Методика и опыт. Изучение повести В. Л. Кондратьева "Сашка" в 10 классе
учебно-методическое пособие по литературе (10 класс) на тему
Семь десятилетий, что минули после Великой Отечественной войны, не ослабили интереса общества к этому историчскому событию. Нынешнее время, осветившее светом правды многие страницы нашего прошлого, ставит перед историками, литераторами новые и новые вопросы. Пусть наряду с традиционно рассматриваемы произведения Ю. Бондарева, В. Быкова, В. Богомолова будут романы В. Афанасьева («Пастух и пастушка»), В. Гроссмана («Жизнь и судьба»), повести и рассказы В.Некрасова («В окопах Сталинграда!..»), К. Воробьева («Крик», «Убиты под Москвой», «Это мы, господи»), В. Кондратьева («Отпуск по ранению», «Селижаровский тракт», «Сашка») и др.
Среди книг, способных взволновать молодых (что, согласитесь, не так просто), вызвать глубокие переживания и размышления не только о герое, об авторе, но и о себе, повесть В. Кондратьева «Сашка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kondratev.doc | 197 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ №262
Учитель: Пасечник З.Н.
Методика и опыт.
Изучение повести В. Л. Кондратьева "Сашка" в 10 классе.
Изучение повести В. Кондратьева "Сашка". .
Семь десятилетий, что минули после Великой Отечественной войны, не ослабили интереса общества к этому историчскому событию. Нынешнее время, осветившее светом правды многие страницы нашего прошлого, ставит перед историками, литераторами новые и новые вопросы. Пусть наряду с традиционно рассматриваемы произведения Ю. Бондарева, В. Быкова, В. Богомолова будут романы В. Афанасьева («Пастух и пастушка»), В. Гроссмана («Жизнь и судьба»), повести и рассказы В.Некрасова («В окопах Сталинграда!..»), К. Воробьева («Крик», «Убиты под Москвой», «Это мы, господи»), В. Кондратьева («Отпуск по ранению», «Селижаровский тракт», «Сашка») и др.
Среди книг, способных взволновать молодых (что, согласитесь, не так просто), вызвать глубокие переживания и размышления не только о герое, об авторе, но и о себе, повесть В. Кондратьева «Сашка».
Разговор о книге предваряется заданием, которое помогает создать атмосферу заитересованности (для многих 15-17 летних Великая Отечественная война - далекая история), вызвать эмоциональный личностный отклик. Мы попросили ребят поговорить с родителями, дедушками и бабушками, посмотреть домашние архивы, письма, фотографии и подумать над вопросом: «Как отразилась война в судьбе твоей семьи, твоих близких, родных?» Такую просьбу выполнить формально невозможно. Поэтому те, кто откликнулись на нее, поведали классу бесхитроностные, но проникновенные истории.
Были и такие, кто это задание не выполнил. Но горе и печаль, светлое и трагическое, что вошли в класс с рассказами ребят о судьбах близких, заставили и их через урок-два узнать свою родословную, рассказать, пусть скупо, о тех, кто так или иначе предопределил их собственную жизнь: «Мой дед вернулся в 1946 году. Умер от ран»; «Мой дед погиб на Белорусском фронте. Награжден посмертно»; «Дедушку не помню. Он был в партизанах. Больше о нем ничего не знаю».
Обращение учителя во время этого своеобразного выступления к каждому ученику заставляет думать о войне и о себе, понимать, что общие, часто пышные слова во время юбилейных торжеств настоящей памятью назвать нельзя.
Повесть «Сашка» создавалась сложно. Кондратьев начал разыскивать своих ржевских однополчан, но никого не нашел и вдруг подумал, что, может, уцелел он один. Значит, тем более он должен обо всем рассказать! Это его долг!
И вот «поехал весной шестьдесят второго подо Ржев. Протопал двадцать километров пехом до самой своей бывшей передовой, увидел ту истерзанную, все испещренную воронками ржевскую землю, на которой валялись еще и ржавые пробитые каски, и солдатские котелки... торчали еще оперения невзорвавшихся мин, увидел - это было самым страшным - незахороненные останки тех, кто воевал здесь, может быть, тех, кого знал, с кем хлебал из одного котелка жидню-пшенку или с кем жался в одном шалашике при минном обстреле, и меня пронзило: об этом писать можно только строгую правду, иначе это будет безнравственно».
Писатель открыл нам правду о войне, пропахщую потом и кровью, хотя сам считает, что «Сашка» - «лишь малая толика того, что нужно рассказать о Солдате, Солдате-Победителе».
