И.А. Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Свинья под дубом» (по учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва)
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

 Серебрякова Ирина Юрьевна

 

В баснях Крылова слились речь поэтическая и разговорная. По форме басни близки к драматургическому произведению. Особенность басен Крылова – новизна образа рассказчика, его умение смеяться вместе с персонажами, смотреть на жизнь их глазами. Басни Крылова – отражение мудрость народа, его житейской философии. Но многие басни написаны по какому-то  определенному поводу, поэтому их персонажи не носят условно-аллегорического характера, а становятся типичными для российской действительности своего времени героями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5kl._i.a.krylov.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Агалатовская СОШ»

Учитель Серебрякова И.Ю.     Литература в 5 классе (по учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва)

Тема: И.А. Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова.  Басня «Свинья под дубом»

Тип урока: изучение нового материала

 Образовательные цели:

 –научить раскрывать художественный смысл басни;

 –познакомить с жанровыми признаками  басни на примере басни «Свинья под дубом»;

 –учить строить ответ на вопрос о художественном произведении с опорой на теоретико-литературные знания;

 –давать читательскую оценку на основе соотношения личных и авторских представлений о мире и человеке

Развивающие цели:

– развивать навыки стихотворного текста;

–формировать способность аргументировано высказывать своё мнение;

– учить самостоятельно искать решение проблемы;

– развивать познавательный интерес к чтению басен;

– развивать навыки характеристики литературных героев

   

Воспитательные цели:

– воспитывать умение выслушивать мнение собеседника;

– учить самостоятельно преодолевать трудности;

– формировать навыки культурного общения;

– уметь применять на практике полученные знания

Оборудование:

– выставка ученических рисунков;

– иллюстрации к басням И.Крылова;

–фонохрестоматия с записью литературного прочтения басен  актёрами

   

Ход урока

Вводная часть

  1. Вступительное слово учителя о И.А.Крылове

В баснях Крылова слились речь поэтическая и разговорная. По форме басни близки к драматургическому произведению. Особенность басен Крылова – новизна образа рассказчика, его умение смеяться вместе с персонажами, смотреть на жизнь их глазами. Басни Крылова – отражение мудрость народа, его житейской философии. Но многие басни написаны по какому-то  определенному поводу, поэтому их персонажи не носят условно-аллегорического характера, а становятся типичными для российской действительности своего времени героями.

  1. Проверка знания учащимися басен И.А.Крылова

Викторина

                                   

  • Задание: продолжите крылатые слова                                  Без ошибок – 3 балла

Ты всё пела? Это дело…                                                     Частично вып. – 2б.

Беда, коль пироги начнёт печи сапожник…

А вы, друзья, как ни садитесь…

Кукушка хвалит петуха…

Наделала синица славы…

Чем кумушек считать трудиться…

  • Задание: из каких басен эти строки:                                        

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать («Волк и ягнёнок»)        Без ошибок – 3 Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на Слона! («Слон и Моська»)

А Васька слушает да ест («Кот и Повар»)                                        Частично вып. –2б.    А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь! («Квартет»)         Слона-то я и не приметил («Любопытный»)

Да наши предки Рим спасли («Гуси»)

  1. Сообщения учащихся о жизни и творчестве И.А. Крылова (по статье учебника «Иван Андреевич Крылов»)

  • Задание: составить 2 вопроса к статье учебника

                                                                                                              2 вопроса – 2 балла

                                                                                                        1 вопрос – 1 балл

Основная часть

  1. Слово учителя

 «Жанр басни в творчестве И.А. Крылова»

– Что такое басня?

  1. Работа учащихся с Кратким словарём литературоведческих терминов (стр. 307-314 уч.)
  • Задание: найти определение басни в словаре и записать в тетради  – 1 балл

Работа с терминами: аллегория, сатира, эзопов язык (см. Приложение №1)

           

 3. Работа с опорным конспектом  «Отличительные черты басни» ( см. Приложение №2)

  • Небольшой рассказ, часто стихотворный
  • 2 части:
  • основное повествование и мораль (нравоучение)
  • Аллегорическая форма (иносказание)
  • Сатирическое изображение
  • Герои – чаще животные
  • Диалог
  • Лаконизм (краткость)
  • Особый басенный стих, передающий разговорную речь
  • Олицетворение

4. Беседа: 

– Назовите жанровые особенности басни

– Из скольких частей состоит басня?

