урок - обозрение
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

СЕЛЕЗНЁВА КАРИНА АРКАДЬЕВНА

Урок - обозрение по теме "Поэзия серебряного века" , литература 11 класс. В основе урока - презентация, содержащая материал о наиболее известных произведениях поэтов Серебряного века, их портреты, биографические сведения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока 12.77 КБ
Файл poeziya_serebryanogo_veka.pptx253.74 КБ

Предварительный просмотр:

                                  УРОК с использованием ЭОР

                            Тема :  Поэзия Серебряного века

                                  Форма урока – обозрение

Оборудование :  мультимедийный проектор,

                                презентация учителя « Поэзия Серебряного века».

                                раздаточный материал – стихотворения К.Бальмонта,

                               

                                ХОД УРОКА

  1. Организационный момент
  2. Объявление темы, постановка целей урока :

-   познакомиться с различными направлениями модерна в  русской литературе;

-   узнать, в чем заключаются основные особенности каждого направления поэзии

    начала ХХ века;

-   познакомиться с творчеством К. Бальмонта и В. Брюсова.

  1. Демонстрация  слайдов №№ 1 – 4 – об основных особенностях поэзии модерна;
  2. Подробное рассмотрение  особенностей символизма как художественного направления

Слайды №№ 5-9.

  1.  Обзор  творчества К. Бальмонта

Слайды №№ 10-14.

  1.  Практическая работа по тексту ст. «Безглагольность»

- образ лирического героя стихотворения;

- какими художественными средствами пользуется автор для выражения идеи

   стихотворения?

-  какие особенности символизма проявились в ст. «Безглагольность»?

  1.  Домашнее задание – стихотворение наизусть.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА Литература 11 класс

Слайд 2

МОДЕРНИЗМ МОДЕРНИЗМ - общее обозначение всех авангардистских направлений в изо-культуре 20 века, программно противопоставивших себя традиционализму в качестве единственно истинного "искусства современности" или "искусства будущего". В более строгом историческом смысле - ранние стилистические тенденции такого направления (импрессионизм, постимпрессионизм, символизм, стиль модерн), в которых разрыв с традицией еще не был так резок и принципиален, как позднее. Таким образом, модернизм является не столько синонимом авангардизма, сколько его предварением или ранним этапом. (Большой Энциклопедический Словарь)

Слайд 3

Направления поэзии начала 20 века модернизм символисты Старшие символисты ( Дм.Мережковский , З.Гиппиус, Конст . Бальмонт, Валерий Брюсов) Младосимволисты А.Блок, А. Белый и др. акмеисты Анна Ахматова, Ник. Гумилев, Михаил Кузьмин АКМЕИЗМ (от греч . akme - высшая степень чего-либо, цветущая сила), течение в русской поэзии 1910-х гг. провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к "идеальному", от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету (или стихии "естества"), точному значению слова. "Земной" поэзии акмеизма свойственны отдельные модернистские мотивы, склонность к эстетизму, камерности или к поэтизации чувств первозданного человека. (Большой Энциклопедический Словарь

Слайд 4

Направления поэзии начала 20 века футуристы Владимир Маяковский Давид Бурлюк , Велимир Хлебников А. Крученых Игорь Северянин ФУТУРИЗМ (от лат . futurum - будущее), авангардистское направление в европейском искусстве 1910 - 20-х гг., преимущественно в Италии и России. Стремясь создать "искусство будущего", декларировал отрицание традиционной культуры (наследия "прошлого"), культивировал эстетику урбанизма и машинной индустрии. В поэзии - языковое экспериментирование ("слова на свободе" или "заумь"). (Большой Энциклопедический Словарь) имажинисты Сергей Есенин Николай Клюев и др. поэты, писавшие о деревне и народе. Название направлению они выбрали - имажинизм - от французского слова, означавшего образ . Теоретики этой литературной модернистской школы считали основным принципом поэтического творчества самодостаточность образа . Имажинисты предельно насыщали свои стихи тропами, отдавая предпочтение метафоре.

