Опыт сопоставительного анализа стихотворений Ф.Тютчева и А.С. Пушкина.«Нежней мы любим и суеверней…» Урок литературы в 10 классе
методическая разработка по литературе (10 класс)
Опыт сопоставительного анализа стихотворений Ф.Тютчева и А.С. Пушкина.«Нежней мы любим и суеверней…» Урок литературы в 10 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nezhney_my_lyubim_i_sueverney._opyt_sopostavitelnogo_analiza.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 10 классе
Тема: «Нежней мы любим и суеверней…» Любовная лирика Тютчева. Опыт сопоставительного анализа стихотворений.
Цель: чтение и изучение любовной лирики Тютчева, выявление способов раскрытия в ней драматических переживаний человека.
Оборудование: презентация, романс «Я встретил вас», музыкальное сопровождение работы. Учащиеся готовят заранее сообщения об адресатах любовной лирики Тютчева
Ход урока.
1.Звучит музыка. Под музыку произносятся слова:
- Звуки голоса любимой, как музыкальная мелодия, жили в душе поэта, при встрече с ней (любимой) они потрясли его. «Тут жизнь заговорила вновь». Любовь – это сама жизнь в лучших её проявлениях. Это музыка души человека.
2. Психология . Что такое любовь? Любовь. Красивое слово, нежное слово. Ради любви люди готовы на многое. А что такое любовь? Как вы это понимаете? (высказывание детей)
А вот как описывают это чувство в литературе:
Любовь – это скорее не слово, а определенные действия, благодаря которым ты понимаешь, что тебя любят.
Любовь – это энергия, которая заставляет двигать жизнью.
По словам ученых, врачей любовь, это болезнь – острое психическое расстройство, зависимость от другого человека.
Любовь это болезнь, которая заразна, причем эмоциональное заражение в психическом смысле. Эмоции или настроение одного человека передаются другому, так происходит когда чувство взаимно.
А кто знает признаки любви? (ответы детей)
Разрешите и мне добавить несколько:
-отстраненный взгляд, направленный внутрь себя;
-радостное вздрагивание при каждом телефонном звонке, несчастный вид, если телефон долго молчит;
-непредсказуемая смена настроения;
-неадекватная реакция: истерика или блаженная улыбка;
-повышенная эгоистичность по отношению к проблемам других и т.
3. Тютчев многогранен, и каждая грань его творчества сверкает первозданной красотой откровенного и чистого сердца. Он поэт-философ, поэт-космист, поэт Любви и Нежности, Страдания и Счастья, Преданности и воплощённой в любви Вечности. После смерти его первой жены – Элеоноры на жизненном небосклоне поэта засверкали две звезды, одинаковые по силе и неизбывности своего чувства, высоте женского самопожертвования и великого Всепрощения. Два милосердных существа, охраняющие его Творчество и Жизнь. Эти звёзды – две женщины - Эрнестина Тютчева и Елена Денисьева – Нести и Леля. Это их слёзы, чистые, как горное озеро, и горячие, словно огненная лава вулкана, обжигали душу поэта, заставляя её страдать, очищаться и возноситься в поэтическое мироздание вселенского вдохновенья.
- Рассказ о пожаре на пароходе, где находилась первая жена Тютчева Элеонора и его дети, и чтение стихов, посвященных ее памяти: «Еще томлюсь тоской желаний…» (1848) и «В часы, когда бывает…» (1858).
- Чтение стихотворений, посвященных второй жене поэта Эрнестине Федоровне Дёрнберг. Это «1-е декабря 1837 г.», «Итальянская Villa», «С какою негою, с какой тоской влюбленной…», «Не знаю я, коснется ль благодать…».
- Особое место занимают в творчестве Ф. Тютчева стихи, посвященные Е. А. Денисьевой, потому что в них исключительно сильно изображено чувство последней, прощальной любви. Это «О, как убийственно мы любим…», «Не раз ты слышала признанье…», «Предопределение», «Не говори: меня он, как и прежде, любит…», «Есть и в моем страдальческом застое…», «Последняя любовь».
