Тематическое планирование уроков литературы в 9 классе (авторы учебника: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, И.С.Збарский, М.: "Просвещение").
календарно-тематическое планирование по литературе (9 класс) по теме

Захарчук Алла Ивановна

В планировании описано содержание урока, представлены виды деятельности уч-ся, межпредметные связи, указаны умения и навыки школьников, домашнее задание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_urokov_literatury9_kl..doc306.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Планирование уроков литературы, 9 класс

                                                      Учитель  Захарчук Алла Ивановна

Учебник – Литература 9 кл., в 2-х частях, авторы – составители: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, И.С.Збарский, М.:»Просвещение», 2006 – 2010 гг.

Количество часов -102 ч , внеклассное чтение – 3 ч

Развитие речи – 11

Проверочные работы – 4

п/п

дата

Ко-

во

ча-

сов

Тема урока

Содержание

урока

Умения

и навыки

Виды

деят-ти

уч-ся

Контроль

за знаниями

Межпредм.

связи

Дом. задание

1.

1

Внеклассное чтение. 65-летию Победы посвящается:   «Я – русский солдат»(по повести Б.Васильева «В списках не значился»)

(презентация)

Песня Высоцкого, слова Бондарева о войне, судьба Васильева, фрагмент  д/ф о Брестской крепости, начале войны, рассказ уч-ся о главном герое Плужникове,

поведение человека на войне, чтение и анализ эпизодов, любовь и война, просмотр и обсуждение фрагментов х/ф «Я русский солдат»

Знакомство уч-ся с произв. советской литературы о войне, воспитание чувства патриотизма, умение понимать проблемы, высказывать собстве-нное мнение, состав-лять характеристику героя

Беседа, сообще-ния, историческая справка,

выразит. чтение,

просм. и обсужде-ние фрагм. х/ф

Опрос,

умение давать полный ответ, устное рассужде-ние

История и литература,

кино-фрагменты из док. и худ.филь-мов;

литература и музыка – песня В.Высоцкого «Он не вернулся из боя»

Сочинение-миниатюра «Что меня поразило в повести Б.Васильева?» или рассуждение «У каждого своя верста».

2

1

Вводный урок. Литера-тура как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.

Чтение и обсуждение сочинений, обсуждение слов М.Щербакова, высказываний русских писателей, выразительное чтение стихотворений Ахматовой, Пастернака, Бунина, беседа, викторина

Презентация

Развитие связной речи уч-ся, выявить уровень литера-турного развития, сформировать понимание уч-ся литературы как искусства слова

Выразительное чтение, обсужде-ние, индивидуальная и коллекти-вная формы работы

Опрос, викторина

Литература и русский язык, живопись

Ответить письменно на один из вопросов( в тетради). Принести текст «Слова…»

3

1

Древнерус-ская литература.

Из истории «Слова о полку Игореве». «Печальные повести о походе Игоревом»

Лекция учителя с элементами беседы о древнерусской литературе, беседа-подготовка к восприятию поэмы, обсуждение слов Жуковского. Сообщение уч-ся – историческая основа «Слова», анализ заглавия поэмы, чтение и анализ «Слова», работа с иллюстрациями художников В.Семёнова, И.Голикова, Г.Маковской, Н.Рериха.

Презентация

Развитие навыка конспектирования, анализа поэмы, привитие интереса к произведениям древнерусской литературы, учить рассуждать, развитие воображения

Конспек-тирова-ние, чтение и анализ поэмы, сообще-ние-индив.ра-бота, работа с иллюстрациями

Проверка тетрадей, знания содержа-ния  поэмы

Литература и история, живопись- репродук-ции картин художни-ков

Образ Русской земли, найти

фрагменты, которые рисуют в поэме этот образ

4,5,6

3

1.«Слово о полку Игореве». «О Русская земля!»

2. «Тоска разлилась по Русской земле..»

3.Игра «Умники и умницы»

Прослушивание фрагмента из «Слова о погибели земли Русской», поиск географических названий в поэме, голосов природы, образы русских князей, пейзажи в поэме. Их роль, роль словосочетания «русская земля». Работа с репродукцией Рериха, образ половецкой степи, сравнение, «златое» слово Святослава.

Обсуждение вопроса, проверка дом.задания, работа с иллюстрациями Семёнова, Глазунова, Рериха. Образ князя Игоря, жён, оплакивающих мужей, чтение и анализ отрыка-плач Ярославны,

Сравнение работ худ.Перова и Семёнова, образ автора, работа с фотографиями соборов, чтение стихотворения Н.Рачкова «Спят волхвы и спит Каяла…»

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

Развивать речь, память, мышление, умение выразительно читать, проработать характеристики героев, формировать эстетич. вкусы, воспитывать интерес к литературе. Познакомить с работами известных художников к «Слову», навыки выразительного чтения и анализа произведения. Привитие интереса к произведениям древнерусской литературы

Коммен-тирован-ное чтение, решение проблем-ной ситуации, работа  с иллюстрациями, сравне-ние, инд.рабо-та – карточки. Работа в паре

Вовлече-ние уч-ся в обсужде-ние, решение проблем-ной ситуации,

опрос,

проверка знания текста,

исторической основы «Слова»

Литература и

живопись, иллюстра-ции к поэме Н.Рериха «Земля славян-ская», «Половец-кий стан»,

работы глазунова, Семёнова, Перова.

1.Образ Русской Земли в «Слове»,

2. Найти в тексте фрагменты, где описывается горе Русской земли, радость за возвращение Игоря из плена.

-Почему потерпевшего поражение князя встречают с таким воодушевлением?

Подготовиться к игре «Умники и умницы»

7

1

Развитие речи. Сочинение по «Слову о полку Игореве».

Знакомство с темами сочинений по «Слову о полку Игореве», обсуждение, сбор материала

Развитие связной речи уч-ся, развитие навыка составлять план сочинения, собирать материал к нему

Колек-тивная форма работы

Литература и русский язык

Написать сочинение.

Инд.задание-сообщение о преобразованиях эпохи Петра, судьба Ломоносова.

Групповая работа-презентации

8

1

Русская литература 18 века. Классицизм. М.В. Ломоносов.

Лекция учителя о классицизме. Конспектирование уч-ся, сообщение уч-ся о преобразованиях петровской эпохи, судьбе Ломоносова – презентация уч-ся

Развитие навыка конспектирования, знание особенностей классицизма, биографии Ломоносова, умения составлять презентации и защищать их.

Индивидуальная работа-сообще-ния. Презентации-групповая работа

Проверка конспектирования, опрос, проверка подготов-ленных дома творче-ских работ

Литература и наука, живопись

Особенности классицизма, стихотворения Ломоносова

9

1

М.В.Ломоно-сов. «Вечернее размышление о Божием величестве..»

Опрос, тест, чтение стихотворений и анализ их: «К статуе Петра великого».»Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»

Развитие навыка выразительного чтения, анализа стихотворения, знать биографию Ломоносова, особенности его творчества

Работа  с тестом, чтение и анализ стихотво-рений

Опрос, проверка знаний уч-ся по теме урока

Литература и живопись

«Ода на день…», вопросы

10

1

М.В.Ломоно-сов. «Ода на день восшествия..»

Обсуждение проблемного вопроса : «Почему Белинский назвал Ломоносова «Петром Великим русской литературы»?, анализ «Оды на день…», художественные особенности её

Развитие навыка анализа произведения, знание творчества Ломоносова, учить рассуждать, выражать своё мнение

Работа с текстом произведения

опрос

Литература и русский язык, история- образ Петра, преобразо-вания эпохи

Сформировать основные принципы классицизма, сообщение об оде как жанре лирики-инд.задание;

Все- статья в учебнике о Державине, кратко выписать факты, отн. к биографии поэта.

