"Тема искусства и творчества в повести Н.В. Гоголя "Портрет". Место повести в сборнике («Петербургские повести»).
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Цели урока:
Образовательная : путем аналитического изучения показать сквозную тему- тему искусства, художественного творчества и две важнейшие проблемы, поставленные в повести - это предназначение и положение художника в обществе и вопрос о самой сущности искусства;

Развивающая:
- развить интерес к творчеству Н.В.Гоголя
- устную монологическую речь, аналитическое мышление учеников;
- умение работать с текстом, словарной статьей, репродукциями.
Воспитывающая:
воспитывать ответственность за свою жизнь, чувство уважение к людям талантливым;
- убедить учащихся , что чистота души человека зависит только от его самого;
- умение различать светлые и негативные стороны жизни.
Тип урока: комбинированный

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 24_oktyabrya_2016_g._otkrytyy_urok_po_gogolyu.docx34.56 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ "СОШ п.Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области"

Методическая разработка урока литературы в 10 классе

Тема:  "Тема искусства и творчества в повести Н.В. Гоголя "Портрет".

Место повести в сборнике  («Петербургские повести»).

Учителя  русского языка и литературы

МОУ "СОШ п.Красный Текстильщик

 Саратовского района Саратовской области"  

Комаровой Ларисы Александровны.

2016

Урок 24. "Тема искусства и творчества в повести Н.В. Гоголя "Портрет". Место повести в сборнике  («Петербургские повести»).
Цели урока:
Образовательная : путем аналитического изучения показать сквозную тему- тему искусства, художественного творчества и две важнейшие проблемы, поставленные в повести - это предназначение и положение художника в обществе и вопрос о самой сущности искусства;

Развивающая:
- развить интерес к творчеству Н.В.Гоголя
- устную монологическую речь, аналитическое мышление учеников;
- умение работать с текстом, словарной статьей, репродукциями.
Воспитывающая:
воспитывать ответственность за свою жизнь, чувство уважение к людям талантливым;
- убедить учащихся , что чистота души человека зависит только от его самого;
- умение различать светлые и негативные стороны жизни.
Тип урока: комбинированный


ХОД УРОКА

 Искусство должно обладать силой

гармонично настраивать человека.

                                                    И.Н. Крамской

1. Орг. момент. 
Сейчас мы проверим домашнее задание. Ребята, вам было задано поработать над проектами по темам, связанным с творчеством Н.В.Гоголя.

1тема- "Этот загадочный писатель"  ( Бабич Ангелина, Угольникова Алисия, Козлов Олег, Назаров Артем, защита - стенгазета)

2 тема- "Гоголь -историк " ( Колосов Дмитрий, защита - сообщение +  видеоролик)

3 тема- "Гоголь и кинематография" (Степанов Алексей  и Лысенко Антон, защита сообщение + презентация )

4 тема -"Н.В.Гоголь и его эпоха" (Левошкина Диана, Михель Анастасия, Кочеткова Светлана, защита-стендовый  доклад ).

Итак ,слово первой группе ( защита 4 проектов -18-20 минут)
Слово учителя. (После защиты проектов)

Итак, вы познакомись  с интересными фактами из жизни и творчества "загадочного"писателя  Н.В.Гоголя. Каждый проект был по-своему интересен. А теперь перейдем к следующему этапу нашего урока.
Сегодня на уроке мы продолжим изучение творчества Н.В. Гоголя, нам предстоит трудная работа: проанализировать повесть «Портрет», определить ее тему и проблему; постараемся решить делему , которая стоит и пред гениями и перед обыкновенными людьми: жить, творить, идя тернистым путём, с чистой душой, либо быть модным, жить в достатке, растратив свой талант, жизнь, продав душу.

Эпиграфом к уроку мы возьмем слова И.Н. Крамского" Искусство должно обладать силой

гармонично настраивать человека".

                                                   

 (записаны на доске). Как вы понимаете эти слова?

