Басни И.А.Крылова
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Документ содержит подробный материал к уроку литературы в 5 классе по теме "Басни И.А.Крылова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon basni_i.a.krylova_konspekt_uroka.doc637 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БОРЩЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ

                                                                    УЧИТЕЛЬ: Кузнецова С.В.

С. БОРЩЕНЬ

БОЛЬШЕСОЛДАТСКИЙ Р-ОН

КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ

 

Тема: Басни И.А.Крылова  

                                          «Его басни переживут века!» (К.Н.Батюшков)

Цель урока:  обобщить полученные знания о басне как эпическом жанре.

Задачи урока:

  1) закрепить знания обучающихся о жанре басни и баснях Крылова, полученные на предыдущих уроках;

  2) развивать речь и творческое мышление обучающихся;

  формировать  умения взаимодействовать в коллективной деятельности;

 3) воспитывать  культуру работы в группе, интерес к классической литературе,  положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам.

Тип урока: урок обобщения, систематизации знаний, умений и навыков.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, выставка книг, иллюстрации к басням, выполненные обучающимися, карточки.

Ход урока.

I. Организационный момент. Постановка цели и задач урока.                        Мотивация учебной деятельности обучающихся

Учитель:

-Здравствуйте, ребята, уважаемые коллеги! Ребята, сколько сегодня у нас гостей. Они пришли посмотреть, как мы умеем дружно, хорошо, сообща трудиться на уроке.

Откройте тетради, запишите число, «Классная работа».

        

А начать наш урок мне бы хотелось строками замечательного стихотворения русского поэта, прозаика Петра Андреевича Вяземского. Слушайте внимательно, потому что это поможет вам сформулировать тему нашего урока, поставить цель и определить задачи.

                                         

                                           Забавой он людей исправил,

                                           Сметая с них пороков пыль.

                                           Он баснями себя прославил

                                           И слава эта – наша быль.

                                           И не забудут этой  были,

                                           Пока по-русски говорят,

                                           Её давно мы затвердили,

                                           Её и внуки затвердят!         (Слайд №1)

 Итак, кому посвятил эти строки  П. А. Вяземский?

 Чему мы посвятим наш урок? Кто готов сформулировать тему нашего урока?

Эпиграфом к нашему уроку я выбрала известные вам слова поэта Константина Николаевича Батюшкова. Запишите тему урока и эпиграф  в тетрадь и подумайте, какую цель мы поставим перед собой?

(Повторить всё, что мы знаем о баснях И.А.Крылова.)     (Слайд №2)

А как нам достичь этой цели?

(Внимательно слушать учителя, друг друга и выполнять все задания)

Правильно, молодцы! Сегодня на уроке мы ещё раз обратимся к творчеству великого баснописца, обобщим знания о басне, как литературном жанре и побудем в роли чтецов, художников, актёров, покажем знание и понимание басен.

Для подготовки к уроку мы старательно готовились, каждый проделал огромную работу, все волнуются. Ребята, волноваться не нужно. Я  каждому из  вас  желаю удачи!

II. Актуализация знаний. «Мозговой штурм»

Учитель:

-Ребята, перед началом урока мне передали      конверт. Это необычное письмо адресовано вам. Один из героев произведений  И. А. Крылова решил попробовать себя  в роли баснописца и предлагает на ваш суд свой первый шедевр. Давайте попробуем угадать, о каких произведениях  И. А. Крылова в нём идёт речь и кто автор сего послания.

 (Раздаю листочки с текстом «письма». Приложение № 1

 (Ответ:

  1. «Демьянова уха»,
  2. «Обоз»,
  3. «Две бочки»,
  4. «Слон и Моська»,
  5. «Кошка и Соловей»,
  6. «Волк и Журавль»,
  7. «Ворона и Курица»,
  8. «Тришкин кафтан»,
  9. «Слон на воеводстве»,
  10. «Мор зверей»,
  11. «Квартет».

                                        (Отправитель - Мартышка))

- Ребята, как мы оценим творчество Мартышки?                                                      Удалось ей сочинить басню?                                                                                                        А что называется басней? Давайте дадим определение.