11,

12

2

Г.Р.Державин

Личность, судьба, творчество

Проверочный тест, сообщения уч – ся – дом. зад.;беседа с классом, чтение и анализ стихотворений , од Державина – выполнение разноуровневых заданий  уч-ся , сопоставление, выводы

Знание биографии Державина, особенностей его творчества, признаков классицизма, умение анализировать стихотворения, работать в паре, группе, сопоставлять,  сравнивать.

Выполнение теста. инд.зада-ния, участие в обсужде-нии вопросов. Анализ стихотворений

Тест, опрос

Литература и история, живопись

А.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву», групповая работа:

1. биография писателя от имени его сына – написать и представить на уроке; история создания книги;

инсценирование фрагментов из глав «София», «Любани», «Спасская Полесть», и др.

13

1

А.Н.Радищев.

«Бунтовщик хуже Пугачёва» (Екатерина  Вторая).

Звучит музыка, уч-ся представляют жизнь Радищева «от лица его сына». История создания книги, отрывки из произведения-инсценирование их, сюжет, выявление идеи глав, обсуждение слов В.И.Ленина и Екатерины.

Знание судьбы писателя, знакомство с его книгой, особенностями произведения, прививать интерес к чтению, развитие навыка анализа

Творче-ская работа-индивидуальная и групповая

Опрос, проверка дом.зада-ния

Литература и живопись-иллюстрации к главам, музыка-концерт№4 фа минор А.Виваль-ди

Инд.задание: заочное путешествие из Петербурга в Москву в 2010 году;

Все-чтение повести «Бедная Лиза»

14

1

Н.М.Карам-зин. Судьба и творчество писателя.

Чтение творческих работ уч-ся, понятие о сентиментализме, лекция учителя, конспектирование уч-ся

Дать понятие о сентиментализме как лит. течении, развитие навыка конспектирования, познакомить с жизнью и творчеством писателя

Конспек-тирова-ние, выступление с творче-ской работой

Опрос

Литература и история

«Бедная Лиза»:

Задания по группам-7 групп

15

1

Н.М.Карам-зин. «Бедная Лиза». Попытка современного прочтения повести.

Отчёты групп о выполнении заданий. Раскрытие образов героев. автора, его отношения к героям, словарная работа- слово «бедная».

Учить анализу произведения в единстве содержания и формы, оценке значения повести, развивать навыки устной монологической речи, навыки записи прослушанного. развивать логическое мышление, формировать нравственно-этические качества личности.

Группо-вая, индивидуальная, фронто-вая. Заполне-ние таблицы

Проверка выполнен-ного группой задания, знание текста повести

Литература и психоло-гия, живопись- иллюстра-ции к повести

Заполнить таблицу-сопоставление классицизма и сентиментализма.

Инд.задание: сообщение о судьбе Жуковского,

Пушкин и Жуковский

16

1

Поэзия 19 века. Романтизм. В.Жуковский- «литератур-ный Колумб Руси»

В.Белинский

Понятие о романтизме, слова Пушкина о Жуковском, отношение к Жуковскому его современников - слово учителя, сообщение уч-ся о судьбе поэта, о роли Жуковского в судьбе Пушкина, сопоставление стихотворений Жуковского «Вечер» и Державина «Соловей», выводы

Познакомить с судьбой и творчеством Жуковского, дать понятие о романтизме, развитие навыка сравнительного анализа стихотворений

Индивидуальная работа, в парах

Опрос, сообщения

Литература и живопись- портрет поэта, иллюстра-ции к его стихам

Чтение баллад,  групповая работа-сравнение баллад «Людмила» и «Светлана»

17

1

В.Жуковский. Особенности поэтического мира. «Светлана».

Элегии и баллады Жуковского.

Повторение основных черт романтизма, чтение и анализ стихотворений «Море» и «Невыразимое»,  анализ баллады « Светлана»,сравнение баллад «Людмила» и «Светлана»-сообщение уч-ся

Знание основных черт романтизма, признаков баллады.развитие навыка сравнительного анализа, умение работать с разными источниками, находить информацию, использовать в самост. работе

Фронтальная работа, групповаяиндивидуальная

Опрос, проверка дом. задания

Литература и живопись- иллюстра-ции к произведе-ниям, литературоведение

А.С.Грибоедов, судьба писателя,

Инд.задание-

Сообщения:

«Любовь Грибоедова», смерть писателя

18

1

А.С.Грибое-дов. Литературно-музыкальная композиция.

Презентация-представление жизни и творчества Грибоедова

Знать судьбу Грибоедова, умение давать полный развёрнутый ответ, привитие интереса к чтению, раскрыть личность писателя, приобщение к духовно-нравственным ценностям русской  литературы,. развитие навыка конспектирования

Выступления уч-ся.

Конспек-тирова-ние

Проверка подготов-ленных сообще-ний, конспек-тов,уме-ние слушать и понимать

Литература и музыка-вальс Грибоедова живопись-портрет писателя, его жены,иллюстрации к комедии «Горе от ума»,

литература и история

Инд.задание-«История замысла комедии «Горе от ума», проанализировать список действующих лиц;

Чтение комедии.

Устное сочинение «Каким мне представляется Грибоедов?»

19

1

А.Грибоедов.

«Горе от ума». Загадка комедии. Знакомство с героями. Действие 1.

Устное сочинение «Каким я представляю себе Грибоедова?»,сообщение уч-ся «История замысла комедии», чтение учителем фрагмента из книги А.Тимрота «Бунт сердца и ума», черты классической комедии, сообщение уч-ся о списке действ. лиц, анализ афишки, чтение начала комедии с элементами анализа

Привитие интереса к чтению, знание особенностей комедии, умение анализировать афишу, формировать собственное отношение к произведению, развитие связной монологической речи

Устное сочине-ние-индивидуальная работа, сообще-ния, анализ афишки

Проверка дом. задания,

умения анализировать

Литература и живопись-иллюстра-ции к комедии

Действие 1, групповая работа:

1-анализ характеров Фамусова и Софии,

2 – анализ характеров Чацкого и Молчалина,

3- характеристика московского барства

20

1

А.Грибоедов.

«Горе от ума». Утро в доме Фамусова.

Выступление групп уч-ся, краткие записи в тетради, анализ 1-6 явлений и беседа, слово учителя, чтение 7-10 явлений по ролям и анализ их, слово учителя.

Привитие интереса к чтению, развитие навыка анализа драматического произведения, умение составлять характеристики героев, развитие связной речи

Выступления, анализ, записи в тетради, выводы,

чтение по ролям

Проверка уровня читатель-ского восприя-тия в ходе беседы, опроса

Литература и живопись- иллюстра-ции к комедии

Монолог Фамусова наизусть ( по выбору).

Действие 2-3, чтение и анализ

21

1

А.Грибоедов. «Горе от ума». Анализ 2-3 действий. Фамусов-Чацкий-Софья.

София-Чацкий-Молчалин.

Проверочная работа № 1

Анализ 2 действия. Чтение монологов Фамусова наизусть, чтение по ролям 2 явления, образы Фамусова, Чацкого и Софии, анализ эпизода «Падение Молчалина с лошади», групповая работа: 1- диалог Софии и Чацкого, 2 – диалог Чацкого и Молчалина( д.3), слово учителя.