Слайд 6

Анна Ахматова «Он любил три вещи на свете» Он любил три вещи на свете: За вечерней пенье, белых павлинов И стертые карты Америки. Не любил, когда плачут дети, Не любил чая с малиной И женской истерики ...А я была его женой.

Слайд 7

СИМВОЛИЗМ Символизм — первое и самое значительное из модернистских течений в России. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции в русском символизме принято выделять два основных этапа. Поэтов, дебютировавших в 1890-е годы, называют «старшими символистами» ( В. Брюсов , К. Бальмонт , Д. Мережковский , 3. Гиппиус , Ф. Сологуб и др.). В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения ( А. Блок , А. Белый , В. Иванов и др.). Принятое обозначение «второй волны» символизма — « младосимволизм ». «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества.

Слайд 8

Философия символизма Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества. Творчество в понимании символистов — подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику-творцу. Более того, рационально передать созерцаемые «тайны» невозможно. По словам крупнейшего среди символистов теоретика Вяч . Иванова, поэзия есть «тайнопись неизреченного». От художника требуется не только сверхрациональная чуткость, но тончайшее владение искусством намека: ценность стихотворной речи — в «недосказанности», « утаенности смысла». Главным средством передать созерцаемые тайные смыслы и призван был символ.

Слайд 9

ЗНАЧЕНИЕ СИМВОЛИЗМА Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символиcты придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность , научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла . Плодотворными оказались их поиски в сфере поэтической фонетики: мастерами выразительного ассонанса и эффектной аллитерации были К. Бальмонт , В. Брюсов , И. Анненский , А. Блок , А. Белый . Расширились ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала строфика.

Слайд 10

Значение символизма Символизм пытался создать новую философию культуры, стремился выработать новое универсальное мировоззрение. Символисты на заре нового века по-новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали движение к созданию новых форм искусства, которые могли бы вновь объединить людей. При внешних проявлениях элитарности и формализма символизм сумел на практике наполнить новую художественную форму новой содержательностью и, главное, сделать искусство более личностным, направленным внутрь человека.

Слайд 11

Сравните мысль и форму выражения этой мысли в строках двоих великих поэтов. Валерий Брюсов Великое вблизи неуловимо, Лишь издали торжественно оно, Мы все проходим пред великим мимо И видим лишь случайное звено. Сергей Есенин Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянии….

Слайд 12

Константин Бальмонт

Слайд 13

Константин Бальмонт

Слайд 14

Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942) Умей творить из самых малых крох. Иначе для чего же ты кудесник? Среди людей ты божества наместник, Так помни, чтоб в словах твоих был бог. В лугах расцвел кустом чертополох, Он жесток, но в лиловом он — прелестник. Один толкачик — знойных суток вестник. Судьба в один вместиться может вздох. Маэстро итальянских колдований Приказывал своим ученикам Провидеть полный пышной славы храм В обломках камней и в обрывках тканей. Умей хотеть — и силою желаний Господень дух промчится по струнам. 1916 Основоположник символизма, автор Манифеста символистов, который утверждал :« Реалисты всегда являлись простыми наблюдателями, символисты – всегда мыслители». свою первую, юношескую, книгу стихов выпустил в 1890 году. Вслед за ней вышли сборники: «Под северным небом» (1894), «В безбрежности» (1895), «Тишина» (1898), «Горящие здания» (1900), «Будем как солнце» (1903) и прочие, сделавшие имя Бальмонта одним из самых популярных среди поэтов 1890-1900-х годов

Слайд 15

Определение символизма Я — изысканность русской медлительной речи, Предо мною другие поэты — предтечи, Я впервые открыл в этой речи уклоны, Перепевные , гневные, нежные звоны. Я — внезапный излом, Я — играющий гром, Я — прозрачный ручей, Я — для всех и ничей. Переплеск многопенный , разорванно-слитный, Самоцветные камни земли самобытной, Переклички лесные зеленого мая - Все пойму, все возьму, у других отнимая. Вечно юный, как сон, Сильный тем, что влюблен И в себя и в других, Я — изысканный стих. 1901 г. Самое точное определение символизма, пожалуй, содержится в следующих словах : « Это поэзия, в которой органически сливаются два содержания: -скрытая отвлеченность и очевидная красота».

