Методическая разработка урока по литературе с презентацией. Знакомство с героями комедии А.С. Грибоедова Горе от ума. Анализ первого действия комедии. 9 класс.
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Чуткина Наталия Евгеньевна

Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» - произведение, в котором точно воспроизводятся сиюминутные идейно-политические споры и одновременно обозначаются проблемы общенационального и общечеловеческого характера. Эти проблемы в пьесе рождены столкновением яркой личности с косным общественным укладом, по словам самого автора, «здравомыслящего человека» с «двадцатью пятью глупцами».

Скачать:


Предварительный просмотр:

9 класс

Тема урока: Знакомство с героями комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Анализ первого действия комедии

Цели урока: 

  • прокомментировать 1-е действие комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»;
  • сформировать первоначальные представления о конфликте, 
  • продолжить формирование навыка анализа драматического произведения с учетом его жанровой специфики.

Ход урока

I.  Вступительное слово учителя.  Беседа  о  восприятии  комедии.

Мы  сегодня  начинаем  разговор  о  бессмертной  комедии  А.С.Грибоедова.  Однако  при  её  появлении  далеко  не  все  были  в  восторге  от  произведения  драматурга,  некоторые  критики  даже  представить  себе  не  могли,  что  эта  пьеса  переживёт  своего  создателя  минимум  на двести  лет.

-  А  какое  впечатление  произвела  на  вас  пьеса  А.С.Грибоедова?

-  Печальна или смешна для вас история, рассказанная в пьесе А.С.Грибоедова?

 

У  произведения была  сложная  дорога  к  сцене.  Об  этом  пути  тоже  можно  было  бы  написать  книгу.

 

Сообщение учащегося «История  создания  комедии» 

Существует несколько версий истории создания комедии:

1. Лучший друг А.С.Грибоедова С.Н.Бегичев писал: «Известно мне, что план этой комедии был сделан у него еще в Петербурге в 1816 году и даже написаны были несколько сцен, но не знаю, в Персии или в Грузии Грибоедов во многом изменил их и уничтожил некоторых действующих лиц…»

2. В.В.Шнейдер, сокурсник Грибоедова по Московскому университету, говорил, что Грибоедов начал писать комедию еще в 1812 году. Такая точка зрения существует, хотя автору ее, в то время было более 70 лет, и возможно он что-то забыл или перепутал. Правда, учитывая необычайные способности Грибоедова, можно допустить, что 17-летний юноша способен был создать подобное произведение.

3. Существует и такая версия, что сюжет комедии приснился Грибоедову. Причем сам автор в письме из Тегерана от 17 ноября 1820 г. (адресат письма не известен) подтверждает ее: «…Когда же должно быть готово? – Через год, клятву дайте… И я дал ее с трепетом…Я пробудился…ночная стужа развеяла мое беспамятство, затеплила свечку в моей храмине, сажусь писать, и живо помню мое обещание; во сне не дано, наяву исполнится!»

Комедия была завершена к осени 1824 года. Сохранилась и 1-я (черновая) редакция пьесы, которая сейчас находится в Московском государственном историческом музее.

Грибоедов уехал в Петербург в надежде напечатать комедию. Он знал, что московская цензура её не пропустит. В Петербурге же у него было много влиятельных знакомых, часть из которых находилась с драматургом в родственных отношениях. Грибоедов был лично знаком с великим князем Николаем Павловичем, будущим императором Николаем I, с генерал-губернатором Петербурга М.А. Милорадовичем, с министром Ланским и другими видными сановниками. Однако ни напечатать комедию, ни поставить её на сцене драматургу не удалось. Тогда же в департаменте его друга, крупного чиновника и драматурга А.А.Жандра, комедия была переписана во множестве экземпляров и разошлась по всей России. Эта, содержащая множество помарок рукопись, с которой составлялись списки, разлетевшиеся по стране, также сохранилась. Она получила название «Жандровской рукописи».

