Из опыта работы. Урок. Н.В.Гоголь. «Портрет». Место повести в цикле «Петербургские повести».
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Корепанова Таисия Николаевна

Урок литературы в 10 классе по повести Гоголя "Портрет".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 21.  Н.В.Гоголь. «Портрет». Место повести в цикле «Петербургские повести».
Цели урока:
Образовательная :
- проанализировать повесть Н.В. Гоголя «Портрет».
- определить тему и основные проблемы повести.

Развивающая:
- развить интерес к творчеству Н.В.Гоголя
- устную монологическую речь, аналитическое мышление учеников;
- умение работать с текстом, словарной статьей, репродукциями.

Воспитывающая:
воспитывать ответственность за свою жизнь, чувство уважение к людям талантливым;
- убедить учащихся , что чистота души человека зависит только от его самого;
- умение различать светлые и негативные стороны жизни.


«Спасай чистоту души своей.
Кто заключил в себе талант,
тот чище всех должен быть душою»

Н.В. Гоголь



ХОД УРОКА


1. Орг. момент.

- Сегодня на уроке мы продолжим изучение творчества Н.В. Гоголя, нам предстоит трудная работа: проанализировать повесть «Портрет», определить ее тему и проблему; постараемся решить делему , которая стоит и пред гениями и перед обыкновенными людьми: жить, творить, идя тернистым путём, с чистой душой, либо быть модным, жить в достатке, растратив свой талант, жизнь, продав душу.

Эпиграфом к уроку мы возьмем слова Н.В. Гоголя «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою». Как вы понимаете эти слова?

И  как бы ни была дорога Гоголю Украина, ставшая его колыбелью, краем детства и отрочества, признание свое Гоголь обрел в России, в городе, навсегда слившемся с его судьбой ... Что это за город?
(Санкт – Петербург) ... Город Пушкина, а затем и Достоевского, а далее - и Блока- город литературы непременно должен стать городом Гоголя.

Гоголевский Петербург, причудливо сочетающий в себе реальное и фантастическое, - страшный фантасмагорический город, воплощающий все силы зла и выражающий трагические противоречия российской действительности. 

И сегодня на уроке мы попытаемся проанализировать одну из повестей - «Портрет».

Сейчас мы проверим домашнее задание.

План реферата записан на доске (или спроецирован).

1. Тема художественного творчества в повести «Портрет» (художник Чартков).
2. Проблема противостояния ремесла и искусства.
3. Художник, сумевший сохранить и возвеличить свой талант, пренебрегший всем.
Художник- творец, гений. (А.Иванов).
4. Художник, занимающийся религиозной живописью, служащий Богу, получивший прощение и благословение небес.
5. Творчество – дело, прежде всего духовное, его нельзя загрязнить тщеславием.


- Что вы можете сказать по данному выступлению?
Учитель:
-Хорошо, а что такое тщеславие? Я просила посмотреть в словаре.
(Тщеславие - кичливое высокомерие, любовь к славе, к почитанию.)
- Да, ребята, эстетическая система взглядов многопланова и позволяет по-разному понять творчество Н.В. Гоголя людям с разным типом эстетического и духовного опыта. Когда вы читали повесть, поняли что повесть читается тяжело и читать ее надо вдумчиво. Например, Белинский вообще не понял повесть и отозвался о ней резко отрицательно.

- Ребята, в повести есть такие слова: «Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая, высшая сила водила твоею кистью, и благословение небес почило на труде твоем».

- Как вы понимаете эти слова?
(Гоголь был глубоко верующим, религиозным человеком мировоззрение его отразилось в повести «Портрет», где писатель обращается к теме художественного творчества и Добра и зла в искусстве.)

- В чем проявляется борьба Добра со злом, светлого и дьявольского начал в жизни художника Чарткова?
(Чартков - способный художник, но ему хочется скорее прославиться.).
- Какой портрет он купил однажды?
(Портрет ростовщика.)
Кто такой ростовщик, каково значение этого слова (Ростовщие - тот, кто дает деньги в долг под большие проценты).

- Сейчас нам Маша расскажет о прототипе Чарткова.

