Конспект урока в 8 классе по творчеству С.А.Есенина
план-конспект урока (8 класс) на тему

Урок предназначен для учащихся 8 класса с ОВЗ  МКОУ "Школа-интернат" по творчеству С.Есенина "В сердце светится Русь". К уроку прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_tvorchestvu_esenina.docx27.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по чтению и развитию речи в 8-ом классе  МКОУ «Школа- интернат №86» по теме «В сердце светится Русь»  ( по творчеству С.А.Есенина ).

Цель урока: расширить знания учащихся о личности С.А. Есенина и его творчестве.

Задачи:

Обучающие: показать, какие темы являются ведущими в творчестве поэта.

Коррекционно- развивающие: развивать внимание обучающихся, их устную речь; обогащать словарный запас; развивать интерес к личности и творчеству поэта.

Воспитывающие: воспитывать любовь к Родине, эмоциональную отзывчивость.

Оборудование: портреты и фотографии С.А. Есенина, презентация по теме «В сердце светится Русь», видеоролик.

                                            Ход урока.

I.Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке. Сегодня мы будем говорить об очень известном и популярном поэте 1-ой половины 20 века. Любовь читателей к этому поэту, его популярность невозможно сравнить с популярностью любого другого автора. Это удивительно чистый русский поэт! Неслучайно его называют «соловьем России», «душой русского народа», «родником поэзии народной».

Как вы думаете, о каком поэте пойдет речь? ( О С.А. Есенине ).

                                               Слайд 1.

II.Сообщение темы и целей урока.

Тема нашего урока «В сердце светится Русь».

                                                Слайд 2.

( Звучит музыка. Демонстрируется портрет С. Есенина. Учитель читает эпиграф «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине». )            

III.Работа по теме урока.

  1.Слово учителя.

                                              Слайд 3.

Сергей Есенин! Имя Есенина хорошо известно в нашей стране. Оно звучит рядом с именами классиков отечественной литературы: Пушкина, Лермонтова, Некрасова.

Есенин…Его лирика никого не оставляет равнодушным. Поэт В.Боков сказал о нем: «Есенин- природа. Есенин- дух. Есенин- великая любовь, которая собственно и творит все лучшее, что есть на земле».

                                               Слайд 4.

Учитель. «В этом имени слово «есень».

Осень, ясень, осенний цвет.

Что- то есть в нем от русских песен-

Сень берез и синь- рассвет.

Что- то есть в нем и от весенней

Грусти, юности и чистоты.

Только скажут- «Сергей Есенин»,

Всей России встают черты. ( Н.Браун. Сергей Есенин ).

Учитель. Удивительной была судьба поэта. За 30 лет, отпущенных ему на земле, он успел так много, словно прожил огромную жизнь. Ему пришлось пережить немало огорчений, испытать радость творческих взлетов и боль падений. «Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок!»- с грустью признавался поэт в своем стихотворении. Да, во многом ошибался С.Есенин, во многом сомневался, но никогда не изменял одной привязанности- любви к Родине. «Чувство Родины основное в моем творчестве»,- говорил он. Этим огромным чувством проникнуто все творчество поэта.

2.Доклад- сообщение учеников о жизни и творчестве С.Есенина.

1.Ученик.     ( Слайд 5 ). (Звучит фрагмент композиции К. Дебюсси «Арабески» ). Недалеко от поймы реки Волги на высоком правом берегу красавицы Оки раскинулось село Константиново Рязанской губернии ( ныне село Есенино Рязанской области (показ села), где прошло детство Замечательного русского поэта, село, с которым на протяжении всей жизни С.Есенин был связан всем сердцем. ( Показ дома- музея ).

«Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда,-

Слишком были такими недавними

Отзвучавшие в сумрак года.

До сегодня еще мне снится

Наше поле, луга и лес,

Принакрытые сереньким ситцем

Этих северных бедных небес…»

                                      Слайд 6. (портреты родителей и дедушки с бабушкой ).

1 ученик. Родители Сергея- Александр Никитич и Татьяна Федоровна- были из крестьянской среды. С 2-х летнего возраста мальчик воспитывался в доме Титовых_ бабушки и деда со стороны матери. Они были люди православные и эту веру они постарались передать и своему внуку.

                                    Слайд 7 ( портрет маленького Есенина ).

1 ученик. Его детство, по собственным словам поэта, было как у всех сельских ребятишек. «Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах»,- писал С.Есенин в своей автобиографии.