 

Грибоедов очень хотел увидеть комедию в печати и на сцене, но на нее был наложен цензурный запрет. Единственное, что удалось сделать после долгих хлопот, это напечатать отрывки с цензурными правками. Впрочем, комедия дошла до читающей России в виде «списков». Успех был потрясающий: «Грому, шуму, восхищению, любопытству нет конца» (из письма Бегичеву, июнь 1824 год).  В  другом  письме  он  же  напишет:  «Слушая его комедию, я не критиковал, а наслаждался».

Только после смерти автора комедия появилась на профессиональной сцене. Первое отдельное издание «Горя от ума» вышло в Москве в 1833 году (с цензурными купюрами). Первоначальное название комедии было «Горе уму». Затем автор меняет его на «Горе от ума».

 

Настоящему уму горе причинить нельзя, а вот от ума горе быть очень даже может.

Сюжетную основу произведения составляет драматический конфликт, бурное столкновение умного, благородного и свободолюбивого героя с окружающей его дворянской средой. В итоге «Горе от собственного ума» полной мерой испил сам герой. «Горе от ума» замыкает первый период литературной деятельности А.С.Грибоедова.

В дальнейшем для него наступает пора напряженных творческих исканий. На расспросы и пожелания друзей он отвечал: «…комедии больше не напишу, веселость моя исчезла, а без веселости нет хорошей комедии».

 

- Кто из героев пьесы кажется вам наиболее привлекательным и кто - самым отталкивающим?

-  Какую сцену комедии вы представляете себе особенно живо?

 

II  Повторение понятия «комедия классицизма».

(Работа в тетрадях)

- Каковы  жанровые  особенности  произведения  А.С.Грибоедова?

(Комедия - одно из драматических произведений. Особенности такого произведения: отсутствие авторского повествования (но  есть  список действующих лиц и ремарки); ограничение действия пространственными и временными рамками, отсюда раскрытие характера персонажа через моменты противоборства (роль конфликта); организация речи в форме диалогов и монологов, которые обращены не только к другим героям, но и к зрителю; этапы развития конфликта (экспозиция, завязка, развитие действия с кульминацией, развязка).

-  К  какому  стилю  относили  комедию классицисты?

(В системе жанров классицизма комедия относится к низшему стилю.)

 

-  Каковы  особенности  классицистической  комедии?

(Принцип единства места, времени и действия;  система  амплуа, в пьесе, как правило, 4 акта - в третьем кульминация, в четвертом развязка. Особенности экспозиции: пьесу открывают второстепенные персонажи, которые знакомят зрителя  с  главными  героями  и  рассказывают  предысторию.  Действие  замедляется  длинными  монологами.  Порок  наказан - добродетель  торжествует.)

 

-  Каковы  особенности  сюжета  в  классицистической  комедии?

 (Одна из основных сюжетных схем комедии классицизма - борьба двух претендентов за руку одной девушки, положительный беден, но наделен высокими моральными качествами; все заканчивается счастливым диалогом.)

 

-  Можем  ли  мы  утверждать,  что  это  классицистическая  комедия?

(Конечно  нет,  хотя  элементы  классицистической  комедии  мы  видим:  единство  времени,  места,  говорящие  фамилии.)

Составление таблицы

Пьеса Грибоедова сочетает в себе признаки классицистической и реалистической комедии

Признаки комедии классицизма

Признаки комедии реализма

Правила трех единств:

- Единство времени (действие происходит в течение одних суток).

- Единство места (действие происходит в доме Фамусова).

- Единство действия (основой для развития сюжета является приезд Чацкого в Москву).

Герои представлены разносторонне, лишены односторонности, присущей комедиям классицизма.

Для дополнительной характеристики отрицательных героев автор использует «говорящие» фамилии: Хрюмины, Молчалин, Тугоуховские и др.

Автор свободно обращается с рифмой и ритмом, пропускает метрическое ударение, сохраняя разговорную форму слова.

