Главные вкладки

    Конспект урока- обозрения в 11 классе на тему "Жизнь и творчество Б.Л.Пастернака"
    план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

    Миндовская Ольга Константиновна

    1. Вступительное слово учителя о Б.Л.Пастернаке.

    2.Отношения Пастернака с Блоком и Маяковским

    3. Факты из биографии Б.Л.Пастернака

    4.Знакомство со стихотворениями Пастернака

    5. Присуждение Пастернаку Нобелевской премии

    6. Презентация к уроку

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pasternak.docx26 КБ

    Предварительный просмотр:

    УРОК- ОБОЗРЕНИЕ В 11 КЛАССЕ

    ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО Б.Л.ПАСТЕРНАКА

    ЦЕЛИ: 1.Раскрыть глубину творческой личности Б.Л.Пастернака.
               2. Ввести учеников в сложный мир пастернаковского стиха, утверждаемых им нравственных ценностей, подчеркнуть его музыкальность, живописность; раскрыть поэтические особенности  таланта Б.Л.Пастернака; показать место лирики поэта в отечественной и мировой культурах.
                3.  Развивать навык групповой работы, самостоятельной подготовки, чувство товарищества и ответственности за общее дело.
                 4. Прививать любовь к искусству, поэзии; воспитывать чувство дружбы и товарищества.

    ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:  Презентация к уроку

    ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ ГРУППАМ:

            ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЛИТЕРАТУРОВЕДОВ:        Ответить на вопросы:

    1.К каким литературным течениям принадлежал в разное время Б.Л.Пастернак?
    2.Кого из представителей отечественной культуры он считал своим учителем?
    3.Что вы знаете о дружбе Пастернака с Маяковским?
    4.Чем была поэзия Пастернака для его современников?
    5.В чём достоинство стихов поэта, особенность его творчества?
    6.Что обеспечило долгую жизнь стихам Пастернака?
    7.Почему в годы застоя замалчивалось истинное значение творчества писателя?

    ЗАДАНИЕ  ДЛЯ БИОГРАФОВ:                                                                                         1.Что вы знаете о семье Б.Л.Пастернака?
    2.Какое образование и воспитание он получил?
    3.Что способствовало расцвету его таланта?
    4.С кем из представителей отечественной культуры он поддерживал тесные отношения?

    ЗАДАНИЕ ДЛЯ АКТЁРОВ:
    1.Выучить наизусть стихотворения из предложенного списка, уметь выразить главную мысль.
    2. Ответить на вопрос: Какие строки побудили к размышлению и особенно понравились?
    («Когда я устаю от пустозвонства», «Про эти стихи», «Давай ронять слова», «О, знал бы я, что так бывает…», «Любить иных – тяжёлый крест», «Гамлет», «Февраль. Достать чернил …», «Во всём мне хочется дойти…», «Быть знаменитым некрасиво», «Ночь»)

    Ожидаемые результаты:
    1.Повышение мотивации и активности учащихся при изучении произведений Б.Л.Пастернака.
    2. Формирование коммуникативной, информационной, компетенции; формирование собственной позиции учащихся.
    Навыки, приобретаемые учащимися:
    Когнитивные:
    1. Умение использовать литературоведческие понятия: идея, пафос , тема, позиция автора.
    2. Умение анализировать литературное произведение, образы героев, делать выводы.
    Информационные:
    1. Умение составлять конспект, выстраивать схемы.
    2. Умение пользоваться ресурсами Интернет сети.
    Аналитические:
    1.Знание путей анализа лирического стихотворения.
    2. Самостоятельно делать выводы по прочитанным стихотворениям.
    Нравственный эффект урока предполагает:
    1. Формирование чувства любви к поэзии, к Родине, умения видеть подтекст произведения.
    2. Формирование чувства ответственности за общее дело, чувства товарищества.
    Формы организации работы учащихся:
    1. Учащиеся выполняют опережающее задание к уроку: биография Б.Л.Пастернака, подборка и чтение стихов Пастернака, подготовить рисунки к стихам, определить место поэзии Пастернака в литературе начала 20 века.
    2. На уроке работают с конспектом по теме урока, участвуют в анализе стихотворений Пастернака, выявляют особенности стиля поэта.
    2. Работа в группах.
    Формы организации работы учителя:
    1. Лекция учителя с использованием презентации.
    2. Привлечение учащихся к обсуждению стихотворений Пастернака.
    3. Беседа с учащимися.
    Используемое оборудование:
    1.Мультимедийный проектор.
    2.Компьютер.
    3.Электронная презентация.
    4.Раздаточный материал для учащихся.