Развитие связной речи уч-ся, умение работать в группе, навыки анализа комедии, выразительного чтения по ролям. Привитие интереса к чтению

Чтение наизусть, работа в группе, чтение по ролям и анализ

Проверка  монологов Фамусова наизусть, опрос

Литература и живопись- иллюстра-ции к комедии

Письменный ответ на вопрос( по выбору):

1.Почему Чацкий – нежеланный гость в доме Фамусова?

2. Как ведёт себя Чацкий с гостями Фамусова?

3.Как развивается в комедии сплетня о сумасшествии Чацкого?

Инд. задания:

Словесные портретные зарисовки гостей Фамусова.

22

1

Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова».

Знакомство с памяткой «Анализ эпизода», составление плана эпизода «Бал в доме Фамусова», постановка проблемы, анализ эпизода: ответы уч-ся – дом.задание (индивид.работа), анализ, чтение монолога Чацкого, анализ его, рассуждение и вывод.

Развитие связной речи уч-ся, формирование навыка составления плана, умение давать характеристики героев, знание текста комедии

Индивидуальная работа, фронтальная

Анализ эпизода, составле-ние плана

Иллюстра-ции к эпизоду

4 действие, монолог Чацкого наизусть ( по выбору)

23

А.Грибоедов «Горе от ума».

Анализ 4 действия. Прозрение героя.

Чтение наизусть монолога Чацкого, беседа по 4 действию, сравнение Чацкого и Репетилова, чтение по ролям 14 явления, анализ его.

Знание наизусть монолога Чацкого, навыки анализа комедии, учить думать, делать выводы, рассуждать

Чтение наизусть, по ролям, анализ

Проверка монологов наизусть, знания текста произведения

Иллюстра-ции к 4 действию комедии

Выучить наизусть 10 афоризмов из комедии

24,

25

2

А.Грибоедов.

Ум мнимый и ум подлинный.

Мастерская по комедии «Горе от ума».

Работа в паре, работа в группе по 4 человека, , работа с иллюстрациями, выступления от групп, вопросы уч-ся к комедии, сравнение точек зрения об уме Чацкого Пушкина и Гончарова,

Высказывания литераторов, отыскивание ответов на неясные вопросы, рефлексия

Учить размышлять над понятием «ума» в разные эпохи, ввести в лексикон уч-ся разные нравственные понятия, обогащение словарного запаса, умение понимать проблему, подбирать аргументы для аргументации собственной позиции

Работа в паре, в группе, фронтальная, чтение наизусть афориз-мов

Опрос. Проверка умения работать в группе

Иллюстра-ции – портреты Чацкого в разных эпизодах

Письменный ответ на вопрос «Каким горем сжата душа Чацкого?»

26,

27

2

Развитие речи. Сочинение по комедии «Горе от ума».

Чтение письменных работ уч-ся, обсуждение их. Знакомство с темами сочинений по комедии, обсуждение их, отбор эпиграфов, сбор материала

Развитие связной речи уч-ся,учить думать, рассуждать. точно выражать свою точку зрения

Индивидуальная работа,

Фронтальная. Работа с темами сочине-ний, подготов-ка к написа-нию

опрос

Литература и русский язык,

литературоведение

дописать сочинение,

индивидуальное задание: судьба Пушкина

28

1

А.С.Пушкин. «Пушкин – наше всё»

(А.Григорьев)

Жизнь и творчество поэта.

Лекция-презентация с элементами беседы, сообщениями уч-ся, выразительным чтением стихотворений поэта.

Привитие интереса к чтению, знание жизни и творчества Пушкина, развитие навыка конспектирования, умение выбирать главное из предложенного материала, приобщение к духовным ценностям русской литературы

Индивидуальная работа, фронтальная, конспек-тирова-ние, составле-ние таблицы

Проверка  усвоения материала, конспек-тов уч-ся

Литература и история, живопись- портреты Пушкина, его родителей, няни, фотографии пушкин-ских мест, иллюстра-ции к произведе-ниям поэта

Групповая работа:

1-Пушкин и Пущин, стихи, посв. Пущину, встреча в Михайловском, сообщение о судьбе Пущина;

2 – Дельвиг, ст. «19 октября», «Дельвигу»

3 – Кюхельбекер, ст. «Разлука», Пушкин и Кюхельбекер;

4- история Лицея, преподаватели, ст. «Была пора…», «Чем чаще празднует Лицей…»

29

1

А.С.Пушкин.

Тема «дружества святого» в творчестве Пушкина. «19 октября»

(1825)

Групповая работа с презентацией – выступления уч-ся по теме урока, чтение стихотворений, анализ их.

Развитие навыка выразительного чтения, анализа стихотворения. Знание судьбы Пушкина, основных мотивов его творчества, привитие интереса к чтению русской литературы.

Воспитание на примере дружбы лицеистов

Группо-вая работа уч-ся, чтение и анализ стихотво-рений

Проверка групповой работы

Литература и история, живопись- портреты лицеистов, фотографии царского села, лицея

Инд.задание:

сообщение о Чаадаеве, история создания стихотв. «Во глубине…»;

стих. «Арион» и «Анчар» - анализ

выучить наиз. строки из стих. «19 октября»

30

1

А.С.Пушкин.

Вольнолю-бивая лирика Пушкина. Анализ стихотворе-ний «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд», «Анчар»

Выразительное чтение строчек из стихотворения «19 октября», слово учителя о вольнолюбивой лирике поэта, чтение ст. «К Чаадаеву», сообщение о Чаадаеве, анализ стихотворений, Пушкин в Михайловском - сообщение уч-ся, анализ стихотворений «Во глубине…»,  «Анчар»

Презентация – анализ стихотворения «Анчар»

Развитие навыка анализа стихотворения, знание жизни и творчества Пушкина, привитие интереса к произведениям поэта, учить выделять главное, делать выводы

Индивидуальная работа, анализ стихотво-рений

Опрос

Литература и живопись- иллюстрации к стихотворениям

Выучить наиз. «К Чаадаеву»,

Устный ответ на вопрос «Вольнолюбивая лирика Пушкина»,

Инд. задание:

Адресаты любовной лирики Пушкина – М.Раевская, А.Керн, Е.Воронцова, А.Ризнич, Н.Гончарова,

Стихотворения «Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье», «Храни меня…», «Сожжённое письмо». «На холмах Грузии», «Мадонна»

31

1

А.С.Пушкин.

«Души моей царицы». Любовная лирика Пушкина.

Презентация – рассказ о женщинах, которым Пушкин посвятил свои стихи, чтение и анализ стихотворений.

Развитие навыка анализа стихотворения, умение отбирать материал на заданную тему, развитие связной речи – ответ - монолог

Индивидуальная работа.

Анализ стихотво-рений

Опрос

Литература и музыка – романс на стихи «Я помню чудное мгновенье»

живопись- портреты ГончаровойВоронцо-вой, Ризнич, Керн, Раевской

Наизусть стихотворение «Я помню чудное мгновенье»,

Инд.задание: последние дни поэта

32

1

А.С.Пушкин.

Последние дни жизни Пушкина.

Тема творчества в лирике Пушкина.

Выразительное чтение наизусть стихотворений Пушкина, групповая работа – чтение и анализ стихотворений о творчестве6 «Пророк», «Арион», «Поэт», «Эхо», «Я памятник себе воздвиг…», сообщения уч-ся о последних днях жизни Пушкина.

Развитие навыка составления тезисного плана, анализа стихотворения, умение думать,размышлять, делать выводы

Группо-вая работа,

Индивидуальная, анализ стихотво-рений

Опрос, проверка составленных планов

Литература и история, живопись

Наизусть ст. «Я памятник себе воздвиг…»,

знание жизни и творчества Пушкина,

Чтение поэмы «Моцарт и Сальери»

33

1

А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери».

