Урок литературы "Загадка образа Печорина" (по роману М.Ю. Лермонтова "Геройнашего времени")
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Богданова Ирина Викторовна

Урок посвящен анализу образа главного героя романа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_po_romanu_m.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

 9 класс.

Комбинированный урок.

ЗАГАДКА ОБРАЗА ПЕЧОРИНА

Печорин скрывается от нас таким же

неразгаданным существом,   как и является

 нам в начале романа.

                                                                                                                             В.Г.Белинский                   

Цель: заинтересовать учащихся личностью странного человека-Печорина, создав проблемную ситуацию.   Дать представление о психологизме в литературе.

 Задачи:

            Образовательная:

  • совершенствовать умение анализа художественного произведения, повторить и закрепить способы создания образа литературного героя, продолжить работу над формированием навыков вдумчивого чтения художественного произведения;
  • сформировав первоначальное представление о психологическом портрете в литературе, объяснить двойственный, противоречивый характер Печорина.

Развивающая:

  • совершенствовать навыки работы с текстом, умения анализировать, сопоставлять, видеть художественную деталь;
  • развивать умения аргументировать и доказывать свою точку зрения;
  • развивать устную и письменную монологическую (диалогическую) речь  учащихся.

          Воспитательная:

  • способствовать психологическому погружению учащихся в текст литературного произведения;
  • воспитание нравственных качеств личности.

Слово учителя: Вы знаете, что литература, книги помогают нам понимать других людей, мир и себя в нём. Одной из таких книг является роман Лермонтова «Герой нашего времени», над которым мы продолжаем работу.  Наш урок мы посвятим главному герою романа-Григорию Александровичу Печорину.  Обратимся к эпиграфу. (Слова Белинского)  Слайд 1                                   

- Какое слово ключевое в эпиграфе? (неразгаданный)

Подберите синонимы к этому слову, попытаемся определить тему урока.

Тема урока «Загадка образа Печорина»                                     

А теперь предлагаю вам посмотреть фрагмент фильма Ст.Ростоцкого и сформулировать проблему, над которой мы будем размышлять на уроке (К/Ф, ФРАГМЕНТ 1) Слайд 2 

  Учитель: Какая же проблема будет в центре нашего внимания, как вы думаете?

- Верно, говорить мы будем о противоречивом образе Печорина (дети формулируют цели урока)

 В чём загадка образа Печорина? Поиск ответа на этот вопрос будет целью сегодняшнего урока. Кто же он – Печорин – Герой Нашего Времени - «добрый малый или мерзавец»? Слайд 3

М. Ю. Лермонтов в «Предисловии» к роману пишет: «Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии»      Слайд 4

Задача автора – указать болезнь! А общество должно с болезнью справиться. Печорин же – один из членов общества. Получается, что главный герой романа – отрицательный персонаж?! Или всё-таки положительный?

Дело в том, что значение слова «герой» можно понимать по-разному. В толковом словаре приводится несколько его значений.

Я предлагаю вам следующие  определения: Слайд 5

1) Исключительный по смелости или по своим доблестям человек.

2) Главное действующее лицо литературного произведения.

3) Человек, по своему характеру и поступкам являющийся выразителем какой-нибудь среды или эпохи.

Учитель: Какое из этих определений подходит образу Григория Печорина?(3определение)

  Недостатки каждого отдельного человека могут быть присущи только ему – тогда можно пытаться их исправить. Но когда пороки свойственны целому поколению – вина ложится не на отдельных людей, а на общество, породившее эти пороки! Исправлять надо было русскую действительность, целое поколение!

Учитель: Что же это за поколение, к которому принадлежат и сам М. Ю. Лермонтов, и его герой?    Слайд 6

Конец 20-х-начало 30-х годов Х1Х века – эпоха идейного кризиса передовой дворянской интеллигенции. Он связан с поражением декабрьского восстания  и николаевской реакцией во всех сферах общественной жизни.

 Характернейшая черта - потребность освоить «ошибки отцов», заново осмыслить то, что казалось непреложным предшествующему поколению, выработать свою собственную нравственно-философскую позицию.

Подавляющее большинство образованных, мыслящих людей 30-х годов не сумели или не успели еще обрести ясности цели.

Печорин - типический характер последекабристской эпохи. И судьбой своей, страданиями и сомнениями своими, и всем складом своего внутреннего мира он действительно принадлежит тому времени. . Не понять этого – значит, ничего не понять. Ни в герое, ни в самом романе.

