Методическая разработка урока по литературе с презентацией. А.С.Грибоедов. Горе от ума. История создания. 9 класс
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Чуткина Наталия Евгеньевна

Цель урока: познакомить учащихся с комедией «Горе от ума», историей ее создания, показать особенности композиции.

Задачи:

  • продолжить знакомство с творчеством А.С. Грибоедова; познакомить учащихся с комедией «Горе от ума», историей ее создания, показать особенности композиции.
  • развивать аналитическое мышление, устную речь, память, внимание, коммуникативные навыки.

воспитывать творческое отношение к жизни, любовь к литературе, культуру чтения драматических произведений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

9 класс

Тема урока:

А.С.Грибоедов «Горе от ума». История создания.        

Цель урока: познакомить учащихся с комедией «Горе от ума», историей ее создания, показать особенности композиции.

Задачи:

  • продолжить знакомство с творчеством А.С. Грибоедова; познакомить учащихся с комедией «Горе от ума», историей ее создания, показать особенности композиции.
  • развивать аналитическое мышление, устную речь, память, внимание, коммуникативные навыки.
  • воспитывать творческое отношение к жизни, любовь к литературе, культуру чтения драматических произведений.

Оборудование и ресурсы: презентация по теме урока.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация

«Комедия произвела неописуемое действие и вдруг поставила Грибоедова наряду с первыми нашими поэтами» (А. Пушкин).

1. Беседа

- На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что Грибоедов создал бессмертное драматическое произведение. А сегодня давайте вспомним, что собою представляют драматические произведения? Чем они отличаются от произведений других жанров?

Особенности драматического произведения:

Основные виды драматических произведений.

отличительные признаки комедии.

2. Словарная работа

Цензу́ра 

III. Осмысление.  Формирование новых понятий и способов действия.

1. Слово учителя

- Сегодня мы начинаем разговор о комедии «Горе от ума». Ее судьба не менее загадочна и трагична, чем судьба самого автора. Споры о комедии начались задолго до того, как она была напечатана и поставлена на сцене, не утихают они и до сих пор.

Современник Грибоедова А. Бестужев был убежден, что «будущее достойно оценит сию комедию и поставит ее в число первых творений народных». Эти слова оказались пророческими: почти двести лет прошло со времени создания комедии «Горе от ума», но она неизменно присутствует в репертуаре драматических театров. Комедия Грибоедова поистине бессмертна. О ее загадочной и трагической судьбе - наш сегодняшний разговор.

2. Сообщения учащихся

История создания комедии «Горе от ума»

«Горе от ума» - лучшее произведение Грибоедова, хотя и не единственное. Ему предшествовало несколько драматических произведений, а также легковесных изящных светских комедий - по образу французских.

История же создания этой комедии даже для современников оставалась загадкой. Нет точной даты, связанной с появлением ее замысла. По свидетельству С.Н. Бегичева, близкого друга Грибоедова, замысел комедии возник еще в 1816 г., но работать над ней драматург начал только в 1820 г.

Комедия задумана, очевидно, ещё в Петербурге около 1816 года. Грибоедов, вернувшись из-за границы, оказался на одном из светских вечеров и был поражен тем, как вся публика раболепствует перед всем иностранным. В тот вечер она окружила вниманием и заботой какого-то болтливого француза; Грибоедов не выдержал и сказал пламенную уличительную речь. Пока он говорил, кто-то из публики заявил, что Грибоедов сумасшедший и, таким образом, пустил слух по всему Петербургу. Грибоедов же, дабы отомстить светскому обществу, задумал написание комедии по этому поводу.

Лучший друг Грибоедова С.Н. Бегичев писал: «Известно мне, что план этой комедии был сделан у него еще в Петербурге в 1816 году и даже написаны были несколько сцен, но не знаю, в Персии или в Грузии Грибоедов во многом изменил их и уничтожил некоторых действующих лиц…»

Рассказывают, что в 1820 г. в далеком Тавризе, в Персии, Грибоедову приснился Петербург, дом князя А.А. Шаховского, друга, драматурга и театрального деятеля. В этом доме каждый вечер собирались любимые гости князя - Грибоедов, Пушкин, Катенин. В каждом письме в Петербург Грибоедов всегда передавал поклоны милейшему князю Шаховскому, прислушивался к его мнению и дорожил им.

