Главные вкладки

    Разработка урока литературы в 11 классе на тему «Обзор творчества Б.Л.Пастернака»
    методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

    Степура Людмила Александровна

    ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: работа в группах переменного состава (ГПС) в виде ролевой игры.

    Учащиеся разделены на три группы: «Искусствоведы», «Артисты», «Литературоведы». Каждая группа получает карточку с заданиями.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razrabotka_pasternak.docx20.91 КБ

    Предварительный просмотр:

    Разработка урока по литературе в 11 классе.

    Тема: «Обзор творчества Б.Л.Пастернака» 

    (2 часа).

    Автор разработки:

    Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 66 г. Краснодара

    Степура Людмила Александровна

    ЦЕЛЬ УРОКА:

    1.  Знакомство с жизнью и творчеством Б.Пастернака.

    2.  Развитие навыков  самостоятельной работы учащихся  с учебной  и
    дополнительной литературой.

    3.   Обучение дискуссии как виду речевого общения.

    ОБОРУДОВАНИЕ: портрет Б.Пастернака;

    Запись эпиграфа на доске:
    «Пастернака нельзя понять вне его времени, вне революции и войн».

    Д.С.Лихачев

    ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: 

    работа в группах переменного состава в виде ролевой игры.

    ПОДГОТОВКА К УРОКУ:    

    на предыдущем уроке учащиеся были разделены на три группы: «Искусствоведы», «Артисты», «Литературоведы». Каждая группа получила карточку с заданиями.

    ХОД УРОКА:

    •   Учащиеся   садятся  тремя  группами:   «Искусствоведы»,   «Артисты»,
    «Литературоведы».

    •  Вступительное слово учителя на фоне музыки Г.Свиридова к повести Пушкина «Метель».

    •   Учитель выразительно читает наизусть стихотворение Б. Пастернака «Мело,   мело, по всей земле...»,   «Февраль. Достать чернил и плакать...».

    • Объявление учителем темы урока, запись учащихся в тетради темы и эпиграфов.

    •  Работа в группах.

    • Учитель дает целевую установку работы учащихся в группах, раздает карточки с заданиями (см. приложение).

    •  Учащиеся   готовятся,   обсуждают   ответы   на   вопросы,   разделяют выступления.

    Выступление группы «Искусствоведов»  

            Рассказ о семье поэта, о влиянии на него окружающей атмосферы искусства. После рассказа интересного эпизода из жизни поэта: 1903 г. на соседней даче Скрябин сочиняет третью симфонию. Удивление мальчика от соприкосновения с рождением гениальной музыки - звучит отрывок из «Поэмы экстаза» Скрябина.

            Отношения с В.Маяковским, В.Брюсовым, М.Цветаевой, О.Мальдолыптамом, Ю.Тыняновым. Чтение отрывков из воспоминаний Е.Пастернака - сына поэта.

            При рассказе о судьбе романа «Доктор Живаго» используются материалы газеты «Комсомольская правда» (1990г.) об Ольге Ильской, жене поэта, жившей в Москве, ставшей прообразом Лары из «Доктора Живаго».

    Учитель: Подводя итоги сказанному, ответьте, кто же оказал наибольшее воздействие на литературные поиски поэта, откуда в его творчестве мотив преодоления страха, какова «подоплека дела Б. Пастернака?»

    Вывод (записывается в тетрадь):

            Наибольшее влияние оказал на Б. Пастернака Маяковский. 30-50 годы - годы репрессий, вечного страха - отсюда в творчестве поэта мотив преодоления страха. «Дело Пастернака», имело политическую подоплеку.

    В годы «застоя» его творчество замалчивалось, т.к. власти несмотря на оттепель, боялись людей, мыслящих не как все, способных на «бунт».

    Выступление   группы   «Артистов»   

    (Выразительное чтение и краткий анализ стихов - умение выделить главную мысль стиха, основные художественные средства создания поэтических образов, (см. приложение)

    Выступление группы «Литературоведов»

    а) Учитель дает целевую установку: составление тезисов выступлений   учащихся по теме «Художественные особенности лирики Б.Пастернака». Художественные примеры. (Особенность тематики лирики поэта: смысл жизни интеллигенции, место человека в истории. Вторая особенность - философичность: поэзия Б.Пастернака зовет в мировые просторы,    расширяет пространство, «очеловечивает» вещи, создает атмосферы необыкновенной страсти. Природа встает на место человека, наблюдает, изучает его. Поиски поэтом новых форм слова, нового языка: необычные   метафоры, точность словесного выражения, инверсия - необычная расстановка слов в строке).

