Стихотворение А. С. Пушкина "Я памятник себе воздвиг нерукотворный..."
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Галиуллина Гузэль Кабировна

Урок соответствует требованиям ФГОС. Лингвистический анализ стихотворения " Я памятник себе воздвиг нерукотворный..."  Понимание темы, идеи, нравственного пафоса произведения. Формирование осмысленного чтения и адекватного восприятия поэтического текста. Повторяются литературоведческие термины: двусложные размеры стиха, строфа, типы строф. Развиваются понятия об эпитетах, метафорах и других средствах художественной выразительности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Галиуллина Гузэль Кабировна, учитель русского языка и литературы высшей категории МОБУ СОШ с. Ермекеево Ермекеевского района Республики Башкортостан

Класс: 8

    Тема.  Стихотворение А. С. Пушкина « Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»                                                                                                    

 Цели урока:    1) знать основные факты из жизни А. С. Пушкина; стихотворение   « Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», закрепить знания обучающихся об оде как жанре лирики;                        

2) формирование навыка анализа произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия, исследовательских навыков учащихся;  развитие ассоциативного мышления и творческого воображения обучающихся;

 3) воспитывать уважение к слову, уважение к личности великого поэта.

Планируемые результаты.

  Предметные.  

   Уметь  анализировать литературное произведение; определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. Формулирование собственного отношения к произведениям, их оценка. Формирование осмысленного чтения и адекватного восприятия. Владение литературоведческими терминами: двусложные размеры стиха, строфа, типы строф.

    Развитие понятия об эпитетах, метафорах и других средствах художественной   выразительности.                                                     

  Метапредметные. Познавательные:  выделять и формулировать познавательную цель, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

    Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа, применять метод информационного поиска, находить необходимую информацию в различных источниках, преобразовывать её в презентацию.

    Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения, устанавливать рабочие отношения.

    Личностные.  Проявление интереса к чтению произведений великих русских писателей и поэтов, развитие ассоциативного мышления и творческого воображения обучающихся. Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя.

    Наглядность: портрет Пушкина, презентации к уроку,  фотографии, карточки со стихотворениями Горация (перевод Ломоносова) и Г. Державина.

    Урок построен на основе  учебника       Литература 8 класс. Учебная хрестоматия. Авт.-сост.: С. К. Бирюкова, Р. З. Хайруллин, Н. Н. Вербовая,               С. К. Нартов,  Н. С. Русина,  I-II части, С.- П., филиал издательства «Просвещение»,2010.

    Тип урока: урок общеметодической направленности.

    Виды деятельности обучающихся: cамостоятельная работа с литературоведческим портфолио  (анализ текстов  по алгаритму выполнения задания при консультативной  помощи учителя), выразительное чтение стихотворения, участие в коллективном диалоге, составление презентации к уроку, комментирование выставленных оценок и т. д.

    Учебно-методическая литература: Шанский Н. М. Лингвистический анализ стихотворного текста: Кн. для учителя – М. : Просвещение, 2002;  И.В. Золотарёва, Т. А. Крысова « Поурочные разработки по литературе». 8 класс, М., «Вако», 2004; журналы «Литература в школе», «Уроки литературы», интернет - ресурсы т. д.

                                                       

                                                        Ход урока

1.  Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

  1. Учитель.  Ребята, вы к сегодняшнему уроку должны были составить презентации. Представьте, пожалуйста, свои работы.
  2. Выступления обучающихся со своими презентациями по темам:

1 группа - « Жизнь и творчество А. П. Пушкина»

2 группа -  «Основные темы в творчестве А. С. Пушкина»

3 группа -  « Тема поэта и поэзии в творчестве русских поэтов»

  1. Рефлекция. Анализ и выставление оценок за представленные работы.
  1. Мотивация обучающихся и  целеполагание.

1) Учитель.

- Вспомните темы просмотренных презентаций. Кто догадался, о чём будет идти речь в сегодняшнем уроке? Какова будет тема урока?

( Ответ  обучающихся:  «Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина»)

2) Учитель.

- В чём будут состоять цели нашего урока?

( Ответы  обучающихся:  познакомиться со  стихотворениями, посвящёнными  данной теме; анализировать их; учиться аргументировать своё мнение, повторять литературоведческие термины и т. д.)

