Изучение повести Л.Н.Толстого "Детство", 7 класс
материал по литературе (7 класс) по теме

Голикова Елена Станиславовна

Вопросы составлены для проверки знания текста повести Л.Н.Толстого "Детство".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voprosy_k_izucheniyu_povesti_l.docx22.27 КБ

Предварительный просмотр:

Вопросы к изучению повести Л.Н.Толстого «Детство»

  1. С чего начинается повесть «Детство»?
  2. Кто такой Карл Иванович?
  3. Какой возраст у героя повести? (10 лет)
  4. Есть ли у него родные? (брат Володя  и  сестра Любочка)
  5. Как в 1-й главе несколько раз меняется отношение мальчика к своему учителю? Почему?
  6. С какими чувствами мальчик описывает матушку? Что он вспоминает из ее внешности (карие глаза и улыбку)

Когда матушка улыбалась, как ни хорошо было ее лицо, оно делалось несравненно лучше, и кругом всё как будто веселело. Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе. Мне кажется, что в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно.

  1. Какую новость сообщил своему сыну папа? Каким по характеру вам показался отец героя?
  2. А какие чувства испытывал сын? Почему в конце главы он заплакал?
  3. По какому поводу Карл Иванович испытал обиду? Как он говорит о хозяевах?
  4. Как в семье относились к юродивому Грише?
  5. Какой самый важный момент охоты описывает автор? В чем заключалась ошибка мальчика? (не выдержал)
  6. В какую игру стали играть дети после охоты?
  7. Как вел себя во время игры Володя?
  8. Какие еще игры вспоминает герой повести?
  9. «Что-то вроде первой любви» - к кому относится эта фраза и что это было за чувство?
  10. Как мальчик описывает своего отца: внешность, характер, что он любил, что умел?

Большой статный рост, странная, маленькими шажками, походка, привычка подергивать плечом, маленькие, всегда улыбающиеся глазки, большой орлиный нос, неправильные губы, которые как-то неловко, но приятно складывались, недостаток в произношении — пришепетывание, и большая во всю голову лысина: вот наружность моего отца…

Он умел взять верх в отношениях со всяким…

Он был чувствителен и даже слезлив…

Он, как и все бывшие военные, не умел одеваться по-модному; но зато он одевался оригинально и изящно.

Он любил музыку, певал, аккомпанируя себе…

  1. Расскажите, чем занимались вечером в семье  Иртеньевых?
  2. Почему папа решил отправить Карла Ивановича вместе с детьми в Москву?
  3. Какие ощущения испытал Николенька, подсматривая  вечером за молитвой Гриши?
  4. Расскажите о Наталье Савишне. Чем она занималась? Какое самое главное качество выделяет в ней мальчик?
  5. В каком состоянии Николенька расстается со своей мамой?
  6. С каким человеком в первую очередь связаны воспоминания детства главного героя?
  7. Какую еще любовь называет автор в главе «Детство»? 

Повторяя молитвы, которые в первый раз лепетали детские уста мои за любимой матерью, любовь к ней и любовь к Богу как-то странно сливались в одно чувство.

  1. Что же является детством в понимании взрослого человека, какие мысли, чувства, какое состояние души? (глава 15 «Детство»)
  2. Что из прочитанного понравилось, запомнилось, почему?

  1. С чего начинается описание московской жизни мальчиков, с какого события в доме? (д.р.бабушки)
  2. Что подарили мальчики бабушке? (Володя рисунок, Николенька стихи)
  3. Что больше всего волновало Николеньку в его стихах? («и любим, как родную мать»)
  4. Расскажите о посетителях бабушки. Кто запомнился мальчику? (княгиня Корнакова, князь Иван Иванович)
  5. Что восхищало Николеньку Иртеньева в Сереже Ивине?
  6. О каком случае  эти рассуждения мальчика?

Я решительно не могу объяснить себе жестокости своего поступка. Как я не подошел к нему, не защитил и не утешил его? Куда девалось чувство сострадания, заставлявшее меня, бывало, плакать навзрыд… (Иленька Грап)

  1. Перескажите эпизод с перчаткой.
  2. В какой момент бала мальчик вспомнил о своей маме? (не сумел станцевать мазурку)
  3. Чем привлекла Николеньку Сонечка? Что он рассказывает о любви к ней?
  4. В чем разность взглядов на любовь, ее проявления у Володи, которому 13 лет, и Николаши, которому 11 лет? Какой вам больше нравится и почему?  