    б) По ходу выступлений учащихся заполняют первую колонку таблицы.

    в) Проверка составленных тезисов.

    г) Самостоятельная работа с текстами стихов: записать во вторую колонку по два примера на выявленные художественные особенности.

    д) Проверка выполнения работы.

    Заключительное слово учителя.

    (Учащиеся конспектируют).
    Пастернак и его поэзия живы сегодня, поэтическим завещанием, упреком звучат его строки:

    Не спи, не спи, работай...

    Пусть П. - путь ввысь.

    Увековечение имени поэта (его именем названа планета).

    Домашнее задание:

    1. Сочинение «Слово о Пастернаке...»

    2. Наизусть два стихотворения.

    3. Индивидуальные задания: биография А.Ахматовой, наизусть «Приду туда, и отлетит томленье...», «Мне голос был...», «Мужество».

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    Первая группа «Искусствоведы»

    1. Какие факторы оказали влияние на формирование внутреннего мира
    Б.Пастернака?

    2. Какого его поэтическое восприятие мира?

    3. Каков основной мотив его творчества?

    4. Почему в годы «застоя» замалчивался роман «Доктор Живаго»?

    Вторая группа «Артисты»

    Выразительное чтение наизусть и краткий анализ стихов поэта:

    «Когда я устаю от пустозвонства...»,

    «Про эти стихи»,

    «Давай ронять слова...»,

    «Любить иных тяжелый крест...»,

    «Быть знаменитым некрасиво...

    Третья группа «Литературоведы»

    1.  Каковы особенности лирики Б.Пастернака?

    2.  В чем заключается философичность его лирики?

    3.  Особенности языка и синтаксиса в лирике Б.Пастернака.

    Литература:

    1. В.Есипов. Варлам Шаламов и Борис пастернак»: Искусство как подъём в высоту. – Вологда, Книжное наследие, 2007
    2. С.Н.Брайтман. Поэтика книги Пастернака. Журнал «Новый филологический вестник» № 2, 2006
    3. С.А.Зинин, В.А. Чалмаев. Литература. XX век. 11 класс. – М.: Просвещение, 2010


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературы в 11 классе на тему: "Это всё - о России" (А.Блок). Тема Родины в творчестве А.Блока.

    Урок-семинар представляет собой корректировку и углубление результатов самостоятельного осмысления и постижения лирики поэта....

    Разработка урока литературы в 6 классе на тему "Творчество Н. М. Языкова"

    Урок проводился в рамках подготовки к педагогическому совету о компетентностно-ориентированном уроке. Работа ведётся по программе литературного образования под редакцией Г. И. Беленького. Использовани...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ 11 КЛАССА НА ТЕМУ «ПАРАДОКСЫ ЛЮБВИ В СТИХОТВОРЕНИИ В.В.МАЯКОВСКОГО «ЛИЛИЧКА! ВМЕСТО ПИСЬМА»

    Представлена методическая разработка  проблемного урока-исследования с элементами "погружения". В данном материале содержатся авторские технологии: "мозаика ассоциаций", структурно-логическа...

    Методическая разработка урока литературы в 11 классе на тему :"Ранняя лирика Анны Ахматовой"

    В данной разработке содержится презентация биографии Ахматовой, анализ ранней лирики....

    Урок литературы в 11 классе по теме "Обзор литературы 20-х годов 20 века"

    Предлагаемый материал должен дать наиболее полное и всестороннее освещение литературного процесса 20-х годов 20 века, показать живой литературный процесс. Обсуждая конкретные сюжеты, судьбы, идеи, выв...

    Разработка урока литературы в 11 классе по теме "Тема любви в творчестве В.Маяковского"

    Тема любви в лирике В.В.Маяковского.  Стихотворение  Лиличка! Вместо письма . Конспект урока, проведенного в 11 классе   с использованием элементов технологии творческих мастерских...

    Урок литературы в 11 классе на тему "Обзор литературы Великой Отечественной войны. Военная поэзия"

    Урок литературы «Обзор литературы периода Великой Отечественной войны. Военная поэзия»  проводился в 11 классе. Программа 11 класса отводит минимальное количество уроков на обзорное изучение темы...