«Худощавый и низкорослый,

Средь мальчишек всегда герой,

Часто, чосто с разбитым носом

Приходил я к себе домой.

2 ученик. Писать стихи Сергей начал довольно рано- в 9 лет, но сознательное творчество относил к 16- 18 годам. Его первые произведения печатались в детских изданиях «Проталинка», «Мирок», «Новь» и других. Первый сборник вышел в 1916 году и назывался «Радуница». В него вошли стихи, идущие от жизни, от крестьянского быта.

                Слайд 8. ( природа, рязанские просторы. Звучит музыкальная композиция «Арабески №1 ).

2 ученик. Крестьянский быт и окружающие просторы- луга, поляны, березовые перелески- все это для Есенина отражало лучи незримого Божественного света. Отсюда и настроение его первых стихотворений: мелодичность, поэтическая искренность, нравственная отзывчивость.

( Подготовленный ученик читает стихотворение С.Есенина «Край любимый! Сердцу снятся…» )

«Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

По меже, на переметке,

Резеда и риза кашки.

И вызванивают в четки

Ивы- кроткие монашки.

Курит облаком болото,

Гарь в небесном коромысле,

С тихой тайной для кого- то

Затаил я в сердце мысли.

Все встречаю, все приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть.

Я пришел на эту землю,

Чтоб скорей ее покинуть».

              Слайд 9. ( деревенская природа ).

2 ученик. Сердце поэта было открыто впечатлениям окружающего мира, голосам птиц и зверей, шорохам леса… Он подмечает все самое сокровенное в природе. Удивительным образом точно и тонко, мог он увидеть и выразить в стихах явления природы.

Учитель. Ребята, а какие стихотворения С Есенина привлекли ваше внимание? ( дети называют стихотворения «Пороша», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Черемуха», «Белая береза» ). Давайте послушаем стихотворение «Пороша».

3.Слово учителя.

                             Слайд 10.

Учитель. Для каждого времени года Есенин находит особые поэтические краски и неповторимые интонации. Подобно шишкинскому лесу или левитановской осени, нам бесконечно дороги и близки и «зеленоглазая» есенинская  березка- самый любимый образ поэта, и его старый клен на одной ноге, стерегущий «голубую Русь».

Поэт как бы говорит нам всем: остановись, человек, хотя бы на мгновение, оторвись от повседневной жизни, посмотри вокруг себя, на окружающий тебя мир зеленой красоты, послушай шелест луговых трав, песнь ветра, голос речной волны, посмотри на утреннюю зарю, на звездное небо.

А сейчас послушаем стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая…».

Учитель. Да, поэт горячо, искренне любил Родину и все живое на земле. Все, к чему он притрагивался словом,- будь то покосившаяся избенка или побуревшие за зиму стога сена- становилось прекрасным. Это природное поэтическое зрение и определило дальнейшую поэтическую судьбу Есенина.

Часто его стихи рождались из народных песен, частушек, сказок. От них веяло искренностью. Стихи Есенина получались самобытными, русскими, крепкими, разудалыми. Многие его стихотворения  были положены на музыку- получились прекрасные лирические песни, романсы, которые полюбил народ.

                          Слайд 11. ( показывается видеоролик )

Давайте мы сейчас все вместе исполним песню «Отговорила роща золотая».

Учитель. Только человек, душа которого светла и чиста, как родник, а сердце полно неисчерпаемой любви и милосердия ко всему живому в мире, мог так почувствовать, так выразить себя в стихах.

В последние годы жизни С.Есенин написал свои лучшие стихи, причем писал он их практически без поправок, порой по три стихотворения в день…

Есенин нежно и преданно любил Россию_ и это мы видим во всех его произведениях: в стихах, в поэмах, в прозе.

                                     Слайд 12.

Учитель. С.Есенин говорил: «Нет поэта без Родины!» А еще он говорил: «Нигде так не пахнет сирень и не поют соловьи, как на Родине…» Слово «Русь» было для него любимым.

4.Беседа по лирике С. Есенина.

-Чем привлекают стихи С.Есенина? ( Романтичностью, стремлением воспеть лучшие человеческие чувства ).

-Каким чувством пронизаны стихи С.Есенина? (чувством тревожной грусти, но стихи его не оставляют тягостного впечатления ).