    ХОД УРОКА: (слайд №1- тема)

    Портрет Б.Л.Пастернака ( слайды № 2,3)

    Звучит мелодия Скрябина,  стихотворение Б.Л.Пастернака «Зимняя ночь».(слайд №4)
    Мело, мело по всей земле
    Во все пределы.
    Свеча горела на столе,
    Свеча горела.

    Как летом роем мошкара
    Летит на пламя,
    Слетались хлопья со двора
    К оконной раме.

    Метель лепила на стекле
    Кружки и стрелы.
    Свеча горела на столе,
    Свеча горела.

    На озарённый потолок
    Ложились тени.
    Скрещенья рук, скрещенья ног,
    Судьбы скрещенья.

    И падали два башмачка
    Со стуком на пол.
    И воск слезами с ночника
    На платье капал.

    И всё терялось в снежной мгле,
    Седой и белой.
    Свеча горела на столе,
    Свеча горела.

    На свечку дуло из угла,
    И жар соблазна
    Вздымал, как ангел, два крыла
    Крестообразно.

    Мело весь месяц в феврале,
    и то и дело
    Свеча горела на столе,
    Свеча горела.

           Объявляются цели урока и звучит вступительное слово учителя:

    Наш урок посвящён творчеству  одного из самых талантливых поэтов ХХ века, лауреата Нобелевской премии Бориса Леонидовича Пастернака. Прекрасной характеристикой его поэтического феномена могут служить слова его современницы поэтессы А.А.Ахматовой:( слайд №5)

                  Он награждён каким- то вечным детством,
                 Той щедростью и яркостью светил.
                 И вся земля была его наследством,
                 А он её со всеми разделил.

    Обращается внимание на портрет Б.Л.Пастернака, выполненный ученицей. (слайд № 16)Таким Б.Л.Пастернак предстал перед Катей. Она увидела в этом человеке что- то необычное: ум, глубокий интеллект, выраженные в широком лбе, устремлённых вдаль глазах ( он как бы вытаскивает из нас всю душу, заглядывает в самые потаённые уголки души человеческой), сильную волю ( брови, сдвинутые к переносице, выставленный вперёд подбородок) и какую- то «детскость» ( непокорные вихры, спадающие на лоб).

    Учащиеся делают записи в тетрадях: тема урока, даты жизни Б.Л.Пастернака и эпиграф.

    Учитель:  Творческий путь Б.Л.Пастернака сложен и тернист. Его поэзия вызывала разноречивые оценки. Но свойственное ему глубокое проникновение в тайны человеческой души, природы, Вселенной, свежий , образный и взволнованный стих всегда поражали  ценителей поэтического искусства.
           Вам уже известно, что крупные поэты ХХ века формировались в сложных и противоречивых связях с различными литературными течениями. А.Блок начинал как символист, В.Маяковский - как футурист, А.Ахматова - как акмеист. Была ли литературная судьба Б.Пастернака исключением?

    СООБЩЕНИЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДОВ:

            В ряду первых учителей Пастернака называется А.Блок (Слайд № 8) Обращаются к автобиографическому очерку: «С Блоком прошли и провели свою молодость я и часть моих сверстников. У Блока всё, что создаёт великого поэта,- огонь, нежность, проникновение, свой образ мира, свой дар особого всё претворяющего прикосновения, своя сдержанная, скрадывающаяся, вобравшая в себя судьба». Духом символизма проникнуто  раннее творчество Пастернака. Особенно это ощущается в поэтическом сборнике «Близнец в тучах» (1915 год). Но уже тогда поэт ставит в центр своей поэзии человека с его страстями и заботами. Своеобразными были и отношения Пастернака с футуристами и В.Маяковским. (Слайд №9) С русским футуризмом Пастернака сближало неприятие буржуазного старого мира. Он стремился к новизне в поэзии, а футуристы в этом плане были свободны. Следуя футуристам, Пастернак имел возможность «творить со стихом», хотя словотворчеством он не занимался.
            Весной 1914 года произошла встреча  Пастернака с Маяковским, который произвёл на него огромное впечатление. Полюбив в нём первого поэта и явного главаря футуризма, Пастернак стал строго исключать из своего творчества элементы романтического мировосприятия, так ярко проявившиеся в судьбе Маяковского и его поэзии. Пастернак решительно искал самостоятельный путь в литературе.