 

Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» - произведение, в котором точно воспроизводятся сиюминутные идейно-политические споры и одновременно обозначаются проблемы общенационального и общечеловеческого характера. Эти проблемы в пьесе рождены столкновением яркой личности с косным общественным укладом, по словам самого автора, «здравомыслящего человека» с «двадцатью пятью глупцами».

Такое столкновение, «противоречие между характерами, или характерами и обстоятельствами, или внутри характера, лежащее в основе действия», называется конфликтом. Конфликт является «основной пружиной», источником динамического напряжения литературного произведения, обеспечивающим развитие сюжета.

Сюжет - это «цепь событий, изображенная в литературном произведении, т.е.жизнь персонажей в ее пространственно-временных изменениях, в сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах». Сюжет не только воплощает конфликт, но и раскрывает характеры героев, объясняет их эволюцию и т. д.

 

-  Какие элементы сюжета вы знаете?

-  Какие из них являются главными, какие второстепенными?

-   Каковы отличительные особенности каждого (экспозиция, завязка,  развитие действия, кульминация, развязка)?

-  Возможна ли их перестановка?

-  Какой художественный эффект при этом достигается?

III. Анализ списка действующих лиц.

Чтение  афиши.

Говорящие фамилии

Фамусов (от лат. Fama – « молва») – воплотилась способность скрыть, выгодно объяснить смысл своих и чужих поступков. Его зависимость от общественного мнения, молвы и подчеркивает его «говорящая» фамилия.

Репетилов (от фр. Repeter – «повторять») – несет образ псевдооппозиционера. Не имея своего мнения, Репетилов повторяет чужие мысли и выражения. Его автор противопоставляет Чацкому, как внутренне пустого человека, примеряющего на себе «чужие взгляды и мысли».

Молчалин – он робок и молчалив с Софьей и Фамусовым, но с Лизой и Чацким он превращается в «говоруна» и повесу. Очевидно, его фамилия несет намек на скрытые и важные свойства натуры.

Тугоуховский,  Скалозуб,   Хрюмина,     Хлестова,  Загорецкий.

 

Герои получают характеристику исходя из следующих критериев:  принцип родовитости и место на служебной лестнице.

Лишены этих характеристик Чацкий и Репетилов.

-  Почему?!

Фамилия Чацкий «зарифмованная» (Чадский - Чаадаев).

Своей комедией Грибоедов предугадал судьбу П.Я.Чаадаева.

Фамилия «Чацкий» несет в себе зашифрованный намек на имя одного из интереснейших людей той эпохи: Петра Яковлевича Чаадаева. Дело в том, что в черновых вариантах «Горя от ума» Грибоедов писал имя героя иначе, чем в окончательном: «Чадский». Фамилию же Чаадаева тоже нередко произносили и писали с одним «а»: «Чадаев». Именно так, к примеру, обращался к нему Пушкин в стихотворении «С морского берега Тавриды»: «Чадаев, помнишь ли былое?..»

Чаадаев участвовал в Отечественной войне 1812 года, в заграничном антинаполеоновском походе. В 1814 году он вступил в масонскую ложу, а в 1821 внезапно прервал блестящую военную карьеру и дал согласие вступить в тайное общество. С 1823 по 1826 годы Чаадаев путешествовал по Европе, постигал новейшие философские учения, познакомился с Шеллингом и другими мыслителями. После возвращения в Россию в 1828-30 годах написал и издал историко-философский трактат: «Философические письма».

Взгляды, идеи, суждения - словом, сама система мировоззрения тридцатишестилетнего философа оказалась настолько неприемлема для николаевской России, что автора «Философических писем» постигла небывалое и страшное наказание: высочайшим (то есть лично императорским) указом он был объявлен сумасшедшим.

Так случилось, что литературный персонаж не повторил судьбу своего прототипа, а предсказал ее. И здесь мы подходим к важнейшему вопросу: что есть безумие Чацкого?

IV. Анализ I действия комедии.

- Что такое 1 – 5 явление в плане развития сюжета?

( 1 – 5 явление в плане развития сюжета являются экспозицией).