«Гений и злодейство»

Проверочный тест «Жизнь и творчество Пушкина», анализ «Маленьких трагедий», обсуждение поэмы «Моцарт и Сальери» - презентация

Проверить знания уч-ся о жизни и творчестве Пушкина, развитие навыка анализа, знание наизусть стихотворений поэта,

Познакомить уч-ся с «Маленькими трагедиями», привитие интереса к чтению,

Проверочный тест, анализ стихотво-рений,

Обсуждение прочитанного

Провероч-ный тест,

Вовлече-ние в обсуж-дение трагедии

Литература и живопись- иллюстра-ции к произведе-нию

Инд.задание: работа Пушкина над романом «Евгений Онегин»

34

1

А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». История создания романа. Онегинская строфа.

Выразительное чтение наизусть стихотворений поэта. Презентация – работа над романом «Евгений Онегин», чтение «Посвящения», анализ

Развитие навыков конспектирования, проверить знание стихотворений Пушкина, умение выделять главное, делать  выводы, думать, анализировать. Познакомить с историей создания романа «Е.О.»

Конспек-тирова-ние, индивидуальная работа. Коллективная форма работы

Опрос, чтение наизусть, проверка конспек-тов (выбороч-но)

Литература и живопись

Глава 1, вопросы,

Инд.задание- сообщение на тему «День светского человека»

35

1

А.С.Пушкин. «Евгений Онегин».

Комментиро-ванное чтение 1 главы. Образ Онегина.

Опрос по теме предыдущего урока: особенности романа, «онегинская» строфа, чтение и комментирование 1 главы.

Проверить знания  уч-ся об особенностях романа,

навыки комментированного чтения , умение размышлять, делать выводы, развивать воображение, развитие связной речи

Фронтальная работа. Индивидуальная – карточки, коллективная

Опрос фронталь-ный и индивидуальный

Литература и история, живопись-

иллюстрации к роману

Вопрос:

Что ожидало Онегина в деревне?

Гл.2-3, ответить на вопросы о жизни Онегина в деревне

36

1

А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Онегин и Ленский. Татьяна и Ольга.

Проверка дом.задания, беседа по второй главе романа. Заполнение таблицы – сравнение Чацкого и Онегина, Онегин и Ленский, сравнение

Знание текста произведения, умение анализировать, сравнивать, делать выводы, оценивать героев

Фронтальная работа, в паре, индивидуальная

Опрос, проверка заполнен-ной таблицы

Литература и живопись- иллюстра-ции к роману

Инд.задание:

«Интересы и занятия дворянской женщины»,

Вопросы к гл.3-4,

Выразит. чтение письма Татьяны и исповеди Онегина.

37

1

А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Главы 3-4. Письмо Татьяны и исповедь Онегина.

Опрос по вопросам дом. задания, анализ 3 главы, сообщение  на тему «Интересы и занятия дворянской женщины», выразит. чтение письма Татьяны, обсуждение, исповедь Онегина, чтение и анализ

Умение анализировать, сравнивать, понимать состояние героев, их чувства, раскрытие любящей души Татьяны, развитие связной монологической речи

Фронтальная форма, индивидуальная. Чтение и анализ

Опрос

Литература и музыка- «Песня девушек» из оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин»

Инд.задание:

Сообщение «Народные приметы, встречающиеся в 5 главе», «Дуэль».

Гл.5-6, вопросы

38

1

А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Главы 5-6. Онегин и Ленский. Татьяна и Ольга.

Ответы на вопросы дом. задания. Беседа по содержанию 5 гл., сообщение , заполнение таблицы «Сон Татьяны и именины», анализ 6 гл., сообщение «Дуэль», самостоятельная письменная работа по вариантам:

1 – последняя ночь Ленского,

2 – два варианта судьбы Ленского

Развитие навыка сравнительного анализа, знание текста произведения, привитие интереса к чтению, учить размышлять, выражать своё мнение

Фронтальная работа, проверочная письмен-ная работа, индивидуальная

Опрос, сообщениепровероч-ная работа

Литература и живопись- иллюстра-ции к 5-6 главам

Гл.7-8, вопросы

39

1

А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Татьяна и Онегин. Проблемы счастья в романе.

Беседа по вопросам, особенности композиции,

рефлексия, проверочный тест по роману «Евгений Онегин»

Проверить знания уч-ся по изученному произведению, учить думать, оценивать поступки героев, сравнивать, высказывать своё мнение

Фронтальная форма, индивидуальная

Провероч-ный тест

Литература и живопись- иллюстрации по теме «Онегин и Татьяна»

Выучить наизусть письмо Татьяны или Онегина

40

1

Развитие речи. Сочинение по роману «Евгений Онегин».

Выразительное чтение наизусть монологов героев романа Пушкина, сбор материала к сочинению

Развитие связной речи уч-ся, учить отбирать необходимый материал для сочинения

Коллективная форма

Проверить знание текста романа

Литература и живопись- иллюстра-ции к роману Пушкина

Написать сочинение на одну из тем

41

1

М.Ю.Лермонтов. Время Лермонтова. Личность поэта.

Проверочная работа № 2

Проверочная работа № 2 – по вариантам.

Лекция с элементами беседы – презентация,

Видеоролик – романс «Молитва»

Проверить знания уч-ся , привитие интереса к русской литературе, развитие связной речи, продолжить знакомство с жизнью и творчеством Лермонтова. Развитие навыка конспектирования

Индивидуальная форма, фронтальная, конспек-тирова-ние

Провероч-ная работа

Литература и живопись-рисунки Лермон-това, иллюстра-ции к его произведе-ниям, портреты поэта, музыка-романс «Молитва»

Инд.задание:

сравнить стих. Лермонтова «Пророк» с одноимённым стих-м  Пушкина;

знание биографии поэта, анализ

стих-й «Кинжал», «Смерть поэта», «Поэт».

42

1

М.Ю.Лермонтов. Тема поэта и толпы в лирике Лермонтова.

Слово учителя о роли поэта в жизни общества, чтение и анализ ст. «Смерть поэта», чтение ст. «Пророк», инд.задание- сравнит. анализ ст – й Пушкина и Лермонтова, чтение и анализ ст. «Кинжал» и «Поэт», составление плана  по теме урока.

Развитие связной речи уч-ся, формирование навыка анализа стихотворения, умение сравнивать, делать выводы, навык составления подробного плана

Коллек-тивная форма и индивидуальная

Опрос, проверка планов

Литература и живопись – иллюстра-ции к стихотворениям

Наизусть выучить стих – е «Смерть поэта».

43

1

М.Ю.Лермонтов. Судьба поэта и его поколения. Анализ стихотворе-ния «Дума».

Выразительное чтение наизусть, чтение и анализ ст – й «Монолог» и «Гляжу на будущность с боязнью», анализ стих-я «Дума», словарная работа – элегия, значение слова «случайно», рефлексия.

Развитие навыка выразительного чтения, анализа

 стих – я, проверить знание наизусть произв. Лермонтова

Коллек-тивная и индивидуальная формы работы

Опрос

Портрет поэта, иллюстра-ции к стихотворениям

«Родина», вопрос -

Почему поэт называет свою любовь к отчизне «странной»?;

Инд.задание:

анализ ст. «Как часто пёстрою толпою окружён…»

44

1

М.Ю.Лермонтов.

Тема Родины и природы в лирике Лермонтова.