Из этих стихов может быть составлена литературная композиция. Грамотное выразительное чтение станет показателем их понимания.
4. Для текстуального анализа выбраны стихи, посвященные женщине, которая поняла и оценила любовь Тютчева, но не связала с ним свою жизнь, — Амалии фон Лерхенфельд, в замужестве баронессе Амалии Максимилиановне Крюднер. Это раннее «Я помню время золотое…» (1836), посвященное 16-летней Амалии, и позднее «К. Б.» — Крюднер баронессе (1870).
Обратимся к тексту стихотворения «К.Б.»:
Я встретил вас - и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое -
И сердцу стало так тепло...
- Слово былое (минувшее, прошлое) – книжное; - Какой оттенок придает это слово?
Оно предает оттенок значительности ушедшим годам.
-Что можете сказать о третьей строке и начале стихотворения?
Третья строка (Я вспомнил время золотое…) – почти дословное повторение начала стихотворения «Я помню время золотое…». Молодость – самое ценное в жизни человека, время великих надежд и будущих свершений. Инверсия слова золотое выделяет это определение.
Психология цвета. Цвет «Золото» - это желтый. А что он значит? (ответы). Да вы правы, это и радость, и веселье, но еще это цвет справедливости, ловкости, сообразительности.
Желтый цвет олицетворяет Солнце, тепло, весну, цветы. В тоже время желтый цвет на языке цветов это цвет разлуки. И как ничто другое это определение цвета, характеристика цвета подходит к биографии Тютчева, к его поэзии. Проанализировав цветовую гамму в творчестве Тютчева, можно заметить преобладание желтого и золотого цвета.
Как по вашему, почему поэт рифмует былое-золотое?
- Чем богата эта строфа?
Строфа богата звуковым повторами.( вс(встретил)-вас-все: ст(стало) так т(тепло))
-Что ещё придает экспрессию строфе? Анафора:
Я встретил вас
…………………………
Я вспомнил время…
Вторая строфа – о необычайных явлениях природы.
Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас,-
-Что мы можем увидеть?
В хмурую осеннюю пору хлынет весеннее тепло и солнышко засветит по-особому приветливо.
-Что можно почувствовать?
Человек почувствует себя бодро, и на душе его станет радостно и уютно:
..Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас…
Эмоциональна строка «Бывают дни, бывает час…». Повторение одного и того же слова бывает, необычайное его место в строке придает убедительность утверждению.
-Выразительно редко употребляемое слово встрепенется о чем говорит? ( пробудится, оживит прошлое)
Психология. Воспоминания это воспроизведение во времени и пространстве образов прошлого из автобиографической памяти. (Роджер Браун)
Можно сказать, что это обозначения памяти, которое окружает определенное, значительное событие в собственной жизни. Такие воспоминания обычно очень ясные и острые, они состоят из того, где человек был, что делал, кто был там еще и т.д., когда произошло это событие. Для того, чтобы сформировались такие «разные» резкие воспоминания, должны быть и сильное удивление, и высокий уровень эмоционального возбуждения.
воспоминание память прошлое
А зачем нам прошлое?(ответы обучающихся) Ведь многие из нас хотели бы поменять его, может даже и не все, а фрагмент (в большой степени это неприятные моменты), ну или по крайней мере думали об этом.
Мы получаем опыт в прошлом, чтоб не сделать ошибок в будущем.
Третья строфа уточняет и дополняет смысл выражения «что-то встрепенется в нас», продолжает мысль о том, что бывают дни необычайные и значительные:
Так, весь обвеян духовеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты...
-Что Тютчев передает словом упоенье ?
Передает восторг от встречи с баронессой Крюденер. Такой волнующей радости поэт еще не испытывал многие годы – «с давно забытым упоеньем». С отрадой он вновь увидел «Милые черты». Волна воспоминаний и чувств захлестнула, как некогда всю полноту его личности. Выражение «Обвеян дуновеньем» подсказано памятными воспоминаниями прошлого, когда ветер обвевал юные лица Амалии и Федора Ивановича во время их прогулок по Мюнхену. Об этом поэт рассказывает в стихотворении «Я помню время золотое»
Что можете сказать об этой строфе?