 В подтверждение вышесказанного звучат цитаты:

«Герой нашего времени»- грустная дума о нашем поколении» В.Г. Белинский

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее - иль пусто, иль темно…М. Ю. Лермонтов  Слайд 7

Учитель: После крушения декабризма, обнаружившего свою внутреннюю несостоятельность, русская общественная мысль находилась в ситуации мучительного поиска.

Такую ситуацию современник Пушкина и Лермонтова французский писатель Альфред де Мюссе символично представил  так: «Позади – прошлое, уничтоженное навсегда, но еще трепетавшее на своих развалинах… Впереди – сияние необъятного горизонта… А между этими двумя мирами – бурное море, полное обломков кораблекрушения, где изредка белеет далекий парус».

Учитель: Какое лирическое стихотворение Лермонтова вы вспоминаете, читая эту цитату? (Дети читают наизусть стихотворение «Парус») Слайд 8

Можно ли одинокий Парус сопоставить с характером Печорина?

(Парус, символ мятежности, вызова судьбе, — важнейший образ в творчестве Лермонтова Вспомним хотя бы запись в дневнике Печорина: “Я, как матрос, рожденный и  выросший на палубе разбойничьего брига... он скучает  и  томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце...  и всматривается в туманную даль: не мелькнет ли там... желанный  парус ...”  Печорин одинок в любом обществе, куда бы он ни попал.

Печорин, как  и  “ парус ”  Лермонтова , путешествует без цели, сам не сознавая того, “он счастия не ищет  и  не от счастия бежит”.  Печорин не может обрести счастья, так как его деятельная натура не находит себе применения.)

?????

Уже многое услышав на уроке и прочитав первые повести романа, попробуйте самостоятельно ответить на вопрос: «Что я знаю о Печорине?». Напишите 5 слов и словосочетаний, характеризующих, по вашему мнению, характер

Г.А. Печорина, что вы об этом знаете. На работу вам отводится 1 минута         Слайд 9

У каждого в тетради появляется первичный список, с которым дальше предстоит работать.

Например:

«Что я знаю о Печорине?».    

Умный человек

Эгоистичный                                    

Подчиняет людей своей воле

Не способен на сильные чувства

Холодный

Учитель: Объединитесь в пары и обсудите свои списки. Добавьте себе те замечания напарника, которых у вас нет. Если вы не согласны с мнением, то подчеркните это слово или словосочетание. 

(Дети работают в парах, составляя общий список, обсуждая моменты, которые вызвали затруднения, сомнения)

Во время парной работы происходит двойной эффект:

  • Происходит приращение мнений о Печорине за счет другого ученика;
  • Под сомнение ставятся личные взгляды.

Например:

Уважает  только равных себе по интеллекту    

Никого не любит (сомневаюсь)

Обсуждение

Этот герой с момента своего появления и до сегодняшнего дня вызывал и вызывает разные мнения. Он привлекает художников, режиссёров, читателей непосредственно.

Может быть, он так привлекателен, потому что роман «Герой нашего времени» -  психологический роман.

Слайд: Психологический роман –эпическое произведение, в котором внимание сосредоточено

 на внутреннем мире героя, движениях его души, осмыслении причин его поступков.(Слайд 10)

Внутренний мир героя – психология души – психологический портрет личности. Давайте рассмотрим данную цепочку.

Можно ли увидеть внутренние качества человека? (ответы учащихся)

-Правильно, нет. Но они проявляются в его поведении, в отношении к окружающим. В русском языке много слов, обозначающих различные внутренние качества человека. Например: работоспособный, трудолюбивый, ленивый, веселый….(учащиеся продолжают ряд).

Итак, слово личность происходит от слов “лицо”, “личина”. В древнегреческом, а затем и в древнеримском театрах актер выходил на сцену в маске, (так, чтобы было видно из последних рядов амфитеатра) наносились черты того или иного характера – комика или злодея. Раскраска маски указывала на нравственные и психологические качества человека. Именно они составляют основу человеческой личности. Психологический портрет личности включает следующие основные свойства: (Слайд 11)

  • характер
  • способности
  • интеллект
  • чувства

Каков же психологический портрет Печорина?

- Чтобы раскрыть внутренний мир героя Л. использует такой приём, как смена рассказчиков и изображение героя во взаимоотношениях с другими персонажами.  Мы видим Печорина глазами разных героев, слышим суждения о нём разных людей.

