урок литературы в 11 классе по рассказу Л.Бородина "Посещение"
учебно-методическое пособие по литературе (11 класс) на тему

Федорова Екатерина Геннадьевна

Урок для 11 класса по произведению Л.Бородина "Посещение" Данный урок актуален для формирования представления о сохранении традиций литературы 19 века в литературе 20 века

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-issledovanie.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-исследование по рассказу Л.Бородина «Посещение»

Цель: исследовать на примере этого рассказа художественный мир писателя, активно участвующего в общественно-политической жизни страны и трепетно относящегося к судьбе своего народа

Установить,  в какой степени индивидуальность художника отражает традиции литературного процесса.

        

Оборудование. Мультимедийная установка. Слайды с портретом писателя.

Ход урока.

Учитель.

Сегодня мы проводим необычный урок. Урок-исследование по рассказу Л.Бородина «Посещение». А что мы с вами знаем об этом писателе?

Ученик рассказывает  биографию Л.И.Бородина

Учитель.

Давайте обратим особое внимание на отношение Бородина к вере. Первоначально Бородин пришел к ней формально. Нам это будет важно для анализа рассказа.

Еще важную роль для понимания его как человека и писателя будет играть то, что он писал диссертацию по истории философии.

А теперь обратимся к рассказу и исследуем художественный мир писателя.

Беседа по вопросам:

  1. О чем рассказывает вступление? На какие опорные слова следует обратить внимание. (Учитель делает вывод о том, что рассказ от документа отличается присутствием авторского вымысла)
  2. Что мы можем сказать об о.Вениамине, опираясь на начало рассказа?
  3. Как вы думаете, почему священник считает, что «кончилась Русь»? (Учитель подводит ребят к выводу: герой связывает исчезновение лиц с  несовершенством государственной системы).
  4. Что мы можем сказать о странном прихожанине церкви? Как его зовут? Что означает имя Алексей? Учитель сообщает ребятам о том, что этим именем Л.Бородин отсылает нас к творчеству Ф.М. Достоевского. Такой прием называется ретроспективой.

Краткое сообщение ученицы о параллелях с творчеством Достоевского

  1. Как происходит очное знакомство священника с прихожанином? Как строится начало беседы? Какие литературные ассоциации вызывает у вас эта беседа? На чем они основаны? (Поведение, речевая манера героев напоминают нам первое посещение Раскольниковым Сони)

Подготовленный ученик кратко напомнит о поведении Раскольникова у Сони.

  1. О чем беседуют герои?
  2. Что послужило поводом к «исповеди» героя?
  3. Как пришел Алексей к вере? Верит ли он?
  4. Почему смутился о.Вениамин?

В тетради запись: о.Вениамин бессознательно возвращается к проблеме равенства или неравенства веры и знания.

10. В какой момент «погиб» Алексей? Как он становится убийцей?

11. Как Алексей ведет себя после убийства? (Запись в тетради: Алексей, как и Раскольников, несет наказание в себе. Здесь Бородин следует традициям Ф.М.Д.)

12. В какой момент Алексей разбивается? Перечитайте эпизод «На холме», «Полет»?

13. Снял ли автор с себя ответственность?

ВЫВОДЫ:

В тетради

В рассказе проблема судьбы российского государства тесно переплетается с проблемой веры. Автор проводит мысль: человек воспитанный в этой системе переоценивает свою значимость и бросает вызов Богу?

Вслед за Ф.М. Д. Бородин рассматривает социально-нравственные причины преступления и нравственную основу наказания. Причины преступления автор видит в несовершенной государственной системе.

Установили: рассказ характеризуется использованием ретроспективы, многоуровневой символики: образной, речевой, имен героев. Автор обращается к теме веры…

Д.З. Напишите мини-сочинение на тему: «Что для вас чудо?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва

Тема урока:"Человек и природа в творчестве писателей-вологжан" ( по рассказу Ю.М.Леднёва "Пеструха")...

Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".

Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....

Урок литературы 7 класс по рассказу Л. Андреева "Предстояла кража"

Данный урок представляет собой анализ не только идейно-тематического содержания произведения, но и выявление средств вызазительности автора....

Презентация к уроку литературыв 8 классе по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"

Учебная презентация к уроку в 8 классе при иучени рассказа В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"...

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание,  угодливость в рассказе. На данном уроке: ...

Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"

Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"...

Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)

Урок литература 6 класс по рассказу  А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)...