Сообщение
( Среди возможных прототипов гоголевского ростовщика исследователи называют известного в Петербурге ростовщика- индейца, которого описывает в своих мемуарах актер Каратыгин « Бронзовое лицо его было татуировано разноцветными красками, черные зрачки его, как угли, блистали на желтоватых белках с кровяными прожилками». ) 

- О чем думал художник, писавший портрет ростовщика в облике дьявола для церковной росписи? Прочитайте это место в повести: «Экая сила! Если я хотя вполовину изображу его так , как он есть теперь, он убьет всех моих святых и ангелов; они у меня побледнеют перед ним. Какая дьявольская сила!»

- Убьет святых и ангелов ... Сказано страшно, но верно: искусство способно нести зло и беды в мир, если служит злу. Искусство, выпускающее на волю нечистый дух, само становится жертвою; превращается в средство служения этому духу, как случилось в повести с мастером, создателем дьявольского портрета, либо вырождается в бездушное ремесло, что сказалось в судьбе художника Чарткова , соблазненного страстью корыстолюбия.

В первой редакции Н.В.Гоголь наделил главного героя фамилией Чертков, как вы, думаете от какого слова?
(Черт - в старинных суеверных представлениях злой дух, сверхъестественное существо, олицетворяющее злое начало). 
Почему же во второй редакции Гоголь изменил фамилию главного героя нам остается лишь догадываться.
- Что узнаем мы об этом молодом художнике в начале повести? (Он бедный, неизвестный, голодный, но очень способный.)

- О чем предупреждал Чарткова профессор живописи
? («Смотри, брат, у тебя есть талант, грешно будет, если ты его погубишь. Но ты нетерпелив. Смотри, чтоб из тебя не вышел модный живописец».)

-У всех у нас жизнь состоит из белых и черных полос, а у Чарткова жизнь была сплошная черная полоса. И последней каплей явилось не только безденежье, но и выселение из квартиры. И здесь Чартков находит деньги.

- О каких двух путях раздумывает Чартков, когда видит деньги, найденные в раме портрета? (
Он думает, что можно спокойно поработать года три для себя, не торопясь, не на продажу, и быть славным художником. Но в нем раздался и другой голос, который хотел «одеться в модный фрак, разговеться после долгого поста, отправиться тот же час в театр, в кондитерскую ... »)

- Ребята, пред Чартковым два пути, два выбора, как в сказке. Первый путь - это Добро, второй - зло. Как вы понимаете Добро для Чарткова (Добро - это жить в бедности, но сохранить свой талант, душу) а Зло? ( «стать модным художником, жить в достатке и растратить свой талант) .

- Какой путь выбрал художник?
(Он выбрал зло. Приоделся «накупил духов, помад», дал о себе объявление в газету и стал писать картины и портреты для продажи.)
- Каким живописцем он стал, угождая неразборчивой публике, рисуя «портретики за деньги»? (Чартков стал модным живописцем.)
- Как Гоголь говорит о том, что он стал терять талант, мастерство? Найдите в тексте: « ... Кисть его хладела и тупела ... »)

- Понимал ли это сам художник?
(Многие его знакомые не могли понять, «как мог в нем исчезнуть талант. признаки которого казались уже ярко в нем в самом начале, и напрасно старались разгадать каким образом может угаснуть дарованье в человеке ... но этих толков не слышал упоенный художник..)

- Действительно, ребята, все мы думаем, что талант, дарование вечно.
- Какую картину он увидел в Академии художеств, куда его однажды пригласили?

(Он увидел произведение русского художника, который учился живописи в Италии.)

- В образе художника, живущего в Италии и приславшего на выставку своего гениальное произведение, литературоведы усматривают черты художника Иванова, чей труд над картиной «Явление Христа народу» стал для Гоголя образцом истинной преданности искусству. Сейчас мы с вами посмотрим репродукцию картины Иванова «Явление Христа народу»

Художник Александр Иванов много лет писал свое грандиозное полотно «Явление Мессии» (Спасителя, Иисуса Христа).

- А теперь прослушайте слова самого Н.В.Гоголя, увидевшего эту картину (уч-ся)
«Где мог найти он образец для того, чтобы изобразить главное, составляющее задачу всей картины - представить в лицах весь ход человеческого обращения к Христу?