- Володя! ты спишь? –

- Нет, — ответил он мне сонным голосом, — а что?

— Я влюблен, Володя! решительно влюблен в Сонечку.

— Ну так что ж? — отвечал он мне, потягиваясь.

— Ах, Володя! ты не можешь себе представить, что со мной делается... вот я сейчас лежал, увернувшись под одеялом, и так ясно, так ясно видел ее, разговаривал с ней, что это просто удивительно. И еще знаешь ли что? когда я лежу и думаю о ней, Бог знает отчего делается грустно и ужасно хочется плакать.

Володя пошевелился.

— Только одного я бы желал, — продолжал я, — это — чтобы всегда с ней быть, всегда ее видеть, и больше ничего. А ты влюблен? признайся по правде, Володя.

Странно, что мне хотелось, чтобы все были влюблены в Сонечку и чтобы все рассказывали это.

— Тебе какое дело? — сказал Володя, поворачиваясь ко мне лицом, — может быть.

— Ты не хочешь спать, ты притворялся! — закричал я, заметив по его блестящим глазам, что он нисколько не думал о сне, и откинул одеяло. — Давай лучше толковать о ней. Не правда ли, что прелесть?.. такая прелесть, что скажи она мне: «Николаша! выпрыгни в окно или бросься в огонь», ну, вот, клянусь! — сказал я, — сейчас прыгну, и с радостью. Ах, какая прелесть! — прибавил я, живо воображая ее перед собою, и, чтобы вполне наслаждаться этим образом, порывисто перевернулся на другой бок и засунул голову под подушки. — Ужасно хочется плакать, Володя.

— Вот дурак! — сказал он, улыбаясь, и потом, помолчав немного: — Я так совсем не так, как ты: я думаю, что, если бы можно было, я сначала хотел бы сидеть с ней рядом и разговаривать...

— А! так ты тоже влюблен? — перебил я его.

— Потом, — продолжал Володя, нежно улыбаясь, — потом расцеловал бы ее пальчики, глазки, губки, носик, ножки — всю бы расцеловал...

— Глупости! — закричал я из-под подушек.

— Ты ничего не понимаешь, — презрительно сказал Володя.

— Нет, я понимаю, а вот ты не понимаешь и говоришь глупости, — сказал я сквозь слезы.

— Только плакать-то уж незачем. Настоящая девочка!

  1. Мы говорили о том, что пора детства связана у автора с самым дорогим человеком – матерью. Чем заканчивается повесть и почему?
  2. А почему глава «Детство» не стала завершающей, а стоит в середине повести?
  3. Кто рассказал мальчику, как умирала его мама?
  4. Вспомните, когда именно мальчик испытал настоящее чувство горя? (когда увидел ее в гробу и начал вспоминать жизнь в деревне)
  5. Какие мысли посещали его во время похорон? Что мешало предаться горю?

Метод Толстого: психологизм! Передает постоянные переживания героя.

Вспоминая теперь свои впечатления, я нахожу, что только одна эта минута самозабвения была настоящим горем. Прежде и после погребения я не переставал плакать и был грустен, но мне совестно вспомнить эту грусть, потому что к ней всегда примешивалось какое-нибудь самолюбивое чувство: то желание показать, что я огорчен больше всех, то заботы о действии, которое я произвожу на других, то бесцельное любопытство, которое заставляло делать наблюдения над чепцом Мими и лицами присутствующих. Я презирал себя за то, что не испытываю исключительно одного чувства горести, и старался скрывать все другие; от этого печаль моя была неискренна и неестественна. Сверх того, я испытывал какое-то наслаждение, зная, что я несчастлив, старался возбуждать сознание несчастия, и это эгоистическое чувство больше других заглушало во мне истинную печаль.

  1. Как реагировала на смерть дочери бабушка?

Нас не пускали к ней, потому что она целую неделю была в беспамятстве, доктора боялись за ее жизнь, тем более что она не только не хотела принимать никакого лекарства, но ни с кем не говорила, не спала и не принимала никакой пищи. Иногда, сидя одна в комнате, на своем кресле, она вдруг начинала смеяться, потом рыдать без слез, с ней делались конвульсии, и она кричала неистовым голосом бессмысленные или ужасные слова.

