Размышления и наброски. Сопоставительный анализ стихотворений.(«Кавказ» А.С.Пушкина и «Кавказ» М.Ю.Лермонтова).
методическая разработка по литературе (9 класс)

Багдасарова Татьяна Владимировна

Размышления и наброски. Сопоставительный анализ стихотворений.(«Кавказ» А.С.Пушкина  и «Кавказ» М.Ю.Лермонтова). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kavkaz_a.s.pushkina_i_kavkaz_m.yu_.lermontova.docx30.42 КБ

Предварительный просмотр:

Сравнительный анализ двух стихотворений.

 «Кавказ» А.С.Пушкина  и «Кавказ» М.Ю.Лермонтова. Размышления и наброски

Нам представляется целесообразным провести урок сравнительной характеристики одноименных стихотворений  у двух великих поэтов. В каком классе? Видимо, наиболее эффективной будет работа по сравнительному анализу у девятиклассников: они владеют уже базовыми навыками анализа поэтического текста, особенно пейзажа. В качестве эпиграфа естественно предложить известные слова В.Г. Белинского:  «Кавказу как будто суждено было стать колыбелью наших поэтических талантов, вдохновителем их музы, поэтическою их родиною». Стихотворение «Кавказ» написано Лермонтовым в пятнадцать лет. Потом, на протяжении всей своей недолгой жизни,  он обращался к этому образу  и в поэзии, и в прозе не один раз, но образ Кавказа,  созданный пятнадцатилетним мальчиком, удивляет своей самозабвенной искренностью.

Далее ученикам целесообразно предложить вопрос «Кто из русских поэтов обращался к изображению Кавказа? Подготовленный ученик читает пушкинский текст, на партах учащихся – распечатанный текст стихотворения «Кавказ»  А.С. Пушкина.

Кавказ

Кавказ подо мною. Один в вышине

Стою над снегами у края стремнины;

Орел, с отдаленной поднявшись вершины,

Парит неподвижно со мной наравне.

Отселе я вижу потоков рожденье

И первое грозных обвалов движенье.

Здесь тучи смиренно идут подо мной;

Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;

Под ними утесов нагие громады;

Там ниже мох тощий, кустарник сухой;

А там уже рощи, зеленые сени,

Где птицы щебечут, где скачут олени.

 А там уж и люди гнездятся в горах,

И ползают овцы по злачным стремнинам,

И пастырь нисходит к веселым долинам,

Где мчится Арагва в тенистых брегах,

И нищий наездник таится в ущелье,

Где Терек играет в свирепом веселье;

Играет и воет, как зверь молодой,

Завидевший пищу из клетки железной;

И бьется о берег в вражде бесполезной

И лижет утесы голодной волной…

Вотще! Нет ни пищи ему, ни отрады:

Теснят его грозно немые громады.

Беседа по тексту:

-Внимательно прочитайте текст.

-Как видит Пушкин Кавказ? (С высоты орлиного полета).

-Как организовано пространство текста?

Поэт выделяет в стихотворении четыре строфы, каждая – шестистишие. Давайте всмотримся внимательно, что меняется от строфы к строфе.

Первая строфа: на высоте орлиного полета – все, что рядом по горизонтали на высоте Кавказа. Общий план.

Вторая строфа: от туч до птиц.  Общий план, но его укрупнение, выделение отдельных фрагментов, видимых с высоты.

 Третья строфа: взгляд скользит все ниже, запечатлевая  людей, овец, горные реки. Люди гнездятся а овцы ползают – овцы как Божьи коровки по размеру, люди как птицы. Возникает смысловое единство: люди-овцы – абсолютное равенство. Возможно, потому, что с высоты Кавказа они выглядят одинаково крошечными.  Пушкин изобразил Кавказ так, как его редко видят, а если кто видит, то не стремится запечатлеть…Особенно это удивительно для первой четверти 19 века. Если бы мы описывали то, что мы видим с вертолета, зависшего на определенной высоте,  это было бы естественно. Но, согласитесь, для восприятия человека пушкинской эпохи  этот ракурс совсем необычен.

Четвертая строфа: взгляд останавливается, он прикован к Тереку. Крупный план. Поэт вглядывается  с высоты  в глубину горного ущелья. Таким образом, мы видим, что Пушкин в стихотворении строго придерживается  перспективы, четко разграничивая, что находится на первом плане, что на втором, что видно в естественную величину, а что - в уменьшенном объеме вследствие дальнего расстояния. Пушкин избирает позицию наблюдателя.

- Что же именно видит поэт? Какие образы возникают перед читателем?