Слово учителя , чтение и анализ ст. «Как часто…», чтение ст. «Родина» и анализ его,

Чтение и анализ ст. «прощай, немытая Россия…», вывод

Презентация

Формирование навыка анализа стихотворения, знание особенностей лирики Лермонтова, учить размышлять, сравнивать, делать выводы

Фронтальная и индивидуальная форма работы

Опрос

Живопись- иллюстра-ции к стихотворениям поэта

Наизусть ст. «Роидна»,

Инд.задание:

сообщения об адресатах любовной лирики Лермонтова – Е.Сушковой, Н.Ивановой, В.Лопухиной, анализ стих-й.

45

1

М.Ю.Лермонтов. Тема любви в лирике Лермонтова.

Чтение наизусть стих. «Родина», чтение и анализ ст. «И скучно, и грустно…», сообщения уч-ся по теме урока, чтение и анализ стихотворений «Я не унижусь пред тобой…», «Расстались мы…», сообщение о Лопухиной, анализ ст. «Молитва»

Формирование навыка анализа ст-я, развитие связной речи уч-ся, знание судьбы Лермонтова, привитие интереса к лирике поэта

Коллек-тивная и индивидуальная формы

Опрос

Живопись – портреты Лопухиной, Сушковой, Ивановой, Лермон-това

Выучить наизусть стих – е о любви, чтение романа «Герой нашего времени»,

Инд.задание:

сообщение «Смысл названия и особенности композиции романа»

46

1

М.Ю.Лермонтов. Замысел, смысл названия и проблематика романа  «Герой нашего времени».

Выраз. чтение наизусть ст. «Родина», слово учителя о романе «Герой нашего времени», сообщение уч-ся, слово учителя

Развитие навыка конспектирования, познакомить уч-ся с особенностями романа, раскрыть главные проблемы произведения

Коллективная, индивидуальная

Проверка конспек-тов, опрос

Живопись – иллюстра-ции к роману

Чтение повести «Бэла»,

Вопрос:

Каким предстаёт перед вами Печорин?

Инд.задание:

1.Образ природы,

2. Образ Бэлы,

3. Казбич и Азамат

47

1

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Анализ повести «Бэла».

Беседа по вопросам, инд. задание, наблюдение и выводы.

Учить внимательному, вдумчивому чтению, умение пересказывать эпизоды, анализировать их, давать оценку поступкам героев, формирование собственного отношения к роману Лермонтова, уметь вести диалог

Фронтальная форма, сообще-ния

Проверка знания текста произведения

Живопись – иллюстра-ции к повести

Повести «Максим Максимыч» и «Тамань», вопросы, таблица – заполнить,

Инд.задание:

«Роль пейзажа в повести «Тамань»

48

1

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Анализ повестей «Максим Максимыч»

 и  «Тамань».

Слово учителя, обсуждение повести. проверка заполненной таблицы, вывод о Печорине и М.М., особенности гл. «Тамань», обсуждение её, сообщение уч-ся, герои повести, вывод о Печорине на основе двух повестей.

Развитие связной речи - рассказ о герое, понимание роли изобразительных средств в раскрытии худ.образов, умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, понимать ключевые проблемы романа

Фронтальная форма. индивидуальная

Проверка таблицы, сообще-ний, знания текста

Живопись – иллюстра-ции к повестям

«Княжна Мери» - групповая работа:

задание на карточках

49,

50

2

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Групповая работа по повести «Княжна Мери».

Групповая работа – обсуждение повести «Княжна Мери»

Умение отбирать материал из разных источников, развитие связной речи, умение логично, последовательно давать ответы на поставленные вопросы, навыки анализа эпизода

Группо-вая работа

Проверка выполнен-ного дома задания по карточкам

Живопись – иллюстра-ции к повести «Княжна Мери»

Повесть «Фаталист»

51

1

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Анализ повести «Фаталист».

Слово учителя о судьбе человека, беседа по вопросам, тест по роману Лермонтова

Проверить знание текста произведения, его особенностей, развитие навыка анализа эпизода, учить давать характеристику героя, приобщать к духовно-нравственным ценностям русской литературы

Коллек-тивная форма раоты

Провероч-ный тест

Живопись – иллюстра-ции к повести «Фаталист»

Подготовка к сочинению

52

1

Развитие речи. Сочинение по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

Консультации учителя по предложенным темам, редактирование сочинений (черновики)

Развитие связной речи уч-ся, обучение написанию сочинения по литературному произведению

Индив. форма и коллективная

Проверить черновики с отобран-ным матери-алом

Написать сочинение,

Инд.задание:

сообщения о судьбе Гоголя

53

1

Н.В.Гоголь.

Жизнь и творчество.

54

1

Н.В.Гоголь. «Мёртвые души». Урок – пролог «Огромно велико моё творение…»

Презентация – уч-ся  исполняют роли литературоведа, критика, автора, матери писателя, редактора и др. лекция учителя с обменом информации уч-ся: выявление круга проблем, над которыми нужно будет работать на уроках.

Продолжить знакомство с творчеством писателя, привитие интереса к произведениям русской литературы, умение обмениваться собранной информацией, делать записи по ходу урока

Группо-вая и индивидуальная форма работы

Проверить подготов-ку уч-ся к уроку

Живопись- портрет  писателя, иллюстра-ции к поэме

Гл.1, 7-10, образ города,

рисунки – город N

55

1

Н.В.Гоголь. «Мёртвые души». Образ города в поэме.

Урок - заочная экскурсия по губернскому городу, чтение диалога из пьесы Шварца «Дракон», анализ эпизодов «Посещение Чичиковым гражданской палаты», «Смерть прокурора», работа с рисунками уч-ся

Развитие навыка анализа эпизода, умение понимать его роль в произведении, связь с другими эпизодами, учить понимать авторскую позицию, думать над прочитанным, делать выводы, развивать воображение

Коллек-тивная и индивидуальная

Проверить знание текста поэмы, умение ориентироваться в содержа-нии

Литература и живопись – иллюстра-ции к поэме, рисунки уч-ся

Образы помещиков, гл. 2-6,

групповая работа – 5 групп, каждая получает карточки с заданием

56,

57

2

Н.В.Гоголь. «Мёртвые души». Образы помещиков в поэме.

«Это ничтожные люди».

Групповая работа уч-ся, презентация, записи в тетради

Развитие связной речи уч-ся, творческого воображения, умения выделять главное в прочитанном, давать характеристику героев, делать выводы, связывать черты помещиков с характерами современных людей

Группо-вая работа

Проверить знание текста поэмы, умение составлять характеристику героя

Литература и живопись – портреты помещиков худ. Боклевский

История Чичикова,

Инд.задание:

«Повесть о капитане Копейкине»-пересказ-анализ

58

1

Н.В.Гоголь. «Мёртвые души». «И как чудна она сама, эта дорога!» Образ дороги в поэме

Чтение отрывка из рассказа Шукшина «Забуксовал», история Чичикова – рассказ уч-ся,

«Повесть о капитане Копейкине» , чтение и анализ отрывков, общие выводы о дороге и её роли в поэме.

Развитие связной монологической речи, обучение пересказу-анализу, развитие умения давать характеристику героя, умение видеть сквозные образы

Индивидуальная работа, групповая фронтальная

Проверить пересказ, знание текста поэмы

Литература и живопись – иллюстра-ции к поэме

Выучить наизусть отрывок «Птица-тройка»

59

1

Н.В.Гоголь. «Мёртвые души». «Мёртвой души не может быть…» Смысл названия поэмы.

Выразительное чтение наизусть отрывка, работа с титульным листом поэмы, изображённым самим Гоголем, разговор о мёртвой и о живой душе, составление опорной схемы.

