Вечер авторской песни, посвящённый творчеству Ю. Визбора, Б. Окуджавы, В. Высоцкого
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему
Вечер авторской песни, посвящённый творчеству Ю. Визбора, Б. Окуджавы, В. Высоцкого
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnyy_vecher.docx | 27.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное кафе
"...Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались..."
1 ведущий: Добрый день, друзья!
2 ведущий: Здравствуйте, мы рады приветствовать вас.
1 ведущий: Сегодня в нашей школе открывается литературное кафе “Огонек”.
2 ведущий: Вы спросите почему “Огонек”? Да потому что огонек – это свет, тепло, настроение, надежда.
1 ведущий: Существует выражение “зайти на огонек”. И люди всегда идут туда, где их ждут, где их поймут, где им всегда рады.
2 ведущий: Сегодня мы будем говорить об авторской песне, о поэтах-романтиках прошлого столетия.
1 ведущий:
Нам с годами ближе
Станут эти песни,
Каждая их строчка
Будет дорога…
А. Городницкий
На экране фотоподборка портретов бардов
Юрий Визбор
Ученик 1: В середине прошлого века в русской поэзии возникло новое соцветие. И создали его барды, поющие поэты. Авторы стихов и музыки своих песен. Именно в этом жанре реализовали свой поэтический талант Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Юрий Визбор, Александр Галич и другие.
Ученик 2: Кто первый взял в гитару и, подойдя к микрофону, стал не читать стихи, а петь их? Многие полагают: Окуджава, еще чаще говорят: Высоцкий. У людей есть основание думать так. Но если быть точным, то у истоков современной песенной лирики стоит Юрий Визбор.
Ученик 1: Юрий Иосифович Визбор родился в Москве в 1934 году, жил в районе Сретенки, замечательно воспетой им в песнях. Учился в Московском Государственном Педагогическом институте, по окончании преподавал русский язык и литературу.
Ученик 2: Юрий Визбор был незаурядным человеком, наделённым многими способностями, и умел приложить свой главный талант - быть Личностью там, где требовало Время.
Ученик 1: Визбор-подросток, готовящий себя к мужественной профессии летчика и даже получивший в аэроклубе документ, который удостоверял его право водить самолёт.
Ученик 2: Визбор-студент, сумевший вместе со своими товарищами сделать так, что их МГПИ стал центром, вокруг которого, как планеты вокруг солнца, кружилась вся студенческая Москва.
Ученик 1: Визбор-учитель маленькой северной школы, где нужно было вести отнюдь не только те предметы, которым учили в институте.
Ученик 2: Визбор на нелегкой солдатской службе - и тоже на Севере; так что Север, Арктика стали любовью и потребностью, заставляя всю оставшуюся жизнь искать новых встреч с ледоколами и дрейфующими льдинами.
Ученик 1: Визбор-журналист, овладевающий профессиями тех, о ком ему предстояло писать, изобретающий новые жанры звучащей журналистики (радиостанция "Юность", журнал "Кругозор", песни-репортажи - рождение каждого из этих новшеств связано с именем Визбора).
Ученик 2: Визбор-альпинист и тренер по горнолыжному спорту.
Ученик 1: Визбор-поэт и певец, автор трёхсот песен, голос поколения - не случайно визборовская "Лыжи у печки стоят" оказалась первой (в истории человечества!) песней, прозвучавшей из космоса.
Ученик 2: Жизнь Ю.Визбора неразрывно связанно с кино "Июльский дождь", “Красная палатка”, "Начало", "Белорусский вокзал", "Ты и я", роль Бормана в телесериале "Семнадцать мгновений весны" принесли ему всенародную известность.
Учащиеся поют песню «Воспоминания о пехоте»
Ученик 1: Песни Юрия Визбора бытуют в живой памяти людей, их поют в студенческих общежитиях, у костров, на зимовках, кубриках и кают-компаниях.
Звучит песня “Ты у меня одна”.
Ученик 2: Песни Юрия Визбора – песни, которые тревожат всех. Их хочется запомнить, их хочется петь, с ними не хочется расставаться.
Звучит песня “Милая моя” (исполняют учащиеся).
1 ведущий:Певец – сакральная фигура у всех народов: у кельтов – барды, у славян – баяны, у народов Кавказа – ашуги, а в Средней Азии – акыны. Часто налегке, с одной гитарой или каким-либо другим музыкальным инструментом уходили они в путь.
2 ведущий: Одним из них был Булат Шалвович Окуджава.