- И  как бы ни была дорога Гоголю Украина, ставшая его колыбелью, краем детства и отрочества, признание свое Гоголь обрел в России, в городе, навсегда слившемся с его судьбой ... Что это за город?    
(Санкт – Петербург)

-Да, действительно Петербург- город Пушкина, Достоевского,  Блока. Он стал - городом литературы  и искусства. .Так какую роль сыграл Петербург в жизни и деятельности Николая Васильевича  Гоголя ?
(Ответ учеников:   Гоголевский Петербург, причудливо сочетающий в себе реальное и фантастическое, - страшный город, воплощающий все силы зла и выражающий трагические противоречия российской действительности. )
Учитель: И сегодня на уроке мы попытаемся проанализировать одну из повестей - «Портрет». Проведем исследование и подготовимся к следующему проекту - сочинению на литературную тему.

Вопросы  для исследования записаны  на доске (или спроецированы).

1. Творчество – дело, прежде всего духовное, его нельзя загрязнить тщеславием.
2. Проблема противостояния ремесла и искусства.
3. Тема художественного творчества в повести «Портрет» (художник Чартков).

Учитель: Ребята, для начала давайте определим,  значение слов "портрет", "творчество", "искусство", "тщеславие"

Я просила посмотреть в словарях.

Портрет - изображение какого - либо человека на картине или фотографии (учитель изобразительного искусства Кузнецова Лариса Викторовна расскажет о портретах).

Творчество- создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей.

Искусство - творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.

Ремесло - профессиональное занятие - изготовление изделий ручным,  кустарным  способом.

Тщеславие -  кичливое высокомерие, любовь к славе, к почитанию.

Учитель:

 - Ребята,. когда вы знакомились с повестью, поняли ,что повесть читается тяжело и читать ее надо вдумчиво. Например, В.Г. Белинский вообще не понял повесть и отозвался о ней резко отрицательно.
- Давайте обратимся к повести Гоголя  "Портрет". В повести есть такие слова:
«Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая, высшая сила водила твоею кистью, и благословение небес почило на труде твоем».
- Как вы понимаете эти слова?

-Гоголь был глубоко верующим, религиозным человеком мировоззрение его отразилось в повести «Портрет», где писатель обращается к теме художественного творчества и Добра и зла в искусстве.
- В чем проявляется борьба Добра со злом, светлого и дьявольского начал в жизни художника Чарткова? - - Чартков - способный художник, но ему хочется скорее прославиться..
- Какой портрет он купил однажды?

- Портрет ростовщика.
 -А что означает слово ростовщик, кого так называют?

-  Ростовщик - тот, кто дает деньги в долг под большие проценты

- Ребята, вы знаете, что у каждого литературного героя  бывают свои прототипы. Кто же был прототипом художника Чарткова?  Сейчас нам Алисия  расскажет о прототипе Чарткова.
Сообщение ученицы: Среди возможных прототипов гоголевского ростовщика исследователи называют известного в Петербурге ростовщика- индейца, которого описывает в своих мемуарах актер Каратыгин « Бронзовое лицо его было татуировано разноцветными красками, черные зрачки его, как угли, блистали на желтоватых белках с кровяными прожилками».
- О чем думал художник, писавший портрет ростовщика в облике дьявола для церковной росписи? Прочитайте это место в повести:
«Экая сила! Если я хотя вполовину изображу его так , как он есть теперь, он убьет всех моих святых и ангелов; они у меня побледнеют перед ним. Какая дьявольская сила!»
- Убьет святых и ангелов ... Сказано страшно, но верно: искусство способно нести зло и беды в мир, если служит злу. Искусство, выпускающее на волю нечистый дух, само становится жертвою; превращается в средство служения этому духу, как случилось в повести с мастером, создателем дьявольского портрета, либо вырождается в бездушное ремесло, что сказалось в судьбе художника Чарткова , соблазненного страстью корыстолюбия.
В первой редакции Н.В.Гоголь наделил главного героя фамилией Чертков, как вы, думаете от какого слова?

-Черт - в старинных суеверных представлениях злой дух, сверхъестественное существо, олицетворяющее злое начало. 
Почему же во второй редакции Гоголь изменил фамилию главного героя нам остается лишь догадываться.
- Что узнаем мы об этом молодом художнике в начале повести?

-Он бедный, неизвестный, голодный, но очень способный.
- О чем предупреждал Чарткова профессор живописи
?

