По Кавказу - вслед за Лермонтовым
классный час по литературе (10 класс) по теме

Кондакова Татьяна Алексеевна

Предлагаемое внеклассное мероприятие - виртуальная экскурсия по лермонтовским местам на Кавказе- призвано познакомить старшеклассников с интересными фактами биографии, М.Ю.Лермонтова, связанными с пребыванием поэта на Кавказе, с его произведениями, рассказывающими об этом чудесном крае. В сценарии даны рекомендации по использованию иллюстративного материала (слайды), по музыкальному оформлению экскурсии. "Экскурсоводы" проведут зрителей и слушателей по тем местам, где побывали сами, поделятся своими впечатлениями, представленными в фотоматериале.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_virt.ekskursii.doc680.5 КБ

Предварительный просмотр:

По Кавказу – вслед за Лермонтовым

(виртуальная экскурсия)

Данное внеклассное мероприятие призвано познакомить учащихся с фактами биографии М.Ю. Лермонтова, связанными с пребыванием поэта на Кавказе, и с произведениями, в которых отразились его впечатления об этом удивительном крае. Этим обусловлена форма виртуальной экскурсии. Рассказы ведущих-«экскурсоводов» чередуются с выразительным чтением стихов в исполнении подготовленных чтецов. Экскурсия сопровождается показом слайдов, которые знакомят участников с различными уголками Кавказа XIX века, представленными на старых открытках и в произведениях живописи Лермонтова-художника и других мастеров. Примечательно, что прежде, чем провести зрителей по лермонтовским местам, «экскурсоводы» сами побывали там, что позволило им собрать богатый материал и проиллюстрировать свой рассказ уникальными фотографиями. Иллюстрационный материал может быть подобран организаторами по своему усмотрению. Стихи исполняются на фоне музыки; музыкальное оформление виртуальной экскурсии (музыка народов Кавказа) без труда можно обеспечить, пользуясь ресурсами Интернета.

Чтец «Приветствую тебя, Кавказ седой!» (Отрывок из поэмы «Измаил-бей», ч.1, строфы 1,2)

                                                                                      (Слайды – виды Кавказских гор)

1-й ведущий. На одном поэтическом празднике известный дагестанский поэт Расул Гамзатов воскликнул: «Две вершины украшают Кавказ: Эльбрус и Казбек. Но главная вершина – Лермонтов!»

2-й ведущий. Слабого здоровьем Мишеля Лермонтова его бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева, заменившая мальчику рано умершую мать, привозила к целительным источникам трижды. Об этом свидетельствуют записи в семейном альбоме в 1818 и 1820 годах, а также отметка в книге приезжающих на воды за 1825 г. (Слайд – портреты маленького Лермонтова и его бабушки)

3-й ведущий. Впечатления от последней детской поездки на Горячие воды отразило стихотворение «Утро на Кавказе». Названные реалии: лесистые горы, скалы, шатры-палатки, кибитки, в которых жили посетители Вод, - всё это входило в пейзаж Горячеводска (так тогда назывался Пятигорск) 20-х годов XIX века. (Слайд – акварель Лермонтова «Вид Пятигорска»)

Чтец. «Утро на Кавказе»

3-й ведущий. На плане Кавказских Минеральных Вод, составленном в 1822 году, рядом с «колодезем Нарзан» обозначен дом Хастатова. Это фамилия проживавшей на Кавказе бабушкиной сестры, у которой и гостила семья. Небольшая усадьба Хастатовых находилась в самом начале бульвара, в глубине ущелья, между двумя отрогами Машука. Теперь там находятся Пушкинские ванны. (Слайд - фото)

1-й ведущий. Напротив, на горе, куда взрослый Лермонтов приходил в беседку с Эоловой арфой (Слайд - фото), был казачий сторожевой пикет, и, просыпаясь ночью, Миша слышал, как на горе перекликались дежурные. Ему представлялось, как

                                            … в высоте холмов

                                  Блестят огни сторожевые,

                                  И как вокруг них казаки

                                  Глядят на мутный ток реки…

Эти впечатления детства отразились в поэме «Черкесы» (Слайд – Акварель Лермонтова «Воспоминания о Кавказе»)