  1. Как Наталья Савишна утешала мальчика? Что она рассказывала о матушке?
  2. Чем запомнилась герою кончина Натальи Савишны?
  3. Из замысла Л.Н.Толстого: «Интерес «Отрочества» должен состоять в постепенном развращении мальчика после детства и потом в исправлении его перед юностью». Какие приметы отрочества видны уже в повести «Детство»? («темные пятна»: отношение к Иленьке Грапу, насмешливые отзывы о Карле Ивановиче в конце 21 гл.)

Контрольная работа по повести Л.Н.Толстого «Детство» и экскурсии в Музей Л.Н.Толстого

1 вариант (по экскурсии)

  1. Какому событию посвящена выставка, открытая сейчас в Музее Толстого?
  2. Какие факты из военной карьеры Л.Н.Толстого вы узнали на экскурсии?
  3. Как Толстой относился к детям, своим и крестьянским?
  4. Как в старости Толстой изменил свою жизнь? И почему?
  5. Какой художник (Репин, Перов, Шишкин) сделал 74 портрета Толстого?
  6. Опишите женскую гостиную комнату.
  7. Чему посвящена большая гостиная в Музее? Почему?
  8. Расскажите о матери и отце Л.Н.Толстого. Какие их черты Толстой изобразил в повести?
  9. В честь кого Толстой назвал  главного героя повести?
  10. Какая главная черта отмечена писателем в образе Натальи Савишны? Кто был прототипом этого образа?
  11. Почему «темные пятна» в воспоминаниях детства связаны с Сережей Ивиным?
  12. Напишите, какие традиции проведения бала в 19 веке вы запомнили?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Контрольная работа по повести Л.Н.Толстого «Детство» и экскурсии в Музей Л.Н.Толстого

2 вариант (по книге)

  1. Перечислите всех героев повести «Детство», разделив их на группы: дети, взрослые- родные, взрослые- прислуга, взрослые- чужие.
  2. С чего начинается повесть?
  3. Каким событием в жизни мальчика повесть завершается?
  4. Опишите характер матери мальчика? Как он относился к ней? Что вспоминает из ее внешности?
  5. Как мальчик описывает своего отца: внешность, характер, что он любил, что умел?
  6. Кто еще воспитывал мальчика? Опишите характеры гувернера и няни.
  7. Опишите, как вы поняли характер главного героя. Что его волновало? Что радовало? Огорчало?
  8. Вспомните, когда именно мальчик испытал настоящее чувство горя?
  9. Какие мысли посещали героя во время похорон мамы? Что мешало предаться горю?
  10. Как реагировала на смерть дочери бабушка?
  11. Как Наталья Савишна утешала мальчика? Что она рассказывала о матушке?
  12. Чем запомнилась герою кончина Натальи Савишны?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение повести М.Горького "Детство", 7 класс

Вопросы для проверки знания содержания повести....

Презентация к уроку литературы в 9 классе по изучению повести Ф.М.Достоевского "Белые ночи"

Презентация содержит фотографии современного Санкт-Петербурга, иллюстрации к повести "Белые ночи"...

Методика и опыт. Изучение повести В. Л. Кондратьева "Сашка" в 10 классе

Семь десятилетий, что минули после Великой Отечественной войны, не ослабили интереса общества к этому историчскому событию. Нынешнее время, осветившее светом правды многие страницы нашего прошлого, ст...

Материалы к изучению повести А.И.Куприна "Поединок" (11 класс).

Лабораторная работа по повести "Поединок"  и тест на знание содержания рассказа "Гранатовый браслет" способствуют закреплению навыка изучающего чтения, вырабатывают внима...

Изучение повести Марка Твена "Приключения Тома Сойера" в 6 классе

Конспект  содержит биографический материал и методические рекомендации по проведению урока в 6 классе...

История в произведениях Н.В.Гоголя. При изучении повести "Тарас Бульба". 8 класс

Можно использовать в качестве вводного урока при изучении повести Гоголя "Тарас Бульба". Идея произведения. Патриотизм. Запорожская Сечь....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНИМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ «НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ» НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 5-М КЛАССЕ

Представлен опыт реализации использования видеофрагментов мультипликационного фильма в процессе изучения повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» в 5-м классе...