Сопоставительный анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова «Крест на скале» и А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке».
методическая разработка по литературе (9, 10, 11 класс) по теме

Соловьёва Ирина Касимовна

Материал представляет собой сопоставительный анализ двух стихотворений - собственно анализ и материал в виде таблицы, помогающей сравнить произведения по разным позициям. Можетиспользоваться как пример при изучении этого вида сочинений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сопоставительный анализ

стихотворений М.Ю.Лермонтова «Крест на скале»

и А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке».

По каким признакам сравниваем стихотворения

Стихотворение А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке»

Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Крест на скале»

Выводы

Названия стихотворений

«Монастырь на Казбеке»

«Крест на скале»

Сходные синтаксические конструкции

Тема

Мечта лирического героя «подняться к вольной вышине»

Мечта лирического героя взойти к вершине скалы

Оба стихотворения выражают одинаковую мечту

Настроение

Самая большая мечта, самое вожделенное желание

Самая большая мечта, самое вожделенное желание

Одинаковое настроение

Как оно выражено

3 предложения с восклицательным знаком плюс многоточие

Внешне менее эмоциональное стихотворение, всего один восклицательный знак

У Лермонтова его заветная мечта выглядит мрачнее, но есть ощущение, что он просто реальнее смотрит на жизнь и точно знает, зачем он хочет взойти на скалу (молиться и плакать), а Пушкин, кажется, стремится к свободе и «в соседство бога», где хочет просто «скрыться»

Композиция

2 части, 6 и 5 строк. 1 часть – восторг и восхваление Казбека и монастыря; 2 часть – выражение мечты.

3 катрена. 1 часть – 1-2 четверостишия, в них – рассказ о скале, где на её вершине много лет стоит деревянный крест. 2 часть – 3 четверостишие, где выражена мечта лирического героя.

Сходная композиция.

Размер, ритм, рифма

Ямб, за счёт пропусков ударных слогов и «лишних» слогов  в конце некоторых строк создаётся интересный ритмический рисунок. Рифму можно записать такой формулой: ааббвбвдеде, т.е. начинается стихотворение парной рифмовкой, заканчивается смежной, а в середине наблюдаем, как две строки с одинаковой рифмовкой разбиваются «потерявшейся» строкой, и создаётся впечатление, что стихотворение одновременно и разделено на две части, и – посредством рифмовки – не даёт ему «развалиться».

Амфибрахий, стихотворение звучит очень стройно, никаких «сбоев», всё как будто выверено, продумано, как будто автор произносит его уже не в первый раз, как молитву, давно заученную наизусть, но не теряющую своей актуальности. Способ рифмовки  - парное сочетание строк – лишний раз показывает стройность произведения.

Звучат стихотворения по-разному. Пушкин в своём стихотворении более эмоционален, импульсивен и как будто не совсем ясно представляет свою мечту.

Лермонтовское стихотворение звучит более размеренно, чётко, методично, но не теряет при этом своей эмоциональности. Та же страстная мечта, но ещё больше трагизма и безысходности.

Рифмующиеся слова

Лучами - облаками – горами; гор – шатёр (1часть);

Ущелью – келью; вышине – мне (2 часть); ковчег – брег (связывает обе части)

Скалу – орлу; над ней (над скалой) – дождей; следов – холмов; рука (крест) – облака (1 часть, лексика также направлена вверх). Туда – тогда; бытия – бы я (2 часть, слова не несут яркой смысловой нагрузки, в этих строках центр смещается на начало строк)

У Пушкина рифмующиеся слова 1 части направлены вверх, к небу; во второй части есть слово ВЫШИНА. Так на уровне рифмующихся слов автор связывает обе части стихотворения.

У Лермонтова рифмующиеся слова 1 части так же направлены вверх.

Синонимы, близкие по значению слова

Семья гор – царственный шатёр -  монастырь – реющий ковчег – вожделенный брег – вольная вышина – заоблачная келья – соседство Бога.

Теснина Кавказа – скала - туда; крест деревянный чернеет – гниёт и гнётся – много лет без следов – каждая кверху подъята рука – хочет схватить облака -

Есть близкие по значению слова (гора, скала), но предмет мечтаний разный: красивый, сияющий монастырь у Пушкина и гниющий деревянный крест у Лермонтова. Между тем, и то, и другое символизирует связь с Богом.

