Разработка урока по литературе 9 класс"Грибоедов А. С. Анализ 3 действия комедии "Горе от ума".
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Голоколосова Наталья Сергеевна

Разработка урока по литературе 9 класс " Грибоедов А. С. Анализ 3 действия комедии "Горе от ума".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gore_ot_uma.docx27.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:

А.С.Грибоедов.Комедия «Горе от ума». 3 действие. Чацкий, Молчалин, Софья. Чацкий и фамусовское общество»

Цели урока:

Продолжить формирование понятий «конфликт», «композиция драматического произведения»

Развивать умение характеризовать героя на основании его речи, поступков, отношения к окружающим, авторских ремарок

Формировать умение определять отношение автора к событиям , героям, на основании развития действия, поступков героев , их речи, ремарок

Ход урока

Подготовка к восприятию нового материала.

Сообщение темы урока.

– Попробуйте сформулировать цель урока.

Знать содержание 3 действия комедии;

Знать развитие любовного конфликта;

Знать развитие общественного конфликта;

Уметь анализировать, давать оценку героям;

Выяснить позицию автора.

3.Актуализация знаний. Беседа с учащимися:

- Вспомните содержание 2 действия комедии. Зачем Чацкий приезжает в дом Фамусова второй раз за день?

(узнать причину холодности Софьи)

-Узнал ли он, почему она его так холодно встретила?

(Нет)

- Чего же он добился?

(Он понял, что Софья его не любит. Но кого? В этом он разобраться не смог. Поэтому он ещё раз (3) приедет в дом Фамусова)

Восприятие нового материала и усиление первоначального впечатления.

- Сейчас прочитаем по ролям 1-2 явл.3 д-я, проследим за поведением героев.

(Читают заранее подготовленные ученики)

-Об этой сцене существуют противоречивые мнения. Прочитаем их (с.110-111 учебника).

В.И.Немирович-Данченко писал: «Третье действие разбито у Грибоедова на две части: в первой, меньшей, продолжается развитие главной нити драмы – отношений между Софьей, Чацким и Молчалиным… Движение пьесы не прерывается. Узел, завязанный в экспозиции, в первом действии, затягивается еще туже – не внешним сцеплением обстоятельств, а все большей углубленностью в характеры. Пропасть между Чацким и Софьей становится все разительнее и очевиднее».

Таким образом, режиссер говорит о правдивости сцены, в которой развертывается диалог между Чацким и Софьей.

Иного мнения придерживался В.Г.Белинский: «Чацкий решается допытаться от Софьи, кого она любит, Молчалина или Скалозуба. Странное решение – к чему оно! Что ему за радость узнать от нее, что она любит не Молчалина, а Скалозуба или что она любит не Скалозуба, а Молчалина? Не все ли равно для него? Да и стоит ли какого-нибудь внимания, каких-либо хлопот девушка, которая могла полюбить Скалозуба или Молчалина? Где же у Чацкого уважение к святому чувству любви, уважение к самому себе?.. Какое же это чувство, какая любовь, какая ревность? Буря в стакане воды!.. Все слова, выражающие его чувство к Софье, так обыкновенны, чтобы не сказать пошлы!»

-Теперь слово за вами. Правдиво ли изображен Чацкий в этой сцене? Как можно объяснить его поведение? Какие чувства он у нас вызывает: сожаление, горечь, негодование? С чьим истолкованием этих явлений вы согласны? С какими мыслями готовы спорить?

(Чацкий изображен правдиво. Ведет себя естественно, натурально. Он очень влюблен. Влюбленные слышат только себя. Воистину «ум с сердцем не в ладу». Нам его очень жалко.)

-Почему Чацкого не убедило признанье Софьи в любви к Молчалину?

Читаем явл. 3 диалог Чацкого и Молчалина. Герои даны в оценке друг друга. В этой сцене наиболее определенно выражена авторская позиция по отношению к Чацкому и Молчалину.

Беседа с учащимися после чтения диалога:

- О ком размышляет Чацкий в начале сцены?

(О Молчалине как возможном муже Софьи)

-Зачитайте, какими вопросами атакует Чацкий Молчалина?

-Что скрывается за этими вопросами?

(Разоблачение ненавистного Чацкому Молчалина)

-Как отвечает Молчалин? Как он ведет себя?