Навыки выразит. чтения наизусть, умение составлять опорные схемы, учить думать, рассуждать, выражать собственное мнение, понимать основные проблемы произведения, их современность

Индивидуальная и фронтальная

Опрос, карточки

Иллюстра-ции к поэме

Образ автора в поэме

60

1

Н.В.Гоголь. «Мёртвые души». Заключитель-ный урок по поэме. Урок-мастерская

Выразит. чтение наизусть отрывка из поэмы, понятие о сатире, работа по карточкам- опорные слова, работа с иллюстрациями, подбор мелодий, работа со словом, чтение и анализ эпизода «Забирайте же с собою в путь…», дискуссия, вывод о мастерстве писателя

Формировать умение проводить литературные аналогии и прогнозировать ситуацию, воспитывать активную жизненную позицию, прививать интерес к литературе, повторить и систематизировать знания по поэме.

Работа в паре, коллективная и индивидуальная

Опрос, тест

Живопись- иллюстрации к поэме Боклев-ского и Лаптева, портрет писателя

Подготовка к сочинению «Гоголь есть!»

61

1

Развитие речи. Сочинение по поэме Гоголя «Мёртвые души».

Редактирование сочинений  «Гоголь есть!», написание творческих работ

Развитие связной речи уч-ся, умение выражать своё мнение, отстаивать  свой взгляд на произведения писателя, прививать интерес к чтению русской литературы,

Развитие умения редактировать написанное

Написа-ние сочине-ния

Проверка 2-3 работ

Достоевский «Белые ночи», чтение

62

1

Ф.Достоев-ский. «Белые ночи». Петербург Достоевского.

Лекция о Достоевском, составление тезисов, работа в группах с элементами лингвистического анализа( 5 групп)

Познакомить уч-ся с судьбой и творчеством писателя, проверить знание текста произведения, обучение аналитическому чтению, развитие умения составлять характеристику героя, раскрыть особенности образа главного героя и образ Петербурга

Составление тезисов

( или конспек-та), работа в группе

Проверка тезисов, опрос,

Литература и география, живопись

Устное сочинение «Насколько интересны современному читателю мысли и чувства Достоевского»,

Инд.задание:

сообщение об Островском

63

1

А.Н.Остров-ский. Мастерство драматурга.

Устное сочинение, обсуждение, судьба Островского – сообщение уч-ся, особенности творчества, «говорящие» фамилии в пьесах, «Бедность не порок»-история написания, обмен мнениями о прочитанном

Привитие интереса к чтению, познакомить с творчеством Островского,

развитие связной речи уч-ся, обогащение словарного запаса,

Устное выступление, составление тезисов

Опрос, фронталь-ная работа,

записи

Литература и живопись- портрет Остров-ского, репродук-ции картин Кустодиева иллюстра-ции к пьесам Остров-ского

Ответ на вопрос:

Почему главным героем  пьесы Островский сделал Любима Торцова?

64.

1

А.Островский  «Бедность не порок». Основной конфликт комедии.

Обзорная беседа по содержанию комедии, понятие «конфликт», анализ фрагмента пьесы, выразит. чтение по ролям явл. 10,11,13, рассказ о Торцове, слова А.Григорьева, речевая характеристика героя, выводы – дом.задание

Развитие связной речи уч-ся, привитие интереса к чтению, развитие навыка аналитического анализа эпизода, речевой характерис-тики героя, развитие понятия конфликта произведения

Участие в беседе, устное выступление-индив. работа, анализ эпизода

Опрос, проверка дом.зада-ния

Литература и живопись- иллюстра-ции к пьесе

Пересказ статьи в учебнике,

Инд.задание:

юность Л.Толстого,

обзор содержания повестей «Детство», «отрочество», «Юность»

65

1

Л.Н.Толстой.

Личность писателя.

Замысел автобиографической трилогии и его воплощение.

Слово учителя о Толстом, пересказ статьи уч-ся, доп. материал, сообщения, работа с гл. «Мои занятия», наблюдения над особенностями повествования Толстого

Обучение работе с учебником, развитие связной речи, продолжить знакомство с творчеством Толстого, обогащение словарного запаса уч-ся – диалектика души героя

Индивидуальная, коллективная формы работы

Проверка дом. задания

Литература и живопись- портрет Толстого, иллюстра-ции к произведе-ниям

Гл. «Comme il faut», составить вопросы для анализа

66

1

Л.Толстой. «Юность».

Подлинные и мнимые ценности жизни.

Конкурс на лучший вопрос, беседа  по содержанию главы, пересказ – анализ главы, решение ключевого вопроса урока:

Почему те изменения, которые происходят с героем, можно назвать «диалектикой души»?

Работа над понятием «диалектика души», формирование навыка пересказа-анализа, умение ставить вопросы  по содержанию. Обучение аналитическому чтению, учить давать оценку поступкам героев

Индивидуальная и коллективная

Проверка дом. задания, знание содержа-ния глав

Литература и психология

Близкий к тексту пересказ главы «Я проваливаюсь»

67

1

А.П.Чехов. Эпоха Чехова. Мастерство Чехова – рассказчика.

Пересказ главы «Я проваливаюсь», анализ её, лекция учителя об эпохе Чехова, работа с опорными тезисами, записи в тетради.

Развитие связной речи уч-ся, умение подробно пересказывать, анализировать. Продолжить знакомство с творчеством Чехова, раскрыть художественное мастерство писателя, развитие навыка конспектирования

Пересказ, оценива-ние выступ-лений уч-ся, конспек-тирова-ние

Проверка дом.

задания, проверка записей в тетради

Литература и живопись- портрет писателя, иллюстра

ции к его произведе-ниям

Рассказ «Тоска»

68

1

А.П.Чехов. «Тоска». Анализ рассказа.

Проверочный тест, анализ рассказа «Тоска.

Показать уч-ся комизм внешнего положения и трагизм внутреннего состояния героя, развитие речи, навыки анализа произведения

Выполнение теста, анализ рассказа

Провероч-ный тест

Иллюстра-ции к рассказу

Повторить изученное за четверть

69

1

Проверочная работа №3 Литература 20 века. И.А.Бунин.

Проверочная работа – 20 минут.

Лекция учителя, составление тезисов или конспекта.

Проверить знания уч-ся, умение ориентироваться в пройденном материале, развитие навыка конспектирования

Письмен-ная работа,

Конспек-тирова-ние

Проверочная работа. Проверка тетрадей

Портрет И.Бунина

И.Бунин, «Тёмные аллеи», стр.59-60, в.5, 7,9

70

1

И.Бунин. «Тёмные аллеи». Анализ рассказа.

Слово уч-ся о Бунине, анализ рассказа «Тёмные аллеи»

Презентация

Развитие связной речи, знание текста рассказа, умение сравнивать, сопоставлять, проводить литературные параллели, давать оценку поступкам героев

Индивидуальная форма работы, коллективная

Вовлече-ние уч-ся в обсужде-ние рассказа

Литература и живопись – иллюстра-ции к рассказу

Составить викторину

71

1

А.А.Блок. Слово о поэте. Своеобразие лирики.

Викторина по творчеству Бунина, слово учителя о Блоке и работа с учебником - составление плана статьи, словарная работа, чтение и анализ стихотворений

Познакомить уч-ся с своеобразием творчества Блока, развитие навыка анализа стихотворения, умение работать с книгой и отбирать необходимый материал, развитие навыка составления плана, знание терминологии.

Работа с книгой – коллективная, индивидуальная

Проверка планов, анализ стихотво-рений

Литература и живопись-

Портрет Блока, фотогра-фии Шахматова иллюстра-ции к стихотворениям

Выучить наизусть стихотворение

72

1

А.А.Блок. Анализ стихотворе-ний А.Блока.