 

-  Какая  интрига  завязывается  в  самом  начале?

(Тайная любовь барской дочери и безродного секретаря. Неожиданный приезд Чацкого - завязка комедийного действия, любовного конфликта: Чацкий влюблен в Софью, она влюблена в Молчалина.)

 

-   Какова атмосфера жизни в доме Фамусова и сами его обитатели?  Попытаемся представить себе, как выглядит дом Фамусова.

(Мы утром вместе с Фамусовым обходим его.  Дом богат, просторен, и скучен. Всё как полагается - и никаких следов личности хозяев. У них нет увлечений, пристрастий, даже занятий нет. Дом скучен, потому что жизнь здесь неподвижна. Софья, вероятно, не только из-за любовного нетерпения говорит Молчалину: «Идите; целый, день еще потерпим скуку»)

 -  Какую информацию мы получаем о героях, еще не появившихся на сцене?

( Из слов Лизы мы узнаем о Чацком, и о полковнике Скалозубе.)

- Почему Фамусов позволил обмануть себя? Ведь ситуация была очень откровенна, рассказ   Софьи   о   сне   прозрачен: она не может сразу отрешиться от забытья музыки и любви; (Молчалин почти явно – «герой сна», рассказанного ею (и в этом - свидетельство искренности ее любви). Да и односложность ответов Молчалина, вмешательство Софьи для Фамусова подозрительны. Но Фамусов так ничего и не узнал. Почему?

(Прежде всего, при всей грубости, Фамусов простодушен. Так, хваля свои заботы о дочери, он рассказывает о мадам Розье, которую «умел принанять» как «вторую мать»; но тут же оказывается, что проницательность его была не слишком острой: «редкие правила» этой «старушки-золота» не помешали ей удрать к другим «за лишних в год пятьсот рублей». Задавая вопросы, Фамусов почти не дает говорить другим; он так словоохотлив, что, перескакивая с одного предмета на другой, почти забывает о своих намерениях. Но одним этим трудно объяснить его согласие закрыть глаза на всё, что он видел.

Пожалуй, главная причина его слепоты в том, что он и не хочет ничего видеть, ему просто лень, он боится «хлопот». Ведь если всерьез все это принять, надо идти на скандал с Софьей, гнать Молчалина... Фамусов не любит перемен, ему удобно жить так, как он живет. И меры предосторожности сводятся к тому, что он всех распекает и «уходит с Молчалиным, в дверях пропускает его вперед», чтобы не оставить своего секретаря с дочерью.

-  В  каком  явлении  появляется  Чацкий?  Как  входит Чацкий?

(1д., 7 явл.  Он  энергичен,  счастлив,  возбуждён,  предвкушает  встречу,  которую  так  долго  ждал.  Эта  первая сцена очень важна. Здесь   начало   того   трагического  заблуждения, которое в конце концов сделает Чацкого героем комедии.)

-  Что заставило Чацкого уехать из Москвы?

(Скука, которую не могла побороть даже влюбленность в Софью.  Его взыскательный критицизм вел неизбежно к «огорчённости», она заслоняла радость любви. И Чацкий уезжает «ума искать», искать положительных основ жизни, просветления ее. Любовь к родине (недаром он говорит о «дыме отечества») и влюбленность в Софью возвращают его в Москву.

Чацкий - герой действия, энтузиаст по складу характера. Но в фамусовской Москве энергия и энтузиазм не только незаконны» - им    нечем    питаться.    И    Чацкий  «бросается» в любовь, как в живую, непосредственную и глубокую стихию жизни.)

-  Как его встречает Софья? (Ее поведение очень точно дано Грибоедовым в зеркале реплик Чацкого.)

-  Почему светская любезность Софьи сменяется холодностью, иронией и враждебностью?   Что раздражает Софью в Чацком?

-  Как Чацкий пытается вернуть тон прежних отношений с Софьей? Что Чацкого более всего поразило в Софье и почему он сразу не понял, что любовь утрачена?