(Смиренно и даже прибавляет почти к каждому слову частичку «с»)

-Когда наступает в диалоге перелом? Замечает ли его Чацкий)

(Перелом наступает в середине. Чацкий его не замечает. Молчалин ни в грош не ставит Чацкого. Он отбрасывает частичку «с». Куда девалась его смиренность?1 Молчалин перешел в атаку: ставит вопросы, советует).

-Оказывается, что Молчалин имеет свои взгляды, убеждения, свои «таланты». Какие?

(Это позиция человека, успешно делающего карьеру. Знаменитый талант: умеренность и аккуратность. Молчалин – защитник рутины, чинопочитания, подхалимства, но защитник тихий, обходительный, неглупый. В нем не сразу распознаешь эти отвратительные качества. Молчалины – рыцари лжи и всего, что приводит к личному, эгоистическому благополучию. Его идеал жизни, в которой можно «и награжденья брать» недвусмысленен: заискивание перед сильными, власть имущими, рабское самоуничижение, расчетливое отрицание своего права на самостоятельное суждение. Он реальный претендент на руку Софьи, реальный противник Чацкого.)

-Разные мнения сложились и о монологе Чацкого, в котором он признается в любви Софье.

(Стр.110-111 учебника)

«Такую мастерскую сцену, высказанную такими стихами, едва ли представляет какое-нибудь другое драматическое произведение. Нельзя благороднее и трезвее высказать чувство, как оно высказалось у Чацкого…» (И.А.Гончаров).

«Все слова, выражающие него чувство к Софье, так обыкновенны…»В.Г.Белинский)

«Чудесный монолог третьего действия: «Пускай в Молчалине ум бойкий, гений смелый…» Вся гамма разбитой любви» (Немирович-Данченко)

-Каково ваше мнение об этом монологе?

(Мне кажется, что Чацкий объясняется в любви Софье. Об этом говорит та страсть, с которой он произносит этот монолог.)

-Чацкий перечисляет свойства Молчалина. Какие?

(ум бойкий, гений смелый, смирение)

-Каких достоинств он не находит в Молчалине?

(Страсть, чувство, пылкость)

-За что же тогда Софья любит Молчалина?

(«Он «чудеснейшего свойства……)

-Все достоинства Молчалина словно фокусируются в одном - в его особой «тихости». Недаром ему и фамилия дана такая бессловесная.

-Как вы считаете, может быть, эти свойства – достоинства?

(Молчалин за других себя забыть готов

Враг дерзости…

При батюшке три года служит,

Тот часто без толку сердит,

А он безмолвием его обезоружит….

В лице ни тени беспокойства

И на душе проступков никаких,

Чужих и вкривь и вкось не рубит)

-Софья говорит искренне. Она действительно видит достоинства в своем Молчалине. Да иначе и быть не может. Она ведь создала в своем воображении достойного своей любви человека

-То, что для Софьи достоинства, то для Чацкого – это недостатки: за такие качества не любят:

«она его не уважает»; «она не ставит в грош его»; «шалит – она его не любит».

-Чацкий снова остается со своей загадкой, но он успокоился: Софья, как ему кажется, никого не любит).

-Что, кто изображается в 4-14 явл?

(Гости, съезжающиеся на вечер к Фамусову; возникновение сплетни о сумасшествии Чацкого)

-Да, съезжающиеся гости даются в восприятии Чацкого, он противопоставлен им.

-Случайна ли последовательность появления гостей на балу? Конечно же, нет. Давно замечено, что в 3 действии каждое явление с теми или иными гостями представляет собой как бы отдельную интермедию (самостоятельная сцена, чаще всего комедийного характера, вставленная в основное действие комедии). Хозяева и близкие им люди даны в одном потоке с гостями. Это – один мир.

-Для чего же нужны гости в «Горе от ума»?

(Чтобы подхватить клевету о Чацком, чтобы ославить его безумным, чтобы зрителю и читателю в полном объеме и в полный рост была видна вся армия клеветников и противников Чацкого).

-В то же время каждое такое явление 3 д-я имеет и самостоятельную идейно-художественную ценность, представляя нам по очереди всю эту, как говорит о ней Чацкий,

«Мучителей толпу,

В вражде неутомимых,

Рассказчиков неукротимых,

Лукавых простяков,

Старух зловещих, стариков,

Дряхлеющих над выдуманным вздором».