Чтение наизусть стихотворений Блока и анализ их.

Развитие навыка выразительного чтения, анализа стихотворений, умения выражать своё мнение, знание терминологии, привитие интереса к русской поэзии

Индивидуальная и коллективная формы

Опрос

Литературоведение

Судьба Есенииа,

Инд.задание:

«В каких строчках и как выражена любовь Есенина к России?»

73

1

С.А.Есенин

Судьба поэта. Своеобразие лирики.

Выразительное чтение наизусть стих. Блока, рассказ  о жизни С.Есенина, беседа по повторению и на проверку восприятия прочитанных ранее стихотворений поэта, инд.задание, чтение стихотворений о Родине

Презентация

Продолжить знакомство с жизнью и творчеством Есенина, раскрыть своеобразие его лирики, развитие навыка анализа, привитие интереса к русской поэзии

Индивидуальная  и коллективная формы

Опрос, беседа

Литература и живопись-

иллюстра-ции к стихотворениям, фотогра-фии Константи-нова, музыка – звучат песни на стихи поэта

Выписать из стихотворений о Родине строки – поэтическое обозначение России,

Инд.задание:

Тема любви в лирике Есенина

74

1

С.А.Есенин.

Урок-мастерская. Анализ стихотворе-ний.

Проверка домашнего задания: поэтическое обозначение России, сообщение уч-ся, выразительное чтение и анализ стихотворение – групповая работа

Развитие навыка выразит. чтения и анализа стихотворений, умение работать в группе, выбирать нужный материал, делать выводы. Привитие интереса к русской поэзии

Группо-вая работа, индивидуальная

Опрос, проверка работы каждой группы

Литературоведение, портреты Есенина, Миклашев-ской, Шаганэ

Выучить наизусть одно из стихотворений

75

1

Развитие речи. Сочинение-анализ стихотворе-ния А.Блока или С.Есенина.

Письменная проверочная работа – анализ стихотворения ( по выбору уч-ся).

Развитие связной речи уч-ся, проверить навык анализа стихотворение

Индивидуальная работа

Провероч-ная работа

Литература и русский язык

Судьба В.Маяковского

76.

77

2

В.В.Маяков-ский. Слово о поэте. «Громада – любовь» и «громада – ненависть» в лирике поэта.

Слово о поэте- учитель и сообщения уч-ся, выразительное чтение стихотворений и анализ их, словарная работа, работа в группах.

Продолжить знакомство с жизнью и творчеством Маяковского, раскрыть особенности лирики. Учить внимательному прочтению стихотворений, умению видеть главное, понимать роль слов, развитие навыка анализа,

Коллек-тивная и индивидуальная формы работы

Беседа, карточки. опрос

Литература и живопись, фотогра-фии Маяковского, иллюстра-ции к его стихам

1. Наизусть стихотворение Маяковского,

2.«Два капитана», В.Каверин, вопросы, рисунки, инд.задание_ по географии и литературе

78,

79

2

Внеклассное чтение.

Каверин. «Два капитана».

«Береги честь смолоду»

Интегрированный урок . слово учителя, сообщение о жизни и творчестве писателя, тест по роману, обсуждение произведения, географические открытия-сообщения учителя географии и уч-ся, выступления уч-ся с индивидуальными заданиями, чтение и анализ эпизодов, просмотр и обсуждение фрагмента фильма, рассказ о судьбе настоящих героев( из современной жизни), чтение стихотворения и прослушивание песни на стихи Б.Окуджавы.

Презентация  

Учить правильно определять проблемы, анализировать поступки героев, отбирать нужный материал для ответа на вопрос. Способствовать развитию речи и образного мышления, творческой активности уч-ся, воспитывать лучшие человеческие качества: верность, честность и благородство, честь, достоинство, мужество, умение любить и дружить.

Индивидуальная, группо-вая, устное сообще-ние, анализ фрагмен-та, участие в обсужде-нии, выполнение теста, просмотр фрагмен-та фильма

Провероч-ный тест, знание текста, инд.

заданий

Литература и география

Сочинение-рассуждение о чести, человеческой порядочности, честности, верности и любви…

80,

81

2

М.Булгаков. Слово о писателе.

«Собачье сердце».

История одного эксперимента

Слово учителя, словарная работа- эксперимент, гипофиз, эволюция, дифференцированные задания по тексту, работа с таблицей, работа в парах, кроссворд, аллегория, обобщение и рефлексия

Создать условия для плодотворной работы уч-ся, развитие мышления, связной речи, умение анализировать, отбирать необходимый материал, дать понятие нравственной сущности эксперимента

Работа с текстом, в парах, дифференцирован-ная форма работы

Проверка таблицы, кроссвор-да, выполнен-ных заданий

Литература и история,

биология,

генетика

Подготовить сообщения по темам (разного уровня)

82

1

М.И.Цветаева

«Я тоже была…»

Личность и

Судьба поэта.

Урок-презентация-лекция с элементами беседы.

Чтение стих. О.Головко о Цветаевой, работа с эпиграфом, словами Цветаевой, чтение ст. «Красною кистью…», судьба поэта-рассказ учителя, уч-ся составляют тезисы или конспект,

Чтение и анализ стихотворений «Идёшь на меня похожий…» и др.

Познакомить с личностью и судьбой Цветаевой, развивать умение давать оценку прочитанному, систематизировать лекционный материал, сопоставлять, анализировать, создавать мотивацию для дальнейшего изучения творчества поэта

Чтение стихотво-рений Цвета-евой, записи в тетради

Проверка тетрадей. вовлече-ние в беседу

Литература и живопись,  музыка

Сочинение-рассуждение «Мои впечатления от первой встречи с Цветаевой»,

наизусть  одно из стихотворений

83

1

М.И.Цветаева

Чтение и анализ стихотворе-ний.

Чтение сочинений. Обсуждение написанного. выразительное чтение наизусть и анализ стихотворений, рефлексия

Развитие связной речи, умение выражать своё мнение, давать оценку стихотворениям, развитие навыка анализа лирич. произведения. Привитие интереса к русской поэзии

Чтение наизусть, анализ стихотво-рений

Проверка дом. задания

Литература и музыка-

песня на стихи Цветаевой «Мне нравится»»

Судьба Ахматовой

84,

85

2

А.А.Ахматова

Слово о поэте. «В то время я гостила на земле…»

Звучит романс «Смятение», работа с эпиграфом, групповая работа, «Осенняя песня» Чайковского, рассказ о судьбе поэта. Выразительное чтение наизусть стихотворений и анализ их

Познакомить уч-ся с творчеством Ахматовой, развитие навыка анализа стихотворений, умения делать выводы и обобщения, сравнивать произведения, способствовать формированию читательской культуры

Работа в группах

Индивидуальная работа

Проверка выполнен-ной работы в группах, записи в тетради,

Проверка выучен-ных наизусть стихотво-рений

Литература и музыка – романс Д.Тухма-нова на стихи Ахматовой «Смяте-ние», «Осенняя песня» Чайков-ского

Портреты Ахматовой

 

Выучить наизусть одно из стихотворений, анализ его выполнить

86,

87

2

Н.Заболоцкий

Слово о поэте. «Образ мирозданья» в лирике поэта.

Выразительное чтение наизусть и анализ стих. Ахматовой, слово учителя о Заболоцком, работа со статьёй учебника, составление плана, обсуждение вопроса: «Какой представляется вам личность поэта?», чтение и анализ стихотворений

Развитие навыка выразительного чтения и анализа стихотворения, умение работать со статьёй учебника, отбирать необходимый материал, составлять план, привитие интереса к русской поэзии

Коллективная и индивидуальная формы

Сообще-ние, опрос, анализ стихотво-рений, составле-ние плана

Литература и живипись- иллюстра-ции к стихотворениям

Выучить наизусть одно из стихотворений

88

1

Развитие речи.