В последних строках обоих стихотворений авторы называют себя: «В соседство Бога скрыться мне!..» и «И с бурею братом назвался бы я!»

цвета

Свет, сияние, призрачность противопоставлены тьме ущелья

Черный крест, буря и дождь, недосягаемые облака, буря

Лермонтовское стихотворение по цветовому составу гораздо мрачнее, чем пушкинское.

Мысли и чувства автора

У Пушкина лексический ряд начинается высоко, а заканчивается рядом с Богом

У Лермонтова «конечный пункт» мечты не так красив, как у Пушкина.

Не внешняя красота привлекает лермонтовского лирического героя, который глубоко сопереживает какому-то кресту, буквально очеловечивая его страдания. Его главная цель – молиться и плакать, а затем только стать «братом бури», а не соседом бога. (Не хочет быть как у Христа за пазухой)

Художественное пространство

Точка отсчета – гора, затем – заоблачная высь, небо, Бог. Ущелье лишь упоминается в противовес мечте.

С холмов издалека виден крест. Сам лирический герой его не видел, но откуда-то знает о нём в подробностях, возможно, воображает себе его таким. Мечты зовут вверх, но герой находится на земле.

Пушкинский герой не видел в реальности свой монастырь, да и Лермонтовский герой лишь наслышан о кресте. В этом они похожи.

Художественное время

Вечность и мечта о вечности

Много лет и мечта помолиться и уйти в вечность

Можно сказать, по сравнению с Пушкиным Лермонтов более реально относится ко времени.

Сколько предложений в тексте

5

3

У Лермонтова предложения более длинные

Какова структура предложений

Панорама монастыря выражена более длинными предложениями (1 часть); мечта звучит достаточно чётко после предложения-вздоха: «Далёкий, вожделенный брег!»

Каждое четверостишие – отдельное предложение. Размеренность, продуманность, конкретика в выражении мыслей.

Мечта звучит в словах: «О, если б взойти удалось мне туда…»

Структура предложений, их длина и последовательность лишь подтверждают мысли, высказанные в пункте о размере, рифме и ритме стихотворений.

Средства художественной изобразительности

Семья гор – метафора; царственный шатёр – метафора; Как в небе реющий ковчег – сравнение; далёкий, вожделенный брег – эпитеты; вольная вышина – эпитет; заоблачная келья – эпитет; дважды встречаются глаголы в условном наклонении; во второй части трижды встречаются риторические восклицания.

Теснина Кавказа – метафора; туда долететь лишь степному орлу – скрытая метафора; И каждая кверху подъята рука – олицетворение, метафора; как будто он хочет схватить облака – развёрнутое сравнение-олицетворение; Риторическое восклицание в последнем четверостишии; 4 раза употреблены глаголы в условном наклонении; цепь бытия – метонимия, в последней строке – инверсия.

Оба поэта употребляют метафоры, сравнения, глаголы в условном наклонении, риторические восклицания. Но у Лермонтова, в отличие от Пушкина, почти нет эпитетов, зато есть олицетворения, которыми автор одушевляет крест – свою мечту. Можно сказать, что для Пушкина важен внешний эффект (образные определения), а для Лермонтова – внутренний мир (олицетворения).

При первом знакомстве со стихотворениями А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке» и М.Ю.Лермонтова «Крест на скале» кажется, будто Лермонтов лишь повторил Пушкина. Действительно, в данных произведениях можно найти много общего, начиная с похожих названий. Авторы используют сходные синтаксические конструкции, но если у Пушкина заголовок звучит громко, торжественно, то Лермонтов использует сниженную лексику: вместо монастыря у него – просто крест, и расположен он не на Казбеке (звучит-то как!), а на скале (холодное, острое слово!)

В обоих стихотворениях звучит похожая мечта, но авторы конкретизируют её по-разному: Пушкинский герой мечтает «Подняться к вольной вышине», а Лермонтовский – взойти к вершине скалы. Цели восхождения тоже разнятся: Пушкинского героя прельщает соседство с Богом в «вольной вышине», а Лермонтовский хочет «молиться и плакать». У Лермонтова его заветная мечта выглядит мрачнее, но есть ощущение, что он просто реальнее смотрит на жизнь и точно знает, зачем он хочет взойти на скалу, а Пушкинский герой, кажется, стремится к свободе и «в соседство бога», где хочет просто «скрыться». И в том, и в другом случае герои проникнуты одним настроением, ибо мечта для каждого – самая что ни есть вожделенная. Однако выражено это настроение по-разному. У Пушкина в стихотворении три предложения с восклицательным знаком плюс многоточие, а у Лермонтова внешне менее эмоциональное стихотворение, всего один восклицательный знак.