        Я много путешествовала по роману. И на память о его героях у меня сохранились некоторые их вещи. По предмету и краткому описанию его владельца определите хозяина вещи. (Слайды 12, 13,14)

ПРЕДМЕТ ИЗ СУНДУЧКА + ЦИТАТА. (Учитель достаёт предметы и читает цитаты из текста)??????  (либо на презентации показать картинки)

( предметы: Бэла – платок, Максим Максимыч  –  трубка, офицер - чугунный чайник)

Цитаты для характеристики к предметам

  1. За телегою  шёл её хозяин, покуривая из маленькой кабардинской трубочки, обделанной в серебро. На нём был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно-поседевшие усы не соответствовали его твёрдой походке и бодрому виду.
  2. … она была хороша: высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу.
  3. со мной был чугунный чайник — единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу.

Итак, мы увидим Печорина глазами Бэлы, Максим Максимыча, офицера – рассказчика и проанализируем характеристику главного героя романа, которую он даёт сам себе. Перед вами на партах лежат кластеры по ходу урока, на каждом его этапе прошу вас их заполнять, вписывая черты характера Г. А. Печорина, чтобы в конце урока создать общий психологический портрет героя. Приложение 4

 

Ребята объединяются в группы по 4 человека и получают вопросы (Обсуждение в группах)

Приложение 1 (Слайд16)

Ответы на поставленные вопросы (Учащиеся из  других групп дополняют)

Учитель: Немаловажную роль для создания образа играет автохарактеристика героя

 При просмотре фильма постарайтесь, ответить на вопросы, которые перед вами

Просмотр фрагмента2 фильма(исповедь Печорина) (Слайд 17)

Анализ автохарактеристики Печорина 

 «Послушайте, Максим Максимыч, - отвечал он, - у меня несчастный характер…»).

Вопросы для анализа  (Слайд 18) Вопросы у ребят на партах

  1. Выберите слова, передающие разочарование Печорина в жизни. Прокомментируйте их.
  2. В чем причина скуки и разочарования Печорина, по его мнению?
  3. В чем вы видите сходство и различие Печорина и Онегина?
  4. Почему Печорин не может быть счастлив в своей среде?

Обобщение

 «…тип старого кавказского служаки, закаленного в опасностях, трудах и битвах, которого лицо так же загорело и сурово, как манеры простоваты и грубы, но у которого чудесная душа, золотое сердце.»

О ком говорит В.Г. Белинский?( О Максиме Максимыче) Слайд 19

Не менее интересен  и образ штабс-капитана  Максима Максимыча, находящегося  как бы в тени столь яркой, неоднозначной личности, как Печорин.  

Что вы узнали о нем?

(Рядовой армейский офицер. Служба и жизнь на Кавказе повлияли на его душу и восприятие жизни.  Он многое повидал, за спиной у него большой опыт. Много времени он провел в далеких неприступных крепостях. Жизнь среди солдат, несомненно, сказалась на его характере. Мы видим, что у него довольно узкий кругозор. Но это не следствие его натуры, а следствие того, что многие годы весь круг его общения состоял из черкесов и солдат. Его глазами мы смотрим на черкесов, их традиции и быт.  И видим, что он пользуется их уважением (приглашение на свадьбу)).

Несмотря на то что он с явным пренебрежением говорит о них, он все же хорошо изучил их язык, хорошо знает их обычаи и порядки.

Учитель: Помните, как он рассказывал о том, что у него нет семьи (« У меня нет семейства.  Об отце и матери я двенадцать лет уже не имею известия…»).

 Кому он отдает все свое нерастраченное чувство любви?

(Он очень привязан к Бэле, по – отечески любит ее и Печорина – единственного, пожалуй, близкого ему человека – и такого далекого!)

- Это ли не  качества, достойные уважения и восхищения!

Обратите внимание на то, как заканчивается повесть «Бэла». Почему последний абзац посвящен не Бэле, не Печорину, а Максиму Максимычу.

(Прочитать отрывок). Слайд 20

Он подготавливает переход к следующей повести, где Максим Максимыч займет еще более важное место, - и названа она его именем!

Хотя  главным лицом в ней является, конечно, Печорин.

Учитель: Прошло 5 лет… Максим Максимыч и Печорин снова встретились. Что изменилось в их отношениях?? Изменились ли они сами?

Ребята снова объединяются в микрогруппы по 4 человека, получают вопросы, обсуждают и дают ответы. Приложение 2 (слайд 21)

«Все, что Лермонтов хотел прибавить  к тому, что рассказал в «Герое нашего времени», высказано в портрете Печорина».   Слайд 22

 Определите ключевые слова в цитате Аллы Марченко?