К какому роду литературы относится басня?

Что лежит в основе басни? (аллегория)

А что такое аллегория?

Из каких частей состоит басня? (основное повествование и мораль)

А что такое мораль? ( Мораль – это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом)          (Слайд №3)

-  Ребята, на предыдущих уроках вы узнали, что басня как литературный жанр имеет давнюю историю. Кто же был родоначальником басенного жанра? (древнегреческий баснописец Эзоп)          (Слайд №4)

  • А помните ли вы имя французского поэта, который прославился как баснописец?

( поэт Жан де Лафонтен)                              (Слайд №5)

  • Ребята, а вспомните, кто писал басни в России?

( М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, В. И. Майков, И. И. Хемницер)                                

                                                                       (Слайды №6-7)

  • Однако самый любимый баснописец у детей и взрослых в нашей стране, несомненно, И. А. Крылов.                       (Слайды №8-9)

  • А почему И. А. Крылов обратился к жанру басни?

( Он был непримирим к недостаткам человеческой жизни, а открыто высказываться об этом было нельзя. Басня помогла ему высмеять скупость, лживость, лицемерие).

  • Да, ребята, ни один литератор не пользовался такой славой, как Крылов. Высоко оценил его творчество А. С. Пушкин, назвав Крылова «самым народным поэтом, превзошедшим всех баснописцев». «Дедушка Крылов»,- называл народ своего баснописца. В Санкт - Петербурге, в Летнем саду, стоит памятник великому Крылову (изображение на слайде)    (Слайд №10)

  • До этого ни одному писателю памятников не сооружалось. Средства на памятник собирал весь народ.

Подумайте, почему Крылов был удостоен такой чести?

Обратите внимание, как изображён Крылов?

А знаете ли вы, кто создавал этот памятник?

III. История создания памятника И. А. Крылову (Реализация индивидуального задания)              Приложение №2

IV.  Задание  «Найди пару»

Ну, а теперь давайте вспомним басни И.А.Крылова. Для начала соединим героев различных басен.  

(Для проведения конкурса необходимы карточки-имена героев басен, чистый   лист бумаги, клей-карандаш.)

Обучающимся предлагаются перепутанные карточки с именами героев басен И. Крылова.

Задача: составить пары, которые звучат в названиях басен (например, Стрекоза - Муравей), наклеить пары на лист бумаги.

Время выполнения – 3 минуты.         (Слайд №11)

ВОРОНА

ОБЕЗЬЯНА

СТРЕКОЗА

ЛИСИЦА

ЗЕРКАЛО

ЯГНЁНОК

ВОЛК

МУРАВЕЙ

ЛИСТЫ

ПЕТУХ

КУКУШКА

КОРНИ

ОСЁЛ

МУЖИК

V.  «Доска объявлений»

– Прочитайте, объявления. Кому из героев басен они могли принадлежать? Назовите, из какой басни этот герой. После каждой угаданной басни ребята читают наизусть каждую из них. Первую слушаем в исполнении актера Валентина Гафта (аудиозапись)

1.

Возьмём уроки игры на музыкальных инструментах.

2.  

Ищу  пособие по правильному использованию очков. Пишите крупнее, я плохо вижу!

3.  

Поступим учиться в автошколу с целью научиться управлять транспортом и получить водительские права!

4.  

Сяду на диету и запишусь в экологический кружок для охраны дубов!

5.

Срочно сниму тёплую квартиру до весны!

6.

Потеряла сыр, пока пела. Просьба к тому, кто нашёл, -  Верните, пожалуйста,  на ель!

Ответы: 1. Мартышка Осёл, Козёл, Медведь «Квартет»,  

 2.  Мартышка «Мартышка и очки»,

3. Лебедь, Рак, Щука «Лебедь, Щука и Рак»,

4. Свинья «Свинья под дубом»,  

5. Стрекоза «Стрекоза и Муравей»,  

 6. Ворона «Ворона и Лисица»

Видеопауза.   

После прочтения последнего объявления обучающиеся смотрят  мультфильм «Ворона и Лисица».