        Сходна композиция двух стихотворений. В первом можно выделить две части,  по шесть и  пять строк соответственно в каждой из них. В первой части – восторг и восхваление Казбека и монастыря, во второй – выражение мечты. Во втором  - те же две части, в первых двух катренах -  рассказ о скале, где на её вершине много лет стоит деревянный крест.  Вторая часть – это третье четверостишие, где выражена мечта лирического героя.

Рифмующиеся слова несут особую смысловую нагрузку. У Пушкина рифмующиеся слова первой части (лучами - облаками – горами; гор – шатёр) направлены вверх, к небу; во второй части есть слово ВЫШИНА. Так на уровне рифмующихся слов автор связывает обе части стихотворения. У Лермонтова рифмующиеся слова первой части (скалу – орлу; над ней (над скалой) – дождей; следов – холмов; рука (крест) – облака) также направлены вверх.

Близкие по значению слова, контекстуальные синонимы  (семья гор – царственный шатёр -  монастырь – реющий ковчег – вожделенный брег – вольная вышина – заоблачная келья – соседство Бога - с одной стороны -  и теснина Кавказа – скала - туда; крест деревянный чернеет – гниёт и гнётся – много лет без следов – каждая кверху подъята рука – хочет схватить облака - с другой) показывают, что предмет мечтаний разный: красивый, сияющий монастырь у Пушкина и гниющий деревянный крест у Лермонтова. Не внешняя красота привлекает лермонтовского лирического героя, который глубоко сопереживает какому-то кресту, буквально очеловечивая его страдания. Его главная цель – молиться и плакать, а затем только стать «братом бури», а не соседом бога. (Не хочет быть как у Христа за пазухой) Между тем, и монастырь, и крест символизируют связь с Богом.

Важную роль для понимания авторских замыслов играют рифма, ритм, размер стихотворений. У Пушкина стихотворение написано ямбом, за счёт пропусков ударных слогов и «лишних» слогов  в конце некоторых строк создаётся интересный ритмический рисунок. Рифму можно записать такой формулой: ааббвбвдеде, т.е. начинается стихотворение парной рифмовкой, заканчивается смежной, а в середине наблюдаем, как две строки с одинаковой рифмовкой разбиваются «потерявшейся» строкой, и создаётся впечатление, что стихотворение одновременно и разделено на две части, и – посредством рифмовки – не даёт ему «развалиться». Лермонтовское  стихотворение, написанное амфибрахием, звучит очень стройно, никаких «сбоев», всё как будто выверено, продумано, как будто автор произносит его уже не в первый раз, как молитву, давно заученную наизусть, но не теряющую своей актуальности. Способ рифмовки  - парное сочетание строк – лишний раз показывает стройность произведения.

        Итак, звучат стихотворения по-разному. Пушкин  более эмоционален, импульсивен и как будто не совсем ясно представляет свою мечту. Лермонтовское стихотворение звучит более размеренно, чётко, методично, но не теряет при этом своей эмоциональности. Та же страстная мечта, но ещё больше трагизма и безысходности.

Выявить непохожесть стихотворений помогают слова, так или иначе передающие цвет. Свет, сияние, призрачность противопоставлены тьме ущелья в первом стихотворении. Черный крест, буря и дождь, недосягаемые облака во втором подчёркивают мрачность Лермонтовского стихотворения.

Интересно организовано в стихотворениях художественное пространство. У Пушкина точка отсчета – гора, затем – заоблачная высь, небо, Бог. Ущелье лишь упоминается в противовес мечте. Пушкинский герой не видел в реальности свой монастырь, да и Лермонтовский герой лишь наслышан о кресте, который виден издалека с холмов. При этом лирический герой знает о нём в подробностях. Возможно, он вообразил себе его таким. Мечты зовут вверх, но герой находится на земле. В этом стихотворения похожи.

Если охарактеризовать художественное время, то и здесь мы обнаружим разночтения. Вечность и мечта о вечности звучат в стихотворении о монастыре. Можно сказать, по сравнению с Пушкиным Лермонтов более реально относится ко времени. Он говорит о многих годах, а мечтает помолиться, поплакать и затем уйти в вечность.