Ученик 1: Это имя не нуждается в особом представлении. Вряд ли можно найти человека, который не читал ни одного его стихотворения, не слышал его песен. Он родился в Москве 9 мая 1924 года и рос на Арбате.
Ученик 2:Чёрные 30-е годы не обошли стороной и мирный арбатский дворик. Окуджава писал: «Репрессировали моего отца, пятерых дядьёв, тётю и мать. Девять лет она просидела». А сын «врагов народа» уцелел. Он учился в школе.
Ученик 1: В 1942 году девятиклассник Окуджава добровольцем уходит на фронт. Вместо учебников необходимо осваивать науку пехотного боя, овладевать профессией минометчика. Он был ранен, мотался по госпиталям, потом снова передовая, Северо-Кавказский фронт.
Ученик 2: После мобилизации Б. Окуджава заканчивает десятый класс и поступает на филологический факультет Тбилисского университета. По окончании преподавал русский язык и литературу в сельской школе.
Ученик 1: Песни Булата Окуджавы вошли в нашу жизнь в конце 50-х годов как-то сразу и, как оказалось, надолго. Они заметно отличались и от тех, что тогда звучали на концертах, по радио, на пластинках, и от тех, что пели дома, когда собирались друзья.
Ученик 2:Булат Окуджава в своих песнях обращался не к массе, не ко всем, а к каждому в отдельности:
Настоящих людей не так много!
Всё вы врёте, что век их настал.
Посчитайте и честно, и строго,
Сколько будет на каждый квартал.
Настоящих людей очень мало:
На планету – совсем ерунда,
На Россию – одна моя мама,
Только что она может одна?
Ученик 1:Песни на стихи Окуджавы написаны ко многим фильмам.
(Звучит песня «Ваше благородие, госпожа удача»
к/ф «Белое солнце пустыни»)
Ученик 2:Есть в творчестве Булата Окуджавы песня к кинофильму, о которой хочется сказать отдельно, потому что и фильм, и песня, о войне. Песню к кинофильму «Белорусский вокзал» Окуджаве заказал режиссёр Андрей Смирнов. Он просил написать песню, которую бы пели в фильме бывшие фронтовики. И эта песня, которая по замыслу режиссёра, должна была украсить, сделать более достоверной сцену встречи фронтовых друзей, сама стала одним из главных действующих лиц фильма.
(Звучит песня из фильма «Белорусский вокзал»)
Ученик 1:Как-то в интервью поэт сказал: « Я часто смотрю телевизор и меня отталкивают лица людей. Все истерично доказывают собственную правоту. Эта истеричность, на мой взгляд, говорит об их неуверенности. Так, когда наши патриоты кричат о своём патриотизме и бьют себя кулаками в грудь, у меня это вызывает подозрение. Я в их патриотизм не верю. Потому что патриотизм – дело тихое и интимное. Любить вообще надо тихо.
Все знают, как надо разрушить, как пустить кровь, как вздёрнуть, как захватить, как покорить… но как сделать меня счастливым. Не знает никто».
Ученик 2:Вот она – его «Молитва», которую повторяли тысячи людей, никогда не умевших молиться и не открывавших Евангелие.
(Звучит песня «Молитва»)
1 ведущий: Ходят по стране песни. Они передаются из уст в уста. Их поют студенты и педагоги, физики и лирики.
2 ведущий: Ходят по стране песни и Владимира Семёновича Высоцкого. Чем же они привлекательны, в чем их прелесть?
На экране фотопортрет Владимира Высоцкого и цитата: “Чтоб не было следов, повсюду подмели…/ Ругайте же меня, позорьте и трезвоньте: / Мой финиш – горизонт, а лента – край земли, / Я должен первым быть на горизонте!”
Ученик 1:Их сила в оптимизме, в лиричности, сердечности. Они согреты добрым юмором. В них много света, надежды.
Ученик 2: Владимир Высоцкий родился в семье кадрового военного 25 января 1938 года в Москве. Детские годы его связаны с Москвой. Простой рабочий народ, открытый в радости и в горе, дворовая шпана, ценившая дружбу и честь, прежде всего… Милые сердцу детские воспоминания отразились во многих его стихах и песнях.
Ученик 1:В дом приходили фронтовые друзья Семена Владимировича, вспоминали войну. Откуда им было тогда знать, этим “ дяденькам” с офицерскими погонами, что девятилетний проказник с хриплым баском, который с раскрытым ртом слушал их рассказы о войне и досаждал расспросами, что потом он, поэт Владимир Высоцкий, напишет о тех годах и споет свои пронзительные песни.