-Какие чувства вызывают у поэта картины родной природы?( любовь к родной природе )

-Какие стихотворения Есенина вы знаете наизусть?

Послушайте попурри из стихов Есенина.

1 ученик. О Русь, о степь и ветры,

И ты, мой отчий дом!

На золотой повети

 Гнездится вешний гром.

2 ученик. Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь.

Сенокос некошеный,

Лес да монастырь.

3 ученик. О Русь- малиновое поле,

 И синь, упавшая в реку,

 Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

4 ученик. Звени, звени, златая Русь,

Волнуйся, неуемный ветер!

Блажен, кто радостно отметил

Твою пастушескую грусть.

Звени, звени, златая Русь.

5 ученик Ну и тогда,

Когда по всей планете,

Пройдет вражда племен,

Исчезнут ложь и грусть,-

Я буду воспевать

 Всем существом в поэте

 Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

5.Заключительное слово учителя.

                                  Слайд 13. ( гостиница «Англетер». )

Учитель. К сожалению, С.Есенин ушел из жизни молодым- ему было всего 30 лет. 28 декабря 1925 года он трагически погибает в Ленинградской гостинице «Англетер». Газеты писали: наследственный алкоголизм и тяжелое психическое заболевание привели Есенина к самоубийству. На самом деле доказательств самоубийства поэта не существует, тогда как улик насильственной смерти уже более чем достаточно.

Демонстрируется фотография автографа последнего стихотворения ).

Учитель. Последнее стихотворение С.Есенина было записано кровью.

«До свиданья, мой друг, до свиданья,

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей,-

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно не новей».

                                     Слайд 14.

Учитель.  «Он ушел молодым, золотым, с плывущими по воздуху нитями волос»,- писал о Есенине Юрий Карлович Олеша.

А современник Есенина, поэт Николай Тихонов предсказал: «Человек будущего так же будет читать Есенина, как его читают люди сегодня… Его стихи не могут состариться. В их жилах течет вечно молодая кровь вечно живой поэзии.

И в завершении нашего урока хочется вам прочитать одно из современных стихотворений, посвященных поэту.

                                           Слайд 15.

( Звучит музыка на слова С.Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…»

Учитель. Написала это стихотворение поэтесса Татьяна Смертина.

«Тоскуют, тоскуют березы

Осенним исходят дождем.

И желтые листья, как слезы,

Роняют и ночью, и днем.

Дрожат от мороза под утро,

И вдруг замирают в забвенье,

И шепчут тоскливо кому-то:

«Есенин…Есенин…Есенин…»

                            Слайд 16.

Учитель. Похоронен С. Есенин в Москве на Ваганьковском кладбище. Памятники есть в Москве на Тверском бульваре, в Рязани, в Санкт-Петербурге и конечно же на Родине Есенина в селе Константиново Рязанской области.

IV. Итог урока

- Каковы основные темы лирики С.А.Есенина?

В творчестве С.Есенина сливаются воедино две самые важные темы: природа, родной край и любовь к Родине.

Домашнее задание.

Выучить любое понравившееся стихотворение С.Есенина наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока внеклассного чтения по творчеству С.А. Есенина

Конспект урока по внеклассному чтению состоит из пояснительной записки, где отражены цель, задачи, оборудование урока и подробного описания хода урока...

Литература. 11 кл. Основная школа. Конспект урока «Образ Родины в творчестве А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского»

Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями развития темы Родины в творчестве А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского, с жанровым своеобразием их стихов о России....

Тесты по литературе для 11 класса по творчеству Блока, Маяковского, Есенина

Материал представлен в виде автоматизированного теста. Поможет на уроках литературы в 11 классе после изучения творчества Блока, Маяковского, Есенина....

Тема урока: «Тема Родины в творчестве С.А.Есенина».

познакомить учащихся с поэтическими произведениями С.Есенина, посвященными России; проследить эволюцию чувства к Родине в лирике поэта; показать, как связано мироощущение поэта с образным строем его л...

Конспект урока 8 класс литература "Историческая поэма С. Есенина "Пугачев"

Во время урока происходит знакомство с творчеством С. Есенина, с содержанием поэмы "Пугачев"...

Конспект занятия Тема: «Художественное своеобразие творчества С.А. Есенина»

Знакомитво студентов с художественным своеобразием творчества С.Есенина;раскрытие народной основы творчества поэта;особенности лирики поэта, народность, лиричность, гражданственность, трагичность поэз...