Учителем составлена презентация к уроку. Обучающиеся сопоставляют тему и цели урока  со своими ответами.

3) Учитель.

- Прочитайте эпиграф к уроку.

                                                                        На тебя устремлены глаза России; тебя  

                                                                     любят, тебе верят, тебе подражают. Будь

                                                                 поэт и гражданин.

                                                                                                          Из письма Рылеева

- Как вы думаете, кому посвящены эти строки? ( А. С. Пушкину. Около 20 ноября 1825 г. Петербург.)

  1.  Деятельность обучающихся по освоению новых первичных знаний и выработке новых умений.

1)      Слово учителя.

      Тема поэта и поэзии проходит через всё творчество Пушкина: его первым опубликованным стихотворением было  «К другу стихотворцу» («Вестник Европы», 1814), а одним из последних « Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (1836). В своём творчестве Пушкин выстроил концепцию о месте поэта в мире, о взаимоотношениях поэта и общества, о творческом процессе.

       Это поэтические манифесты: «Пророк»(1826), «Разговор кинопродавца с поэтом» (1824), «Поэт» (1827), « Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Эхо» (1831).

        Пушкин в них говорит о высоком предназначении поэзии, её особой роли.

        Поэзия - трудное и ответственное дело, считает Пушкин. А поэт отличается от простых смертных тем, что ему дано видеть, понимать то, чего не видит, не слышит и не понимает обыкновенный человек. Своим даром поэт воздействует на него.  Он способен «глаголом жечь сердца людей». Однако талант поэта не только дар, но и тяжёлая ноша, большая ответственность. Истинная поэзия, по мнению Пушкина, должна быть человечной, жизнеутверждающей, пробуждать добрые гуманные чувства.

  1. Сообщение обучающегося о фактах биографии, вызвавших в свет стихотворение « Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
  2. Выразительное чтение стихотворения учителем.
  3.  Чтение стихотворения обучающимися.

5)  Определение проблемы произведения.

Ответы обучающихся.  Проблема поэтической славы, поэтического бессмертия: преодоление смерти через славу. Пушкин пытается показать, в чём его заслуга перед Россией.

  1. Учитель раздает тексты стихотворений Горация (перевод

Ломоносова) и Г.Державина.

ГОРАЦИЙ (перевод Ломоносова).

Я знак бессмертия себе воздвигнул

Превыше пирамид и крепче меди,

Что бурный Аквилон согреть не может,

Ни множество веков, ни едка древность.

Не вовсе я умру, но смерть оставит

Велику часть мою, как жизнь скончаю.

Я буду возрастать повсюду славой,

 Пока великий Рим владеет светом.

Где быстрыми шумит струями Авфид,

 Где Давнус царствовал в простом народе,

Отечество мое молчать не будет,

Что мне беззнатный род препятством не был,

Чтоб внесть в Италию стихи эольски

 И первому звенеть Алцейской лирой.

Взгордился праведной заслугой, муза,

И увенчай главу дельфийским лавром.

(«К Мельпомене»)

Г. ДЕРЖАВИН.

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

 Металлов тверже он и выше пирамид,

Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,

И времени полет его не сокрушит.

Так! - весь я не умру, но часть меня большая,

От тлена убежав, по смерти станет жить,

И слава возрастет моя, не увядая,

Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,

Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;

Всяк будет помнить то в народах неисчетных,

Как из безвестности я тем известен стал,

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить»

 В сердечной простоте беседовать о Боге

И истину царям с улыбкой говорить.

О Муза! возгордись заслугой справедливой,

И презрит кто тебя» сама тех презирай;

 Непринужденною рукою неторопливой

Чело твое зарей бессмертия венчай.                («Памятник», 1795)

 Выразительное чтение обучающимися стихотворений  Горация (перевод Ломоносова) и Г. Державина.

6)   Учитель.

- Что означают слова Exegi monumentum ?

Exegi monumentum. Эти латинские слова знаменитого римского поэта Квинта Горация Флакка,  которыми начиналась его знаменитая ода « К Мельпомене»,

 А. С. Пушкин впервые употребил в тексте первоначального варианта второго четверостишия сороковой строфы второй главы «Евгения Онегина». Было это ещё в 1823 году. Позже эти слова стали эпиграфом « Памятника».

