Главные вкладки

    Урок по творчеству Ф.И.Тютчева " Философская лирика Ф.И.Тютчева
    методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему

    васильева юлия ивановна

            

    Мир, в котором мы живем, предельно сложен, но в то же время органичен и                                                                   целостен. Мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. Сегодня есть надежда, что ситуация кардинально изменится с введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения.

    Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов: «надпредметные умения», «метапредметные умения», «полипредметные умения». Как со всем этим разобраться?

     Метапредметные технологии были созданы для того, чтобы начать культивировать другой тип сознания и учащегося, и учителя, который не «застревает» в информационных ограничениях одного учебного предмета, но работает с взаимосвязями и ограничениями знаний каждой из дисциплин. Это происходит, благодаря тому, что на метапредметах и  учебных занятиях с использованием элементов метапредметных технологий происходит выведение учителя и ученика к надпредметному основанию, которым является сама деятельность ученика и педагога. В ходе движения в метапредмете ребенок осваивает сразу два типа содержания – содержание предметной области и деятельность. Таким образом, метапредмет в образовании – это своеобразная машина по удвоению производительности труда в рамках того же самого учебного времени. Общеобразовательные программы опираются сегодня на достижения наук более чем полувековой давности и совершено не ставят перед собой задачу обновления знаний. В основу новой дидактики, работающей с передовыми знаниями, должен быть положен метапредметный подход. Он предполагает такую переорганизацию предметного образования, при которой получилось бы транслировать необходимое содержание не как сведения для запоминания, но как знания для осмысленного использования. 

     

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_po_tvorchestvu_tyutcheva.docx20.73 КБ

    Предварительный просмотр:

    Метапредметный урок литературы в 10 классе по теме « Философская лирика Ф.И.Тютчева»

    Характеристика темы

    Обращение к творчеству поэта помогает решить задачу глубокого проникновения в душу человеческую, задачу обращения к вечным вопросам. Величайшие страницы творчества этого поэта воспитывают истинный художественный вкус.

    Место и роль урока в изучаемой теме

    На изучение творчества Тютчева по программе Коровиной отводится три часа. Второй урок посвящён философской лирике поэта.

    Цель: 1) систематизация знаний о Ф.И.Тютчеве и его творчестве, выявление особенностей поэтического стиля;

              2) развитие склонностей к сравнению, к оценке явлений с эмоционально-вкусовых, эстетических, мировоззренческих, нравственных позиций;

               3)совершенствование умения работать в группе, уважая точку зрения других, отстаивая свою.

                                       Ход урока

                                                   Эпиграф    И бездна нам обнажена

                                                                       С своими страхами и мглами,

                                                                       И нет преград меж ей и нами –

                                                                       Вот отчего нам ночь страшна!

                                                                                             Ф.И.Тютчев

    I. Сообщение темы и цели урока

    Время и пространство… Пространство и время. Два аспекта Бытия, не зависящие ни от чего и ни от кого. Для современного человека, погружённого в свои заботы, Пространство исчисляется расстоянием от дома до работы или школы, а Время – словно поезд, несущийся с бешеной скоростью. И нет у человека времени на то, чтобы оглянуться, чтобы задуматься о том, что же такое Время и Пространство. Какова их власть над человеком?

    И мы словно не ощущаем власти Времени и Пространства, но она огромна. Впопыхах проходит наша жизнь, и в конце пути мы понимаем, что ничего не достигли, что наш мир – пустыня в том смысле, что каждый сам по себе и каждый одинок. И снова мы пытаемся убежать от одиночества, от власти Космоса, и снова поезд, несущийся в никуда… Или нет?

    Есть люди, для которых одиночество несёт глубокий смысл, благо. Оно позволяет им полнее почувствовать ценность жизни, Космос, ощутить ту ниточку, которая связывает человека с чем-то высшим, неземным, космическим. Таков Фёдор Иванович Тютчев.

    Сегодня на уроке мы исследуем сложный вопрос восприятия Тютчевым Времени и Пространства для того, чтобы понять основу лирики поэта, разобраться в интересном и загадочном мире лирического героя Ф.И.Тютчева.

    II. Проверка домашнего задания.

    - Ребята, дома вы должны были проанализировать стихотворения  Ф.И.Тютчева о природе. Скажите, пожалуйста, в чём особенность изображения природы у Тютчева?

    - Да, поэт воспринимает природу как живое, одухотворённое существо и , пытаясь проникнуть в её тайны, обращается к человеку, ибо в его жизни есть аналогии окружающего мира. Природа служит Тютчеву инструментом постижения человека и мира.

    III. Анализ стихотворения «Сны» (Как океан объемлет шар земной)

    - Прослушайте стихотворение Тютчева «Сны» в исполнении Ин.Смоктуновского. О чём оно? ( учащиеся слушают аудиозапись)

    - О чём же это стихотворение? (о морском путешествии, о море)

    - Не совсем так. Морское путешествие – это только метафора. А предмет дум поэта назван во втором стихе: «Земная жизнь кругом объята снами». Подумайте, что дало возможность сравнить земную жизнь с землёй, а сны с океаном?