    ВЫВОД: (запись в тетрадь) Творческий путь Пастернака  не был исключением. Он, как и многие поэты начала  ХХ века, испытал влияние определённых литературных течений, что освежило язык пастернаковской поэзии, помогло поэту в работе над словом, помогло осмыслить глубинную суть. Однако он оставался верен поэзии 19 века.

    УЧИТЕЛЬ: Творчество Б.Л.Пастернака необходимо рассматривать в контексте всего литературного процесса начала века. Ведь одновременно с ним в литературу входили Маяковский, Мандельштам, Есенин, Хлебников, Гумилёв, Ахматова и др.
           Что же позволило Пастернаку выделиться среди современников? В чём критики видели  достоинство его поэзии?

    ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ: Отмечают особенности творческого метода поэта: максимальная правдивость в воспроизведении действительности, высокая степень  художественной точности, наполненность поэзии «чувством восторженности и благодарности миру за его красоту, богатство».

    УЧИТЕЛЬ: Что же способствовало расцвету поэтического таланта Б.Пастернака?

    СООБЩЕНИЕ БИОГРАФОВ: Отмечают, что будущий поэт развивался в благоприятной художественной атмосфере: (Слайд №6)отец -  академик живописи, мать – известная пианистка Кауфман. Сложению стихов предшествовало увлечение музыкой, которую он любил больше всего на свете, особое предпочтение отдавал  Н.Скрябину,(слайд № 7) а рядом с музыкой была живопись и встречи с известными художниками: Врубелем и Серовым, Васнецовым и Коровиным, Ге и Трубецкой. Пастернак не стал ни художником, ни музыкантом, но живопись и музыка органично вошли в ткань его стихов. Учился в Марбургском университете. Именно учёба в Марбурге, изучение философии наложило отпечаток на его стихи. Они отличаются изяществом и музыкальностью, глубиной философской мысли, психологизмом.

    ВЫВОД: (запись в тетради).Воспитание, образование, окружение повлияли на развитие творческого таланта Б.Л.Пастернака.

    УЧИТЕЛЬ: Познакомимся с произведениями Пастернака, которые как нельзя лучше раскрывают его творческую личность.

    ВОПРОСЫ:1. Трудна ли его поэзия для восприятия?
    2.В чём её особенность?
    3.Определите основные мотивы творчества Пастернака.

    АКТЁРЫ. Чтение наизусть и комментарий стихов Пастернака.(Слайд №15- словарная работа)

    1. «Февраль. Достать чернил…»
      В 1913 году  в альманахе «Лирика» были напечатаны 5 его стихотворений. И это в том числе. Им Пастернак неизменно открывал свои сборники.  Оно содержит очень глубокий смысл. В письме В.Т.Шаламову Пастернак называл его «лучшим из раннего».
    2. «Быть знаменитым некрасиво».
      Ощущается новое в творческой программе поэта. Выражается стремление Пастернака слить свой голос с голосом народа, увидеть самую суть в себе и в мире.
    3. «Когда я устаю от пустозвонства»
      Отвергает лесть в свой адрес, заявляет о желании заглянуть в лицо новой жизни. Пастернак размышляет, какой ценой достигается будущее. Ответы его неотчётливы, полны сомнений. Вторгается мысль о близкой смерти. Чувствуется упадок души.
    4. «Во всём мне хочется дойти до самой сути»
      Излагает свою программу жизни и творчества Особенно поражают последние строки:
      Достигнутого торжества
      Игра и мука.
      Натянутая тетива
      Тугого лука.
           На мой взгляд, он сравнивает поэзию с луком. А как не бывает лука без тетивы, не бывает поэзии без вдохновения.
    5. «Гамлет».
      После ждановского постановления 1946 года начался идеологический погром. Пастернак жил в сознании, что его могут арестовать. Он говорил, что готов к этому. « Разумеется, я ко всему готов. Почему со всеми могло быть, а со мной не будет?» - повторял он в те годы.. В стихотворении строки:
      Если только можно, Авва Отче,
      Чашу эту мимо пронеси-
      перекликаются с Библией, когда Иисус, зная, что его ожидает, обращается к Богу, говоря во время молитвы в Гефсиманском саду: «Отче мой, если возможно, да минует меня чаша сия; впрочем, не как я хочу, но как ты»(
      слайд № 11). Пастернак говорит о безысходности, лицемерии, предательстве, которые его окружают: «Я один. Всё тонет в фарисействе». А заканчивается стихотворение просто, народной мудростью: «Жизнь прожить- не поле перейти».

    ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ:

    1.Почему трудна поэзия Пастернака для восприятия?  В чём её особенность?
         а/Пастернак чётко определяет тему, помогает нам понять её названием стихотворения.
        б/Стихотворение нужно охватывать целостно, так как содержание его выражено как бы контурно.
        в/ Речь Пастернака очень стремительная, эмоциональная.
        г/ Он держит читателя в постоянном напряжении.

    2. Каковы основные мотивы лирики Пастернака?
         а/ Социальная лирика.
        б/Интимная лирика.
        в/ Пейзажная лирика.
        г/ Философские размышления.

           Обращаю внимание учащихся на иллюстрации к стихотворениям Пастернака, которые нарисовали ученики на основе своих первых впечатлений.(Слайды № 17 «Девочка», 18 «Любить иных- тяжёлый крест», 19 «Когда я устаю от пустозвонства»)

          В 1958 году Пастернаку была присуждена Нобелевская премия по литературе за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение  благородных традиций великой русской прозы. Разразившийся вслед за этим беспочвенный политический скандал, получивший во всём мире название «Дело Пастернака», напоминал по своим формам худшие явления прошлого. Пастернак через неделю угроз и травли был вынужден отказаться от премии.

    «Нобелевская премия»

    Я пропал, как зверь в загоне.
    Где-то люди, воля, свет.
    А за мною шум погони.
    Мне наружу хода нет.

    Тёмны лес и берег пруда,
    Ели сваленной бревно.
    Путь отрезан отовсюду,
    Будь что будет, всё равно.

    Что же сделал я за пакость,
    Я ,убийца и злодей?
    Я весь мир заставил плакать
    Над красой земли моей.

    Но и так, почти у гроба,
    Верю я, придёт пора,
    Силу подлости и злобы
    Одолеет дух добра.

    (СЛАЙД № 20)

         9 декабря 1989 года на торжественном приёме в Шведской академии в присутствии нобелевских лауреатов, послов Швеции и СССР секретарь академии передал сыну Б.Л.Пастернака Нобелевскую медаль Бориса Пастернака. Он прочёл обе телеграммы, посланные Борисом Пастернаком 23 и 29 октября 1958 года, и сказал, что Шведская академия признала отказ Пастернака от премии вынужденным и по прошествии тридцати одного года вручает  его  медаль сыну, сожалея о том, что лауреата уже нет в живых. Он сказал, что это исторический момент.

           Переключаем внимание на слова Б.Пастернака. (Слайд № 21)

    Жизнь ведь это только миг,
    Только растворенье
    Нас самих во всех других
    Как бы им в даренье.

           Вопрос: «Как вы понимаете смысл этих слов Пастернака и как они перекликаются с темой нашего урока?»

    ВЫВОД: Жизнь имеет смысл только тогда, когда для достижения своих целей отдаёшь всего себя, всю душу, все силы.  Своими прекрасными стихами Б.Л.Пастернак обессмертил себя.    

     Д/З: чтение романа Пастернака «Доктор Живаго», выучить наизусть стихотворение Пастернака по выбору.
               


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературы в 11 классе Этапы жизни и творчества А.А.Ахматовой

    Презентация содержит информацию о жизни и этапах творчества Анны Ахматовой.  Несколько слайдов посвящены пребыванию Ахматовой в Тверском крае: Слепнево - имение матери Гумилева. Т.к. работа получ...

    Конспект урока литературы в 11 классе на тему "И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»"

    ТЕМА: И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»ЦЕЛИ: изучить особенности композиции произведения, характеристику главного героя и автора-рассказчика; учить характери­зовать образ глав­ного героя...

    Разработка урока литературы в 11 классе на тему «Обзор творчества Б.Л.Пастернака»

    ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: работа в группах переменного состава (ГПС) в виде ролевой игры.Учащиеся разделены на три группы: «Искусствоведы», «Артисты», «Литературоведы». Каждая группа получает карто...

    Конспект урока литературы в 11 классе. Тема "Жизнь и творчество С. А. Есенина. Тема родины в творчестве Есенина".

    Урок посвящен творчеству Есенина, предназначен для учащихся 11 класса. Оборудование: презентация "Есенин", аудиозаписи....

    Конспект урока химии в 11 классе на тему: « Химия в жизни человека».

    Конспект урока в 11 классе на туму: "Химия в жизни человека"....