Строфа, как и предыдущие, благозвучна: в,н(обвеян), н,в,н (Дуновеньем); вн(душевной) – н(полноты) аллитерация – третьей и четвертой строках:
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты…
- В чем признается поэт в четвертой строфе?
Четвертая строфа – признание в своем неугасимом чувстве, уподобленном любимой музыке, покоящейся в памяти человека долгие годы. Лирический герой ошеломлен встречей, даже сомневается в её яви:
Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне,-
И вот - слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне...
Психология. . Эмоции, чувства – что это такое? Вспомните определения, мы с вам на уроках психологии не раз говорили об этом. (ответы детей)
Все вы правы.
Эмоции – это выражение оценочного отношения существующий или возможной в будущей ситуации.
Чувство – это устойчивое эмоциональное состояние.
Эмоции и чувства могут совпадать и даже противоречить друг другу (например: можем ненавидеть любимого человека). Эмоции не всегда осознаются, чувства же внешне всегда заметны. Эмоции кратковременны, а чувства длительные, отражают устойчива отношения к каким-либо конкретным объектам.
Эмоции и чувства – это своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе.
Эмоциональное состояние – настроение; стресс; гнев и т.д
Чувства – боязнь; волнение; благодарность; любовь и т.д.
Чем примечательна последняя строфа?
Последнее четверостишье перекликается с началом стихотворения. Встреча с первой любовью – это не только воспоминания, это – вся прожитая жизнь, где память об Амалии всегда хранилась в душе поэта. И последнее признание в любви:
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь,-
И то же в нас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..
Строфа эмоционально насыщена. Здесь и анафоры, и смысловое значение рифмующихся слов воспоминанье (а,е) – очарованье (нье): вновь (вь)-любовь(вь). И красота авторских выражений.
-Чем проникнуто стихотворенье?
Стихотворение проникнуто грустью о прошлом, болью о несбывшемся, но в нем – апофеоз великому чувству любви. Для поэта – это музыка души, быть может, самое значительное в жизни человека.
Психология.
Душа самое сложное понятие из области философии и религии. В одном это нематериальное начало жизни, в другом случае –совокупность психических явлений, переживаний, основа психической жизни человека. А как вы думаете, что такое душа и где она находится. Ведь над этим вопросом многие ломают голову.
Для современной психологии душа это носительница бессознательного и выражение тех структурных качеств, которые сообщают его частям положение, важность и динамику.
Кто-то относится скептически ко всему этому, кто-то верит, что да, душа есть, ее можно потрогать
Работа в группах.
Раннее «Я помню время золотое…» (1836), посвященное 16-летней Амалии, и позднее «К. Б.» — Крюднер баронессе (1870).
Сопоставляя эти тексты, можно обратить внимание школьников на особенности их поэтики и подумать над следующими вопросами:
- Каковы ключевые образы в этих стихотворениях, как они связаны? (В первом стихотворении это Она, ее поэтический облик, черты ее внешности, связанные с картинами мира внешнего. Во втором — это Он, его чувства, не умолкавшие долгие годы. Здесь не важен его внешний облик — важна его внутренняя, духовная жизнь.)
- Какое время года и суток изображается в первом стихотворении? Какой поэтический смысл при этом выявляется? Важно ли время года во втором стихотворении?
- Как связаны облик возлюбленной и картины природы в первом стихотворении?
- Какую роль играют в тексте второго стихотворения приемы анафоры и синтаксического параллелизма?
- Какое из стихотворений исполнено большего философского подтекста? Аргументируйте свою точку зрения.
В финальной части урока звучит романс неизвестного автора на стихи Тютчева «К. Б. («Я встретил вас — и все былое…»)». При прослушивании на листе формата А 4 учащиеся цветными карандашами рисуют образ, чувства, переживания лирического героя.