 7) - Что представляет собой стихотворение Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»?

Стихотворение  представляет  собой одновременно исповедь, самооценку, манифест и завещание великого поэта. Произведение  мыслилось им « как предсмертное, как своего рода прощание с жизнью и творчеством в предчувствии близкой кончины» (Алексеев М. П. Стихотворение Пушкина « Я памятник себе воздвиг…»- Л. 1967.- с. 224)

  1. Слово учителя.

    Как видим, тема стихотворения,  написанного 21 августа 1836 года , за несколько месяцев до смерти, появилась у него значительно раньше, уже в годы беззаботной молодости. В этом, не элегическом, а одическом, произведении Пушкин, как  бы подводя итог своего  творческого пути, с достоинством говорит о своих заслугах перед потомками и прокламирует свободу художественного творчества от изменчивых вкусов и моды.

9) - Каким будет следующий шаг в анализе стихотворения?

Ответы обучающихся дополняются  учителем. 

 а) Жанр-ода.

        Жанровая специфика стихотворения продиктована традицией: стихи написаны как своеобразное подражание стихотворению Державина  «Памятник», которое, в свою очередь, является переделкой оды  Горация « К Мельпомене», известной русскому читателю по переводу  Ломоносова. Как ода, стихотворение торжественно и патетично. В нём слышится твёрдая уверенность Пушкина в большой общественной значимости сделанного им за свою короткую жизнь, неколебимая вера в то, что народ его не забудет (не смотря ни на что и невзирая ни на кого).

б) Размер. Стихотворение написано катренами. Твёрд и категоричен избранный поэтом размер – александрийский стих (традиционный одический размер) – шестистопный ямб с цезурой после третьей стопы, а последняя строка – четырёхстопный ямб.

в) Рифма перекрёстная, где   женская рифма чередуется с закрытой мужской.  В этом, как и в общей композиции произведения, Пушкин следует за Державиным, однако только в целом и далеко не полностью. Яркой новацией Пушкина являются последние строки строф. В них не 12 стоп, а всего 8.

      Это делает и строчку, и всю строфу более выразительной как в логическом, так и в эмоциональном отношении. Последняя строчка каждой строфы в результате сокращения размера становится заключительным аккордом высказывания, аналогичным восходящей интонации.

г)  Структура.  В структурном плане пушкинское  « Я памятник себе воздвиг…» почти целиком повторяет державинский  « Памятник». Оно состоит из 20 (а не 16, как у Горация) строк, образующих совершенно самостоятельные по значению части:

- информационную (1-16 строки),

-манифестирующую (17-20 строки).

Последняя  (обращённая и к себе) носит одновременно характер завещания другим художникам слова, как современникам, так и будущему «младому, незнакомому племени».

Учащиеся анализируют стихотворение построфно (строка за строкой ) под руководством учителя.

Первая строфа.

- Сравните первые строки стихотворений Пушкина и Державина. Чем они отличаются?

      Начальные слова первой строки  стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» прямо и непосредственно заимствованы у Державина. Отличие лишь в определении. Но определение  нерукотворный является принципиальным, резко отступающим от первоисточника и от его державинского переложения.

     Оно влечёт за собой новые, уже чисто пушкинские образы и ассоциации  ( «не зарастёт народная тропа», «выше он главою непокорной»). Именно с их помощью поэт подчёркивает непреходящее значение своей замечательной,  высокой и непокорной поэзии.

       В этой строфе содержится два устаревших глагола с приставкой воз-( воздвиг- построил, вознёсся – поднялся) и архаическая неполногласная форма глава в значении «голова».

        - Они мешают восприятию текста?

        - Нет. Они нами не забыты. Находятся на современной языковой  периферии. В одическом произведении художественно оправданы, являются одним из средств создания высокого, торжественного, патетического стиля.

   Значение слова нерукотворный обучающиеся находят в словарях.

  1. « такой, который невозможно (нельзя) создать руками людей»

(«Словарь языка Пушкина», « Словарь русского языка» АН СССР),

  1. «созданный без участия труда человеческих рук» («Словарь современного русского языка» АН СССР),
  2. В. И. Даль: « Не руками  сделанный, созданный, сотворённый Богом». Именно из этого значения в поэтическом контексте Пушкина развивается переносное значение «чудесный» (чудеса, по Новому Завету, творил первоначально сам Иисус Христос, затем – причисленные к лику святых и т. д.)