Во сне Грибоедов видит себя рядом с князем, слышит его голос. Шаховской допытывается, написал ли Грибоедов что-нибудь новенькое. В ответ на признание, что давно уже нет охоты к письму, начинает досадовать, а потом переходит в наступление:

- Дайте мне обещание, что напишете.

- Что же вам угодно?

- Сами знаете.

- Когда же должно быть готово?

- Через год непременно.

- Обязываюсь.

- Через год, клятву дайте...

Пробудившись, Грибоедов поклялся: «Во сне дано, наяву исполнится...» И он сдержал слово, правда, с некоторым опозданием: не через год, а через четыре. В 1824 г.

Однако В.В. Шнейдер, сокурсник Грибоедова по Московскому университету, говорил, что Грибоедов начал писать комедию еще в 1812 году. Такая точка зрения существует, хотя Шнейдеру в то время было более 70 лет, и, возможно, он что-то забыл или перепутал. Правда, учитывая необычайные способности Грибоедова, можно допустить, что 17-летний юноша способен был создать подобное произведение.

Собирая материал для осуществления замысла, Грибоедов много ходил по балам, светским вечерам и раутам. С 1823 года Грибоедов читает друзьям отрывки из пьесы, закончена же первая редакция комедии уже в Тифлисе, в 1824 году, её отражает так называемый «Музейный автограф» Грибоедова. В этой редакции еще не было объяснения Молчалина с Лизой и нескольких других эпизодов. В 1825 году Грибоедов опубликовал фрагмент комедии (7, 8, 9, 10 явления I действия, с цензурными изъятиями и сокращениями) в альманахе «Русская Талия». В 1828 году автор, отправляясь на Кавказ и далее в Персию, оставил в Петербурге у Ф.В. Булгарина так называемую Булгаринскую рукопись - авторизованный список с надписью: «Горе моё поручаю Булгарину. Верный друг Грибоедов». Данный текст является основным текстом комедии, отражающим последнюю известную авторскую волю.

Комедия была завершена к осени 1824 года. Сохранилась и 1-я (черновая) редакция пьесы, которая сейчас находится в Московском государственном историческом музее. Грибоедов очень хотел увидеть комедию в печати и на сцене, но на нее был наложен цензурный запрет. Единственное, что удалось сделать после долгих хлопот, это напечатать отрывки с цензурными правками. Впрочем, комедия дошла до читающей России в виде «списков» - от руки переписанных копий текста. Успех был потрясающий: «Грому, шуму, восхищению, любопытству нет конца» (из письма Бегичеву, июнь 1824 год).

Только после смерти автора комедия появилась на профессиональной сцене. В январе 1831 года состоялась первая профессиональная постановка, также первая публикация целиком (на немецком языке, перевод выполнен с не совсем исправленного списка) в Ревеле.

В 1833 году «Горе от ума» впервые была напечатана на русском языке в московской типографии Августа Семена. Значительная часть комедии (выпады против придворной лести, крепостного права, намёки на политические заговоры, сатира на армию) была запрещена цензурой, потому первые издания и постановки были искажены многочисленными купюрами.

Словарная работа

Купюра 

Читатели того времени знали полный текст «Горя от ума» в списках, которых сейчас известно несколько сот (а ходило в своё время, очевидно, гораздо больше). Известно несколько фальсифицированных вставок в текст «Горя от ума», сочинённых переписчиками. Первая публикация комедии без искажений появилась в Москве только в 1875 году.

Первоначальное название комедии было «Горе уму». Затем автор меняет его на «Горе от ума». Настоящему уму горе причинить нельзя, а вот от ума горе быть очень даже может.

Сюжетную основу произведения составляет драматический конфликт, бурное столкновение умного, благородного и свободолюбивого героя с окружающей его дворянской средой. В итоге «горе от собственного ума» полной мерой испил сам герой.

3. Беседа

- Комедия «Горе от ума» была новым словом в русской литературе. Ее влияние на общество и литературу было ошеломляющим. Высокую оценку ей дали уже современники:

«Будущее оценит достойно сию комедию и поставит её среди первых творений народных». (А. Бестужев)

«Комедия произвела неописуемое действие и вдруг поставила Грибоедова наряду с первыми нашими поэтами». (А.С. Пушкин)

«Горе от ума» - феномен, какого не видели мы от времён «Недоросли», полна характеров, обрисованных смело и резко; живая картина московских нравов, душа в чувствованиях, ум и остроумие в речах, невиданная доселе беглость и природа разговорного языка в стихах. Всё это завлекает, поражает, приковывает внимание». (А. Бестужев)

- Сам Грибоедов говорил о своём детище так: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противуречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих».