 

VI. Физминутка.

 

VII. Творческий отчёт.

 - Ребята, басни  И.А. Крылова нашли своё отражение и в изобразительном искусстве. Многие художники писали иллюстрации к его басням.                                А известны ли вам их имена? (А.М.Суворов, Г.Куприянов, Е.М.Рачев)

- Ребята, а теперь обратите внимание на доску. Чьи это рисунки?

В своих рисунках вы тоже отразили сюжеты из басен И. А. Крылова. Перед началом урока вы с ними познакомились. Какой из рисунков больше всего понравился? Кому из ребят удалось наиболее точно передать характер героев?

VIII. Литературное состязание.

Учитель:

- А теперь вас ждёт литературное состязание! Кто в нём будет самым активным?   Басни Крылова легко запоминаются. Многие фразы из басен стали крылатыми словами. Мы часто произносим их, даже не думая, что слова эти впервые произнесли герои Крылова.

Ребята, а какие слова мы называем “крылатыми”? А для чего мы используем их в речи?                                   (Слайды 12-22)

IX. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель:

-Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какую цель мы поставили в начале урока? Достигли мы поставленной цели? Так в чем же секрет басен И.А.Крылова?                         (Слайд  23)

Ребята, но ведь басни были написаны более 160 лет назад. Зачем же нам, детям XXI века, в век мобильной связи, компьютеризации изучать творчество  И. А. Крылова, его басни?

А разве не бывает людей без недостатков?

Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, горе-музыканты Осёл, Козёл да косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью.

Ребята, а давайте сформулируем правила, которыми должен руководствоваться человек в жизни, опираясь на нравоучения И. А. Крылова.

А легко ли следовать этим правилам? Почему?

Будете ли вы следовать правилам, покажет жизнь, но я надеюсь, что нравоучения И. А. Крылова помогут вам стать лучше. И закончим наш урок строками замечательного стихотворения М. Исаковского “Кто не слыхал его живого слова?” (Чтение стихотворения учителем.)

Учитель:

 -Спасибо за урок, подготовку к уроку, за вашу активность, внимательное отношение к творчеству великого баснописца.

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

 X. Домашнее задание. Обучающиеся выбирают сами.

 (Разгадать кроссворд или сочинить басню.)

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1

                                                           

                                                              Басня        

        Созвал как-то Демьян на демьянову уху весь лесной народ. Привезли целый обоз рыбы. Сварили две бочки ухи. И вот  к обеду идут Слон и Моська, Кошка и Соловей, Волк и Журавль, Ворона и Курица. Курица по такому случаю надела тришкин кафтан. Второй Слон не пришёл – Слон на воеводстве был. Не проверил Демьян перед варкой свежесть рыбы, забеспокоился, как бы не начался в лесу мор зверей. Но, к счастью, всё добром закончилось. Мораль сей басни такова: начал дело, выполни его безупречно от начала до конца!

                                                                                                   

    Последовательница Ивана Андреевича,                                                                                                                                                                            

 подающая надежды начинающая писательница,                                                                    прима из квартета

Приложение № 2

О создании памятника.

        Средства на памятник собирал весь народ, а организаторы устроили конкурс на лучший проект памятника. В конкурсе победил барон Пётр Карлович Клодт. Он работал над памятником вместе с Карлом Брюлловым, который создал портрет Крылова, и художником Александром Алексеевичем Агиным, нарисовавшим героев басен. Для этого Агин составил  список зверей – крыловских героев, а затем собрал «натурщиков» у себя. Свидетели рассказывали, какое это было столпотворение: зверюшки и птицы мяукали, лаяли, хрюкали, мычали, кудахтали...

Доска объявлений

№1.

 Возьмём уроки игры на музыкальных инструментах.

№2.

 Ищу  пособие по правильному использованию очков. Пишите крупнее, я плохо вижу!

№3.

 Поступим учиться в автошколу с целью научиться управлять транспортом и получить водительские права!

№4.

 Сяду на диету и запишусь в экологический кружок для охраны дубов!

№5.

 Срочно сниму тёплую квартиру до весны!

№6.

 Потеряла сыр, пока пела. Просьба к тому, кто нашёл, -  Верните, пожалуйста,  на ель!