(все высказано в портрете Печорина)

Итак, все высказано в портрете.

- Почему же для Лермонтова так важен портрет героя? И что все высказано в портрете героя?

(В  портрете героя автор выражает особенности  характера. Портрет – ключ к разгадке характера героя.  Это зеркало его души) возможно,сразу ответят дети

Сообщение учителя о Лафатере. (Слайд 23)

В 19 веке  особой популярностью среди современников Лермонтова пользовался трактат швейцарского писателя Иоганна Каспера Лафатера «Физиогномические фрагменты», в котором лицо человека, его облик рассматривался как анатомический атлас душевного устройства. Каждая черточка лица по данной теории соответствовала внутренней черте характера.  Марченко пишет, что, создавая портрет Печорина, Лермонтов опирался на этот трактат.

Какой вывод вы сделаете из данного сообщения?(Для Лермонтова важно уже в портрете героя отметить особенности характера.   Портрет героя – ключ к пониманию характера, его внутреннего мира

В главе «Максим Максимыч» мы видим Печорина глазами рассказчика, он даёт нам психологический портрет героя. Слайд 24

Ваша задача: прослушивая аудиозапись и пользуясь текстом, заполнить графы таблицы

Cлайд 25     Работа по анализу портрета героя  (по рядам)  Приложение 3

Странности и противоречия в портрете

1 ряд

слева

Социальное в портрете

1 ряд справа

Черты романтического героя в портрете героя

2 ряд слева

Авторское отношение к герою

2 ряд

справа

Описание глаз Печорина

3 ряд

слева

Описание улыбки

3 ряд справа

Итоги:

Какова роль портрета Печорина в раскрытии его характера? Какими композиционно-изобразительными средствами пользуется Лермонтов в описании портрета Печорина? (Лермонтов через психологический портрет подчёркивает противоречивость внутреннего мира героя, его дисгармоничность. Всё в Печорине противопоставлено.)

        В черновом варианте портрета Печорина автор сравнивает своего героя с тигром. Почему? (Печорин несёт по жизни зло, рядом с ним всегда есть жертва).

Почему Лермонтов не ввёл этот фрагмент в текст? (чтобы читатель не воспринял его однобоко, только как злодея.)

Учитель: «Если верить тому, что каждый человек имеет сходство с каким-нибудь животным, то, конечно, Печорина можно было сравнить только с тигром; сильный и гибкий, ласковый или мрачный, великодушный или жестокий, смотря по внушению минуты, всегда готовый на долгую борьбу, иногда обращённый в бегство, но не способный покориться, не скучающий один в пустыне с самим собою, а в обществе себе подобных требующий беспрекословной покорности»

Алла Марченко «Печорин: знакомый и незнакомый» Слайд 26

С каким животным вы можете сравнить Печорина? Прокомментируйте  ваш ответ

(Слайды 27 )

Почему Лермонтов не ввёл этот фрагмент в текст? (чтобы читатель не воспринял его однобоко, только как злодея.)

А может быть Печорин и не грустит вовсе, когда причиняет другим боль?

Анализ эпизода «Встреча Максима Максимыча и Печорина».

Главная сцена в повести- это встреча М.М.и Печорина

1) Какой, по-вашему, должна была быть их встреча?
(вопрос требует творческого воображения, умения под новым углом вспомнить содержание «Бэлы»)
2) Чтение эпизода встречи в лицах ( 3 человека)
(со слов «Я обернулся к площади и увидел…» до «глаза его поминутно наполнялись слезами»).

Заполните таблицу, которая поможет понять состояние героев, их переживания.

 (по ходу чтения) Приложение 5

Сделайте вывод об отношении Печорина к жизни, к людям, о его характере.


Равнодушный ко всему на свете, в том числе и собственной судьбе, он не может спокойно вынести этого не прощенного им самому себе упрека, как не может спокойно вспоминать историю с Бэлой в беседе за фазаном и кахетинским с Максимом Максимычем!
Печорин знает, что встреча со стариком не развеет его скуки, а горечь лишь усилит, и потому избегает непростых объяснений. Он боится воскресить прежнюю боль.

Наталья Долинина считает,что « это и называется эгоизм. Из-за того, чтобы не обеспокоить себя воспоминаниями, он так холоден со стариком, который был ему близким человеком; чтобы уберечь от боли свою душу, он, не задумываясь, ранит чужую...» Слайд 28

- Согласны вы с ее мнением?