-(«Смотри, брат, у тебя есть талант, грешно будет, если ты его погубишь. Но ты нетерпелив. Смотри, чтоб из тебя не вышел модный живописец».
-У всех у нас жизнь состоит из белых и черных полос, а у Чарткова жизнь была сплошная черная полоса. И последней каплей явилось не только безденежье, но и выселение из квартиры. И здесь Чартков находит деньги.
- О каких двух путях раздумывает Чартков, когда видит деньги, найденные в раме портрета?

- Он думает, что можно спокойно поработать года три для себя, не торопясь, не на продажу, и быть славным художником. Но в нем раздался и другой голос, который хотел «одеться в модный фрак, разговеться после долгого поста, отправиться тот же час в театр, в кондитерскую ... »
- Ребята, пред Чартковым два пути, два выбора, как в сказке. Первый путь - это Добро, второй - зло. Как выдумаете, что такое  Добро для Чарткова  

 - Добро - это жить в бедности, но сохранить свой талант, душу

  - А Зло?

  -   Стать модным художником, жить в достатке и растратить свой талант .
- Какой путь выбрал художник?

 - Он выбрал зло. Приоделся «накупил духов, помад», дал о себе объявление в газету и стал писать картины и портреты для продажи.

- Каким живописцем он стал, угождая неразборчивой публике, рисуя «портретики за деньги»?

   - Чартков стал модным живописцем.
- Как Гоголь говорит о том, что он стал терять талант, мастерство? Найдите в тексте: « ... Кисть его хладела и тупела ... »)
    - Понимал ли это сам художник?

- Многие его знакомые не могли понять, «как мог в нем исчезнуть талант. признаки которого казались уже ярко в нем в самом начале, и напрасно старались разгадать каким образом может угаснуть дарованье в человеке ... но этих толков не слышал упоенный художник.
- Действительно, ребята, все мы думаем, что талант, дарование вечно.
- Какую картину он увидел в Академии художеств, куда его однажды пригласили?
- Он увидел произведение русского художника, который учился живописи в Италии.
- В образе художника, живущего в Италии и приславшего на выставку своего гениальное произведение, литературоведы усматривают черты художника Иванова, чей труд над картиной «Явление Христа народу» стал для Гоголя образцом истинной преданности искусству. Сейчас мы с вами посмотрим репродукцию картины Иванова «Явление Христа народу»
Художник Александр Иванов много лет писал свое грандиозное полотно «Явление Мессии» (Спасителя, Иисуса Христа).
- А теперь прослушайте слова самого Н.В.Гоголя, увидевшего эту картину (зачитывает ученик) :

- «Где мог найти он образец для того, чтобы изобразить главное, составляющее задачу всей картины - представить в лицах весь ход человеческого обращения к Христу?
- Откуда мог он взять его? Из головы? Создать воображением? Постигнуть мыслию? Нет, пустяки! Холодна для этого мысль и ничтожно воображение. Нет, пока в самом художнике не произошло истинное обращенье к Христу, не изобразить ему того на полотне. Иванов молил Бога о ниспослании ему такого полного обращения, лил слезы в тишине, прося у Него же сил исполнить им же внушенную мысль ... »
- Что теперь понимает Чартков, хотя им полностью завладела страсть к золоту?
Найдите слова в тексте  

Чтение цитаты: «Слава не может дать наслажденья тому, кто украл ее, а не заслужил; она производит постоянный трепет только в достойном ее. И потому все чувства, и порывы его были обращены к золоту»
- Да, дарование, талант дается Богом, но его нужно заслужить и сохранить.
-Греховна ли такая всепоглощающая страсть, какую проявил Чартков?

- Да, несомненно. 
- Что почувствовал художник, когда понял, что потерял свой талант?
Ученик зачитывает цитаты:"С очей его вдруг слетела повязка. Боже! И погубить так безжалостно лучшие годы своей юности, истребить, погасить искру огня ... Им овладела , ужасная зависть до бешенства»
- Что такое зависть?

