Урок-игра по страницам комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» «Смеха боится даже тот, кто ничего не боится» Н.В.Гоголь
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Чехлякова Елена Николаевна

Урок-игра по страницам комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» «Смеха боится даже тот, кто ничего не боится» Н.В.Гоголь  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-igra_po_stranitsam_komedii_n.v.gogolya_revizor.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

По страницам комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

«Смеха боится даже тот, кто ничего не боится»

Н.В.Гоголь

Форма урока: урок-игра

Оборудование:

портрет Н.В.Гоголя, иллюстрации к комедии, эпиграф, юла или барабан со стрелкой, карточки с вопросами.

Цели урока:

  • проверить знание текста произведения учащимися, а также усвоение его содержания;
  • работать над формированием монологической речи учащихся, умения работать с текстом;
  • формировать умение работать в группе.

Условия игры:

  1. Игра проходит по аналогии с игрой «Поле чудес».
  2. Класс делится на две или три команды, выбирается капитан.
  3. На доске для каждой команды зашифровано слово из текста комедии. В конце урока команда должна отгадать слово и объяснить его значение. За правильный ответ команда получает 5 баллов.
  4. Представитель команды крутит барабан, стрелка указывает на вопрос.
  5. Команда имеет 15-20 секунд на обсуждение (члены команды отвечают по очереди, поэтому за урок каждый должен выступить в роли отвечающего).
  6. В случае правильного ответа команда получает 1 балл, а также в зашифрованном слове открывается буква, соответствующая номеру карточки с вопросом.
  7. Если команда не знает ответа, то может отвечать другая команда (за правильный ответ получает 0,5балла).
  8. Команда, нарушающая условия игры, наказывается штрафом -0,5 балла.
  9. Побеждает та команда, которая к концу урока набирает большее количество баллов.

Ход игры

  1. этап

Угадайте, кто из персонажей и в каком эпизоде произносит следующие слова:

  1. «Помилуйте, не погубите! Жена, дети маленькие… не сделайте несчастным человеком».
  2. «Я говорю вам открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками».
  3. «Я как будто бы предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы».
  4. «Куда! Куда!.. Рехнулась, матушка! Не извольте гневаться, ваше превосходительство, она немного с придурью».
  5. «А один раз меня приняли даже за главнокомандующего. Солдаты выскочили из гауптвахты и сделали ружьем».
  6. «Но это не может быть, Антоша: он обручился с Машенькой».

II этап

Необходимо ответить на вопросы по содержанию комедии.

  1. Как характеризует Хлестаков в своем письме чиновников города?
  2. В каком эпизоде Хлестаков в своем письме произносит следующие слова: «Судья – хороший человек»?
  3. Когда Хлестаков понял, что его приняли за другого?
  4. Когда Хлестаков сам признался, что врет?
  5. За что ругает себя городничий в пятом действии?
  6. Кто вам кажется умнее: Осип или Хлестаков? Почему?

III этап

Угадайте, кто из персонажей и о ком произносит следующие слова.

  1. «Чудно все завелось теперь на свете: хоть бы народ-то уж был видный, а то худенький – как его узнаешь, кто он!»
  2. «А попробуй прекословить, наведет к тебе в дом целый полк на постой. А если что, велит запереть двери»
  3. «Профинтил дорогою денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул, и не горячится»
  4. «Пачкуны проклятые! Колпаки! Сморчки короткобрюхие!»
  5. !Прошу посмотреть, какие пули отливает! И старика отца приплел!!
  6. «Неужели! Ах, какой же он мошенник! Да за это просто в Сибирь!»

IV этап

Необходимо ответить на вопросы (На этом этапе игры предлагаются вопросы на осмысление идеи произведения, по композиции, а также о проблемах, поднятых в комедии)

  1. Какие порядки царят в городе N?
  2. Каковы жизненные цели и стремления Городничего (действие 5, явление 1)?
  3. По каким признакам Бобчинский и Добючинский приняли Хлестакова за ревизора?
  4. Почему и как возрастает развязность Хлестакова в сценах «приема» чиновников и других жителей города?
  5. Как характеризует Хлестакова и городничего сцена их встречи в трактире? Почему эта сцена производит комическое впечатление?
  6. Что можно сказать о жизненных целях и характере Хлестакова (действие 5, явление 5)?
  7. Дайте характеристику одному из чиновников.
  8. Какую роль играют авторские ремарки?
  9. Докажите, что Гоголь был прав, когда писал: «Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым»

10.Почему первая постановка комедии потерпела неудачу?

11.Актуальная ли комедия «Ревизор» в наши дни?

12. Докажите, что страх перед ревизором является основой развития комедийного действия?

V этап

Учащиеся должны расшифровать слова, записанные на доске, и объяснить их значение.

ПОДОРОЖНАЯ

МИНИСТЕРИЯ

ВОЯЖИРОВКА

Vэтап

Подведение итогов. Рефлексия. Оценочная деятельность (взаимооценка, самооценка)