       В этом употреблении слово нерукотворный, не теряя первичного значения, становится у Пушкина синонимом первого державинского эпитета.

         Теперь об Александрийском столпе. ( Сообщение  обучающегося. Лингвистический анализ стихотворного текста: Кн. Для учителя/ Н. М. Шанский.  М.: Просвещение, 2002, с. 99)

Вторая строфа.

      - Сравните первую и вторую строфы в смысловом отношении.

 Вторая строфа в смысловом отношении более простая. В ней совершенно отсутствуют тёмные и спорные места. Нет в ней и сложных изобразительно-выразительных переплетений. Она содержит твёрдое убеждение автора в его поэтическом бессмертии, коль скоро человек «жив будет не хлебом единым, но всяким словом»:

           Нет, весь я не умру – душа в заветной лире

           Мой прах переживёт и тленья убежит-

           И славен буду я, доколь в подлунном мире

           Жив будет хоть один пиит.

       -Каков стиль строфы?  

       Стиль строфы элегичен. Им определяется и языковой материал. Его архаичность ограничена и поверхностна. Прозаического перевода на нашу обыденную речь (и то только в известной мере) требуют слова: заветный – любимый, дорогой (буквально «свято хранимый, по завещанию»), лира – здесь «поэзия», прах – останки, славен – известен, доколь до тех пор пока, в подлунном мире – во вселенной, пиит – поэт и синтаксическая форма тленья убежит (= «от тленья убежит, т.е. избежит смерти).

       Форма пиит.

       - Почему Пушкин употребил форму пиит?

        Это одна из поэтических вольностей для рифмовки с глаголом убежит.

Перифразы душа (в заветной лире). Мой прах переживёт и тленья убежит и в подлунном мире – во вселенной, а также слово заветный (дорогой, любимый).

        - В каком жанре встречаются эти слова и словосочетания?

        (В элегическом)

        По содержанию данная пушкинская строфа резко отличается от соответствующих микротекстов Ломоносова и Державина (см. посл. строки). Свое же поэтическое бессмертие Пушкин связывает с самим существованием человека так такового (вне зависимости от определённых государственных или этнических образований), ибо без поэзии, без «души в заветной лире» нет и человека.

3 строфа.

      -О чём говорится в третьей строфе?

     Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,

       И назовёт меня  всяк сущий в нём язык,

       И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

       Тунгус, и друг степей калмык.

    Поэт пророчески говорит об общем признании и известности его произведений на родине в будущем. «По всей Руси великой» он будет читаем всеми народами, которые её населяют. Третья и четвёртая  строчки выступают как уточнение второй. (Оглядываясь на Державина).

        Пушкин отказывается от его перечислительного географического изображения России, и рисует её этнографически, называя отдельные живущие в разных концах народы.

         -  Язык насыщен архаизмами и традиционно - поэтическими фразеологизмами.   Назовите их.

         Семантические архаизмы (слух – слова, назовёт – признаёт, удостоит признания; сущий – существующий, живущий; язык  - народ);

лексико-фонетический архаизм тунгус (сейчас «эвенк»); устаревшая краткая форма местоимения всякий — всяк, и старое, пушкинских времен, написание дикой (вместо совр. дикий).

4 строфа

  1. Выразительное  чтение строфы.
  2. Ответы на вопросы.

      - О чем говорит Пушкин в этой строфе? (Пересказ обучающимися содержания)

        Пушкин решил, говоря о своих заслугах перед потомками, акцентировать

внимание не на своих поэтических достижениях, а на  своей гражданской

позиции и соответствующих ей конкретных жизненных поступках. Стремление к

этому видится и в переделке идущих далее строк: вместо «Что вслед Радищеву

восславил я свободу» появляется «Что в мой жестокий век восславил я

свободу»  (не так важно, вослед кому, важнее, что «в жестокий век»); вместо «И

милосердие воспел» — «И милость к падшим призывал» (абстрактно-невнятное

сообщение о прославлении в стихах милосердия, сострадания и помощи сменяется конкретно-четкой информацией и призывом к царю простить падших,

т.  е. декабристов).

