Урок-игра по страницам комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» «Смеха боится даже тот, кто ничего не боится» Н.В.Гоголь
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Урок-игра по страницам комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» «Смеха боится даже тот, кто ничего не боится» Н.В.Гоголь
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-igra_po_stranitsam_komedii_n.v.gogolya_revizor.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
По страницам комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»
«Смеха боится даже тот, кто ничего не боится»
Н.В.Гоголь
Форма урока: урок-игра
Оборудование:
портрет Н.В.Гоголя, иллюстрации к комедии, эпиграф, юла или барабан со стрелкой, карточки с вопросами.
Цели урока:
- проверить знание текста произведения учащимися, а также усвоение его содержания;
- работать над формированием монологической речи учащихся, умения работать с текстом;
- формировать умение работать в группе.
Условия игры:
- Игра проходит по аналогии с игрой «Поле чудес».
- Класс делится на две или три команды, выбирается капитан.
- На доске для каждой команды зашифровано слово из текста комедии. В конце урока команда должна отгадать слово и объяснить его значение. За правильный ответ команда получает 5 баллов.
- Представитель команды крутит барабан, стрелка указывает на вопрос.
- Команда имеет 15-20 секунд на обсуждение (члены команды отвечают по очереди, поэтому за урок каждый должен выступить в роли отвечающего).
- В случае правильного ответа команда получает 1 балл, а также в зашифрованном слове открывается буква, соответствующая номеру карточки с вопросом.
- Если команда не знает ответа, то может отвечать другая команда (за правильный ответ получает 0,5балла).
- Команда, нарушающая условия игры, наказывается штрафом -0,5 балла.
- Побеждает та команда, которая к концу урока набирает большее количество баллов.
Ход игры
- этап
Угадайте, кто из персонажей и в каком эпизоде произносит следующие слова:
- «Помилуйте, не погубите! Жена, дети маленькие… не сделайте несчастным человеком».
- «Я говорю вам открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками».
- «Я как будто бы предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы».
- «Куда! Куда!.. Рехнулась, матушка! Не извольте гневаться, ваше превосходительство, она немного с придурью».
- «А один раз меня приняли даже за главнокомандующего. Солдаты выскочили из гауптвахты и сделали ружьем».
- «Но это не может быть, Антоша: он обручился с Машенькой».
II этап
Необходимо ответить на вопросы по содержанию комедии.
- Как характеризует Хлестаков в своем письме чиновников города?
- В каком эпизоде Хлестаков в своем письме произносит следующие слова: «Судья – хороший человек»?
- Когда Хлестаков понял, что его приняли за другого?
- Когда Хлестаков сам признался, что врет?
- За что ругает себя городничий в пятом действии?
- Кто вам кажется умнее: Осип или Хлестаков? Почему?
III этап
Угадайте, кто из персонажей и о ком произносит следующие слова.
- «Чудно все завелось теперь на свете: хоть бы народ-то уж был видный, а то худенький – как его узнаешь, кто он!»
- «А попробуй прекословить, наведет к тебе в дом целый полк на постой. А если что, велит запереть двери»
- «Профинтил дорогою денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул, и не горячится»
- «Пачкуны проклятые! Колпаки! Сморчки короткобрюхие!»
- !Прошу посмотреть, какие пули отливает! И старика отца приплел!!
- «Неужели! Ах, какой же он мошенник! Да за это просто в Сибирь!»
IV этап
Необходимо ответить на вопросы (На этом этапе игры предлагаются вопросы на осмысление идеи произведения, по композиции, а также о проблемах, поднятых в комедии)
- Какие порядки царят в городе N?
- Каковы жизненные цели и стремления Городничего (действие 5, явление 1)?
- По каким признакам Бобчинский и Добючинский приняли Хлестакова за ревизора?
- Почему и как возрастает развязность Хлестакова в сценах «приема» чиновников и других жителей города?
- Как характеризует Хлестакова и городничего сцена их встречи в трактире? Почему эта сцена производит комическое впечатление?
- Что можно сказать о жизненных целях и характере Хлестакова (действие 5, явление 5)?
- Дайте характеристику одному из чиновников.
- Какую роль играют авторские ремарки?
- Докажите, что Гоголь был прав, когда писал: «Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым»
10.Почему первая постановка комедии потерпела неудачу?
11.Актуальная ли комедия «Ревизор» в наши дни?
12. Докажите, что страх перед ревизором является основой развития комедийного действия?
V этап
Учащиеся должны расшифровать слова, записанные на доске, и объяснить их значение.
ПОДОРОЖНАЯ
МИНИСТЕРИЯ
ВОЯЖИРОВКА
Vэтап
Подведение итогов. Рефлексия. Оценочная деятельность (взаимооценка, самооценка)