Чтец «Черкесы» (отрывок из поэмы, XI)

2-й ведущий. Немало царапин получал мальчик, карабкаясь по крутым скалам, поросшим колючим терновником, взбираясь на сохранившуюся до сегодняшнего дня узкую крутую каменную лестницу (Слайд - фото), ведущую к главному источнику  на Горячей горе, к Ермоловским ваннам, названным так в честь генерала Ермолова (слайд – старая открытка: Ермоловские ванны в XIX в.). Эта лестница стала первым капитальным каменным сооружением на Горячих Водах. Отсюда Мишель любовался чудесной панорамой гор и нового поселения в Горячеводской долине. В начале XX века на месте ванн была установлена скульптура Орла (слайд – старая открытка: скульптура Орла и современное фото). Когда поднимаешься к ней по лестнице, то представляешь именно те, первые Ермоловские ванны, потому что тебя сопровождает сильный запах сероводорода.

3-й ведущий. Случилось как-то Мише со взрослыми побывать на байраме в мирном Аджи-ауле, вблизи Бештау. Он видел «сакли, дымные и простые», джигитовку, пляски горцев, слушал их песни и всё это хорошо запомнил, а потом описал этот праздник в поэме «Измаил-бей». Здесь же даны дивные картины Пятигорья (слайды – старые открытки и произведения живописи, подходящие для иллюстрации произведений «Измаил-бей», «Кавказский пленник», «Аул Бастунджи»).

Чтец. «Измаил-бей» (ч.1, стр.6, 10 – выборочно; ч.2, строфы 7,8)

2-й ведущий. В юношеских поэмах много подмеченных мальчиком особенностей быта горцев. Он знает их лексику, вооружение, обычаи: дружбу горца с конём, кровную месть, умыкание женщин, гостеприимство. В 14-летнем возрасте, под влиянием одноимённого пушкинского произведения, Лермонтов создаёт романтическую поэму «Кавказский пленник»

Чтец. «Кавказский пленник» (ч.1, строфы VI, VII, XIII, XV)

1-й ведущий. Следом рождается поэма «Аул Бастунджи». Её действие происходит в Пятигорье, где в конце XVIII и самом начале XIX веков вблизи Бештау был аул Бастунджи, разрушенный в 1804 г. Лермонтов видел лишь его руины.

Чтец. «Аул Бастунджи» (Гл.1, строфы I-IV)

2-й ведущий. Любовь к Кавказу у поэта не только следствие детских впечатлений; для юного Лермонтова, наследника декабристских идей, родина горцев, их борьба за свободу олицетворяет вольность. Покидая под натиском русских родные места, его горцы говорят: «Пусть на тебя, Бешту суровый, попробуют надеть оковы!»

Чтец. «Измаил-бей» (ч.1, строфа 3)

3-й ведущий. В 1837 году за стихотворение «Смерть поэта» Михаил Юрьевич Лермонтов был выслан из Петербурга в Нижегородский драгунский полк, который находился в Кахетии. По новым кавказским впечатлениям создаёт он поэму «Мцыри», новую редакцию «Демона», балладу «Тамара».

1-й ведущий. В  основу «Тамары» положена грузинская легенда о царице Дарье, жившей когда-то в старинной башне над Тереком (слайд – старая открытка: башня царицы Тамары). Легенда гласит, что царица волшебною силою завлекала к себе на ночь путников, а под утро обезглавливала их и трупы сбрасывала в Терек. А в другом варианте легенды мифическая Дарья носит имя исторической царицы Тамары. Очевидно, этим вариантом и воспользовался Лермонтов.

«Тамара»

2-й ведущий. С середины августа Лермонтов лечился в Кисловодске и жил в доме Реброва. Ещё несколько лет назад экскурсоводы показывали этот дом отдыхающим, но теперь он полностью разрушен. По соседству с этим домом была ресторация, центр развлечений «водяного общества» (слайд – старая открытка: ресторация в Кисловодске). На её месте теперь обзорная лермонтовская площадка со скульптурным портретом поэта (слайд - фото). Внизу в гроте фигура Демона, выполненная скульптором Г.Курегяном (слайд - фото).