Карточки на стол

ВОРОНА

ОБЕЗЬЯНА

СТРЕКОЗА

ЛИСИЦА

ЗЕРКАЛО

ЯГНЁНОК

ВОЛК

МУРАВЕЙ

ЛИСТЫ

ПЕТУХ

КУКУШКА

КОРНИ

ОСЁЛ

МУЖИК

Домашнее задание №1.

РАЗГАДАЙТЕ КРОССВОРД

1

2

3

4

5

6

1. Кто сказал: «Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите!»

2. «Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка затеяли сыграть…»                                                                                                              

                                                                               

3. «Вороне где-то бог послал кусочек…»                                

                                                                               

4. «На ту беду … близехонько бежала».                                

                                                                               

5. «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!» О ком это?

6. Кто сказал: «Кумушка, мне странно это: да работала ль ты в лето?»

Домашнее задание №2.

Сочини басню

– На уроках вы познакомились с жанром басни. Прочитали много басен Ивана Андреевича Крылова. И теперь, думаю, можете попробовать себя в роли баснописцев. Перед вами сюжетные картинки истории про Аиста и Лисицу. Подумайте, чему может научить эта история. Сочините басню в прозе. Не забудьте про мораль.

Самоанализ  урока литературы, проведенного в 5 классе по теме  «Басни И.А.Крылова» учителем Кузнецовой С. В. МКОУ «Борщенская СОШ» Большесолдатского района  Курской области.

На сегодняшний день современный урок немыслим без «тактики сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Чтобы вовлечь детей в учёбу, необходимы всё новые и новые формы урока, где за основу берётся формирование универсальных учебных действий обучающихся.

       Такая форма проведения урока существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу всего класса, позволяет учащимся раскрыть свои способности.  Урок литературы, проведенный сегодня в 5 классе, показывает, что требования стандартов нового поколения по формированию универсальных учебных действий можно выполнять уже сегодня, в ходе учебной деятельности, работая по  стандартам 2004 года.

Класс работает по программе, основанной на  программно-методических материалах по литературе Коровиной В.Я., по учебнику-хрестоматии для общеобразовательных учреждений в 2-х частях, автором-составителем которого является Коровина в.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.

Тема урока: «И.А.Крылов и его басни».

Это был третий урок по данной теме. Урок систематизации и обобщения знаний и умений. При разработке урока учитывались возрастные особенности детей, реальные возможности обучающихся 5 класса, количество которых – 4 человека. Из них два мальчика, две девочка. Уровень познавательной и учебной мотивации хороший.  Психологический климат в классе открытый. Обучающиеся относятся друг к другу доброжелательно, преобладает сотрудничество. Лидеров в классе нет.  В коллективе класса развиты коммуникативные навыки. Отрицательных качеств в коллективе не выявлено.

Дети к данному уроку имели определенный багаж знаний, который помог им систематизировать и обобщить изученный материал.

 Цель данного урока: обобщить полученные знания о басне как эпическом жанре.

Для достижения цели были поставлены Задачи:

1. Предметные:

- закрепить знания обучающихся о жанре басни и баснях Крылова, полученные на предыдущих уроках;

 2. Метапредметные:

         а) познавательные УУД: 

-развитие внимания, мышления, зрительной памяти учащихся;

- работа с информацией;

        б) коммуникативные УУД:

- формировать умение работать в группе;

- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

         

        в) регулятивные УУД:

- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

- формировать умения выполнять свои действия по образцу;

 Личностные:

- формирование умения адекватно оценивать свою работу;

- воспитывать уважение к мнению других,  самостоятельность, творческую активность, любовь к родному языку, уважение к родителям.

1. Урок начался  с организационного момента и мотивации. Создание благоприятной рабочей обстановки, психологический настрой  развивает положительную мотивацию к обучению. Учащиеся формулируют собственное мнение и позицию. Такое начало  позволяет повысить интерес учащихся к уроку литературы.

На этом этапе урока мы формируем личностные УУД.

2. На следующем этапе происходит актуализация знаний: прочитав письмо, дети   определяют, из каких басен в него включены слова, определяют, можно ли его назвать басней. Вспоминают,  что такое басня, мораль, аллегория. Организуется подготовка  к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения, это карточки со словами.  Мы формируем познавательные и регулятивные УУД.