- А теперь обратимся к изученному ранее литературному направлению – классицизму. Назовите основные черты комедии классицизма.

Основные черты комедии классицизма.

1. Для классицистических пьес характерна «система амплуа».

Словарная работа

Амплуа - стереотип характера, который переходит из пьесы в пьесу. Например, амплуа классицистической комедии - это идеальная героиня, герой-любовник, второй любовник (неудачник); резонер - герой, почти не принимающий участия в интриге, но высказывающий авторскую оценку происходящего; субретка - веселая горничная, которая, напротив, активно участвует в интриге.

2. Сюжет основан, как правило, на «любовном треугольнике»: героиня - герой-любовник - второй любовник

3. Обязателен принцип трех единств:

- единство времени: действие развивается не более суток;

- единство места: автор не должен переносить действие из одного места в другое;

- единство действия: одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограниченно (5-10), все действующие лица должны быть связаны с сюжетом, то есть нет побочных действий, персонажей.

4. Требования к классицистической композиции: 5 действий, в основе сюжета - личный конфликт.

5. Принцип «говорящих» фамилий (имена героев раскрывают их характеры) и др.

- Дома вы прочитали комедию Грибоедова, скажите, какие из этих законов сохранены в «Горе от ума», а какие нарушены.

- Сохраняется единство времени?

Да, действие укладывается в рамки одного дня.

- Сохраняется ли единство места?

Да, события развиваются в доме Фамусова.

- А единство действия сохранено?

Нет, в пьесе уже не один конфликт.

- Совершенно верно, автор в комедии касается множества серьёзных вопросов общественного бытия, морали, культуры. Он говорит о положении народа, о крепостничестве, о дальнейшей судьбе России, русской культуры, о свободе и независимости человеческой личности, об общественном признании человека и его гражданском долге, о силе человеческого разума, о задачах, путях и средствах просвещения и воспитания и т.д.

- Соблюдаются ли в комедии композиционные принципы классицизма?

Да, в пьесе 4 действия: в 3-кульминация, в 4 - развязка.

- Какие ещё классицистические черты можно отметить в комедии?

Любовный треугольник (их целых три), присутствие резонёра (выразителей авторской позиции в комедии двое – Чацкий и Лиза), сохраняет автор и говорящие фамилии.

- Назовите такие «говорящие» фамилии.

- Можем ли мы обнаружить в комедии Грибоедова черты романтизма и реализма? Докажите это.

- А как бы вы объяснили смысл заглавия комедии? Кому, по-вашему, горе от ума?

- Какую роль в пьесе Грибоедова играет любовный конфликт?

4. Групповая работа. Работа с текстом

- Найдите в тексте цитаты, характеризующие героев, поясняющие, какой смысл тот или иной герой вкладывает в понятие «ум».

IV. Рефлексия

V. Домашнее задание

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А.С.Грибоедов «Горе от ума». История создания Учитель русского языка и литературы Чуткина Н.Е.

Слайд 2

Особенности драматического произведения : отсутствие авторского повествования (но: список действующих лиц и ремарки); ограничение действия пространственными и временными рамками; организация речи в форме монологов и диалогов; этапы развития конфликта (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка).

Слайд 3

Основные виды драматических произведений Трагедия Драма Комедия

Слайд 4

Комедия – один из видов драматических произведений, основанный на приеме комического, часто в нем используется сатира - когда в комедии высмеиваются отдельные стороны общественной жизни, отрицательные черты и свойства характеров людей .

Слайд 5

Будущее достойно оценит сию комедию и поставит ее в число первых творений народных. А.А. Бестужев

Слайд 6

История создания 1. С.Н.Бегичев: «Известно мне, что план этой комедии был сделан у него еще в Петербурге в 1816 году и даже написаны были несколько сцен, но не знаю, в Персии или в Грузии Грибоедов во многом изменил их и уничтожил некоторых действующих лиц…» 2. В.В.Шнейдер: «Грибоедов начал писать комедию еще в 1812 году». Учитывая необычайные способности Грибоедова, можно допустить, что 17-летний юноша способен был создать подобное произведение. 3. Сюжет комедии приснился А.С.Грибоедову : «…Когда же должно быть готово? – Через год, клятву дайте… И я дал ее с трепетом…Я пробудился…ночная стужа развеяла мое беспамятство, затеплила свечку в моей храмине, сажусь писать, и живо помню мое обещание; во сне не дано, наяву исполнится!»