3-й ведущий. Сначала поэт задумал поэму о Демоне, который влюбляется в монахиню и губит её. Но в ходе работы над произведением безликая монахиня превратилась в красавицу Тамару. Лермонтов использовал легенду о любви горного духа к девушке-грузинке и о его ревности к её жениху.

Чтецы (девушка и юноша). «Демон» (диалог Демона и Тамары) (Слайд – М.Врубель. Демон и Тамара)

1-й ведущий. Ещё по дороге на Кавказ Лермонтов заболел и в Ставрополе был направлен в военный госпиталь, а потом переведён в Пятигорский госпиталь для лечения минеральными водами, где и пробыл с мая до сентября 1837 года. Выписавшись из госпиталя, поэт перебрался на частную квартиру. Предполагают, что она была в том же квартале, где и его «последний приют», теперешний домик-музей. Этот дом сохранился, он находится на пересечении улиц Лермонтова и Соборной (слайд - фото).

2-й ведущий. Тогда это была окраина города. Выше к Машуку строений не было, только виднелись кресты и памятники кладбища (слайд – старая открытка: вид на кладбище). Вот что пишет поэт в письме к М.А. Лопухиной об этой квартире: «У меня здесь славная квартира; каждое утро из окна я смотрю на цепь снежных гор и Эльбрус; вот и теперь, сидя за письмом к Вам,  я то и дело останавливаюсь, чтобы взглянуть на этих великанов, так они прекрасны и величественны…». Из окон действительно открывался прекрасный вид Пятигорска и окрестностей, который он опишет позднее в романе «Герой нашего времени». Да и героя своего, Печорина, он поселит именно в этом доме (слайд - фото).

            3-й ведущий. Глава «Княжна Мери» написана по впечатлениям от пребывания Лермонтова в Пятигорске во время первой ссылки. Она может служить поэтическим путеводителем по Пятигорью. (Рассказ об этом – это отдельная экскурсия по лермонтовским местам.)

2-й ведущий. Любимым занятием Михаила Юрьевича были прогулки вокруг Машука. Он выходил на дорогу, которая проходила вдоль окраины города, и бродил по тропинкам, подёрнутым дымкой испарений минеральных ключей. Великолепна картина южной ночи, когда, слушая разговор звёзд, одиноко бредёт поэт, размышляющий о вечности. Так было создано замечательное стихотворение «Выхожу один я на дорогу», положенное на музыку несколькими композиторами. Но наиболее популярна мелодия Е.С. Шашиной.

Вокал. «Выхожу один я на дорогу» (исполняется романс). (Слайд – фото современной дороги и тропинок, где родилось стихотворение)

1-й ведущий. В 1840 году состоялась дуэль Лермонтова с французским посланником Барантом, которая послужила причиной ссылки поэта в Тенгинский пехотный полк. Лермонтова прикомандировали к отряду генерала Галафеева, принимавшему участие в боях с горцами в Чечне. Теперь поэт по-иному воспринимает кавказскую войну, жестокость которой ощутил в сражениях. Эти впечатления легли в основу автобиографического стихотворения «Валерик». Эпизод сражения запечатлён не только Лермонтовым-поэтом, но и Лермонтовым-художником (слайд – акварель Лермонтова «Эпизод сражения при Валерике»). Любопытно, что очертания горы на заднем плане представляют контуры Бештау, которые можно видеть только в Пятигорске.

Чтец. «Валерик» («Раз – это было под Гихами… - вся строфа»)

2-й ведущий. Во время последней ссылки бабушка поэта добилась для него короткого отпуска в столицу. Современники  вспоминали, что перед возвращением на Кавказ его томили тяжёлые предчувствия. Поэт тоскует, он раздражён и насмешлив. Им «овладел  демон поэзии или стихов», как он пишет в дороге С.Н. Карамзиной, а надо ехать под пули. В письме он просит: «Пожелайте мне счастья и лёгкого ранения, это самое лучшее, что можно мне пожелать… Я порядком устал от всех этих путешествий, которым, кажется, суждено вечно длиться». Лермонтова преследуют мысли о смерти, поэт рисует её себе в стихах «Завещание» и «Сон» (слайд – автографы последних стихотворений Лермонтова).