 - Зависть - один из смертных грехов. О ней говорил Христос в Нагорной проповеди. А Чартковым овладела ужасная зависть, зависть до бешенства. Желчь проступала у него на лице, когда он видел произведение носившее печать таланта».
- Какое адское намерение родилось в его душе? Удалось ли ему привести его в исполнение
?

- Нет, не удалось. 
-Подтвердите это словами из  повести.

Чтение цитаты: «Он начал скупать всё лучшее, что только производило художество. Купивши картину дорогою ценою осторожно приносил в свою комнату и с бешенством тигра на нее кидался, рвал, разрывал ее, изрезывал на куски и топтал ногами, сопровождая смехом наслаждения».
- С чем(с кем) здесь сравнивает Чарткова писатель? Какое сравнение?

-  Н.В. Гоголь сравнивает с бешенством тигра. 
- Как закончил жизнь Чартков? Найдите в тексте и зачитайте.

-  "У него началась «жестокая горячка, соединенная с самою быстрою чахоткой ... K этому присоединились все признаки безнадежного, сумасшествия ... Наконец, :жизнь его прервалась в последнем, уже безгласном, порыве страдания".
- Жизнь Чарткова закончена, а портрет ростовщика с его дьявольской силой, остался.
- Как отзывались люди о портрете ростовщика? «В нём сидит нечистая сила».

 -  «Переходя из рук в руки он приносил страдания и несчастья.)
-    Так как же называется повесть?

-«Портрет»
-  
В чем заключается смысл названия? Что же здесь главное?

 - Кто бы ни был хозяином портрета, он нёс ему горе ..
- Давайте вспомним о судьбе живописца, авторе портрета ростовщика. Что вы можете сказать о нем?

 - До создания портрета художник был добрым семьянином, но бедным. С написания портрета жизнь резко меняется: вдруг повалили деньги, стал бить жену, стал злым и эгоистичным .
- Как он решил очиститься от греха, подумав, что его рукой водил дьявол?

 - Он ушел в монастырь каяться и молиться.

- А из биографии самого писателя что вы можете вспомнить?

- Н.В.Гоголь обучался в  школе художников, поэтому он детально точно передает сам процесс работы над портретом.
- Простил ли его Бог?

  -Да, наверное., простил. 
- Какую картину он написал в конце жизни?

-  Он написал  икону «Рождество Христово»
 - Прочитайте выразительно описание картины, которую нарисовал художник, автор портрета ростовщика в образе дьявола в повести Гоголя «Портрет», чтобы замолить свой грех.

  Чтение цитаты: «Предмет, взятый им, было Рождество Иисуса. Целый год сидел он за ним, не выходя из кельи, едва питая себя суровой пищей, молясь беспрестанно. По истечении года картина была готова. Это было, точно, чудо кисти. Надобно знать, что ни братья, ни настоятель не имели больших сведений в живописи, но все были поражены необыкновенной святостью фигур. Чувство божественного смиренья и кротости в лице Пречистой Матери, склонившейся над младенцем, глубокий разум в очах Божественного младенца, как будто уже что-то прозревающих вдали, торжественное молчанье пораженных божественным чудом царей, повергнувшихся к ногам его, и, наконец, святая, невыразимая тишина, обнимающая всю картину. - все это предстало в такой согласной силе и могуществе красоты, что впечатленье было магическое».
- Наверное, счастье этого художника, что он вовремя понял свою беду и решил уединиться в монастыре. Здесь же в келье посещает его уже взрослый сын.

- Давайте прочитаем заповедь, которую произносит этот художник, напутствуя сына
,

 «Я ждал тебя, сын мой. Тебе предстоит путь, по которому отныне потечет жизнь твоя. путь твой чист, не совратись с него. У тебя есть талант; талант есть драгоценнейший дар  Бога - не погуби его ... Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится. Человеку. который вышел из дому в светлой праздничной одежде, стоит только быть обрызнуто одним пятном грязи из-под колеса, и уже весь народ обступил его, и указывает на него пальцем, и толкует об его неряшестве, тогда как тот же народ не замечет множества пятен на других проходящих, одетых в будничные одежды. Ибо на будничных одеждах не замечаются пятна».
-Ребята, эти слова и сейчас актуальны. Их можно назвать гимном жизни, не только для гениев, но и для нас,  простых людей.
-  Можно ли считать , что это идеалы, достойные человека?