Слайд 7

«Жандровская рукопись» М.А.Милорадович Московская цензура не пропустила комедию. Влиятельные знакомые (великий князь Николай Павлович, генерал-губернатор Петербурга М.А. Милорадович, министр Ланской и другие видные сановники). В департаменте его друга, крупного чиновника и драматурга А.А. Жандра, комедия была переписана во множестве экземпляров и разошлась по всей России. Эта, содержащая множество помарок рукопись, с которой составлялись списки, разлетевшиеся по стране, сохранилась. Она получила название «Жандровской рукописи».

Слайд 8

«Горе от ума», переплёт и страница списка, принадлежавшего президенту Академии наук С.С. Уварову. 1820-е гг.

Слайд 9

Первое издание и первая постановка комедии

Слайд 10

Пора творческих исканий «…комедии больше не напишу, веселость моя исчезла, а без веселости нет хорошей комедии» А.С.Грибоедов

Слайд 11

«Комедия классицизма» «Правило» трёх единств время место действие Особенности экспозиции: пьесу открывают второстепенные персонажи, которые знакомят зрителя с главными героями и рассказывают предысторию. Действие замедляется длинными монологами. Порок наказан - добродетель торжествует. Особенности сюжета: борьба двух претендентов за руку одной девушки, положительный беден, но наделен высокими моральными качествами; все заканчивается счастливым диалогом.

Слайд 12

Признаки комедии классицизма Признаки комедии реализма Правила трех единств: - Единство времени (действие происходит в течение одних суток). - Единство места (действие происходит в доме Фамусова). - Единство действия (основой для развития сюжета является приезд Чацкого в Москву). Герои представлены разносторонне, лишены односторонности, присущей комедиям классицизма. Для дополнительной характеристики отрицательных героев автор использует «говорящие» фамилии: Хрюмины, Молчалин, Тугоуховские и др. Автор свободно обращается с рифмой и ритмом, пропускает метрическое ударение, сохраняя разговорную форму слова Комедия «Горе от ума»

Слайд 13

Сюжет Экспозиция Завязка Развитие действия Кульминация Развязка

Слайд 14

Афиша Фамусов Репетилов Молчалин Тугоуховский Скалозуб Хрюмина Хлестова Загорецкий

Слайд 15

Фамусов. Художник Н. Кузьмин. 1949 Павел Афанасьевич Фамусов «Говорящая» фамилия в переводе с французского означает «всем знакомый, пресловуто известный». Также присутствует латинский корень fama – молва, слух, общественное мнение. Хозяин дома, богатый московский барин, крупный чиновник, московский «туз», член Английского клуба. Убежденный крепостник. Как и все люди его круга, уверен, что нет другого идеала, кроме богатства и власти. Английский клуб — один из первых российских джентльменских клубов, один из центров российской общественной и политической жизни; славился обедами и карточной игрой, во многом определял общественное мнение. Количество членов было ограничено, новых членов принимали по рекомендациям после тайного голосования.

Слайд 16

«Горе от ума». Репетилов. Художник П. Соколов. 1866 Репетилов Фамилия образована от латинского слова «повторять». Этот человек не имеет своих убеждений; он не понимает того, что говорят, а просто повторяет пересуды со значительным видом. Появляется наперекор законам театра классицизма в последнем действии, когда борьба закончена и гости разъезжаются. В его репликах и поступках, словно в кривом зеркале, отражается сценическое поведение Чацкого.

Слайд 17

Молчалин — В. Максимов. Спектакль Московского Малого театра. Фото 1911 Алексей Степанович Молчалин Секретарь Фамусова. Живет у него в доме и прилежно выполняет свои обязанности. «Говорящая» фамилия подчеркивает немногословность персонажа: «Вот он на цыпочках и небогат словами» Низкопоклонник и делец. Раболепствует: своим главным талантом считает «умеренность и аккуратность». Не высказывает своего мнения: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Стремление к карьере, умение подслужиться, лицемерие – вот основа характера героя. Стал нарицательным обозначением подхалимства и лакейства.

Слайд 18

Скалозуб. Художник Н. Кузьмин. 1948 Сергей Сергеевич Скалозуб С точки зрения Фамусова, полковник Скалозуб – самый желанный жених для Софьи. Очень ограниченный человек: если и думает о чем-то, то только о своей карьере. Его интересуют лишь военные упражнения и танцы. Враг всякого знания и просвещения. Он надежный защитник старины, как и все представители фамусовского общества.