– В какой части басни обычно заключена мораль?

– Почему басня строится на аллегории?

5. Работа над текстом басни «Свинья под под дубом»

  • Выразительное чтение басни
  • Беседа по содержанию:

– Кто в басне главные герои?

– Какой описывает Крылов свинью?

– В каких строчках заключена мораль басни?

– В чём смысл морали?

– Приведите различные ситуации, когда можно использовать мораль этой басни

– Как ситуация подтверждает эту мораль?

– Что в басне аллегорического, иносказательного, а что могло бы произойти в жизни?

– Литературоведы считают, что в басне  противопоставляются истинное просвещение и невежество. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Какие строчки говорят об истинном просвещении, какие – о невежестве?

  • Задание: составьте 2 вопроса к басне              2 вопроса– 2 балла

                                                                                          1 вопрос– 1 балл

 

Заключительная часть

  1. Слово учителя

Мы познакомились на уроке с жанром басни, выяснили отличительные черты и особенности басни, поработали с  литературоведческими терминами, провели беседу по содержанию басни «Свинья под дубом», а сейчас проведём тестирование и определим, достигли ли вы целей урока

  1. Тесты (см. Приложение № 3)

  • Основной эмоциональный фон (пафос) в басне:

а) сатирический;

б) юмористический;

в) героический

  • Средство художественной выразительности, отличающее басню от других эпических жанров:

а) сравнение;

б) метафора;

в) аллегория

  • Мораль басни «Свинья под дубом» – обличение невежд:

а) которые отрицают важную роль просвещения и злом отвечают на добро;

б) которые довольны своими знаниями и не хотят учиться дальше;

в) которые не хотят трудиться для других

 

  1. Рефлексия:

– Достигли ли вы целей урока?

– Что помогло и что помешало вашей работе на уроке?

– Оцените свою работу в баллах

4. Дифференцированное д/з: составить кроссворд на основе басен И.А. Крылова;

нарисовать иллюстрации к басням для желающих;

подготовить выразительное чтение басен «Волк на псарне» (стр. 59-60), «Ворона и лисица» (стр. 63-64) для всех

Рейтинговая оценка:

«5»– 8-9 баллов

«4»– 6-7 баллов

«3»– 4-5 баллов

«2»– менее 4 баллов

Результаты работы на уроке:

«5»– 7

«4»– 12            успеваемость- 100%

«3»– 5               качество- 86%

«2»– 0

Результаты тестов:

«5»– 8                     4 б.– «5»            успеваемость- 100%

«4»– 10                   3 б.– «4»             качество- 82%

«3»– 4                     2 б.– «3»

«2»– 0

Всего: 24 чел.

Писали: 22 чел.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жанр басни в творчестве И. А. Крылова. Инсценирование басен.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  Тема урока:Жанр басни в творчестве И. А. Крылова. Инсц...

План-конспект урока по литературе Иван Андреевич Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова.

Урок изучения нового материала по творчеству И. А. Крылова в 5 классе (программа Г. Меркина) с использованием электронных образовательных ресурсов....

Тематическое планирование уроков литературы в 9 классе (авторы учебника: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, И.С.Збарский, М.: "Просвещение").

В планировании описано содержание урока, представлены виды деятельности уч-ся, межпредметные связи, указаны умения и навыки школьников, домашнее задание....

И.А. Крылов. Жанр басни. Презентация по литературе.

Презентация по литературе для 5 класса. И.А.Крылов. Жанр басни....

И.А.Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Свинья под дубом».

-знакомство с биографией И.Крылова;-знакомство с жанровыми признаками на примере басни «Свинья под дубом»...

Рабочая программа по литературе для 5 класса по учебнику В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва, В.И.Коровина. В соответствии с требованиями ФГОС. 102 часа.

Рабочая программа выполнена в соответствии с  требованиями ФГОС и содержит все обязательные разделы: пояснительную записку, место предмета, цели и задачи курса, содержание, предполагаемые результ...

Конспект урока литературы. И. А. КРЫЛОВ. БАСНИ «СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ», «ВОРОНА И ЛИСИЦА». ОЛИЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОРОКОВ В БАСНЯХ.

И. А. КРЫЛОВ. БАСНИ «СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ», «ВОРОНА И ЛИСИЦА». ОЛИЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОРОКОВ В БАСНЯХ....