По количеству и длине предложений произведения тоже не совпадают. Панорама монастыря выражена более длинными предложениями (1 часть); мечта звучит достаточно чётко после предложения-вздоха: «Далёкий, вожделенный брег!» В стихотворении о кресте каждое четверостишие – отдельное предложение. Размеренность, продуманность, конкретика в выражении мыслей. Мечта звучит в словах: «О, если б взойти удалось мне туда…»

        Особо следует сказать о средствах художественной изобразительности, которые используются в текстах. Оба поэта употребляют метафоры, сравнения, глаголы в условном наклонении, риторические восклицания. Но у Лермонтова, в отличие от Пушкина, почти нет эпитетов, зато есть олицетворения, которыми автор одушевляет крест – свою мечту. Можно сказать, что для Пушкина важен внешний эффект (образные определения), а для Лермонтова – внутренний мир (олицетворения).

        И что в итоге? Стихотворения имеют много точек пересечений: сходные по структуре и семантике названия, похожее внутреннее состояние лирических героев, одна на двоих мечта; композиция, ключевые слова, организация художественного времени и пространства, использование одних и тех же средств художественной изобразительности позволяют говорить о том, что тексты, написанные разными авторами в разное время, действительно очень близки.

        Но при детальном рассмотрении мы находим массу различий в двух текстах. В первую очередь, находим отличия в настроениях героев, в из взглядах на жизнь, у них отличаются цели; деталями различаются художественное пространство и время, не всегда совпадают ключевые слова, у каждого поэта есть свой набор излюбленных средств художественной изобразительности, а ритм, рифма, размер стихотворений не совпадают совсем.

        Так и должно быть! Два поэта – два гения! Каждый хотел сказать что-то своё. А каждый читатель может прочитать эти стихотворения по-своему.

Монастырь на Казбеке

Высоко над семьёю гор,

Казбек, твой царственный шатёр

Сияет вечными лучами.

Твой монастырь за облаками,

 Как в небе реющий ковчег,

Парит, чуть видный, над горами.

Далёкий, вожделенный брег!

Туда б, сказав прости ущелью,

Подняться к вольной вышине!

Туда б, в заоблачную келью,

 В соседство бога скрыться мне!..

        Пушкин

Крест на скале

В теснине Кавказа я знаю скалу,

Туда долететь лишь степному орлу,

Но крест деревянный чернеет над ней,

Гниёт он и гнётся от бурь и дождей.

И много уж лет протекло без следов

С тех пор, как он виден с далёких холмов.

И каждая кверху подъята рука,

Как будто он хочет схватить облака.

О, если б взойти удалось мне туда,

Как я бы молился и плакал тогда;

И после я б сбросил бы цепь бытия,

И с бурею братом назвался бы я!

        Лермонтов



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Вечные проблемы в русской поэзии 19-20 веков и в хип-хоп культуре. (Попытка сопоставительного анализа стихотворений русских поэтов и текстов рэп-песен)»

Русская поэзия -вершинное достижение мировой культуры. Особое место в русской поэзии 19-20 века занимают философская и любовная темы. Поэты углубляются в мир своих внутренних переживаний, раз...

Сопоставительный анализ стихотворений А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке» и М.Ю.Лермонтова «Крест на скале»

Предлагается сравнительный анализ двух лирический произведений, связанных одной темой....

Сопоставительный анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова «Крест на скале» и А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке».

    В данной работе дан сопоставительный анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова "Крест на скале" и А.С.Пушкина "Монастырь на скале".  Предназначена для учащихся и учителей....

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...

Орган живой (сравнительно-сопоставительный анализ стихотворений Тютчева и Лермонтова, посвященных гибели Пушкина)

Материалы к уроку включают в себя план-конспект, презентацию, раздаточный материал....

Размышления и наброски. Сопоставительный анализ стихотворений.(«Кавказ» А.С.Пушкина и «Кавказ» М.Ю.Лермонтова).

Размышления и наброски. Сопоставительный анализ стихотворений.(«Кавказ» А.С.Пушкина  и «Кавказ» М.Ю.Лермонтова)....

Опыт сопоставительного анализа стихотворений Ф.Тютчева и А.С. Пушкина.«Нежней мы любим и суеверней…» Урок литературы в 10 классе

Опыт сопоставительного анализа стихотворений Ф.Тютчева и А.С. Пушкина.«Нежней мы любим и суеверней…» Урок литературы в 10 классе...