Откуда мог он взять его? Из головы? Создать воображением? Постигнуть мыслию? Нет, пустяки! Холодна для этого мысль и ничтожно воображение. Нет, пока в самом художнике не произошло истинное обращенье к Христу, не изобразить ему того на полотне. Иванов молил Бога о ниспослании ему такого полного обращения, лил слезы в тишине, прося у Него же сил исполнить им же внушенную мысль ... »


- Что теперь понимает Чартков, хотя им полностью завладела страсть к золоту?

Найдите слова в тексте. (Ответ чтение цитаты: «Слава не может дать наслажденья тому, кто украл ее, а не заслужил; она производит постоянный трепет только в достойном ее. И потому все чувства, и порывы его были обращены к золоту».)

- Да, дарование, талант дается Богом, но его нужно заслужить и сохранить.
-Греховна ли такая всепоглощающая страсть, какую проявил Чартков?
(Да) 
- Что почувствовал художник, когда понял, что потерял свой талант?

(Чтение цитаты: (С очей его вдруг слетела повязка. Боже! И погубить так безжалостно лучшие годы своей юности, истребить, погасить искру огня ... Им овладела , ужасная зависть до бешенства») 

- Что такое зависть? (Зависть - один из смертных грехов. О ней говорил Христос в Нагорной проповеди. А Чартковым овладела ужасная зависть, зависть до бешенства. Желчь проступала у него на лице, когда он видел произведение носившее печать таланта».

- Какое адское намерение родилось в его душе? Удалось ли ему привести его в исполнение
?(Нет). 

Подтвердите текстом (Чтение цитаты: «Он начал скупать всё лучшее, что только производило художество. Купивши картину дорогою ценою осторожно приносил в свою комнату и с бешенством тигра на нее кидался, рвал, разрывал ее, изрезывал на куски и топтал ногами, сопровождая смехом наслаждения».)

- Какое сравнение? (
с бешенством тигра)

- Как закончил жизнь Чартков? (У него началась «жестокая горячка, соединенная с самою быстрою чахоткой ... K этому присоединились все признаки безнадежного, сумасшествия ... Наконец, :жизнь его прервалась в последнем, уже безгласном, порыве страдания».)

- Жизнь Чарткова закончена, а портрет ростовщика с его дьявольской силой, остался.
- Как отзывались люди о портрете ростовщика? «В нём сидит нечистая сила». «Переходя из рук в руки он приносил страдания и несчастья.)
-Как называется повесть? (
«Портрет»)

Так что же здесь главное? ( Кто бы ни был хозяином портрета, он нёс ему горе .. )
В чем заключается смысл названия?

- А сейчас поговорим о судьбе живописца, авторе портрета ростовщика. Что вы можете сказать о нем? ( До создания портрета художник был добрым семьянином, но бедным. С написания портрета жизнь резко меняется: вдруг повалили деньги, стал бить жену, стал злым и эгоистичным) .

- Как он решил очиститься от греха, подумав, что его рукой водил дьявол? (Он ушел в монастырь каяться и молиться).

- Простил ли его Бог?
(Да, наверное.) 
- Какую картину он написал в конце жизни? (Икону «Рождество Христово».)

Прочитайте выразительно описание картины, которую нарисовал художник, автор портрета ростовщика в образе дьявола в повести Гоголя «Портрет», чтобы замолить свой грех. (Чтение цитаты: «Предмет, взятый им, было Рождество Иисуса. Целый год сидел он за ним, не выходя из кельи, едва питая себя суровой пищей, молясь беспрестанно. По истечении года картина была готова. Это было, точно, чудо кисти. Надобно знать, что ни братья, ни настоятель не имели больших сведений в живописи, но все были поражены необыкновенной святостью фигур. Чувство божественного смиренья и кротости в лице Пречистой Матери, склонившейся над младенцем, глубокий разум в очах Божественного младенца, как будто уже что-то прозревающих вдали, торжественное молчанье пораженных божественным чудом царей, повергнувшихся к ногам его, и, наконец, святая, невыразимая тишина, обнимающая всю картину. - все это предстало в такой согласной силе и могуществе красоты, что впечатленье было магическое».