Анализ иллюстрации. Слайд 29

Ребята, перед вами иллюстрация Н. Н. Дубовского к роману. Прочитайте фрагмент текста, соответствующий ему. Что он передает?

«Немногие слова передают смятение чувств, мыслей старого армейца: «Давно уже не слышно было ни звона колокольчика, ни стука колес по кремнистой дороге, - а бедный старик еще стоял на том же месте в глубокой задумчивости».

И все-таки кого нам больше жаль – Максима Максимыча или Печорина? Почему


Итоговая беседа
.


- Обобщим наши наблюдения над образами Максима Максимыча и Печорина. 

Образ Максима Максимыча

В небольшом по объему произведении автор сумел воссоздать неповторимый образ Максима Максимыча – человека простодушного и доброго, верного своим привязанностям. Он способен на глубокие и сильные чувства, и при этом у него есть самообладание. Это, по мнению В. Г. Белинского, «добрый простак, который и не подозревает, как глубока его натура, как высок и благороден он».
Такие люди - редкость, и дружба с ними - это счастье.
Печорин встретился с таким человеком и – прошел мимо. До какой же степени надо разочароваться в людях, утратить интерес к жизни, чтобы это произошло!

Образ Печорина

Рассмотрим происшедшее с т. зр. Максима Максимыча. Обида его привычно выливается в стариковское ворчанье на новый век. Он не может понять истинных причин поведения Печорина и объясняет по-своему (текст).
- Что чувствует Максим Максимыч? Понимаем ли мы его чувства? Прав ли он, говоря, что Печорин пренебрег им, т.к. он «не богат, не чиновен»?
К сожалению, штабс-капитан не смог понять, что встретился с другим Печориным.
Каким? Ведь фабульно эта глава – последняя!
/Духовно сломленным, разочаровавшимся/.
 
Равнодушие и апатия воцарились в его душе. Так у него все наболело, что нет желания ни рассказать о себе, ни выслушать другого (он-то ни о чем не спросил Максима Максимыча!)
Будучи проницательным человеком, он не мог не заметить радости Максима Максимыча от встречи и огорчения, но Печорину не до него.
Он говорит Максиму Максимычу: «Я спешу». Но на самом деле он бежит. От кого или чего?
/От самого себя/.
Некогда он писал, что «Дневник» со временем будет для него драгоценным воспоминанием, а теперь он безразличен к судьбе своих записей. Прошлое перечеркнуто, настоящее мало радует. Будущее бесперспективно.
Таковы безрадостные итоги незаурядной, одаренной личности.
Слово учителя. (Рефлексия)

•        Над какой темой сегодня работали?

•        Что мы выявили в ходе работы?


Составление общего кластера. Слайд 30


«Герой нашего времени». «Портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии».
Мы видели героя в двух эпизодах его жизни, отделенных друг от друга пятью годами.
В «Бэле» он был активен, деятелен, неутомим, на кабана ходил один, не страшился ни чеченских пуль, ни кинжала Казбича. Но уже и тогда Максим Максимыч поражался внезапной изменчивости его характера: «… а другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет…» Через пять лет он стал холоден и равнодушен – вот все, что нам известно.
 Пять долгих лет прошли одиноко, бесплодно, не возникло ни радостей, ни надежд, ни деятельности…
Надежды не осталось, будущего нет. Печорин обречен. Почему?
Приоткрыть завесу над этой тайной души Печорина помогут те самые листы, что были небрежно оставлены героем у Максима Максимыча, - «Дневник Печорина».

Домашнее задание:  1)прочитать главу «Тамань» всем.   Слайд 31

                                         2) ответить на вопрос письменно: «Что нового вы узнали о Печорине?»

                                         3)составить синквейн «Печорин» (по желанию)

                                         

 

Вопросы для работы в группах по 4 человека (глава «Бэла»)    Приложение 1

1 группа

Сколько рассказчиков в повести? Каков художественный смысл смены рассказчиков?

2 группа

Как в первом портрете Печорина, данном Максимом Максимычем, угадывается противоречивость его характера?

3 группа

Почему история Бэлы, происшедшая в прошлом, все время прерывается оценочными репликами Максима Максимыча и автора, происходящими в настоящем?

4 группа

Охарактеризуйте жизнь горцев. Чем Казбич и Азамат отличались от Печорина?

5 группа

Почему Печорин разлюбил Бэлу?

Почему в истории с Бэлой Печорин не считал себя виноватым?

6 группа

Как проявляется противоречивость характера Печорина после смерти Бэлы? Какие художественные детали это подчеркивают?

