меня».

Ученица:  «В 1838 году Элеонора  пережила страшное потрясение: пожар на корабле, где  находилась с тремя детьми»  

        Этот несчастный случай подорвал ее здоровье.  Простуда и волнение сделали свое. Через 3 месяца после этого события Элеонора скончалась в страданиях. Смерть жены потрясла Тютчева. Он поседел в одну ночь. Это стихотворение он посвятил ей: “Еще томлюсь”

Юноша читает стихотворение: «Еще томлюсь тоской желанья…»

Учитель: Однолюбом Тютчев не был. Он мог страстно обожать двух женщин сразу. Женщины, которых он любил, отвечали ему еще более беззаветным и самоотверженным чувством. Он умел порой влюбить в себя женщин с первого взгляда.

В 1836 году он встретил и полюбил Эрнестину Дернберг, молодую вдову, на семь лет моложе поэта. Слайд № 18

 Она была из первых красавиц Мюнхена, ее красота сочеталась с блестящим умом и прекрасным образованием (показать портрет). Эрнестине он посветил немало стихотворений, вот одно из них: “Люблю глаза твои”

Юноша читает стихотворение: “Люблю глаза твои, мой друг…”. Слайд № 19

Учитель: Через год после смерти первой жены в 1839 году обвенчался с Эрнестиной. А осенью 1844 года вместе с женой и младшими детьми Марией и Дмитрием возвращается в Россию в Петербург. Дочери от первого брака временно остаются в Германии под присмотром теток. В 1845 он привезет дочерей в Россию. Слайд № 20

 Дарья и Екатерина будут учиться в Смольном институте благородных девиц. Вместе с дочерьми воспитывалась в Смольном институте и Е.А. Денисьева.

Эта женщина стала последней любовью поэта. Она была для него и блаженством, и безнадежностью. Денисьевой он посветил целый цикл стихов о любви, который так и был назван “Денисьевский цикл”

  1.  Выступление 4 группы с проектом.

 Тема проекта:  «Блаженство и безнадежность последней любви».  Денисьевский цикл. Слайд № 21

 Юноша читает стихотворение «Я очи знал, - о, эти очи…»

Слайд № 22  Сообщение учащегося о Денисьевой: «Принадлежала  она к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Рано лишилась матери и была на попечении тетушки, инспектрисы Смольного института. Она любила ее как дочь. Рано начала вывозить в свет. Бывали  они в доме Тютчевых, с Федором Ивановичем встречались в Смольном, когда он посещал своих дочерей.  Их отношения вылились в светский скандал.

Однако с семьей Тютчев не порывал и никогда не смог бы решиться на это. Привязанность к жене совмещалась с любовью к Денисьевой, и это вносило в его отношение к обеим женщинам мучительную раздвоенность. Передо ней навсегда закрылись двери домов, где прежде была желанной гостьей. Отец от нее отрекся.

 Ученица читает стихотворение: «Не говори, меня он,  как и прежде любит».

Юноша читает стихотворение: «О,  как на склоне наших лет»

 Учащийся: «14 лет продолжалась эта радостная, но и мучительная любовь. Они жили в гражданском браке. У них  было трое детей. Все они носили фамилию Тютчева. Мучительная раздвоенность терзала его» Слайд № 24

Учитель: 4 августа 1864 Е. Денисьева умирает от скоротечной чесотки. Тютчев себя винит в ее смерти, раскаяние не покидает. На годовщину ее смерти он напишет стих, где вновь вспоминает о своей любви к Денисьевой: “Сегодня, друг мой, 15 лет минуло…”

 Учащийся читает стихотворение: “Сегодня, друг мой, 15 лет минуло…”.

Учитель: Денисьевский цикл стихов вошел в сокровищницу мировой поэзии, а Е.Денисьева, благодаря стихам, обрела бессмертие.

Поэт читает: “Все отнял у меня казнящий Бог…” Слайд № 25

Учитель: Эти стихи поэт незадолго до смерти посвящает жене Эрнестине Федоровне. Через 2 года после смерти поэта, Эрнестина просматривая свой гербарий, нашла листок со стихами: «Не знаю я, коснется ль благодать, моей души болезненно-греховной…»

Эти строки, обращенные к жене и связанные с любовью к Денисьевой, поэт написал в 1851 году. Слайд № 26

Аксаков писал: «Какой же была ее радость и скорбь при чтении этого привета, замогильного такого привета, такого признания ее подвига жены, её дела любви». Жена пережила Тютчева  на 21 год.

