Урок по литературе в 9 классе «Горе от ума» и его творец. История создания комедии»
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Залужьева Оксана Владимировна

Первый урок по творчеству А. С. Грибоедова. Дает краткий обзор биографии поэта, знакомит с историей создания пьесы "Горе от ума"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_ur._po_griboedovu.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературе «Горе от ума» и его творец.  История создания комедии»

 Цель урока:

1     закрепить знания о личности А.С. Грибоедова ;

2    проследить историю создания комедии «Горе от ума»;

3    начать знакомство со своеобразием комедии А.С. Грибоедова – в сравнении с традициями классицизма.

4     пробудить интерес к личности А.С. Грибоедова и желание самостоятельно изучать его жизнь и творчество.

Ход урока.

 I. Вступительное слово учителя.

 Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с выдающимся человеком XIX века,  именем которого открывается одна из самых блистательных страниц в истории русской литературы. Гениальный поэт и глубокий мыслитель А.С. Грибоедов оставил неизгладимый след в развитии нашей национальной культуры. Судьба Грибоедова трагична, прекрасна, таинственна. Так, например, достоверно неизвестно, в каком году он родился. Да и погиб поэт при загадочных обстоятельствах. Об этом мы говорили с вами на предыдущих уроках. А насколько прочно вы усвоили эти знания, мы проверим, выполнив тест.

Учитель.  Можем мы определённо ответить, кем же был Грибоедов: драматургом? военным? дипломатом? музыкантом? политиком? может быть, всем вместе?

Неопровержимо  одно, Грибоедов был образованным человеком. Он владел несколькими европейскими языками, изучал древние и восточные языки, много читал, занимался музыкой, причём, ни только был тонким знатоком музыкальных произведений, но и сам сочинял. До нас дошли два вальса Грибоедова, один из которых, в исполнении  мы сей час и послушаем.

Переход к новой теме.

А сегодня мы начнём знакомство  с гениальным и бессмертным творением А.С. Грибоедова «Горе от ума». (Записывается тема урока).

б) сообщение цели урока:

- проследить историю создания комедии;

- начать знакомство со своеобразием комедии А.С. Грибоедова – в сравнении с традициями классицизма.

 VI. Новая тема.

а) Работа с понятиями.

Учитель: Мы говорим, Грибоедов создал бессмертное драматическое произведение, давайте вспомним, что собою представляют драматические произведения? чем они отличаются от других жанров?

Драматические произведения отличаются от лирики и эпоса прежде всего тем, что предназначены для исполнения на сцене. Их содержание составляют речи, разговоры действующих лиц в форме диалога и монолога. Речи действующих лиц сопровождаются ремарками, т.е. авторскими указаниями об обстановке действия, о внутреннем состоянии героев, их мимике и жестах. Кроме того, искусство слова дополняется режиссерской трактовкой драматического произведения, актерской игрой: мы слышим героев, видим их действия, являемся свидетелями протекающей на наших глазах жизни персонажей драмы. Сценическая обстановка (декорации, костюмы, музыка..) усиливают впечатления от спектакля.

В драматическом произведении движение событий, столкновение и борьба противоположных сил, характеров протекают особенно остро и напряженно. В то же время сами события могут быть очень просты и обыкновенны, но каждое слово, каждое движение раскрывает характер персонажа, его побуждения, его общественное лицо, место в жизни.

·        Назовите основные виды драматических произведений. (Трагедия, драма, комедия).

·        Каковы отличительные признаки комедии? (В комедии осмеиваются те или иные стороны общественной жизни, отрицательные черты и свойства характеров людей) .

 Учитель. Грибоедов создал комедию. Какие стороны общественной жизни, отрицательные черты и свойства характеров людей  в ней осмеиваются, мы узнаем в ходе анализа произведения (на последующих уроках), а вот какова история её создания, нам расскажет…

в) Рассказ учителя об истории создания комедии.

Лучший друг Грибоедова С. Н. Бегичев писал: «Известно мне, что план этой комедии был сделан у него еще в Петербурге в 1816 году и даже написаны были несколько сцен, но не знаю, в Персии или в Грузии Грибоедов во многом изменил их и уничтожил некоторых действующих лиц…»

В. В. Шнейдер, сокурсник Грибоедова по Московскому университету, говорил, что Грибоедов начал писать комедию еще в 1812 году. Такая точка зрения существует, хотя автору ее, в то время было более 70 лет, и возможно он что-то забыл или перепутал. Правда, учитывая необычайные способности Грибоедова, можно допустить, что 17-летний юноша способен был создать подобное произведение.

Существует и такая версия, что сюжет комедии приснился Грибоедову. Причем сам автор в письме из Тегерана от 17 ноября 1820 г. (адресат письма не известен) подтверждает ее: «…Когда же должно быть готово? – Через год, клятву дайте… И я дал ее с трепетом…Я пробудился…ночная стужа развеяла мое беспамятство, затеплила свечку в моей храмине, сажусь писать, и живо помню мое обещание; ВО СНЕ ДАНО, НА ЯВУ ИСПОЛНИТСЯ!»