- Наверное, счастье этого художника, что он вовремя понял свою беду и решил уединиться в монастыре. Здесь же в келье посещает его уже взрослый сын.

- Давайте прочитаем заповедь, которую произносит этот художник, напутствуя сына,. «Я ждал тебя, сын мой. Тебе предстоит путь, по которому отныне потечет жизнь твоя. путь твой чист, не совратись с него. У тебя есть талант; талант есть драгоценнейший дар) Бога - не погуби его ... Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится. Человеку. который вышел из дому в светлой праздничной одежде, стоит только быть обрызнуто одним пятном грязи из-под колеса, и уже весь народ обступил его, и указывает на него пальцем, и толкует об его неряшестве, тогда как тот же народ не замечет множества пятен на других проходящих, одетых в будничные одежды. Ибо на будничных одеждах не замечаются пятна».

- Эти слова, ребята, можно назвать гимном жизни, не только для гениев, но и для нас, обыкновенных людей. Они и сейчас актуальны.

- Это идеалы, достойные человека?
(Да. В словах отца сыну есть духовная независимость от внешних обстоятельств, предпочтение ценностей духовных. Истинное искусство служит Добру. «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою», - пишет в конце повести Гоголь.)

Какой литературный прием использует автор в повести? (- Две жизни, два художника. Прием сопоставления).
-И мы с: вами опять вернулись к началу урока.
Эпиграф.

- Как вы понимаете эти слова (
^ Дар дается не каждому человеку. Кому же он дан, тот -должен быть чище всех душою. Обязан не растерять, не разменять на мелочи.)

- Какой мы может сделать вывод:

Черткова погубили не только страсть к наживе, не только развращающее влияние аристократической среды, но и отсутствие внутреннего сопротивления этому миру: он сам уничтожил в себе Божий дар.

Какова же главная тема в повести «Портрет»
(Тема искусства, художественного творчества и Добра и зла в искусстве.)

- А проблема?
(Проблема противостояния ремесла и искусства.)

- План реферата, который записан у нас на доске, и явился планом нашего урока.

Рефлексия:

О чем же мы говорили на уроке.

- Ребята, я хочу еще раз вам сказать, что Гоголь раскрыл связь искусства с религией.

Из религиозной темы Н.В.Гоголь не сделал предмет теоретических или художественных изображений, он хотел, прежде всего, найти правду для самого себя, осуществить эту правду в самом себе, в своих произведениях.

Д/з : написать мини сочинение - рассуждение:

1. «Тема искусства в повести Н.В. Гоголя «Портрет».
2. «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Компетентностный и метапредметный подход в преподавании предметов гуманитарного цикла как один из компонетнов новой модели школьного образования

Понятия – «компетентностный и метапредметный подход» получали распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Обращение к эти...

Н. В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести»

Используемые педагогические технологии:-традиционная педагогическая технология;- технология метода проекта;-информационно – коммуникационная технология;- элементы технологии исследовательской де...

Из опыта работы. Урок. Н.В. Гоголь. "Невский проспект". Образ Петербурга. Реальность и фантастика в повести.

Урок литературы в 10 классе. Гоголь "Невский проспект". Образ Петербурга, реальность и фантастика в повести....

Урок ""Портрет". Место повести в сборнике "Петербургские повести" Н.В. Гоголя"

Разработка урока литературы в форме проблемно-поискового семинара с опережающими заданиями с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо", проектные технологии, уче...

"Тема искусства и творчества в повести Н.В. Гоголя "Портрет". Место повести в сборнике («Петербургские повести»).

Цели урока: Образовательная : путем аналитического изучения показать сквозную тему- тему искусства, художественного творчества и две важнейшие проблемы, поставленные в повести - это предназначение и п...

Презентация к уроку по теме: Цикл "Петербургские повести" Н.В. Гоголя по повестям "Невский проспект", "Записки сумасшедшего", "Шинель".

Презентации к повестям Н.В. Гоголя "Невский проспект", " Записки сумасшедшего",  "Шинель"....