Анализ стихотворе-ния ( по творчеству М.Цветаевой, А.Ахматовой, Н.Заболоцко-го).

Письменная работа по предложенным стихотворениям Цветаевой, Ахматовой, Заболоцкого

Развитие связной речи, навыка анализа стихотворения, умения выражать собственное мнение

Письмен-ная работа

Проверить сформиро-ванный навык анализа стихотво-рения

Судьба Пастернака, инд.задание:

наизусть  стихотворения

89,

90

2

Б.Пастернак.

В творческой лаборатории поэта.

Чтение и анализ стихотворе-ний.

«Никого не будет в доме…»-прослушивание, восприятие, слово о поэте учителя, сообщения уч-ся, работа с учебником «В творческой лаборатории», чтение и анализ стихотворений.

Привитие интереса к русской поэзии, умение анализировать стихотворения, развитие связной речи, продолжить знакомство с творчеством русских поэтов, обогащение словарного запаса уч-ся.

Коллективная и групповая формы, индив. работа

Опрос, анализ стихотво-рений, карточки

Литература и история, живопись, музыка

Наизусть стихотворение Пастернака,

Инд.задание:

Анализ стихотворений

91,

92

2

А.Твардов-ский.

Слово о поэте.

Стихи о Родине.

Военная тема в творчестве Твардовского.

Выразительное чтение наизусть стих. Пастернака, слово о Твардовском – учитель, чтение и анализ стихотворений о родине.

Работа по карточкам - групповая, анализ стихотворений, сообщения уч-ся.

Развитие навыка анализа стихотворения, привитие интереса к поэзии, раскрыть особенности творчества Твардовского. Знание основных тем творчества поэта, развитие связной речи.

Группо-вая работа, индивидуальная

Опрос, чтение и анализ стихотво-рений

Литература и история, живопись

1. Наизусть стихотворение( по выбору)

2. Прочитать «Матрёнин двор» Солженицына.

93,

94

2

А.И.Солженицын. Уроки Солженицына

Читаем «Матрёнин двор».

Рассказ учителя и уч-ся о судьбе писателя(составление таблицы), женские образы в русской литературе - беседа, анализ рассказа , образ рассказчика, групповая работа, составление таблицы, обобщение, выводы

Познакомить уч-ся с жизнью Солженицына, навыки анализа рассказа, умение оценивать поступки героев, сравнивать характеры, поведение, развитие понятия о праведничестве. Воспитание нравственности, внимательного отношения к людям

Индивидуальная, беседа, составле-ние таблицы, групповая

Знаиие текста рассказа, проверка составленных таблиц, анализ рассказа

Литература и история, связь рассказа с другими произведе-ниями русской литературы

Письменно ответить на вопрос:

-В чём праведность Матрёны?

95,

96

2

Романсы и песни на слова русских писателей 19-20 веков.

Урок – концерт: сообщения уч-ся, слушание романсов на стихи русских поэтов.

Привитие интереса к русской поэзии, умение слушать и понимать музыкальное произведение, отбирать необходимый материал к уроку, развитие навыка анализа. Познакомить с известными романсами на стихи русских поэтов

Индивидуальная работа и коллективная

Сообще-ния

Литература и музыка

Б.Васильев. «Завтра была война». чтение,

индив. задания,

карточки для творческих групп

97

1

Внеклассное чтение. Б.Васильев. «Завтра была война». Урок-мастерская «Такими были наши дали…»

Инсценирование песни Б.Окуджавы «До свидания, мальчики», стихи Н.Отрады, беседа с уч-ся, работа в творческих группах, презентация творческих заданий

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание уч-ся, знать содержание повести, уметь выделять основные проблемы, уметь самостоятельно ставить цели, задачи на различных этапах урока, анализировать, обобщать, делать выводы, давать характеристику героям, оценивать их поступки, развитие ассоциативного мышления. Творческого воображения, приобщение к самостоятельной творческой деятельности.

Группо-вая работа

Проверка выполнен-ных творче-ских работ

Литература и живопись, музыка

Подготовиться к сочинению ( темы в тетради)

98

1

Развитие речи. Сочинение: «Страницы любимых книг», «Нужна ли литература современно-му подростку?»,

«Любимый герой русской литературы» и др.

Сочинение-рассуждение на одну из тем

Развитие связной речи уч-ся, умение  выражать своё мнение, доказательно, логично строить высказывание

Индивидуальная работа

сочинение

Литература и русский язык

«Гамлет», чтение, судьба Шекспира-

Инд.задание

99,

100

Из зарубежной литературы. У.Шекспир.

 «Гамлет».

«Вечный Гамлет».

Судьба Шекспира – сообщения уч-ся, набат колокола, чтение стих. М.Цветаевой «Офелия – Гамлету», беседа о бессмертии Гамлета, чтение стихотворений  Блока и Пастернака, посвящённых Гамлету, обсуждение вопросов: Почему же так тянет к Гамлету? Почему к нему обращаются поэты? Образ Гамлета, «вечные» вопросы, любовь к Офелии, смерть на страницах трагедии, судьба героя, стихотворения Д.Самойлова  и Б.Окуджавы, обсуждение проблемного вопроса

Привитие интереса к чтению, умение задавать вопросы и искать на них ответы, понять значение образа Гамлета в русской литературе, знание текста трагедии, умение давать оценку поступкам героев, понять «вечность» образа главного героя

Индивидуальная работа-карточки,

Стихотво-рения наизусть,коллективная-обсуждение,парная-работа с текстом

Опрос, обсужде-ние, проверка карточек

Литература и живопись, театр – фрагмент спектакля «Гамлет»

Подготовиться к проверочной работе за год

101

102

1

1

Проверочная работа № 4 за 2010-2011 уч.год

Заключитель-ный урок- игра «Тайны книжного шкафа»

Проверочная письменная работа по вариантам

Презентация – игра, список книг для чтения летом

Проверить знания уч-ся, развитие связной речи

Привитие интереса к чтению, проверить уровень литературного развития уч-ся

Индивидуальная форма

Участие в игре

Провероч-ная работа

Проверить знания

 уч-ся

Литература и музыка- отрывки из муз. произведе

ний, живопись – репродук-ции картин известных художни-ков

_________

Список книг для чтения летом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс (надомное обучение)

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс  (надомное обучение)Класс 8, КТП по литературе 8 класс (программа Коровиной)Количество часов: всего 34 , в неделю 1ч...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс (по ФГОС)

Календарно-тематическое планирование разработано на основе новых стандартов....

Календарно - тематическое планирование уроков литературы. 5 класс. Образовательная система "Школа 2100"

Тематическое планирование уроков литературы по программе "Школа 2100", количество часов - 70, количество часов в неделю - 2....

Календарно - тематическое планирование уроков литературы. 5 класс. Образовательная система "Школа 2100"

Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе по программе "Школа 2100". Количество часов-70, количество часов в неделю - 2....

Тематическое планирование уроков литературы 8 класс (надомное обучение) по УМК Коровиной

Данная работа содержит календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе по программе В.Коровиной (надомное обучение по медицинской справке). По плану-18 уроков в год, т.е. 0,5 часа ур...

Тематическое планирование уроков литературы 10 класс программа Г.И.Беленького

Тематическое планирование уроков литературы в 10 классе  по программе общеобразовательных учреждений  под редакцией Г.И.Беленького, 5-е издание, М. Просвещение 2008  (5 ч...