Слайд 16

Поэзия символизма говорит своим особым языком, богатым интонациями, подобным музыке и живописи Поэтике Бальмонта присущи импрессионистическая красочность образов, музыкальность. Бальмонт — поэт старшей плеяды русских символистов, выразитель импрессионистических тенденций в символизме. Лирический герой его поэзии движим стремлением окунуться в «безбрежность» мира, в бесконечное его разнообразие, поклониться всем богам и стихиям, изведать высшую полноту и интенсивность переживания каждого мгновения, каждой «мимолетности» жизни. « Стихийничество » Бальмонта было связано с культом красоты, безразличием к этическим ценностям, равнодушием к социальным проблемам .

Слайд 17

Валерий Брюсов (1873-1924) Сложный и трудный путь идейных исканий прошел В. Я. Брюсов (1873 – 1924). Революция 1905 г. вызвала восхищение поэта и способствовала началу его отхода от символизма. Однако к новому пониманию искусства Брюсов пришел не сразу. Отношение к революции у Брюсова сложно и противоречиво. Он приветствовал очистительные силы, поднявшиеся на борьбу со старым миром, но полагал, что они несут лишь стихию разрушения (1905): Я вижу новый бой во имя новой воли! Ломать – я буду с вами! строить – нет ! Для поэзии В. Брюсова этого времени характерны стремление к научному осмыслению жизни, пробуждение интереса к истории. А. М. Горький высоко ценил энциклопедическую образованность В. Я. Брюсова, называя его самым культурным писателем на Руси. Брюсов принял и приветствовал Октябрьскую революцию и активно участвовал в строительстве советской культуры. Идейные противоречия эпохи (так или иначе) повлияли на отдельных писателей-реалистов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока- обозрения в 11 классе на тему "Жизнь и творчество Б.Л.Пастернака"

1. Вступительное слово учителя о Б.Л.Пастернаке.2.Отношения Пастернака с Блоком и Маяковским3. Факты из биографии Б.Л.Пастернака4.Знакомство со стихотворениями Пастернака5. Присуждение Пастернаку Нобе...

Урок- обозрение "Быть знаменитым некрасиво"

Урок - обозрение "Быть зхнаменитым некрасиво" по творчеству Б. Патернака. На изучение творчества писателя отводится очень мало времени, поэтому хотелось чтобы учащиеся поработали самостоятельно и расс...

Разработка урока - обозрения по геометрии в 9 « А» классе по теме: «Некоторые сведения о развитии геометрии»

Познакомить учащихся с некоторыми историческими сведениями из геометрии.Учить использовать дополнительную литературу, а также технические средства для сбора информации (интернет).Закрепить ранне...

разработка урока по ФГОС к УМК: «Английский с удовольствием» (Enjoy English) М.З. Биболетова, О.А.Денисенко, Титул, 2009г.,по теме "Достопримечательности Лондона. Колесо обозрения."для обучающихся 5 класса

данный урок разработан в соответствии ФГОС. Прослеживаются этапы урока, продуманы эталоны для самостоятельной работы, имеется рефлексия, также включены все виды речевой деятельности на уроке....

УРОК-ОБОЗРЕНИЕ по Блоку

Поэт А.А.Блок был очень религиозен. Многие его произведения посвящены этой теме....

Методическая разработка урока-обозрения "William Shakespeare", 9 класс

Предлагаемый конспект занятия можно использовать на уроке изучения нового материала, а также во внеурочной деятельности (предметные недели, литературные гостиные, вечера, праздники и т.д.)....