Индивидуальные сообщения

1.Семейство Горичей.

2.Тугоуховские, Хрюмины.

3.Загорецкий.

4.Хлестова.

-Как рождается сплетня о сумасшествии Чацкого? Кто автор этой сплетни?

(Софья. Она сделала это нарочно. Она обижена и наносит Чацкому самый сильный удар:

«Ах, этот человек всегда….).Она получила реальный шанс отомстить Чацкому.

Анализ явл. 15-21

-Выдумка о сумасшествии Чацкого растет «как ком снега»; никто не верит, но все повторяют. Сцена эта представляет собой сплошной многоголосый хор, говорят все; сплетня переходит из уст в уста. Почему все подхватывают сплетню?

(Сплетня связывает любовный и общественный конфликты).

-Какие приметы Чацкого как сумасшедшего называют гости?

(1.Скалозуб: «он не в своем уме», т.к. ранее Чацкий сказал «от сумасшествия могу я остеречься; пущусь подалее – простыть, охолодеть», т.е. в том смысле, что Чацкий без ума от любви.

2.Господин N. придал прямой смысл: «С ума сошел».

3.Загорецкий: «Он сумасшедший».

4.Фамусов:

5.Молчалин:

6.гр

7.Наталья Дмитриевна:

-Какова 1 причина сумасшествия Чацкого, по мнению гостей?

(«Чай, пил не по летам» (Хлестова)

«Шампанское тянул стаканами»

«Бутылками пребольшими»

«Бочками сороковыми».

-Как мы видим, эта причина доводится до абсурда.

-А вторая причина?

(Фамусов: «Ученье - вот чума, ученость – вот причина)

-Таким образом, главная примета Чацкого как сумасшедшего, в понимании Фамусова и его гостей,- это его свободомыслие.

- Что делал Чацкий, где он находился, пока росла сплетня о его сумасшествии?

(В соседней комнате с французиком из Бордо и княжнами, Чтение явл.22)

-Развитие сплетни достигло кульминации, когда Чацкий появляется в гостиной. Его противники в своей неприязни тоже дошли до высшей точки кипения. Они напуганы его появлением и пятятся от него в « противную сторону».

_ О чем монолог Чацкого «В той комнате незначущая встреча»?

(О рабском подражании русского дворянства всему иностранному).

-В чем комизм создавшейся ситуации?

(Все кружатся в вальсе, никто не слушает Чацкого. Нет у Чацкого слушателей, способных понять его).

- Можно ли психологически оправдать поведение Чацкого?

(Да, во-первых, он произносит монолог потому, что отвечает на вопрос Софьи; во-вторых, в той комнате он не все сказал французику и княжнам и здесь, в гостиной, пытается договорить то, что он не успел).

-Смешно ли нам? Это самая комическая ситуация.

(Нет. Раньше, если Чацкий оказывался в комической ситуации, мы ему сочувствовали, то теперь мы сострадаем ему. Его положение в данной ситуации воспринимаем как трагическое.)

Обобщение материала.

Какую роль играет 3 д-е в комедии?

(Это кульминация в развитии любовного и общественного конфликтов).

Каково отношение автора, зрителя, читателя к Чацкому?

(Сострадание).

Каково отношение автора, зрителя, читателя к Софье?

(Негодование)

Каково отношение автора, зрителя, читателя к фамусовскому миру?

(Негодование, так как этот мир выставил против Чацкого всё, что имел: сплетню, клевету. Этот мир игнорирует Чацкого как личность – умному человеку отказал в уме).

Домашнее задание. Читать 4 действие. С помощью учебника ответить на вопрос: «Какую роль играет 4 действие в развитии любовного и общественного конфликтов?»

Инд. задание. Подготовить сообщение о Репетилове.

Приложение (материал для сообщений учащихся)

Сообщение о Хлёстовой

Хлёстова – один из самых колоритных женских персонажей среди гостей Фамусова. Старая московская барыня, знающая себе цену, властно и раздражённо покрикивающая на родственников, деспотичная с крепостными, беапелляционная в высказывании своих оценок, владеющая грубоватым, но весьма красочны языком. Её формулировки сродни афоризмам Фамусова – звучат выразительно, точно.

Например:

Час битый ехала с Покровки, силы нет;

Ночь – светопреставленье!