7 группа

Как проявляется в главе характер Максима Максимыча? Проследите детали его психологического портрета.

Вопросы в 7 микрогруппах (глава «Максим Максимыч»)  Приложение 2

1 группа

       1) Почему повесть называется «Максим Максимыч», а не «Печорин»?

       2)Объясните эмоциональную интонацию начала повести.

2 группа

  1. Отчего  и у кого могла появиться обида? А ирония?
  2. Как всретились Максим Максимыч и «странствующий офицер?

3 группа

  1. Изменилось ли отношение рассказчика к Максиму Максимычу? Почему?
  2. Как отнесся Максим Максимыч к известию  приезде Печорина?

4 группа

  1. Какой, по-вашему, должна была быть эта встреча?
  2. Почему Максим Максимыч обрадовался, узнав о приезде Печорина?

5 группа

  1. Что изменилось в жизни штабс-капитана после встречи с Печориным в крепости?
  2. Какой след в жизни Печорина могла оставить встреча с Максим Максимычем в крепости?

6 группа

  1. Почему Печорин так сухо разговаривал с Максим Максимычем?
  2. Можно ли его оправдать?

7 группа

  1. Вам жалко Максим Максимыча?
  2. Чего не понимает Максим Максимыч?

Задания для заполнения таблицы

Приложение 3

Задания для ряда №1

1. Прочитайте портрет Григория Александровича Печорина (глава «Максим Максимыч»)

2. Найдите в данном портрете странности и противоречия .

3. Сделайте вывод: почему Лермонтов преподносит читателю такой противоречивый портрет?

Задания для ряда №2

1.        Прочитайте портрет Григория Александровича Печорина (глава «Максим Максимыч»)

2.        Найдите в портрете указания на социальное происхождение героя.

3.        Почему это указание важно для Лермонтова?

Задания для ряда №3

1.Прочитайте портрет Григория Александровича Печорина (глава «Максим Максимыч»)

2. Найдите в портрете черты романтического героя.

3. С какой целью Лермонтов создает портрет романтического героя?

Задания для ряда №4

1.Прочитайте портрет Григория Александровича Печорина (глава «Максим Максимыч»)

2. Найдите в данном описании отношение автора к своему герою.

Задания для ряда № 5

      1.Проанализируйте 2 абзац портретного описания Печорина

      2.Почему Лермонтов обращает внимание на глаза героя?

Задания для ряда № 6

1.        Найдите описание улыбки Печорина.

2.        Какой смысл  вкладывает Лермонтов в эпитет «детская улыбка»? Проанализируйте слово «детский»

Приложение 5            Анализ эпизода «Сцена прощания Максима Максимыча и Печорина»

Максим  Максимыч

Печорин

Переполнен радостью, взволнован, хотел …

«На минуту остолбенел», потом …

Не знает, как называть:

Речь сбивчивая

Напоминает о …

Упрашивает Печорина …

Старается скрыть…

«чуть-чуть побледнел и отвернулся»

Напоминает о …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы на тему "Загадки образа Печорина в главах "Бэла" и "Максим Максимыч"

Урок-размышление на тему "Загадки образа Печорина в главах "Бэла" и "Максим Максимыч". На уроке использованы фрагменты телесериала "Печорин" (2006 г.), элементы техн...

Загадки образа Печорина в повестях «Бэла» и «Максим Максимыч». Урок литературы. 10 класс.

Словарь:                                  «… портрет, составленный из пороков всего нашего     ...

Урок литературы в 9 классе по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

В данном конспекте показана методика проведения дебатов...

Конспект урока литературы в 9 классе по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

Технологическая карта урока литературы в 9 классе по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", глава "Княжна Мери", анализ дуэли Печорина и Грушницкого....

Конспект урока литературы в 9 классе по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» «Печально я гляжу на наше поколенье!»

Анализ главы «Бэла»Цель урока:1. Вместе с учащимися рассмотреть характер и поступки героев в повести.2.Развивать умение находить в тексте материал  о герое3.Заинтересовать обучающихся  лично...

Презентация к уроку литературы в 9 классе по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

Это первый урок по изучению романа. Презентация знакомит с историей создания романа, с основными героями. В презентации много иллюстраций, помогающих лучше понять произведение....

Проект по литературе на тему «Образ Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Паспорт проектаАвтор проекта: Ротарь Ирина Александровна, ученица 9 « Д» класса.По количеству участников: личностный проект.Руководитель проекта: Цимерман Анастасия ВасильевнаДолжность рук...