- Что изменилось для Чацкого в доме Фамусова  и  как  изменился  он  сам?

Против чего направлена ирония Чацкого?

(Диалог Чацкого и Софьи - сатирическое обличение Чацким московских нравов)

- Что в образе жизни и поведении московского барства вызывает осуждение Чацкого? Как раскрывается натура самого героя в его обличительных речах?

-  Проявился ли конфликт в 8 - 10 явлении, между кем, какой он носит характер?

( В данном случае автором нарушается одно из правил комедии классицизма - единство действия, так как в 8 - 10 явлении начал проявляться любовный конфликт между Софьей и Чацким. 

V. Подведение  итогов.

Экспозиция знакомит читателя с домом московского барина Фамусова. Его 17-летняя дочь Софью влюблена в бедного секретаря отца Молчалина. Они встречаются тайком от отца. Помогает в этом служанка Софьи Лиза. Из разговора Лизы и Софьи узнаем, что три года назад Чацкий, который воспитывался в доме Фамусовых, уехал «ума искать» в Петербург, затем за границу.

Завязкой комедии является неожиданный приезд Чацкого, который пылко признается в любви Софье. Так  возникает внешний конфликт: борьба за невесту, любовный треугольник - Софья любит Молчалина, Чацкий любит Софью. Диалог между Софьей и Чацким открывает  полное равнодушие Софьи к другу детства. Конфликт осложняется тем, что отец Софьи Фамусов не был бы доволен ни тем, ни другим претендентом: Молчалин беден и безроден, Чацкий тоже небогат, вдобавок вольнодумен, дерзок.

 Рефлексия.

Домашнее задание.

1.  Прочитать II действие.

2.  Индивидуальное задание: выразительное чтение монологов Чацкого «И точно, начал свет глупеть...», «А судьи  кто?» и Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!», «Вкус батюшка,  отменная манера».

3. Ответить на вопросы: "Почему Чацкий вступает в спор с Фамусовым. Почему неизбежно столкновение Чацкого и фамусовской Москвы?"


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Знакомство с героями комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Анализ первого действия комедии Учитель русского языка и литературы Чуткина Наталия Евгеньевна

Слайд 2

История создания 1. С.Н.Бегичев: «Известно мне, что план этой комедии был сделан у него еще в Петербурге в 1816 году и даже написаны были несколько сцен, но не знаю, в Персии или в Грузии Грибоедов во многом изменил их и уничтожил некоторых действующих лиц…» 2. В.В.Шнейдер: «Грибоедов начал писать комедию еще в 1812 году». Учитывая необычайные способности Грибоедова, можно допустить, что 17-летний юноша способен был создать подобное произведение. 3. Сюжет комедии приснился А.С.Грибоедову : «…Когда же должно быть готово? – Через год, клятву дайте… И я дал ее с трепетом…Я пробудился…ночная стужа развеяла мое беспамятство, затеплила свечку в моей храмине, сажусь писать, и живо помню мое обещание; во сне не дано, наяву исполнится!»

Слайд 3

«Жандровская рукопись» М.А.Милорадович Московская цензура не пропустила комедию. Влиятельные знакомые (великий князь Николай Павлович, генерал-губернатор Петербурга М.А. Милорадович, министр Ланской и другие видные сановники). В департаменте его друга, крупного чиновника и драматурга А.А. Жандра, комедия была переписана во множестве экземпляров и разошлась по всей России. Эта, содержащая множество помарок рукопись, с которой составлялись списки, разлетевшиеся по стране, сохранилась. Она получила название «Жандровской рукописи».

Слайд 4

«Горе от ума», переплёт и страница списка, принадлежавшего президенту Академии наук С.С. Уварову. 1820-е гг.

