Главные вкладки

    Литературные течения, направления 19 века
    план-конспект занятия по литературе (10 класс) на тему

    Белавина Надежда Михайловна

    Краткий обзор литературный направлений 19 века. Таблица.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Идейно-эстетические направления и течения в  литературе 19 века.

    Литературное направление = литературное течение – совокупность основных особенностей, принципов, характерных для группы писателей в определенную историческую эпоху.

    Признаки

    Классицизм

    Сентиментализм

    Романтизм

    Реализм

    Время возникновения, Определение

    Возник в эпоху Возрождения во Франции, расцвет с 17 до начала 19 века.

    От лат. «ckassicus» - образцовый,

    2 пол. 18 – начала 19 века,  возник в Европе.

    От фр. «sintement» - чувство, чувствительный.

    Конец 18 - 1 пол.19 века, возник в Германии.

    От фр. «romantisme»

    В 18 в. «романтическим» именовалось все фантастическое, странное, встречающееся в книгах

    19-20 век

    В России основы реализма были заложены творчеством Пушкина («Евгений Онегин», «Капитанская дочка»), вершина реализма  - творчество Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского.

    От лат. «realis» - вещественный, действительный.

    Черты

    1. Обращение к античности, как к идеалу.

    2. Герой – человек-гражданин, готовый пожертвовать личным ради государства (разум держит победу над чувствами).

    3. Четкая логика в построении произведение,  строгая композиция, ясность изложения.

    4. Правило «трех единств» (для драматических произведений): единство места, времени и действия.

    5. Герои (образы) лишены индивидуальных черт, показывают одну какую-либо черту характера, чаще обличительная (пр, скупость, жадность, лесть и т.д.).

    6.Строгое деление на положительных и отрицательных  героев.

    7. Язык произведения торжественен

    1.Внимание к личности человека, его переживаниям (внутреннему миру, чувствам,  психологизм).

    2. Герой – простой человек с богатым духовным миром.

    3. Пейзаж – это фон событий (природа сопереживает герою).

    4. Обращение к жизни будничной, обыденной.

    5. Язык произведения прост, лиричен.

    1.«Космический пессимизм», «мировая скорбь» (безнадежность, отчаяние, сомнение в современной цивилизации), мир «лежит во зле».

    2. Герой – сильная, исключительная личность, противостоящая обществу.

    3. Обращение к вечным идеалам (любовь, красота).

    4.Романтическое «двоемирие», деление мира на «реальный» и «идеальный» (тот,  к которому герой стремиться).

    5. Близость с природой, стихией, местный колорит (дикая экзотическая природа – море, скалы, буря), дикая природа по духу герою.

    1. Изображает жизнь такой, какая она есть (т.е. реально), правдивость деталей.

    2. Действительность показана в развитии.

    3. Герои – представители определенного промежутка времени, эпохи (пр, «лишний человек», «маленький человек»).

    4. Характеры героев показаны в развитии, многоплановые, сложные.

    5. Язык произведений – живой разговорный.

    Жанры

    Иерархия жанров:

    1. «Высокие» жанры (трагедия, эпопея, ода, они изображали государственные и исторические события, мифологию, герои – монархи, полководцы, мифологические персонажи);

    2.«Низкие» жанры (комедия, сатира, басня изображали повседневную жизнь людей средних сословий, высмеивание пороков человека).

    Главный жанр – трагедия (в ней герой - образец для подражания).

    Элегия, эпистолярный роман (роман в письмах),  психологическая драма,  психологический роман, психологическая повесть, дневник, путешествие.

    Фантастическая повесть, исторический роман, лиро-эпическая поэма (южные поэмы Пушкина), лирика, элегия, идиллия, баллада (Жуковский)

    Психологический роман, философский роман, рассказ, драма, стихотворение.

    Авторы

    П.   Корнель,  Ж..Расин, Ж.Мольер;

    М.В. Ломоносов (оды), А.П. Сумароков. Г.Р. Державин.

    Л.Стерн, Ж-Ж. Руссо, И.В.Гете;

    Н.М.Карамзин,

    В.А. Жуковский

    (в молодости).

    Э.Т.А. Гофман, Д.Г.  Байрон, В.Гюго;

    В.А.Жуковский, К.Ф.Рылеев,М.Ю.Лермонтов.

    Ч.Диккенс, Стендаль, О. Бальзак;

    А.С.Пушкин, Н.В. Гоголь, И.А.Гончаров,  Ф.М.Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока по теме Футуризм как литературное течение. Поиск новых поэтических форм русскими футуристами.

    Урок углубляет  понятие о футуризме, обзорно познакомит с творчеством русских поэтов - футуристов; формирует навык самостоятельной   работы и совершенствует  умение пользовать...

    Кроссворд "Литературные течения Серебряного века"

    Кроссворд можно использовать на заключительном уроке по изучению литературы Серебряного века....

    Конспект урока по литературе на тему: "Поэтические течения Серебряного века" (с презентацией)

    Урок является контрольно-обобщающим. Дает возможность систематизировать и проверить знания по теме: "Серебряный век русской поэзии"....

    Общественно-политические течения XIX века

    Презентация к уроку истории в 8 классе "Общественно-политические течения XIX века"....

    План-конспект урока с использованием групповой технологии обучения "Поэтические течения Серебряного века"

    Учащиеся рассаживаются по группам. Каждая группа получает материалы для подготовки экпресс-выступления о своём поэтическом течении. Задача -  в одинаковом для всех групп комплекте печатной информ...

    Поэзия серебряного века. Литературные течения.

    Поэзия серебряного века. Литературные течения....