Так, после предварительных черновых вариантов, например:

И долго буду тем любезен я народу,

 (Что в русском языке я музыку обрел)  

 Что звуки новые для песен я обрел,

 Что вслед Радищеву восславил я свободу

 И милосердие воспел —

появилась гордая и мужественная, полная гражданского и человеческого

достоинства и смелости строфа:

      И долго буду тем любезен я народу,

     Что чувства добрые я лирой пробуждал,

     Что в мой жестокий век восславил я свободу

     И милость к падшим призывал.

Язык

Требуют перевода на современный русский литературный язык любезен

любим (народом), лира — поэзия (от лиры — древнегреческого музыкального

струнного инструмента, символа поэзии), восславил — прославил (аналогичное

по структуре и оттенку торжественности воздвиг, вознесся;), милость — прощение («милосердие, доброта»), падшим— побежденным, которое в данном

контексте обозначает сосланных в Сибирь декабристов. Четвертая строчка этой

строфы собственно значит «И призывал [царя] помиловать сосланных в Сибирь

участников декабристского движения».

5 строфа

  1. Чтение строфы.
  2. Беседа.

         - О чем говорится в этой строфе?

 Сравнение с соответствующей строфой Державина. (Они в конце отличаются.)

         - Высокое назначение поэзии.

         - Роль и положение поэта в обществе, его права гласности.

         - Его долг «глаголом жечь сердца людей».

(Воззрения Пушкина не менялись.)

      В  предельно сжатой и точной формуле провозглашаются давно уже сложившиеся взгляды о независимости и самостоятельности поэта на его тернистом жизненном пути:

              Велению Божию, о муза, будь послушна,

              Обиды не страшась, не требуя венца,

              Хвалу и клевету приемли равнодушно

              И не оспоривай глупца.

     Пятая строфа словно собрала и сконденсировала всю лексику и фразеологию написанных до этого близкотемных произведений о месте поэта в обществе. Заповедь бескорыстного и бесстрашного служения истине, поэтической автономности от изменчивых читательских вкусов и политической конъюнктуры выступает лексико-фразеологически в качестве творческого сплава до этого времени постоянно мелькавших то в одном, то в другом произведении слов и оборотов (ср.  в стихотворении «Поэту»: Восторженных похвал пройдет минутный шум, Услышишь суд глупца, останешься... спокоен, не требуя наград и т. п.).

Веленью Божию -  воли Божьей, где содержится устаревшая краткая форма от прилагательного божий и сейчас редкое или фразеологически связанное существительное веленье (ср.: по веленью долга, по щучьему веленью и т. д.).

Муза  здесь означает «вдохновение, творчество, поэзия» (исходно это имя

одной из девяти богинь, которые были покровительницами искусства и науки).

Не требуя венца (ср. выше: не требуя наград в стихотворении «Поэту»), где

наблюдается традиционно-поэтическое   использование   слова  венец   как  

символапризнания заслуг кого-либо. Приемли-принимай (ср.: внемли — слушай

в «Пророке»). И не оспоривай глупца — «И не спорь с глупцом». Ныне

устарелое произношение глагола оспориват ьбез перехода корневого о в а при

суффиксе -ыва- (-ива-).  Такая огласовка для первой половины XIX века была

нормативной. Первоначально последняя строфа стихотворения начиналась

иначе (то Святому жребию, то Призванью своему), однако Пушкин

остановился на Веленью Божию, что более соотносилось с последним словом

первой строки начальной строфы нерукотворный и, что еще более важно,

точно соответствовало его тогдашним представлениям.                                                 Слово учителя. Во второй период творчества появляются у Пушкина уподобления поэта пророку и сеятелю. Обращение к библейским образам связано с раздумьями поэта над вопросами о цели творчества и назначении поэта. (Григорьева А.Д. , Иванова Н.Н. Поэтическая фразеология Пушкина. – М., 1969 – с. 120)

Финальная строка «Памятника» Пушкина в известной степени как бы

противостоит всем предыдущим, но она тесно связана с ними именно этой

антитезностью и в стихотворении является ключевой.

  1. Первичное закрепление умений по использованию на практике новых знаний.
  1. - Попробуем определить пафос стихотворения.