    (Земля, как и дневная жизнь, определима в своих границах, понятна, её можно описать и изучить, она реальна, она постоянна, а океан, как и сон, - напротив, нечто зыбкое, неуловимое, таинственное)

    - Прочитайте вторую часть первой строфы. Каким понятием объединены слова СОН и ОКЕАН? (стихия)

    - Это позволяет поэту рисовать картину, используя метафору в качестве прямой аналогии.

    - Какую картину вы видите, читая следующие две строфы? (Утлый чёлн в колеблющихся волнах океана, горизонт, скрытый мраком ночи, и звёзды, усыпавшие небесный купол и отразившиеся в чёрном зеркале воды)

    - Да, величественная картина. Мы видим, как Пространство космоса сливается с Пространством океана. А Время вечно.  Оказывается, что это величественный пейзаж (который и есть развёрнутая метафора) – воплощение внутреннего мира человека во время сна. Все эти Пространства в нём. Человек, по мысли поэта, есть место встречи двух Пространств. Образ, найденный Тютчевым, не может не восхищать своей ёмкостью и выразительностью.

    Вот как описывал Вл.Соловьёв творческий метод Тютчева: « Но и сам Гёте не захватывал, быть может, так глубоко, как наш поэт, тёмный корень мирового бытия, не чувствовал так сильно и не сознавал так ясно ту таинственную основу всякой жизни, - природной и человеческой, - основу, на которой зиждется и смысл космического процесса, и судьба человеческой души, и вся история человечества»

    - Запишите это высказывание в тетради по литературе.

    IV. Работа в группах

    Каждой группе предлагается рассмотреть по два стихотворения

    1. «Душа хотела б быть звездой»

    «Святая ночь на небосклон взошла»

    1. «Ночное небо так угрюмо»

    «О чём ты воешь, ветр ночной?»

    1. «День и ночь»

    « Silentium»

    1 задание. Выпишите из этих стихотворений повторяющиеся слова-образы, обозначающие цвет, очертания, звуки, чувства, которые вы увидели. Обсудите в группе, чем эти слова важны для Тютчева, что значат.

    2 задание

    А) Выберите из всех слов одно, которое характеризует общий смысл стихов.

    Б) Подберите к этому слову ассоциации по смыслу

    В) Подберите к  этому слову созвучные слова

    Ассоциации

    звучание

    Г) Подготовьте выступление от группы

    V.Выступления детей.

      VI. Подведение итогов

    - Время и Пространство в сознании поэта существуют как две неотъемлемые части друг друга. Пространство разъединяет людей, а Время не даёт соединиться. Эти две силы двойственно воспринимаются Тютчевым: с одной стороны, они притягивают поэта своим величием, могуществом, необыкновенной властью, а с другой – Тютчев осознаёт, что взаимодействие Времени, Пространства и Человека – это бесконечная борьба.

    VII. Рефлексия.

    VIII. Домашнее задание

    Выучит наизусть стихотворение Тютчева ( по выбору),

    письменно проанализировать его.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Философская лирика Ф.И. Тютчева

    Конспект урока-концерта по творчеству Ф.И. Тютчева предназначен для урока литературы в 10 классе (по программе Коровиной В.Я.)....

    Философская лирика Ф. И. Тютчева. Конспект урока в 10 классе

    Тема «Творчество Ф. И. Тютчева» в 10-м классе рассчитана на 2 часа. Она входит в раздел «Литература 19 века». Предварительно был проведен 1 урок по биографии Тютчева. Связь с предыдущим мат...

    Философская лирика Ф.И. Тютчева. Ассоциативно-семантический анализ (конспект урока по предмету «Литература», 10 класс)

    Конспект урока по предмету «Литература» предназначен для обучающихся 10 класса вечерней школы при исправительной колонии. Для организации познавательной деятельности использован ассоциативно-семантиче...

    Философская лирика Ф.И. Тютчева. Обучение анализу философской лирики на примере стихотворения «Тени сизые смесились…»

    Философская лирика Ф.И. Тютчева. Обучение анализу философской лирики на примере стихотворения «Тени сизые смесились…»...

    Философская лирика Ф.И.Тютчева

    Философская лирика Ф.И.Тютчева...

    Урок литературы «Философская лирика Ф. И. Тютчева» в 10 классе.

    Урок помогает понять рациональные и иррациональные образы лирики поэта....

    Урок литературы 10 класс «Философская лирика Ф. И. Тютчева»

    Освоение понятий категории времени в философии, категории времени, философии природы в творчестве Ф.И. Тютчева.Умение анализировать стихотворения Ф.И. Тютчева, относящиеся к философской лирике....