  -  Да. В словах отца сыну есть духовная независимость от внешних обстоятельств, предпочтение ценностей духовных. Истинное искусство служит Добру. «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою», - пишет в конце повести Гоголь
- Какой литературный прием использует автор в повести?

- Прием сопоставления . Перед нами две  разные жизни  двух художника.).
-И мы с: вами опять вернулись к началу урока.
Как вы понимаете  слова И.Н. Крамского" Искусство должно обладать силой гармонично настраивать человека"., взятые  как эпиграф к уроку?

- Сила искусства заключается в том, что оно служит добру..И не каждый художник может быть талантливым. Этот дар от Бога .и  дается не каждому человеку. Кому же он дан, тот -должен быть чище всех душою. Обязан не растерять, не разменять на мелочи
- Какой мы может сделать вывод:
-Чарткова погубили не только страсть к наживе, не только развращающее влияние аристократической среды, но и отсутствие внутреннего сопротивления этому миру: он сам уничтожил в себе Божий дар.
Какова же главная тема в повести «Портрет»

 -Тема искусства, художественного творчества и Добра и зла в искусстве.
- А проблема?

-Проблема противостояния ремесла и искусства.
- Мы разобрали вопросы, которые записаны у нас на доске и подготовились к выполнению следующего проекта - написанию сочинения на литературную тему.
Рефлексия:       О чем же мы говорили на уроке? Что нового узнали ?Было интересно…..
Заключительное слово учителя.
- Ребята, сегодня мы с вами разобрали повесть Н.В.Гоголя "Портрет"., в которой писатель раскрыл связь искусства с религией.
И хочется отметить, что из  религиозной темы Н.В.Гоголь не сделал предмет теоретических или художественных изображений, он хотел, прежде всего, найти правду для самого себя, осуществить эту правду в самом себе, в своих произведениях.
Скажите, ребята, для чего вам пригодятся знания, полученные сегодня на уроке?

-Для написания сочинения .  

Д/з : написать мини сочинение - рассуждение:
1. «Тема искусства в повести Н.В. Гоголя «Портрет».
2. «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою».

Объявление оценок.

Спасибо за урок!

Список литературы

  1. Гоголь Н.В. "Петербургские повести":  Ленинград "Детская литература" Ленинградское отделение 1991
  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Москва "Русский язык" 1988
  3. Золотарева И.В., Аникина С.М. Поурочные разработки по литературе: Издание 2-е исправленное и дополненное: к учебникам - хрестоматиям. В.Я. Коровиной (М.: Просвещение 1995-2003) Т.Ф. Курдюмовой (М.: Дрофа 2000-2003) 10 класс: Москва "ВАКО"  2004  
  4. Лебедев Ю.В. Литература.10 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Базовый и профил. уровни. В 2 ч. Ч 1/ Ю.В. Лебедев. - 12 - е изд. - М.: Просвещение, 2010.- 365с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Н. В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести»

Используемые педагогические технологии:-традиционная педагогическая технология;- технология метода проекта;-информационно – коммуникационная технология;- элементы технологии исследовательской де...

Урок ""Портрет". Место повести в сборнике "Петербургские повести" Н.В. Гоголя"

Разработка урока литературы в форме проблемно-поискового семинара с опережающими заданиями с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо", проектные технологии, уче...

Урок литературы в 10кл. по теме "Место повести "Портрет" в цикле "Петербургские повести" Н.В. Гоголя"

Дана разработка урока по повести Гоголя "Портрет" с вопросами по анализу текста...

Технологическая карта урока в 5 классе на тему "Реальное и фантастическое в повести Н.В.Гоголя "Заколдованное место"

В плане расписаны все этапы современного урока, отвечающего требоаниям ФГОС. В нетрадиционной форме представлен этап актуализации знаний, также урок включает работу с интерактивной доской....

Тема искусства в творчестве М. Горького.

Тема искусства занимает в творчестве М. Горького особое место и особенно ярко представлена в пьесе "Дачники" (для внеклассного чтения в старших классах). Об этом произведении пойдёт речь в д...