         - паренье орла

-потоков рожденье

-тучи

-водопады

-утесов громады

-мох тощий, кустарник сырой

-рощи, зеленые сени, птицы, олени

-жилища людей

-овцы,  пастухи

-горные реки

Сколько всего увидел  поэт, находясь на вершине Кавказа! Об этом очень точно сказал  русский поэт 20 века  Вс. Рождественский: «Вы убедитесь,  как точно и в какой последовательности взор поэта спускается все ниже и ниже, от снегов горной вершины  к зеленым долинам Арагвы. Все ботанические пояса  встают перед нами. Завершается стихотворение  яркой  картиной  Терека, бушующего  на самом дне узкого Дарьяльского ущелья» [7, 218].

Пространственная композиция  в стихотворении Пушкина удивительно продумана.

А время? Какое оно? Конечно же, настоящее, стоит только взглянуть на глаголы:

- один стою

- орел парит

- я вижу

- тучи смиренно идут подо мной

- сквозь них,  низвергаясь, шумят водопады

- птицы щебечут

- скачут олени

- люди гнездятся

- ползают овцы

- пастырь нисходит

- мчится  Арагва

- наездник таится

- Терек играет в свирепом веселье

- играет и воет, как зверь молодой

- и бьется о берег

- и лижет утесы голодной волной

- теснят его грозно немые громады

Мы видим 18 глаголов настоящего времени! Вот здесь очевидно, что средства морфологии работают не просто на усиление выразительности текста, но на создание развернутой движущейся панорамы Кавказа. Вот почему нас не покидает ощущение, что перед нами разворачивается этот пейзаж! Как много увидел и заметил поэт! Это совершенный кинематографический прием, это монтаж различных фрагментов. И все это – задолго до изобретения братьев Люмьер!

После столь пристального  рассмотрения  интересно задать учащимся вопрос:

 - Увидели ли вы  Кавказ, изображенный Пушкиным? Предстал ли он перед вашим мысленным взором?

- Что вас удивило в этом стихотворении?

Здесь многое может удивить:  гордая констатация факта  покорения высоты:

Кавказ подо мною,  не предо мной, что было бы так естественно, не вверху, а внизу. Тучи, которые «смиренно идут подо мной».  А также –  люди, которые гнездятся и овцы, которые ползают…Терек, играющий «в свирепом веселье», и не только это.

Необходимо обязательно задать восьмиклассникам еще один вопрос:

- Выражено ли в пушкинском тексте авторское отношение к предмету изображения?

Обычно  учащиеся  отвечают  отрицательно. Хотя можно почувствовать состояние какого-то единения лирического героя и величественного явления природы.

-  Какой вывод можно сделать?

Кавказ увиден Пушкиным извне, во внешнем мире, запечатлен с эпической, гомеровской объективностью.  Кавказ Пушкина, столь мощно и великолепно изображенный, остается явлением внешнего мира, не переходящим в пространство внутреннего мира поэта.

Обратимся к  стихотворению «Кавказ» М.Ю. Лермонтова.

 В лирическом пространстве этого текста существуют иные законы, иная перспектива. Какие они, мы сегодня попытаемся увидеть и понять. Далее на уроке учащимся предлагается объединиться в группы. Каждая из четырех групп  получает свое задание.

І группа – Структура текста. Выделение смысловых сегментов, ключевых слов, семантических центров.

ІІ группа –   Грамматические средства выразительности текста.

ІІI группа - Использование тропов и фигур (образных средств художественной изобразительности).

ІV  группа –  Сильные позиции текста.  Пространство и время.

Еще до представления результатов  групповой  работы  желательно обратить внимание учащихся на слова М.Н.Эпштейна: «Любимый лермонтовский пейзаж – горы и облака. Лермонтов внес в русский поэтический пейзаж вертикальное измерение – устремленность ввысь. Высота как основной  пространственный и ценностный ориентир  предопределила приверженность поэта  природе Кавказа, который становится ключевым образом  двадцати стихотворений и нескольких  поэм» [ 11, 218].

После представления результатов групповой работы целесообразно задать вопрос:

  • Чем отличается лермонтовский  «Кавказ» от «Кавказа» пушкинского?

Обычно дети легко определяют, что у Пушкина -  это пейзажная зарисовка, увиденная во внешнем мире. У Пушкина  Кавказ – здесь и сейчас, пространство и время сливаются воедино, это место, где в данное время находится лирический герой , у Лермонтова – это некое идеальное место его воспоминаний, связанное с самыми яркими событиями пришлого.  Это далеко и давно. Но это всегда в душе, всегда рядом, потому что это самые дорогие сердцу воспоминания. У Лермонтова - объяснение в любви  Кавказу, чей образ хранится в душе поэта. Это как у Хемингуэя – «Праздник, который всегда с тобой».

