УРОК-КОНФЕРЕНЦИЯ по повести Н.В. Гоголя «ПОРТРЕТ» в 8-ом классе
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Китоне Елена Ивановна

Данный урок проходит в формате читательской конференции.

Планируемые результаты урока:

Личностные: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем; формирование нравственного отношения к своим поступкам.

Метапредметные: умение аргументировать и отстаивать свое мнение; владение устной и письменной речью.

Предметные: воспитание читателя, способного участвовать в обсуждении прочитанного и создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gogol_portret.doc20 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК-КОНФЕРЕНЦИЯ

по повести Н.В. Гоголя «ПОРТРЕТ»

в 8-ом классе.


УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

по повести Н.В. Гоголя «Портрет»

Форма урока — урок-конференция (читательская).

Тема урока. Нравствнно-философская проблематика повести Н.В. Гоголя «Портрет»

Цель: (желаемая; возможная при данном контингенте учащихся) углубить представление о «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя;

        через анализ содержания прояснить эстетическую, нравственную концепцию автора;

        развивать устную связную речь в процессе аналитического чтения;

        формировать умение формулировать проблему и решать её.

Оборудование: картины художников XVIII-XIX вв.

Запись на доске:

        Мораль — фр. «morale», лат. «moralis» (нравственность) система норм, правила нравственного поведения, система исторически сложившихся требования, предъявляемых обществом к поведению человека.

        Нравственность — от слова «нрав» (совокупность психических свойств характера).

        Соблазн - «искушение», «приманка»; соблазнить — вызвать сильное желание обладать чем-либо.

Эпитеты к уроку.

        Таковы пути каждого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им.

                Библия. «Книга притчей Соломоновых» гл. 1, с. 9.

        Душа человека дороже всего на свете,

        и что прежде всего ты будешь глядеть за тем, чтобы не погубил из них кто-нибудь своей души

        и не предал её на вечную муку        

                Н.В. Гоголь «Выбранные места из переписки с                                          друзьями»

        Нужно вспомнить человеку, что он вовсе не материальная скотина, но высокий гражданин высокого небесного пространства

                Н.В. Гоголь «Наброски письма к Белинскому»

Технология урока.

        В начале изучения творчества Н.В. Гоголя предлагается для обдумывания ряд вопросов по повести «Портрет». Небольшая группа учащихся готовит сообщения. Смысл сообщений — познакомить с проблемой, поставить важные вопросы и задачи для обсуждения. Остальные учащиеся не должны специально готовиться. Их задача — услышать, понять, записать, осмыслить проблемы и выдвинуть свои версии, взгляды, идеи. Особо поощряется поиск оригинальных решений. Докладчики отвечают на уточняющие вопросы. Жюри регистрирует малые открытия, интересные идеи, проставляет баллы.


Ход урока

 I.Краткое вступительное слово учителя. Обоснование выбора темы. Эстетическая ситуация середины 20 века.

        II. Работа над темой урока. Обсуждение вопросов.

  1. В цикл повестей входит «Портрет»? Какой это этап в творчестве Н.В. Гоголя?
  2.  Расскажите о главном герое произведения . Оправданно ли заменил Гоголь фамилию художника? Могли бы вы оправдать Чарткова, если бы он не получил 1000 червонных?
  3.  Как вы докажите цитатами из текста, что первоначально Чартков внутренне сопротивлялся своему образу жизни? Был ли он талантлив?  
  4.  Докажите, что в повести Чартков умирает трижды.
  5.  Если бы Чартков не увидел прекрасную картину, какие выводы из повести можно сделать.
  6.  Почему Н.В. Гоголь предлагает альтернативный жизненный вариант?
  7.  Докажите, что конец внешне благополучной жизни Чарткова ужасен и вскрывает внутреннюю сущность загубленной жизни.
  8.  Для чего Н.В. Гоголю нужна фантастика в повести? Что значит «дьявольский соблазн»? Как вы думаете, почему необходимым условием для выпускника Императорской академии художеств было написание картины на библейский сюжет?
  9.  Актуальна ли проблематика повести в наше время?
  10. Как вы понимаете смысл эпиграфов?

        III. Выход. Учитель предлагает самостоятельно (устно) обобщить вышесказанное и сделать краткий вывод.

        «Портрет» -повесть о трагедии художника, который познал радость вдохновенного творчества и не сумел отстоять свое искусство от растленной власти денег и торжествующей пошлости.

        Домашнее задание. Письменно раскрыть 9-й вопрос.

        Смысл подобного урока в том, что ученик находится в ситуации выбор, поиска, ведь кроме основных, заранее известных, он может получить дополнительный вопрос: Почему у Чарткова нет имени? Почему месье Ноль — модный живописец, как это характеризует время? Какова позиция Н.В. Гоголя?

        Вопросы «провоцируют» учащихся на откровенность, порой можно услышать самые неожиданные мнения. Ученики могут спорить  и после урока.