Чтец. «Сон»

3-й ведущий. 13 мая 1841 года Лермонтов с двоюродным дядей и приятелем Столыпиным (по прозвищу Монго) (слайд – портрет Монго) приехали в Пятигорск. Остановились в Ресторации (слайды – старая открытка: здание ресторации в XIX веке и современное фото института курортологии). В комендатуре встретили майора В.И.Чилаева,  и тот предложил квартиру во флигеле своего дома (слайд – старая открытка: флигель у дома Чилаева). Этому флигелю суждено было стать последним приютом поэта. Сюда привезли его бездыханное тело с места дуэли, и оттуда же на 3-й день после гибели проводили на кладбище…

1-й ведущий. По соседству жили знакомые кавказские офицеры: Глебов, Васильчиков, Мартынов. Лермонтов обрадовался: и «Мартышка» здесь! (Так он звал приятеля по военному училищу Мартынова) (Слайд – портрет Мартынова).

Летняя жизнь в Пятигорске обещала много радостей. Лермонтов часто навещал семью генерала Верзилина в доме, находящемся по соседству с его флигелем (слайд – современное фото дома Верзилина).  Именно в гостиной дома Верзилиных и произошла ссора Лермонтова с Мартыновым.

В семье генерала были молодые хорошенькие дочери (слайд – портрет сестёр Верзилиных). Лермонтову нравилось проводить время в компании с молодыми провинциалками: здесь не было и тени фальши светских гостиных. Он поддразнивал слободских дам, а они его называли «шелапут-кыргиз».

2-й ведущий. Напротив дома Верзилиных находился дом, в котором квартировала дальняя родственница поэта Е.Г. Быховец (слайды – современное фото дома и портрет Е Быховец). Уже после гибели Лермонтова девушка говорила, что он любил её за то, что она напоминала ему Варвару Александровну Лопухину (слайд – портрет В. Лопухиной), на которую была очень похожа: «об ней его любимый разговор был». Катеньке Быховец  Лермонтов посвятил своё стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю».

Чтец. «Нет, не тебя так пылко я люблю»

2-й ведущий. Военная молодёжь в Пятигорске искала развлечений. Часто устраивались балы в Казённом саду (слайд – старая открытка: казённый сад). Но сад был далеко от центра. Лермонтов с приятелями решили устроить бал в гроте Дианы с танцами на площадке.

Этот искусственный грот в 1830 году сложили из камней бр. Бернардацци в парке «Цветник» (слайды – старая открытка: грот Дианы и современное фото грота). Сначала грот назвали «Эльборус», в память первого восхождения на эту вершину. Но позже ему присвоили имя греческой богини охоты Дианы. Внутри прикрепили отлитые на Луганском заводе чугунные мемориальные доски на русском и арабском языках.

1-й ведущий. К празднику грот задрапировали яркими тканями, украсили гирляндами. Колонны были увиты цветами. Свет фонариков отражался в большом круглом зеркале, прикреплённом к потолку.  

…А когда погасли бальные огни, ночью на затихшем бульваре поклонник Лермонтова офицер П.А. Гвоздев встретил одиноко бредущего поэта. Тот был грустен и признался товарищу, что его томит предчувствие близкой смерти…

3-й ведущий.  Лишь немногие понимали, что среди веселья поэт чувствовал себя одиноким. Он мечтал о свободной литературной деятельности. В последнем письме к бабушке из Пятигорска он просит узнать, примут ли у него прошение об отставке. И не перестаёт писать. Здесь, в это последнее лето его жизни, было написано много стихов, среди которых – «Листок», «Пророк», «Морская царевна» (слайды – автографы стихов Лермонтова).