Однако не хотелось бы соскальзывать к упрощенному, школьному пониманию  поэтического творчества.

 Да, у Пушкина  Кавказ – это просто пейзаж, но какой! 

 «Разве не должны мы помнить о том, что природа прекрасна и животворна сама по себе и принадлежит не только нам, но и будущим, хочется верить, болем мудрым и благородным поколеним?... Всякая настоящая поэзия, и преждет всего пушкинская, внушает нам чувство счастья. Ключом к мировоззрению Пушкина кажется …его строка из «Евгения Онегина»: «Прости, веселая природа…»… Веселая – это такой неожиданный и так много говорящий о Пушкине эпитет» [7, 277-278].

 Таким образом, можно утверждать, что и пушкинский «Кавказ», совершенно не претендующий на изображение внутреннего мира человека, тем не менее доставляет эстетическое удовольствие, радость соприкосновения с величественным явленим природы, увиденным и изображенным так необычно.    

 Только после  этих выводов классу предлагается  записать в тетради  слова М.Н. Эпштейна: «Если для Пушкина Кавказ – одно из пристанищ романтически странствующей музы  (наряду с Крымом), то для Лермонтова  - единственная, предначертанная  «родина души».

В конце урока учащимся предлагается самостоятельно вслух прочитать текст.

  • Помог ли вам  сравнительный  анализ двух  поэтических текстов  лучше понять и почувствовать каждое из этих  стихотворений?

  В качестве домашнего задания рекомендуется выучить наизусть одно из  стихотворений, то, которое призвело наибольшее впечатление.  Это может быть «Кавказ» Пушкина или  лермонтовский  «Кавказ».  

СПИСOК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка /   И.В. Арнольд.  – М.: Просвещение, 1990. - 301с.

2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М.Бахтин. – М.: Просвещение, 1979, 286с.

3. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. – М.: Просвещение, 1981, 139с.

4.  Гинзбург Л.Я. О лирике  /  Л.Я.Гинзбург. – М.: Интрада. 1997. 385с.

5.  Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А., Шаповал С.А. Литература. Учимся понимать художественный текст. Задачник-практикум 8-11 классы/ Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая, С.А. Шаповал. – М.: Астрель, 2001, 303с.

6. Ковтунова И.И. Поэтический синтаксис / И.И.Ковтунова. – М.: Наука, 1986.  - 206с.

7.  Кушнер А. Аполлон в снегу. Заметки на полях/ А.Кушнер. – Л.:Советский писатель. 1991, 511с.

8. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха /  Ю.М.Лотман. – М.: Просвещение, 1996. - 252с.

9. Львова С.И. Уроки словесности 5-9 классы / С.И.Львова.  – М.: Дрофа, 2000. – 414с.

10. Эпштейн М.Н. Природа, мир, тайник вселенной…Система пейзажных образов в русской поэзии / М.Н.Эпштейн. – М.: Высшая школа. 1990. – 298с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сопоставительный анализ стихотворений А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке» и М.Ю.Лермонтова «Крест на скале»

Предлагается сравнительный анализ двух лирический произведений, связанных одной темой....

Сопоставительный анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова «Крест на скале» и А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке».

    В данной работе дан сопоставительный анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова "Крест на скале" и А.С.Пушкина "Монастырь на скале".  Предназначена для учащихся и учителей....

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...

Романтический герой М.Ю.Лермонтова в поэмах "Демон" и "Мцыри". Сопоставительный анализ героев.

Цель урока: углубление знаний о "романтическом герое" М.Ю.Лермонтова; сопоставительный анализ идейно-образной системы поэм "Демон" и "Мцыри"; выяснить, как в образах Демона и Мцыри отразилась личность...

Орган живой (сравнительно-сопоставительный анализ стихотворений Тютчева и Лермонтова, посвященных гибели Пушкина)

Материалы к уроку включают в себя план-конспект, презентацию, раздаточный материал....

Сопоставительный анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова «Крест на скале» и А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке».

Материал представляет собой сопоставительный анализ двух стихотворений - собственно анализ и материал в виде таблицы, помогающей сравнить произведения по разным позициям. Можетиспользоваться как приме...

Образец сопоставительного анализа двух классических стихотворений на тему Кавказа.

Сопоставительный анализ романтических стихотворений А.Пушкина и М.Лермонтова на тему Кавказа....