«Это было целое событие в моей жизни» - скажет Эрнестина. Не перестаешь удивляться силе любви этой женщины, ее умению прощать, когда читаешь о том, что Эрнестина, видевшая страдания Денисьевой, скажет: «Его скорбь для меня священна, какова бы ни была причина».

Вывод:  Вы сегодня познакомили нас и рассказали о возлюбленных поэта, которые стали его музами и вдохновили на создание замечательных стихов. Мы убедились, что любовная лирика отразила его личную жизнь, полную страстей, трагедий. Слайд № 27

  1.  Подведение итогов урока

Что отразила любовная лирика?

Итак, давайте сделаем выводы. Ответим на вопрос: Слайд № 28

  • Что такое любовь в представлении Тютчева, чем она была для поэта? (Это блаженство и безнадежность, это жизнь, это радость, это счастье, это нежность, это страдание, это слезы, скорбь, разлука, ревность, это средство духовного прозрения.)
  • Какой изображает Тютчев свою любимую?

Вывод учителя по проектам: Слайд № 28

  1. Тютчев сумел в своей любовной лирике отразить противоречивость этого чувства. Любовь, по мнению Тютчева, несет ему и счастье, и страдание, это роковой поединок двух сердец, это борьба, в ней есть победитель и побежденный.
  2. Главное, что увидел и высоко оценил Тютчев в женщине это – силу чувства, ее способность на подвиг, на самопожертвование, на самоотдачу.
  3. Конечно, можно по разному относиться к роковым страданиям Тютчева к разным женщинам. Но поэт – вне осуждения. Оправданием для него служит любовь женщин, которые его боготворили. Думаю, надо иметь немало внутренних достоинств, чтобы быть любим такими женщинами. Тютчев был необыкновенно галантен, изысканно вежлив с женщинами, и это располагало, это притягивало женщин к поэту. Кроме того, он был блестящим собеседником и увлекательным рассказчиком.
  4. Любовь к Богу Тютчев пронес через всю жизнь, благодаря православным традициям своей семьи, и часто просил прощение у Бога, раскаивался. В своих стихах часто обращался к Богу за покаянием, видел возрождение Руси в православной вере.

 Учитель: Буду рада, если этот урок поможет вам иначе, более возвышенно посмотреть на взаимоотношения с подругами, друзьями, задуматься об истинном значении любви в жизни человека.

Итак, ваше представление о любви?

Любовь – это… (Зачитать слова, которые учащиеся написали на заранее приготовленных листках).

Созвучны ли стихи Тютчева о любви нашему времени?

Чем поучительны истории взаимоотношений поэта с женщинами?

(Резерв.Викторина по творчеству Тютчева «Крылатые выражения»)

Слайд № 30-31

7. Оценки за урок.

8.  Домашнее задание. Слайд № 32

  1. Написать эссе на тему: «Любовь в моем понимании».

Список литературы к уроку.

1.Тютчев Ф.И. Стихотворения. – М.: Художественная литература, 1986.

2. Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. – М.: Республика, 1994.

3.Роговер Е.С. Русская литература второй половины XIX века: учебное пособие. – СПб – Москва: САГА- форум, 2004.

4. Русская литература XIX века. 10кл.: Учебное пособие. В 2ч. Ч2/ Под ред. А.Н.Архангельского. – М.: Дрофа, 2006.

5.Русская литература XIX века. Учебник- практикум для общеобр. учреждений/ под ред. Ю.И.Лыссого. – М.: Мнемозина, 2003

6.Пигарев К. В. Тютчев и его время. М., 2008

  1. Жизнь и творчество Ф. И. Тютчева. М., 2009
  2. Озеров Л. А. Поэзия Тютчева. М., 2009
  3. Литература. 9-11 классы: уроки - исследования /авт.- сост. И.Д. Бережная. - Волгоград: Учитель, 2007

Используемые интернет – ресурсы

Главная страница сайта Тютчевиана http://www.ruthenia.ru/tiutcheviana/index.html

Страничка об Амалии фон Лерхенфельд  http://www.tyutchev.ru/t16.html

Романс  "Я встретил вас..." http://www.ruthenia.ru/tiutcheviana/stihi/stihi.html

Стихотворение  "Еще томлюсь тоской желаний" http://www.ruthenia.ru/tiutcheviana/stihi/bp/137.html.