Комедия была завершена к осени 1824 года. Сохранилась и 1-я (черновая) редакция пьесы, которая сейчас находится в Московском государственном историческом музее. Грибоедов очень хотел увидеть комедию в печати и на сцене, но на нее был наложен цензурный запрет. Единственное, что удалось сделать после долгих хлопот, это напечатать отрывки с цензурными правками. Впрочем, комедия дошла до читающей России в виде «описков». Успех был потрясающий: « Грому, шуму, восхищению, любопытству нет конца» (из письма Бегичеву, июнь 1824 год).

  Только после смерти автора комедия появилась на профессиональной сцене. Первое отдельное издание «Горя от ума» вышло в Москве в 1833 году (с цензурными купюрами). Первоначальное название комедии было «Горе уму». Затем автор меняет его на «Горе от ума».

Настоящему уму горе причинить нельзя, а вот от ума горе быть очень даже может.

Сюжетную основу произведения составляет драматический конфликт, бурное столкновение умного, благородного и свободолюбивого героя с окружающей его дворянской средой. В итоге «Горе от собственного ума» полной мерой испил сам герой. «Горе от ума» замыкает первый период литературной деятельности Грибоедова.

В дальнейшем для него наступает пора напряженных творческих исканий. На расспросы и пожелания друзей он отвечал: «…комедии больше не напишу, веселость моя исчезла, а без веселости нет хорошей комедии».

б) Словарная работа.

 Цензура – система государственного надзора за печатью и средствами массовой информации.

        Диалог- разговор двух и более персонажей.

   Монолог – речь, рассказ, выражение мысли от первого лица.

Учитель. А теперь обратимся к изученному ранее литературному направлению – классицизму.

·        Как видим, здесь отмечен один из основных принципов классицистической комедии,  какой? (Принцип единства места, времени и действия).

·        Вспомните, что это значит?

·        Какие ещё правила классицистической драмы вы знаете?

Дома вы читали комедию Грибоедова, посмотрим, какие из этих законов сохранены в «Горе от ума», а какие нарушены.

·        Сохраняется единство времени? (Да, действие укладывается в рамки одного дня).

·        Сохраняется ли единство места? (Да, события развиваются в доме Фамусова).

·        А единство действия сохранено? (Нет, в пьесе уже не один конфликт).

Учитель. Совершенно верно, автор в комедии касается множества серьёзных вопросов общественного быта, морали, культуры. Он говорит о положении народа, о крепостничестве, о дальнейшей судьбе России, русской культуры, о свободе и независимости человеческой личности, об общественном признании человека и его гражданском долге, о силе человеческого разума, о задачах, путях и средствах просвещения и воспитания и т.д.

·        Соблюдается ли в комедии композиционный принцип?

·        (Да, в пьесе 4 действия: в 3-кульминация, в 4 - развязка).

·        Какие ещё классицистические черты  можно отметить в комедии? (Любовный треугольник (их целых три), присутствие резонёра (выразителей авторской позиции в комедии двое – Чацкий и Лиза ), сохраняет автор и говорящие фамилии).

Учитель. Какие фамилии в комедии являются говорящим, какие ещё правила классицистической драмы сохранил Грибоедов и  в чем новаторство

комедии, мы будем говорить на следующих уроках.

 VII. Домашнее задание.

·        Проанализировать список действующих лиц, выделить говорящие фамилии, определив их значение.

·        Перечитать 1 и 2 действия пьесы;

·        Подумать над вопросом: где начинается завязка действия?

 VIII. Итог урока.

Учитель. Итак, сегодня мы начали знакомство с гениальной комедией «Горе от ума», по средствам которой Грибоедов внес неоценимый вклад в историю русской литературы. А чтобы подтвердить эти слова, прочитайте насколько высказываний современников Грибоедова. Сам Грибоедов говорил о своём детище так: «В моей комедии 25  глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих».

Выставление и комментирование оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по литературе на тему: "Н.А. Некрасов. Поэма "Русские женщины". История создания произведения, героини поэмы".

Разработка урока по литературе на тему "Н.А. Некрасов. Поэма "Русские женщины".  История создания произведения, героини поэмы". На районную научно-исследовательскую конференцию "Историзм ка...

Сценарий урока по географии 8 класс "Горы Южной Сибири: климат и внутренние воды"

Представлен сценарий урока в соответствии с требованиями ФГОС  на основе системно-деятельностного подхода. В приложениях даны материалы для актуализации знаний и для группрвой творческой и исслед...

Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки. «Ревизор» в оценке современников.

Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки. «Ревизор» в оценке современников....

Методическая разработка урока по литературе с презентацией. А.С.Грибоедов. Горе от ума. История создания. 9 класс

Цель урока: познакомить учащихся с комедией «Горе от ума», историей ее создания, показать особенности композиции.Задачи:продолжить знакомство с творчеством А.С. Грибоедова; познакомить уча...

Н.В.Гоголь.Н. В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Ревизор» - социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки

laquo;Я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал... и за одним разом посмеяться над всем... Сквозь смех... читатель услышал грусть...».(Н. В. Гоголь)...