Выставка рисунков.
Д/З письменно сопоставить лексику, синтаксис и поэтические интонации стихотворения Тютчева «К. Б.» и стихотворения Пушкина «Я помню чудное мгновенье…», выявляя пушкинские параллели в лирике Тютчева.
Я встретил вас - и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое -
И сердцу стало так тепло...
Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас,-
Так, весь обвеян духовеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты...
Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне,-
И вот - слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне...
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь,-
И то же в нас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..
Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край.
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай.
И на холму, там, где, белея,
Руина замка вдаль глядит,
Стояла ты, младая фея,
На мшистый опершись гранит.
Ногой младенческой касаясь
Обломков груды вековой;
И солнце медлило, прощаясь
С холмом, и с замком, и тобой.
И ветер тихий мимолетом
Твоей одеждою играл
И с диких яблонь цвет за цветом
На плечи юные свевал.
Ты беззаботно вдаль глядела…
Край неба дымно гас в лучах;
День догорал; звучнее пела
Река в померкших берегах.
И ты с веселостью беспечной
Счастливый провожала день;
И сладко жизни быстротечной
Над нами пролетала тень.
В 1850 начинается сближение Тютчева с Денисьевой. Она училась в Смольном институте с дочерьми Тютчева. Всей душой они полюбили друг друга и четырнадцать лет открыто были связаны узами гражданского брака и двумя детьми. В глазах высшего света петербургского света их открытая связь была вызывающе скандальной, причем вся тяжесть осуждения пала на плечи Денисьевой. С официальной своей семьей Тютчев не порывал, тем не менее в гостиных Петербурга и окрестностей его нещадно поносили - ему не могли простить этот роман на стороне, потому что здесь была подлинная страсть, не таимая от света, отличавшаяся постоянством. На Денисьеву было воздвигнуто общественное гонение. Трудны и тяжелы были для Тютчева и сцены, нередко происходившие между ним и Денисьевой. Мы знаем о ней мало, помимо стихов, посвященных ей Тютчевым. Отрывочные сведения, дошедшие до нас, рисуют нам Денисьеву с чертами иных героинь Достоевского, душевно растерзанных, способных к самым мрачным выходкам.
Весной 1823 года Тютчев влюбился в совсем ещё юную Амалию фон Лерхенфельд. Амалия лишь считалась дочерью видного мюнхенского дипломата графа Максимилиана фон Лерхенфельд-Кеферинга. На самом деле она была внебрачной дочерью прусского короля Фридриха-Вильгельма III и княгини Турн-и-Таксис (и являлась, таким образом, побочной сестрой другой дочери этого короля-русской императрицы Александры Федоровны). Королевская дочь, ослепительной красоты, Амалия явно стремилась добиться как можно более высокого положения в обществе. И это ей удалось. За время отъезда Тютчева в отпуск Амалия обвенчалась с его сослуживцем, бароном Александром Сергеевичем Крюндером. Неизвестно, когда точно Тютчев узнал о свадьбе Амалии, но легко представить себе его тогдашнюю боль и отчаянье. Шли годы, и в 1870 г. Тютчеву довелось вновь встретить уже и немолодую Амалию Максимилиановну в Карсбаде, куда поэт приехал лечиться.. Тогда-то и было написано стихотворение «Я встретил вас…». Но, несмотря на обиды, взаимоотношения Амалии с Тютчевым продолжались целых полвека, несмотря на то, что он был женат на другой, он посвятил ей стихи.