Информация об Элеоноре Петерсон http://www.ruthenia.ru/tiutcheviana/gen/11.html

Страничка об Эрнестине Дернберг  http://www.ruthenia.ru/tiutcheviana/gen/16.html .

Стихотворение "Последняя любовь" http://www.ruthenia.ru/tiutcheviana/stihi/stihi.html  

Материал о Е.Денисьевой  http://www.ruthenia.ru/tiutcheviana/gen/23.html.

Стихотворение "О, как убийственно мы любим..." http://www.ruthenia.ru/tiutcheviana/stihi/stihi.html

Стихотворение "Весь день она лежала в забытьи" http://www.ruthenia.ru/tiutcheviana/stihi/stihi.html

Текст стихотворения можно найти, перейдя по ссылке http://www.ruthenia.ru/tiutcheviana/stihi/bp/247.html

Стихотворение "Накануне годовщины 4 августа 1864 года"

http://www.ruthenia.ru/tiutcheviana/stihi/stihi.html

"Не знаю я, коснется ль благодать…" http://www.ruthenia.ru/tiutcheviana/stihi/bp/179.html

Статья  Е.Лебедева  "Ф.Тютчев "Русские поэты"" http://www.litera.ru/stixiya/articles/563.html  

План  анализа стихотворения

http://www.gramma.ru/LIT/?id=4.5&PHPSESSID=88155ebed63ff9aebab898ba6bc797b4 ;

Для  выполнения домашнего задания

http://www.litera.ru/stixiya/articles /296.html

п/п

Название ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1. Используемые интернет – ресурсы

Главная страница сайта Тютчевиана http://www.ruthenia.ru/tiutcheviana/index.html

Страничка об Амалии фон Лерхенфельд  http://www.tyutchev.ru/t16.html

Романс  "Я встретил вас..." http://www.ruthenia.ru/tiutcheviana/stihi/stihi.html

Стихотворение  "Еще томлюсь тоской желаний" http://www.ruthenia.ru/tiutcheviana/stihi/bp/137.html.

Информация об Элеоноре Петерсон http://www.ruthenia.ru/tiutcheviana/gen/11.html

Страничка об Эрнестине Дернберг  

Иллюстрация

Иллюстрация

Аудиозапись романса

Аудиозапись стихотворения

Иллюстрация

иллюстрация

http://www.ruthenia.ru/tiutcheviana/index.html

http://www.tyutchev.ru/t16.html

http://www.ruthenia.ru/tiutcheviana/stihi/stihi.html

http://www.ruthenia.ru/tiutcheviana/stihi/bp/137.html

http://www.ruthenia.ru/tiutcheviana/gen/11.html

http://www.ruthenia.ru/tiutcheviana/gen/16.html .



Предварительный просмотр:

Комментарии по использованию мультимедийной  презентации к уроку  в 10 классе  по творчеству Ф.И. Тютчева

 Слайд № 1. Демонстрируется во время объявления темы урока учителем. На слайде дан портрет Ф.И.Тютчева, прописана тема. Вся информация проговаривается учителем.

Слайд № 2.  Содержит цели урока.  Здесь же зачитывается эпиграф – строки из стихотворения Тютчева.

 Слайд № 3. Начинается защита творческих проектов в группах. Слайд называет тему работы  первого  проекта. Задания проговариваются учителем

 ( смотри урок)

Слайды № 4-7 Демонстрируются по ходу защиты учащимися проекта. Рассказ сопровождается слайдами «Родовое имение», «Дом Тютчевых», «Дети», «Родители».

Слайд № 8,9,10   Демонстрируются  на фоне рассказа ученика  о православной реликвии семьи – иконе Божьей Матери «Взыскание погибших» и «Евангелии», принадлежащем Тютчеву, о иконах Корсунской И Казанской Божией Матери.