Чтец. «Морская царевна»

2-й ведущий. 13 июля у Верзилиных собрались, как всегда, молодые люди. Они говорили о литературе, шутили, смеялись (слайд – современное фото гостиной в доме Верзилиных). Лермонтов пошутил над Мартыновым, назвав его «горцем с большим кинжалом». Мартынов возмутился, а когда гости выходили, на ступеньках (слайд – фото ступеней) в сенях он повторил упрёк. Лермонтов спросил: «Что ж на дуэль, что ли, вызовешь меня за это?» Мартынов ответил: «Да!»

3-й ведущий. До сих пор неясны многие обстоятельства этой трагической дуэли. Успел Лермонтов выстрелить или почти в упор был убит Мартыновым, как долго он лежал, быть может, ещё живой под проливным дождём – об этом до сих пор спорят исследователи.

1-й ведущий. Не только слуги оплакивали своего доброго барина. Горевала вся слободка, весь гроб его был усыпан цветами из слободских садочков. Весь Пятигорск был в волнении. Друзья и почитатели творчества жалели и плакали, а враги радовались, что навеки умолк голос «несносного» офицера. И совсем немногие тогда понимали, кого потеряла Россия в грозовой вечер 15(27) июля 1841 года…

2-й ведущий. Тогда, в 1841 году, у предполагаемого места дуэли положили простой придорожный камень. К 40-й годовщине гибели поэта место поединка отметили небольшой каменной пирамидкой (слайд – старая открытка: первый памятник на месте дуэли). Затем был ещё памятник (слайд – старая открытка: второй памятник на месте дуэли). И лишь к 100-летию со дня рождения поэта был установлен постоянный прочный монумент (слайд – современное фото места дули)– классический обелиск с бронзовым барельефом поэта в нише, устроили ограду из столбиков с цепями и каменными фигурами грифов по углам. Площадку же благоустроили гораздо позднее.

3-й ведущий. Похоронили Михаила Юрьевича Лермонтова на Пятигорском городском кладбище и на его могиле поставили простой камень с надписью «Михаил» (слайд – старая открытка: рис. Арнольди могилы Лермонтова с надгробной плитой). Вскоре этот временный знак заменили каменной плитой с надписью: «Поручик Тенгинского пехотного полка Михаил Юрьевич Лермонтов. 1814-1841». Но в марте 1842 г. бабушка увезла тело внука в Тарханы, плиту зарыли в могильной яме, и следы погребения исчезли. Позже, в 1903 г., основываясь на показаниях современников Лермонтова, приблизительное место захоронения было установлено и на нём поставлен бетонный обелиск с изображением креста и лаврового венка (слайд – фото места первого захоронения поэта сегодня).

2-й ведущий. Домик, в котором Лермонтов провёл последние дни своей жизни, обрёл первоначальный вид, теперь здесь музей (слайд – современное фото «Домика Лермонтова»). Воссоздана обстановка, здесь есть вещи, принадлежавшие  поэту. Кресло, письменный стол, круглый столик – подлинные, они стояли здесь при Лермонтове (слайд - фото). На столике когда-то лежала тетрадь с последними стихами поэта. Теперь мы видим здесь листок с автографом одного из последних стихотворений М.Ю. - «Пророк» (слайды – фото листков с автографом и иллюстрация к стихотворению).

Чтец. «Пророк»

1-й ведущий. Ежегодно 27 июля, в день гибели Лермонтова, в домике-музее устраивается традиционный литературный вечер-концерт (слайд – фото, сделанное непосредственно на таком вечере). А в центре города на месте крутого обрыва устроен Лермонтовский сквер (слайд – старая открытка: в сквере Лермонтова), в котором в 1889 году был открыт первый в России памятник великому поэту.

2-й ведущий. Лермонтов в раздумье сидит на уступе скалы (слайд – современное фото памятника). Сброшена шинель, расстёгнут тесный офицерский сюртук. Раскрытая книга упала к ногам. Поэт задумчиво смотрит на цепь Кавказского хребта с его двуглавым снежным исполином…

Завершается экскурсия показом на фоне музыки слайдов с видами Кавказских гор.