Элективный курс "Литература наших дней" для 9 класса
элективный курс по литературе (9 класс) на тему

элективный курс "Литература наших дней" знакомит с творчеством современных писателей и поэтов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_ya_khochu.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

Как я хочу, чтоб строчки эти

Забыли, что они слова,

А стали: небо, крыши, ветер,

Сырых бульваров дерева!

Чтоб из распахнутой страницы,

Как из открытого окна,

Раздался свет, запели птицы,

Дохнула жизни глубина!

                               

                                  В. Соколов.

Цели и задачи:

  1. Показать своеобразие произведений и судеб писателей-современников.

  1. Помочь учащимся увидеть сопричастность писателей к истории нашей страны.

  1. Познакомить с творчеством писателей-земляков.

  1. Показать связь литературы с нравственными и моральными устоями общества.

  1. Помочь становлению личности подростка на примерах героев литературных произведений.

  1. Оказать необходимую помощь в подготовке к экзамену.

  1. Расширять словарный запас учащихся, развивать их устную и письменную речь, повышать культуру чтения.

  1. Учить анализировать поэтические и прозаические произведения.

  1. Развивать у подростков художественный вкус.

  1. Показать, что назначение человека на Земле – творить добро, и что именно этому учат произведения наших писателей и поэтов.

  1. Развивать у учащихся познавательный интерес к предмету, углублять и расширять их знания, тренировать память,

работать над выразительностью и образностью речи.

Пояснительная записка.

     Элективный курс «Литература наших дней» предназначен для учащихся 9-го класса. Он был выбран по желанию ребят, так как 65% из них имеют склонность к  гуманитарным предметам.

     Актуальность курса заключается в том, что занятия помогут учащимся лучше подготовиться к выпускным экзаменам, расширят знания в области современной литературы, заинтересуют их.

      Программа рассчитана на 34 часа. Это даёт возможность не перегружать подростков, а одно занятие в неделю предполагает, что учащиеся в свободное время будут самостоятельно знакомиться с литературными произведениями, анализировать их, оценивать поступки героев, делать необходимые зарисовки, записи.

       Формы проведения занятий достаточно разнообразны, что поможет сделать занятия более увлекательными и интересными для ребят.

        В конце курса девятиклассники напишут рефераты, где каждый сможет рассказать о полюбившемся писателе или поэте, проанализировать запомнившиеся произведения.

         Возможно, что вместо рефератов будут представлены рецензии, литературные записки или стихи собственного сочинения.

         Хочется отметить, что важно и то, что подростки больше узнают о поэтах и писателях земли Вятской, и это даст ещё один повод гордиться своей малой родиной – местом, где ты родился и живёшь.

Название темы

Цели и задачи

изучения темы

Форма

проведения

Литература

для учителя

Литература

для учащихся

Количество

часов

Оборудование

«Сопричастность всему живому»

(о жизни и творчестве В.П.Астафьева

«Чувствовать родную природу и землю можно не только при физической близости с ней» (о жизни и творчестве В.Г.Распутина)

«Доброту не купишь на базаре, искренность у песни не займёшь. Не из книг приходит к людям зависть, и без книг мы постигаем ложь» (о творчестве А.Дементьева)

«Без всяких оправданий и скидок нести на себе груз ответственности за всё, что будет» (о жизни и творчестве В.Тендрякова)

«Любовь – это не только блаженство, но и страдание, не только нежность, но и печаль» (по творчеству вятских поэтесс)

«Спешите делать добрые дела!» ( о жизненном и творческом пути А.Яшина)

«Мне бы только правду рассказать…» ( творчество В.М.Шукшина)

«Своеобразие поэзии Владимира Соколова»

«С ним не собьётесь с пути правды» (о вологодском писателе В.И.Белове)

Консультации по

Написанию рефератов по пройденным темам

1. Познакомить с жизнью и творчеством писателя.

2. Показать налёт сентиментальности в характере писателя и его героев.

3. Помочь увидеть и почувствовать любовь писателя к природе и отражение этой любви в произведениях.

4. Учить видеть неброскую красоту родного края.

5. Показать самобытность жизни сибирской деревни, неповторимость речи  автора.

1. Показать, что произведения  данного автора – это «река жизни, в которую нельзя ступить дважды»

2.Дать понять, что соединение Родины и человека в книгах В.Г.Распутина очень остро, что Родина у него не отвлеченноё отечество, а родимое место.

3. Дать почувствовать, что мы – только звено в цепи существования.

1. Показать разнообразие тем и своеобразие языка поэта.

2. Дать почувствовать единение поэта с природой, народом, судьбой родной страны.

3. Познакомить с особенностью военной лирики поэта.

1. Познакомить с жизнью и творчеством писателя.

2. Показать, что В.Тендряков не только свидетель жизни, но он ищет рецепты исправления этой жизни.

3. Помочь увидеть и почувствовать суровость и даже беспощадность реализма В.Тендрякова.

1. Ознакомить с творчеством поэтесс-землячек.

2. Помочь понять, что любовь не имеет твёрдого определения, что её каждый понимает по-своему.

3. Дать сравнительную характеристику стихотворений разных авторов, попутно совершенствуя навык анализа поэтического произведения.

1. Познакомить с своеобразием жизни и  творчества поэта.

2. Показать красоту слова, говора, народную интеллигентность, самобытность творчества А.Яшина.