Слайды № 11-12 Демонстрация слайда  сопровождается чтением отрывков из стихов Тютчева, отражающих духовные искания автора.

Слайд № 13  Содержит  выводы по первому проекту. Учащиеся записывают главные тезисы в тетрадях.

Слайды № 14-15  Демонстрирует тему проекта второй  творческой группы, посвященную музе поэта – Амалии  Крюденер. Репродукция портрета Амалии, представленная на слайде,  сопровождается рассказом  о ней, и ее роли в судьбе и творчестве Тютчева.

Слайд №16  Демонстрирует стихи, посвященные Амалии «Я встретил вас..», на фоне них и портрета Амалии звучит   одноименный романс в исполнении Георгия Ортса.

Слайд № 17 Слайд выполняет также  композиционную роль, обозначая переход к теме следующего проекта «Жены Ф.И. Тютчева».

Демонстрируется во время  сообщения обучающегося  о первой жене Тютчева. На нем помещены портрет Элеоноры Петерсон и памятник  на ее могиле,   сопровождается чтением учащегося стихотворения «Еще томлюсь тоской желаний…»

Слайды №18-19.Демонстрируют портреты Эрнерстины Дернберг, сопровождаемые  сообщением учащихся о ее роли в судьбе  Тютчева и чтением стихотворений, посвященных ей: «Люблю глаза твои, мой друг…», «Не раз ты слышала признанье: «Не стою я  любви твоей…»

Слайд №20.Демонстрирует портрет дочерей Тютчева от первого брака. Сообщение учителя о том, что они обучались в одном пансионе с Еленой Денисьевой, плавно переходит к теме четвертого проекта «Блаженство

и безнадежность последней любви» Слайд №21.

Слайды №22-26  Демонстрируются по ходу выступления четвертой творческой группы. Портреты Елены Денисьевой, ее детей сопровождают рассказы учащихся. Слайд 25 иллюстрирует стихотворение «О, как на склоне наших лет…
Стихотворение читается либо учителем, либо подготовленным учеником. Иллюстрации – это не только буквальное воспроизведение строк стихотворения, но и возможность прочувствовать изображаемое. После прочтения можно сделать небольшую паузу, спросить о впечатлении, которые возникли у учеников.

Слайд № 27 «Музы поэта» завершает защиту последнего проекта. Портреты Тютчева и его любимых женщин демонстрируются во время подведения итогов и сопровождаются словами учителя ( смотри урок).

              Слайд № 28     

Содержит вопрос «Чем же была любовь для Тютчева?» Учащиеся       самостоятельно делают выводы,  опираясь на прослушанные сообщения  и материал урока, затем  учитель ответы демонстрирует  на слайде  (запись в тетради).

Слайд № 29

Подводя итого урока и проделанной работе над созданием проектов,   учащиеся вместе с учителем делают выводы, которые демонстрируются на слайде. Слайд демонстрируется как итог фронтальной беседы.

Слайды № 30-31 «Крылатые выражения» и «Закончи фразу» позволяют провести небольшую викторину по знанию лирики поэта. Учитель демонстрирует начальные строки известных стихов Тютчева, учащиеся должны их продолжить. Затем  демонстрируется правильный  вариант.

Слайд 32

Демонстрирует домашнее задание: написать эссе на тему: «Любовь в моем понимании»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по творчеству Тютчева 10 класс

Урок содержит и видеоматериалы....

Разработки уроков по творчеству Тютчева и Фета

Дана полная разработка уроков в 10 классе....

"Как сердцу высказать себя.." (по творчеству Ф.И.Тютчева)

исследовательская работа,в которой мы проследим жизненный и творческий путь поэта...

Урок по творчеству Ф.И.Тютчева " Философская лирика Ф.И.Тютчева

Мир, в котором мы живем, предельно сложен, но в то же время органичен и ...

Отрытый урок по творчеству Тютчева Ф.И.

Отрытый урок по творчеству Тютчева Ф.И....

«Как сердцу высказать себя, Другому как понять тебя…» Литературная игра, посвящённая Всемирному дню писателя.

Развитие у учащихся мотивации к чтению на основе увлекательной игровой деятельности; умение сотрудничать при решении общих задач; творчески применять знания в новых ситуациях....