Какая у меня арапка для услуг,

Курчавая! Горбом лопатки, всё кошачьи ухватки.

Лгунишка он, картёжник, вор;

Я от него и двери на запор.

Я помню, ты дитёй с ним часто танцевала.

Я за уши его дирала, только мало.

Ведь полоумный твой отец:

Дался ему трёх сажень удалец.

А спор Хлёстовой с Фамусовым по поводу того, сколько крепостных душ у Чацкого! Тут всё знаменательно! И точное знание состояние другого человека («уж чужих имений мне не знать») и знаменитое хлёстовское «Всё врут календари», и то, что последнее слово оказывается за ней. Она находит в себе какие-то душевные струны, чтобы по-своему пожалеть Чацкого:

Отцы мои, уж кто в уме расстроен,

Так всё равно, от книг ли, от питья ль,

А Чацкого мне жаль.

По-христиански так, он жалости достоин.

Сообщение о Загорецком

9 явление представляет нам Антона Антоновича Загорецкого. «Лгунишка он, картёжник, вор», а также «отъявленный мошенник, плут». Загорецкий – фигура более масштабная, чем, те, кто пришёл на бал до него, хотя он не князь и не граф. Он вроде того «черномазенького, на ножках журавлиных», тоже «куда ни сунься: тут как тут». Всем умеет услужить. Загорецкий похож на Молчалина, только иного качества и масштаба. Недаром же Чацкий, говоря о подхалимстве Молчалина, считает: «В нём Загорецкий не умрёт».

Но Загорецкий сам по себе. Он более независим и, скорее всего, ни у кого не служит. Он даже в одном случае возразит Фамусову. То на слова Скалозуба о сохранении книг «для больших оказий» предлагает «зло» образования пресечь по-другому: «Забрать все книги бы да сжечь». А Загорецкий, оказывается, с этим не согласен: «Нет-с, книги книгам рознь» Вот на басни он бы и «налёг». Больше всего он боится именно басен:

Насмешки вечные над львами! Над орлами!

Кто что ни говори:

Хотя животные, а всё-таки цари.

Грибоедов неспроста рисует фигуру Загорецкого крупным планом. Это в высшей степени типичный для дворянско - бюрократической среды характер, с весьма живучими качествами угодничества, подличанья, страстью приврать, обмануть доверчивого, а при случае оболгать, донести на него. А.А.Загорецкий припас для Софьиной тётки Хлёстовой арапку-девку. Он разносит сплетню о сумасшествии Ча


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по литературе на тему: «Поэтический язык Б. Пастернака. Анализ стихотворения «Зимняя ночь».

Данный материал могут использовать в своей работе учителя литературы, работающие в старших классах. Цель урока: помочь учащимся осмыслить идейный смысл стихотворения "Зимняя ночь", показать художестве...

Разработка урока по литературе в 10 классе "Раскольников и Соня Мармеладова. "Правда" Сони. Анализ эпизода"

Еще один урок на популярный сюжет. Анализ 4 глав 4 м 5 частей романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".Сама очень люблю эти эпизоды. Считаю их ключевыми в романе. Да и в жизни каждого челов...

Методическая разработка урока по литературе с презентацией. А.С.Грибоедов. Горе от ума. История создания. 9 класс

Цель урока: познакомить учащихся с комедией «Горе от ума», историей ее создания, показать особенности композиции.Задачи:продолжить знакомство с творчеством А.С. Грибоедова; познакомить уча...

Методическая разработка урока по литературе с презентацией. Знакомство с героями комедии А.С. Грибоедова Горе от ума. Анализ первого действия комедии. 9 класс.

Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» - произведение, в котором точно воспроизводятся сиюминутные идейно-политические споры и одновременно обозначаются проблемы общенационального и общечело...

Методическая разработка урока по литературе по теме "Анализ поэмы А.Блока "Двенадцать"

Данная разработка поможет учащимся понять философское осмысление революции А. Блоком, рассмотреть, как раскрывается тема России, её судьбы в поэме "Двенадцать", какие художественные средства...

Методическая разработка урока по литературе по теме "Анализ поэмы А.Блока "Двенадцать"

Данная разработка поможет учащимся понять философское осмысление революции А. Блоком, рассмотреть, как раскрывается тема России, её судьбы в поэме "Двенадцать", какие художественные средства...