Слайд 5

Первое издание и первая постановка комедии

Слайд 6

Пора творческих исканий «…комедии больше не напишу, веселость моя исчезла, а без веселости нет хорошей комедии» А.С.Грибоедов

Слайд 7

«Комедия классицизма» «Правило» трёх единств время место действие Особенности экспозиции: пьесу открывают второстепенные персонажи, которые знакомят зрителя с главными героями и рассказывают предысторию. Действие замедляется длинными монологами. Порок наказан - добродетель торжествует. Особенности сюжета: борьба двух претендентов за руку одной девушки, положительный беден, но наделен высокими моральными качествами; все заканчивается счастливым диалогом.

Слайд 8

Признаки комедии классицизма Признаки комедии реализма Правила трех единств: - Единство времени (действие происходит в течение одних суток). - Единство места (действие происходит в доме Фамусова). - Единство действия (основой для развития сюжета является приезд Чацкого в Москву). Герои представлены разносторонне, лишены односторонности, присущей комедиям классицизма. Для дополнительной характеристики отрицательных героев автор использует «говорящие» фамилии: Хрюмины, Молчалин, Тугоуховские и др. Автор свободно обращается с рифмой и ритмом, пропускает метрическое ударе­ние, сохраняя разговорную форму слова. Комедия «Горе от ума»

Слайд 9

Сюжет Экспозиция Завязка Развитие действия Кульминация Развязка

Слайд 10

Афиша Фамусов Репетилов Молчалин Тугоуховский Скалозуб Хрюмина Хлестова Загорецкий

Слайд 11

Анализ первого действия комедии - Что такое 1 – 5 явление в плане развития сюжета? - Какая интрига завязывается в самом начале? - Какова атмосфера жизни в доме Фамусова и сами его обитатели? Попытаемся представить себе, как выглядит дом Фамусова. - Какую информацию мы получаем о героях, еще не появившихся на сцене? - Почему Фамусов позволил обмануть себя? - В каком явлении появляется Чацкий? Как входит Чацкий? - Что заставило Чацкого уехать из Москвы? - Как его встречает Софья? - Почему светская любезность Софьи сменяется холодностью, иронией и враждебностью? Что раздражает Софью в Чацком? - Как Чацкий пытается вернуть тон прежних отношений с Софьей? Что Чацкого более всего поразило в Софье и почему он сразу не понял, что любовь утрачена? - Что изменилось для Чацкого в доме Фамусова и как изменился он сам? Против чего направлена ирония Чацкого? - Что в образе жизни и поведении московского барства вызывает осуждение Чацкого? - Проявился ли конфликт в 8 - 10 явлении, между кем, какой он носит характер?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературе. 5 класс. "И. Бунин. "Первый снег".

Цель методической разработки: совершенствовать технику чтения учащихся. Задачи, решаемые в ходе проведения урока: - образовательные: развивать память, внимание,  образное мышление, воображение,...

Конспект урока развития речи "Сочинение в жанре рекламы по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» (9 класс).

Данный урок проводится в 9-ом классе после изучения комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума".Цели:   1. Обучение написанию сочинения в жанре рекламы....

Знаете ли Вы героев комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"?

Викторина "Знаете ли Вы?" является проверкой знаний учащихся. Цель - проверить, насколько хорошо школьники знают содержание комедии и ее героев.   Материал содержит цитаты, которые являются фраза...

Методическая разработка урока по литературе с презентацией. А.С.Грибоедов. Горе от ума. История создания. 9 класс

Цель урока: познакомить учащихся с комедией «Горе от ума», историей ее создания, показать особенности композиции.Задачи:продолжить знакомство с творчеством А.С. Грибоедова; познакомить уча...

Разработка урока по литературе 9 класс"Грибоедов А. С. Анализ 3 действия комедии "Горе от ума".

Разработка урока по литературе 9 класс " Грибоедов А. С. Анализ 3 действия комедии "Горе от ума"....

Конспект урока по теме «Молчалины блаженствуют на свете!» (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

Конспект урока по теме «Молчалины блаженствуют на свете!» представляет погружение учащихся в анализ комедии  А.С. Грибоедова "Горе от ума". Рассматривая образ Молчалина, уча...