Ответы учащихся. Пафос - религиозный культ поэзии, миссия поэта. Это даёт право поэту на бессмертие.

  1. - Найдите в тексте изобразительно - выразительные средства и определите  их художественную функцию.

Олицетворения связаны с музой (в первой и последней строфе).         Преобладают эпитеты.

Метонимия («всяк сущий в ней язык»).

Синекдоха («внук славян», «финн», «тунгус», «калмык»).

Перифразы («нерукотворный», «падший»).

Антитеза (1 строфа).

Многосоюзие, ряд однородных членов, обращение, анафора и др.

3) Размышляем над прочитанным  ( ответы на вопросы учебника)

А) Ответьте, опираясь на текст стихотворения, в чём видел Пушкин назначение поэта. Какие качества своей поэзии он отмечает?

Б) Какие два памятника имеет в виду поэт, противопоставляя их друг другу?

В)  Почему свой памятник поэт называет «нерукотворным»? Как вы думаете, в чём смысл его противопоставления Александрийскому столпу (ответьте, имея в виду обе трактовки образа столпа, данных в сноске к стихотворению).

Г)  Какие мысли выражает Пушкин, говоря об оценке обществом заслуг поэта?

Вывод. Это стихотворение А. С. Пушкина -  духовная программа и страстный призыв к бескорыстному и бесстрашному служению правде поэзии и жизни. Только в этом случае поэт найдет дорогу к художественному бессмертию, обретет и сохранит любовь и признание своей многонациональной родины.

4)- Назовите русских  поэтов, оставивших, подобно Пушкину, свои поэтические завещания.

Н. А. Некрасов. «Последние песни»

А. А. Фет. «Вечерние огни»

И. С. Тургенев. «Стихотворения в прозе»

С. А. Есенин. «До свиданья, друг мой, до свиданья»

В. В. Маяковский. «Во весь голос»

М. И. Цветаева. «Моим стихам, написанным так рано…» и др.

  1. Первичная проверка уровня освоенности новых знаний и сформированности умений их практического применения.

Выполнение учащимися теста, составленного по  материалам урока.

  1. Рефлективная деятельность обучающихся и учителя.
  1. Оценивание обучающимися своей учебной работы на уроке (я научился…, пока я не научился… и т. д.).
  2. Учитель даёт общую оценку коллективного труда.
  3. Индивидуальная оценка с комментариями.
  1. Домашнее задание.
  1. Выучить стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» наизусть.

2)  Подготовить   сообщение на одну из двух предлагаемых тем (по выбору обучающихся):

а) «Гуманизм поэзии Пушкина»;

б) «Влияние поэзии Пушкина на культуру моего народа».



Предварительный просмотр:

C:\Users\Дом\Documents\avtograf15.jpg

Стихотворение « Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

C:\Users\Дом\Documents\0002-002-JA-pamjatnik-sebe-vozdvig-nerukotvornyj-21-avgusta-1836g.jpg

C:\Users\Дом\Documents\3632 (1).jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Я знак бессмертия себе воздвиг...", посвященный жизни Михаила Васильевича Ломоносова

Данный классный час предназначен для учащихся 7 классов. Мероприятие знакомит с жизнью великого ученого М.В.Ломоносова. Ребята учатся самостоятельности, умению применять полученные ранее знания на пра...

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...

Внеклассное мероприятие: «Я ПАМЯТНИК СЕБЕ ВОЗДВИГ НЕРУКОТВОРНЫЙ» ко дню памяти А.С. Пушкина

Внеклассное мероприятие: «Я ПАМЯТНИК СЕБЕ ВОЗДВИГ НЕРУКОТВОРНЫЙ» ко дню памяти А.С. Пушкина...

Урок-экскурсия «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный…»

Урок-экскурсия «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный…»...

Разработка внеклассного мероприятия по литературе «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

Внеклассное мероприятие "Я памятник воздвиг себе нерукотворный..." было посвящено 215 годовщине со дня рождения А.С. Пушкина. Проводилось в МБОУ "Кояновская основная школа" среди у...

Литературный квест «Я памятник себе воздвиг..», приуроченный к 220-летию со дня рождения А.С.Пушкина.

Литературный квест «Я памятник себе воздвиг..», приуроченный  к 220-летию со дня рождения А.С.Пушкина....