Звучит песня “Только он не вернулся из боя ”
Ученик 2: Высоцкий поступил в инженерный институт, но вскоре понял, что это не его призвание, и поступил в театральную студию. Он должен был стать актером. И он им стал. Вся его актерская деятельность была связана с театром на Таганке. Там он сыграл свои лучшие роли: Гамлета, Дон Гуана, Галилея. Зрители ходили на Высоцкого.
Ученик 1: Прекрасны стихи Высоцкого о любви. Большое чувство связывало поэта со второй женой, французской актрисой русского происхождения Мариной Влади. Она жила в Париже, он в Москве. Редкие встречи, телефонные звонки. И полные любви строки…
Ученик читает “ Баллада о любви”.
Ученик 2: Поэт всегда преклонялся перед сильными, смелыми, честными людьми и воспевал их в стихах. Это альпинисты, взбирающиеся на непокоренные вершины, и шахтеры, добывающие для нас “черное, надежное золото”, летчики и моряки, боксеры и хоккеисты. Они сильнее, потому, что честны и дружны.
Звучит песня “О друге”.
Ученик 1: К песням Владимира Высоцкого можно относиться по-разному. Им можно любить ли не любить. Можно принимать или отвергать. И долго спорить о них тоже можно.
Ученик 2:Но одно я знаю наверняка: мимо песен Владимира Высоцкого нельзя пройти. И нельзя сделать вид, что их просто-напросто не существует. Сами песни не дадут этого сделать. Не дадут. Ибо они всегда заметны, всегда слышны. И слышимость эта с годами не уменьшается, а увеличивается.
Ведущий 1:Песни – это кратчайший путь к сердцу и уму человека. Поэтам казалось, что они не могли высказаться до конца в своих концертах, поэтому выступления на сцене перерастали порой в митинги, полемики, а иногда даже в лекции. Зрителей, приходивших на эти концерты, удивляло сочетание несочетаемого в их творчестве: мягкие, лирические песни о любви звучали на фоне резких политических, кричащей композицией.
Ведущий 2: В этих песнях поэты пытались рассказать о жизни людей в самое страшное время для многострадальной родины, в момент кульминации войны правительства со своим народом. Они считали своим долгом донести до ума и сердца слушателя то, о чем болит и кричит душа.
- Почему эти песни названы авторскими?
- Что связывает между собой всех поэтов-песенников?
- Что вы чувствовали когда слушали эти песни?
- Почему они всенародно любимы?
- Знаете ли вы современных бардов?
- Поете ли вы сами под гитару?
Выступление гостей.
1 ведущий:Если вам будет трудно, если вам когда-нибудь станет грустно и одиноко,
2 ведущий: Если захочется послушать хорошую музыку и замечательные стихи,
1 и 2 ведущие: Заходите к нам на огонек!
Звучит песня О. Митяева “Изгиб гитары” (поют все).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок литературы в 11 классе по теме: «Авторская песня. Песенное творчество В. Высоцкого, А. Макаревича, С. Трофимова. Любовная лирика».
Литературная гостиная.Учитель: Щепилова Е. В. Открытый урок литературы в 11 классе по теме:«Авторская песня. Песенное творчество В. Высоцкого, А. Макаревича,С. Трофимова. Любовная лир...
Вечер авторской песни «Наполним музыкой сердца»
Внеурочное мероприятие знакомит учащихся с творчеством бардов как одним из направлений отечественной культуры - авторская песня....
Вечер авторской песни
внеклассное мероприятие - знакомство с бардовской песней. Во время мероприятия звучат песни Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Юрия Визбора, Сергея Никитина и других бардов.В дополнение к сце...
«Наполним музыкой сердца…» Литературный вечер, посвящённый творчеству Юрия Визбора
Литературный вечер посвящён. жизни и творчеству Ю. Визбора....
внеклассное мероприятие "Вечер авторской песни Владимира Высоцкого"
методическая разработка внеклассного мероприятия для 8,9классов...
Вечер авторской песни
Знакомство учащихся с творчеством бардов, приобщение к авторской песни....
Вечер авторской песни «ПОЭТУ НАСТОЯЩЕМУ СПАСИБО...»
Цель мероприятия: расширить знания учащихся о жанре авторской (бардовской) песни; показать своеобразие поэзии и высокий уровень композиторского и исполнительского мастерства Юрия Визбора, Булата Окуд...