Слайд 19

Загорецкий – Марат Башаров. Спектакль «Горе от ума», 2000 Антон Антонович Загорецкий «Отъявленный мошенник, плут», «Лгунишка он, картежник, вор». Такой человек всегда находится рядом с Фамусовыми, Хлестовыми и им подобными. Он всегда готов предложить свои услуги, услужить им. Его сомнительные нравственные качества никого не смущают: «везде ругают, а всюду принимают». Всегда готов участвовать в скандалах, сплетнях.

Слайд 20

«Горе от ума». Чацкий. Художник П. Соколов. 1866 «К вам Александр Андреич Чацкий» Ему около 20 лет, сирота, воспитывался в доме Фамусова, покинул его для более серьезной учебы, путешествовал и возвратился на родину. Умен, остер, пылок, красноречив, уверен в себе. Его ум, связанный с передовыми взглядами, с просвещением, со стремлением искать блага не для себя, а для Отчизны, приносит герою страдания. В данном контексте «умный» синоним понятию «вольнодумный», то есть человек независимых, свободолюбивых взглядов

Слайд 21

«Горе от ума». Чацкий — Ю. Юрьев. Спектакль Петербургского Александринского театра. Фото конца XIX — начала XX в. Презирает чинопочитание и карьеризм. Считает, что человек заслуживает уважение не по происхождению и чину, а за его личные достоинства. Служит «делу, а не лицам». Патриот, осуждает подражание всему заграничному, ратует за развитие национального, русского. Осуждает крепостнические порядки. Герцен писал: «Это – декабрист, это человек, который завершает эпоху Петра Первого». Но он не просто борец-декабрист, он еще и романтик по своей природе. В любви не столько обманут, сколько обманывает себя сам – как все влюбленные, видит то, что хочет, не замечая очевидного

Слайд 22

Групповая работа Работа с текстом - Найдите в тексте цитаты, характеризующие героев, поясняющие, какой смысл тот или иной герой вкладывает в понятие «ум». Например, монолог Фамусова ( II действие, явление 1): «А? как по-вашему? По-нашему смышлен».

Слайд 23

РЕФЛЕКСИЯ Что нового узнали на уроке? Что вызвало затруднения?

Слайд 24

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1. Выучить наизусть 1 группа - монолог Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!» (д. II , я. 1); 2 группа - монолог Чацкого «И точно, начал свет глупеть…» (там же). 2. Читать комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по литературе на тему: "Н.А. Некрасов. Поэма "Русские женщины". История создания произведения, героини поэмы".

Разработка урока по литературе на тему "Н.А. Некрасов. Поэма "Русские женщины".  История создания произведения, героини поэмы". На районную научно-исследовательскую конференцию "Историзм ка...

Учебно-методическая разработка урока по литературе с использованием электронной презентации «Житие Сергия Радонежского»

Урок по изучению «Жития Сергия Радонежского» в 8 классе. Учащиеся знакомятся с житийной литературой, с композицией жития,  с основными вехами жизни Сергия Радонежского, с иллюстрациями известных ...

Методическая разработка урока по литературе в 5 классе на тему :Контрольная работа по древнерусской литературе ( по картине Иванова к отрывку из Летописи "Подвиг отрока - киевлянина...") .

____Данная разработка может служить в качестве мониторинга учащихся при изучении отрывка из Летописи "об отроке - киевлянине...."...

Методическая разработка урока русской литературы «А.С.Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин «Творческая история»

Название предмета: литератураКласс: 9УМК:  «Литература 9 класс. Учебник- хрестоматия» для общеобразовательных школ, В.Я. Коровин, В.И. Коровин и др.-М.: «Просвещение», 2014Уровень обучения: базов...

Методическая разработка урока по литературе с презентацией. Знакомство с героями комедии А.С. Грибоедова Горе от ума. Анализ первого действия комедии. 9 класс.

Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» - произведение, в котором точно воспроизводятся сиюминутные идейно-политические споры и одновременно обозначаются проблемы общенационального и общечело...

Презентация к методической разработке урока по литературе в 6 классе по теме "А.И.Куприн. «Чудесный доктор» как рождественский рассказ"

Данная презентация содержит сопроводительный материал, а также интерактивные упражнения....

Методическая разработка урока по литературе в 8 классе . Рассказ "О любви" как история об упущенном счастье

Данная разработка  урока по литературе в 8 классе продолжает цикл уроков, посвящённых творчеству А.П. Чехова...