Учитель: Мысленно перенесемся в то время и на ту землю, о которых узнали по воспоминаниям военачальников и прочли в повести «Сашка», - начинаем мы второй урок. - Два месяца воюет Сашка. Много это или мало? В поисках ответа найдите те существенные, с вашей точки зрения, художественные детали, картины, которые помогают писателю воссоздать это время, а нам его представить.
Наблюдения ребят не могут не порадовать:
- Мы первый раз застаем Сашку, когда ночью он задумал достать валенки для ротного.
-Война есть война, и несет она только смерть. Мы видим такую войну с первых страниц: «Деревни, которые они брали, стояли будто мертвые...»
- Какие же события выбрал автор из двухмесячной Сашкиной фронтовой жизни? Почему именно к ним привлек наше внимание? - вновь вступает в разговор учитель.
Называются разные эпизоды: Сашка добывает валенки для ротного; раненый Сашка под огнем возвращается в роту проститься с ребятами и отдать автомат; Сашка ведет санитаров к раненому, не полагаясь на то, что они сами его разыщут; Сашка берет в плен немца и отказывается его расстрелять; встреча с Зиной; Сашка выручает лейтенанта Володю.
Анализируя предложенные эпизоды, ребята оценивают его огромное чувство ответственности.
Этой огромной отвественностью за все, что происходит вокруг, объясняют ученики и немыслимое в армии событие - неподчинение приказу старшего по званию.
Разговор о цельности человеческой личности, о высоких принципах, которых человека можно лишить только вместе с жизнью, о доброте и чуткости Сашки, его отклике на добро и зло продолжается и при обсуждении двух других эпизодов.
Итак, встреча с Зиной, испытание любовью.
-Что значит Зина в Сашкиной жизни? Противоречит ли поведение Сашки вашему мнению о его характере или, наоборот, подтверждает уже сложившееся представление о нем?
Вместе со всеми слушаем тех, кто берет слово.
-Сашка спас Зине жизнь. Это его первая любовь. Он так ждет встречи. Но ожидание Зины постоянно прерывается тревогой о родной роте: ей опять дрожать в шалашиках, а «кого-то беспременно сегодня шлепнет»
-Сашка не ожесточился, не огрубел, сумел понять Зину и не осудить ее, хотя сам очень переживает, когда видит свою Зину и лейтенанта в окне. Он слышит голос Зины: «Не надо, Толя! » - и замечает, как она мягко и несердито отвела его руку. «Вздыбись рядом земля от взрыва, - передает Кондратьев Сашкино состояние, не ошеломило бы так Сашку. И ни слова, и обращение по имени, а вот жест этот покойный, даже ласковый...поразил Сашку в самое сердце и уверил его, что любовь у них».
Завершая обсуждение повести В. Кондратьева, мы считали необходимым создать ситуацию, которая и помогала бы ребятам обобщить свои представления о главном герое, и побуждала к его личностной оценке.
Размышления старшеклассников, фрагменты из которых мы приводим, убеждают в том, что чтение и совместное обсуждение этой повести несет ребятам радость постижения хорошей книги, а значит и постижения себя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения Опыт прочтения повести Т.Крюковой Ведьма.
На занятии дети рассуждают о милосердии, о сострадании. Писательница заставляет задуматься об отношениях между сверстниками. Рекомендую для обсуждения во внеурочное время....
Изучение повести Л.Н.Толстого "Детство", 7 класс
Вопросы составлены для проверки знания текста повести Л.Н.Толстого "Детство"....
Изучение повести М.Горького "Детство", 7 класс
Вопросы для проверки знания содержания повести....
Презентация к уроку литературы в 9 классе по изучению повести Ф.М.Достоевского "Белые ночи"
Презентация содержит фотографии современного Санкт-Петербурга, иллюстрации к повести "Белые ночи"...
Материалы к изучению повести А.И.Куприна "Поединок" (11 класс).
Лабораторная работа по повести "Поединок" и тест на знание содержания рассказа "Гранатовый браслет" способствуют закреплению навыка изучающего чтения, вырабатывают внима...
История в произведениях Н.В.Гоголя. При изучении повести "Тарас Бульба". 8 класс
Можно использовать в качестве вводного урока при изучении повести Гоголя "Тарас Бульба". Идея произведения. Патриотизм. Запорожская Сечь....
Урок по литературе. Опыт анализа повести А. Приставкина «Ночевала тучка золотая»
Отражение трагических конфликтов истории в судьбах человечества.формировать умение вникать в психологию героя и психологическую ситуацию, с помощью эмоционального, художественного воздействия музыки и...