3. Следующий этап урока – это реализация индивидуального задания. Обучающаяся делает сообщение о создании  памятника И.А.Крылову.

 На этом этапе мы формируем все виды УУД.

4. Следующий этап – обобщение и систематизация знаний.  

а) Учащиеся в коммуникативной форме выполняют задание «Найди пару», в ходе которого необходимо составить пары героев крыловских басен, ставят цель: устранить возникшее затруднение. Ребята выбирают нужные карточки и соединяют героев,  работают  парами.    

На этом этапе мы формируем познавательные и коммуникативные УУД.

б) Следующее задание – «Доска объявлений» - заключается в том, чтобы, прочитав объявление в шуточной форме, ребята угадали, кто и из какой басни является его автором. Затем идет чтение этой басни наизусть. Первую басню обучающиеся прослушали в исполнении актера Валентина Гафта, далее дети сами читают наизусть. Последняя басня – просмотр мультфильма.  

 На этом этапе мы формируем все виды УУД. 

5. На следующем этапе проводили физминутку.

Мы формируем  регулятивные, коммуникативные УУД.

6. Следующий  этап – творческий отчет.   Работа с рисунками обучающихся.

 Мы формируем все виды УУД.

7.Следующий этап – литературное состязание на знание крылатых выражений. Из басен И.А.Крылова.  Работа с компьютерной презентацией. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Мы формируем все виды УУД.

8.На следующем этапе  - домашнее задание предлагается выбрать разное по сложности. Это позволяет объяснить самому себе «что я хочу» (цели и мотивы) и «что я могу» (результаты), т.е. формируем личностные УУД.

 10. Урок заканчивается рефлексией. Учащиеся формулируют собственное мнение и позицию и определяют степень успешности выполнения своей работы, что является необходимым условием самостоятельной деятельности.

 На данном этапе мы формируем регулятивные  УУД.

На уроке все учащиеся старались включиться в диалог, ребята высказывали свои мысли.   Я считаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения. Все задания урока позволили работать над формированием метапредметных универсальных учебных действий (личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных), что и является залогом успешности самостоятельной деятельности обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

И.А.Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Свинья под дубом».

-знакомство с биографией И.Крылова;-знакомство с жанровыми признаками на примере басни «Свинья под дубом»...

Внеклассное мероприятие, посвящённое книге-юбиляру (205 лет «басням» И.А. Крылова) «Бессмертные творения Крылова»

Разработка представляет собой внеклассное мероприятие, которое предназначенодля учащихся 3-5 классов школы. Тема интересна, актуальна, так как проводится в рамках празднования 205-летнего юбилея «Басе...

Урок внеклассного чтения "Его басни переживут века!" Басни И.А.Крылова

Урок внеклассного чтения "Его басни переживут века!" Басни И.А.Крылова.  6 класс. На уроке ученики получают дополнительные сведения об авторе и о басне как эпическом жанре литературы, закрепляют ...

И.А. Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Свинья под дубом» (по учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва)

В баснях Крылова слились речь поэтическая и разговорная. По форме басни близки к драматургическому произведению. Особенность басен Крылова – новизна образа рассказчика, его умение смеяться вмест...

Презентация по литературе. Особенности жанра басни .Басни И.А.Крылова.

Данная презентация подготовлена для урока литературы по теме "Басни И.А.Крылова". Цели данной презентации: учить сопоставлять разные тексты, самостоятельно делать выводы, находить общее и различное в ...

КОНКУРС ИНСЦЕНИРОВАННОЙ БАСНИ (по басням И. А. Крылова)

Цели и задачи конкурса:1. Обобщить сведения о жанровом своеобразии басни, вспомнить прочитанное, закрепить умение отличать басню от других стихотворных жанров;2. Выявить умение определять актуальность...

Презентация к уроку литературы в 5 классе на тему: "Басня как жанр. Басни И.А. Крылова"

Презентация к уроку литературы в 5 классе. Цель – обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Басня как жанр. Басни И.А. Крылова»....