3. дать увидеть социальную широту и значимость творчества поэта.

4. Помочь прочувствовать любовь поэта к природе, Вологодчине – «краю добра и чудес»

1. Рассказать о жизненной и творческой судьбе писателя.

2. Показать, что одна из основных посылок шукшинского творчества – обострённое ощущение многообразия, противоречивости и необъятности мира и человека.

3. Поработать над своеобразием речи писателя.

4. Установить, что жизненное кредо Шукшина – не выдавать желаемое за действительное.

1. Рассказать о творческой судьбе поэта.

2. Учить анализировать поэтические произведения.

3. Показать стремление автора уйти от «эстрадной поэзии».

4. Доказать на примере стихотворений, что автор ценит в поэзии «невозможность выговориться, а возможность к чему-то благоговейно прикоснуться»

1. Рассказать историю жизни писателя.

2. Показать гражданственность писателя на примере его произведений.

3. Помочь увидеть примеры народного жизнетворчества в книге «Лад».

4. Учить оценивать образы, созданные писателем.

1. Ознакомительная беседа.

2. Выступления учащихся с характеристикой полюбившихся произведений.

1. Обзорная беседа.

2. Литературная игра по повести «Прощание с Матёрой».

3. Обзор книг.

1. Беседа о жизни и творчестве поэта.

2. Литературный вечер «Поэзия для меня – это прежде всего доброе слово, обращённое к читателям»

1. Ознакомительная беседа по творчеству писателя.

2. Читательская конференция по повести «Ночь после выпуска».

3. Обмен мнениями о содержании повести «Весенние перевёртыши»

1. Ознакомительная беседа.

2. Час любимого стихотворения.

3. «Иллюстрируем книгу!» (конкурс ученических иллюстраций к любимым стихотворениях)

1. Беседа о жизни и творчестве поэта.

2. Литературная игра по творчеству поэта.

3. Конкурс рисунка «Природа русского Севера»

1. Ознакомительная беседа по творчеству писателя.

2. Обсуждение полюбившихся рассказов автора.

3. Конкурс читательских рецензий на произведения В.М.Шукшина.

1. Обзорная беседа.

2. Конкурс чтецов.

  1. Беседа о жизни и творчестве писателя.
  2. Обзор книг.
  3. Театрализованный показ отрывков из произведений Белова.

1. Статья В.П.Астафьева «О себе и о своей работе»

1. Статья В.Курбатова «В тебе и вокруг»

1. Статья «ни о чём не жалея…»

Статья К.Икрамова «Время Владимира Тендрякова»

Статья Н.Перминовой «Возвыситься над суетой»

Статья З.К.Яшиной «Путь поэта»

Статья В.Быстрова «Логика в жизни и в рассказах Шукшина»

Статья В.Н.Запевалова «Поэзия Владимира Соколова»

1. Статья А.А.Романова «Штрихи к портрету В.Белова».

2. Статья А.Карпова «Тепло родного дома».

3. Статья В.С.Скоробогатова «Что впереди?»

4. Статья П.С.Ульяшова «Кануны» В.Белова»

Рассказы из книг: «Затеси»,

«Царь-рыба», повести «Кража», «Последний поклон».

1. Повесть В.Г.Распутина «Прощание с Матёрой»

1.Произведения на усмотрение учащихся

Повести «Ночь после выпуска», «Весенние перевёртыши»

Произведения Евгении Бояринцевой, Ольги Журавлёвой, Людмилы Ишутиновой, Галины Кустенко, Надежды Мохиной.

Книги поэта: «Первые письма», «Далёкие походы», «земной поклон», «Совесть», «Босиком по земле», «День творения»

Рассказы В.М.Шукшина: «Верую!», «Залётный», «Суд», «Бессовестные», «Капроновая ёлочка», «Сильные идут дальше» и другие.

Книги поэта: «Утро в пути», «Смена дней», «Разные годы», «Снег в сентябре», «Избранная лирика»

«Кануны», «Лад», «Привычное дело», «Плотницкие рассказы», «Вологодские бухтины»

2 часа.

2 часа.

2 часа.

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа.

2 час

2 часа

1. Портрет писателя.

2. Выставка книг В.П.Астафьева.

3. Рисунки и иллюстрации к произведениям писателя.

  1. Выставка книг.
  2. Портрет писателя.
  3. Картины: «Перед дождём» Васильева, «У мельницы» Крымова, «Осенний пейзаж» Нестерова,
  4. «Рожь» Шишкина.

  1. Портрет поэта.
  2. Цитаты из его стихов.

 

  1. Портрет писателя.
  2. Выставка книг.

  1. Выставка книг.
  2. Выставка иллюстраций

1.Портрет поэта.

2. Выставка работ учащихся.

3. Картины: «Сиверко» Остроухова, «Заросший пруд» Поленова, «В голубом просторе» Рылова, «Родина» Васнецова, «Просёлок» Саврасова.

  1. Портрет писателя.
  2.  Выставка книг.
  3. выставка рецензий.

  1. Выставка книг поэта.
  2. Музыкальные записи.

  1. Портрет писателя.

2.Выставка книг.

3.Картины: «Сосны, освещённые солнцем» Шишкина,

«Голубая весна» Бакшеева, «Последний луч» Ромадина, «Родина» Васнецова