1826 год – Тютчев женится на графине Ботмер. Их семью посещает вся баварская интеллигенция. Тютчев переводит на русский язык стихотворение Гейне «С чужой стороны». Перевод произведения назывался «Сосны» и годом позже был напечатан в «Аонидах». Известно также, что Федор Иванович спорил с немецким философом Шеллингом. Это был во многих отношениях необычный, странный брак. Двадцатидвухлетний Тютчев тайно обвенчался с совсем недавно овдовевшей женщиной, матерью четырёх сыновей в возрасте от одного до семи лет, к тому же с женщиной на четыре года старше. Еще и через два года многие в Мюнхене, по свидетельству Генриха Гейне, не знали об этой свадьбе. «Серьёзные умственные запросы были ей чужды», но однако бесконечна очаровательная, обаятельная - писал биограф поэта К.В. Пигарев об Элеоноре. Можно предположить, что Тютчев решился на женитьбу главным образом ради спасения от мук и унижения, вызванных утратой истинной своей возлюбленной. Но, так или иначе, Тютчев не совершил ошибки. Элеонора беспредельно полюбила его. Она сумела создать уютный и гостеприимный дом. Тютчев прожил с Элеонорой 12 лет. От этого брака у него было три дочери: Анна, Дарья, Екатерина.
Через 7 лет начался роман Тютчева с Эрнестиной Дернберг. После нервного и физического потрясения (пожар на пароходе. На котором Элеонора с тремя дочерьми возвращалась из Россиив Италию), умирает жена Тютчева. По семейному преданию, «Тютчев, проведя ночь у гроба первой жены, поседел от горя». 1839 год – Тютчев женится на баронессе Дернгейм. В этом же году за самовольный отъезд в Швейцарию (чтобы заключить брак) он отставлен со службы и лишен звания камергера. Тютчев с женой переезжают в Мюнхен.
Список литературы.
- Анализ лирики в старших классах:10-11/ И.Е.Каплан.-М.: Экзамен, 2005.
- Литература учит: 10кл.: книга для учащихся. М.: Просвещение, 1990
- Поурочные разработки по литературе 19 в. 10 кл. М.:Вако, 2004
- http://window.edu.ru/window_catalog/redir?id=28079&file=prosv016.pdf
- Технологии успеха. 1001 совет школьнику/ И.Л.Добротворский. М.:ВЛАДОС,2006
- Исцеляющий цвет/ Г.Сташевская.- СПб.:ИК «Комплект», 1997
7. "Арт-Терапия в подготовке специалистов помогающих профессий"/В.Л.Кокоренко.- СПб.: Речь,2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Тени сизые смесились…» (конспект урока литературы, 10 класс)
Представленная работа - конспект урока по предмету «Литература» для обучающихся 10 класса вечерней школы при исправительной колонии. Для организации познавательной деятельности использован ассоциативн...
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».
Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...
Орган живой (сравнительно-сопоставительный анализ стихотворений Тютчева и Лермонтова, посвященных гибели Пушкина)
Материалы к уроку включают в себя план-конспект, презентацию, раздаточный материал....
Урок-практикум "Сопоставительный анализ стихотворений А. Ахматовой и М. Цветаевой. 11 класс"
Работа состоит из сопоставления стихотворений "Как люблю, как любила глядеть я..." и "Москва! - Какой огромный" по трём уровням сожности. Рассчитано на 45 минут после изучения творчества Ахматов...
Материал к уроку «Сопоставительный анализ стихотворений Е.А. Баратынского «Мой дар убог, и голос мой не громок…», «Болящий дух врачует песнопенье…», «Не ослеплён я музою моей…» и И.А. Бродского «Посвящение»
И у Баратынского, и у Бродского нет заискивания перед читателями, а есть глубокое родство стихов и их авторов. Их стихотворения являются примером самобытности осмысления каждым поэтом своего места в л...
Тематический тест. Сопоставительный анализ стихотворений. Задание 16 ЕГЭ по литературе. 03.12.17г.
Тематический тест . Задание 16 ЕГЭ по литературе...
Диалог культур. Тема природы в произведениях национальной и русской литературы: опыт сопоставительного анализа Лики их земных воплощений (по творчеству Сергея Есенина и Валерия Майнашева)
Русь… Россия…Милая Родина! Необъятны просторы твои, населённые большими и малыми народами, имеющими свою вековую культуру, неповторимые традиции, свой национальный язык. Для всех ты...