Литературные течения, направления 19 века
план-конспект занятия по литературе (10 класс) на тему

Белавина Надежда Михайловна

Краткий обзор литературный направлений 19 века. Таблица.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Идейно-эстетические направления и течения в  литературе 19 века.

Литературное направление = литературное течение – совокупность основных особенностей, принципов, характерных для группы писателей в определенную историческую эпоху.

Признаки

Классицизм

Сентиментализм

Романтизм

Реализм

Время возникновения, Определение

Возник в эпоху Возрождения во Франции, расцвет с 17 до начала 19 века.

От лат. «ckassicus» - образцовый,

2 пол. 18 – начала 19 века,  возник в Европе.

От фр. «sintement» - чувство, чувствительный.

Конец 18 - 1 пол.19 века, возник в Германии.

От фр. «romantisme»

В 18 в. «романтическим» именовалось все фантастическое, странное, встречающееся в книгах

19-20 век

В России основы реализма были заложены творчеством Пушкина («Евгений Онегин», «Капитанская дочка»), вершина реализма  - творчество Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского.

От лат. «realis» - вещественный, действительный.

Черты

1. Обращение к античности, как к идеалу.

2. Герой – человек-гражданин, готовый пожертвовать личным ради государства (разум держит победу над чувствами).

3. Четкая логика в построении произведение,  строгая композиция, ясность изложения.

4. Правило «трех единств» (для драматических произведений): единство места, времени и действия.

5. Герои (образы) лишены индивидуальных черт, показывают одну какую-либо черту характера, чаще обличительная (пр, скупость, жадность, лесть и т.д.).

6.Строгое деление на положительных и отрицательных  героев.

7. Язык произведения торжественен

1.Внимание к личности человека, его переживаниям (внутреннему миру, чувствам,  психологизм).

2. Герой – простой человек с богатым духовным миром.

3. Пейзаж – это фон событий (природа сопереживает герою).

4. Обращение к жизни будничной, обыденной.

5. Язык произведения прост, лиричен.

1.«Космический пессимизм», «мировая скорбь» (безнадежность, отчаяние, сомнение в современной цивилизации), мир «лежит во зле».

2. Герой – сильная, исключительная личность, противостоящая обществу.

3. Обращение к вечным идеалам (любовь, красота).

4.Романтическое «двоемирие», деление мира на «реальный» и «идеальный» (тот,  к которому герой стремиться).

5. Близость с природой, стихией, местный колорит (дикая экзотическая природа – море, скалы, буря), дикая природа по духу герою.

1. Изображает жизнь такой, какая она есть (т.е. реально), правдивость деталей.

2. Действительность показана в развитии.

3. Герои – представители определенного промежутка времени, эпохи (пр, «лишний человек», «маленький человек»).

4. Характеры героев показаны в развитии, многоплановые, сложные.

5. Язык произведений – живой разговорный.

Жанры

Иерархия жанров:

1. «Высокие» жанры (трагедия, эпопея, ода, они изображали государственные и исторические события, мифологию, герои – монархи, полководцы, мифологические персонажи);

2.«Низкие» жанры (комедия, сатира, басня изображали повседневную жизнь людей средних сословий, высмеивание пороков человека).

Главный жанр – трагедия (в ней герой - образец для подражания).

Элегия, эпистолярный роман (роман в письмах),  психологическая драма,  психологический роман, психологическая повесть, дневник, путешествие.

Фантастическая повесть, исторический роман, лиро-эпическая поэма (южные поэмы Пушкина), лирика, элегия, идиллия, баллада (Жуковский)

Психологический роман, философский роман, рассказ, драма, стихотворение.

Авторы

П.   Корнель,  Ж..Расин, Ж.Мольер;

М.В. Ломоносов (оды), А.П. Сумароков. Г.Р. Державин.

Л.Стерн, Ж-Ж. Руссо, И.В.Гете;

Н.М.Карамзин,

В.А. Жуковский

(в молодости).

Э.Т.А. Гофман, Д.Г.  Байрон, В.Гюго;

В.А.Жуковский, К.Ф.Рылеев,М.Ю.Лермонтов.

Ч.Диккенс, Стендаль, О. Бальзак;

А.С.Пушкин, Н.В. Гоголь, И.А.Гончаров,  Ф.М.Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов.