Урок-размышление по рассказу А.Платонова «Юшка».
план-конспект урока по литературе на тему

Максимова Валентина Владимировна

Тема урока: «Жить по законам человечности…»

Цели и задачи урока:  

1.воспитывать духовно-нравственную личность, умеющую  сострадать;

2.обучать  анализировать литературный текст;

3.выделить  основные проблемы, поднятые автором в произведении.   

Оборудование: мультимедийная презентация; портрет А.Платонова; иллюстрации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-razmyshlenie_po_rasskazu_.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-размышление по рассказу

А.Платонова  «Юшка».

Тема урока: «Жить по законам человечности…»

Цели и задачи урока:  

1.воспитывать духовно-нравственную личность, умеющую  сострадать;

2.обучать  анализировать литературный текст;

3.выделить  основные проблемы, поднятые автором в произведении.    

Оборудование: мультимедийная презентация; портрет А.Платонова; иллюстрации.                                      

Ход урока.(Слайд 2)

1.Установка на урок.                                                                                                                Как много в мире зла и как оно нас ранит,                                                                          Как трудно раны нам бывает залечить,                                                                                       И мы в том зле, что сами причиняем,                                                                                    Пытаемся кого-то обличить.                                                                                                       Эх, люди, люди, век  наш так недолог                                                                                         Зачем же нам друг друга обижать?                                                                                 Ведь не жестокости - любви с пеленок                                                                                Учила каждого ребенка мать.                                                                                                         А мы взрослеем и становимся жестоки,                                                                                И больно раним, колем, обижаем-                                                                                        Как будто матери уроки                                                                                                              С годами напрочь забываем.                                                                                                        Исчезло в душах наших чувство милосердия                                                                               И не хватает доброты и понимания,                                                                                                      Давайте же приложим все усердия                                                                                              Для возрожденья соучастья и внимания.                                                                                                                              

2. Вступительное слово учителя.                                                                                                                 Добро и зло… За этими, казалось бы, столь простыми и знакомыми с детства словами скрыта одна из сложнейших нравственных проблем.      

                   Что такое добро? Это всё хорошее. Что есть в нас, что мы можем бескорыстно отдать окружающим людям.

  А вот со злом сложнее. В какой момент жизни оно закрадывается в наши сердца? Говорят, человек появляется на свет из чрева матери чистейшим душой и телом. Откуда же в нем потом появляются злость, черствость, бездушие? Все это закрадывается в нас постепенно, по мере получения жизненного опыта и под влиянием обстоятельств. Очень важно в любой жизненной ситуации не ожесточиться, не потерять любви к этому миру со всеми его недостатками, которые мы сами большей частью порождаем.

  Я приглашаю вас сегодня к  серьёзному разговору о добре и зле, о нравственности и безнравственности, о плохом и хорошем в людях. Истинный смысл этих понятий помогут нам раскрыть две книги: рассказ А.Платонова «Юшка» и Библия - священное писание, которое для многих поколений на земле долгие века было руководством к жизни.  Вот почему тема урока звучит так поэтично: «Жить по законам человечности…»

2. Рассказ о писателе и его произведениях.

-  Для чего же рождается человек на земле? (ответы учащихся)                                       - Да, сколько людей- столько и мнений. А теперь послушайте мнение известного  современного поэта Дмитрия Голубкова о назначении человека на Земле:

Человек, как звезда, рождается      

                                                                            Средь неясной, тревожной млечности,  

                                                                                      В бесконечности начинается                                                                                                      И кончается в бесконечности.        

                                                                                      Поколеньями созидается        

                                                                                              Век за веком земля нетленная.

                                                                                               Человек, как звезда, рождается,  

                                                                                           Чтоб светлее стала вселенная.

  Много лет назад на небосклоне зажглась новая звезда - родился человек, которому суждено было стать писателем. Это Андрей Платонович Платонов. Его имя нам знакомо, знакомы и некоторые из его произведений:( рассказ «Неизвестный цветок», «Никита»).                                                                                         – О чем они?

  Андрей Платонов - писатель разноплановый. У него есть  произведения о любви к ближнему (человеку, животному, растению),  с которой начинается его большая любовь к Родине, ко всему живому. И это неудивительно: сюжеты для своих произведений писатель брал из самой жизни.

    Жизнь Андрея Платонова (Климентова Андрея Платоновича) была недолгой и нелегкой. Он родился на окраине Воронежа в 1899 году. Довольно скудный и простой пейзаж – плетни, огороды. И лопуховые пустыри да редкие рабочие гудки  и перезвоны колокола «Чугунной церкви» - окружал будущего писателя с раннего детства, и именно к нему он проникся такой большой и теплой любовью.

  Трудовая жизнь писателя началась очень рано – в 13 лет.

  Жизнь Платонова и его литературная судьба были нелегкими, но в своих произведениях он был верен своему голосу художника, и, несмотря на сокрушительную критику, описывал жизнь, ее трагические стороны так, как он видел и считал правильным.

  Умер Платонов в безвестности и одиночестве 5 января 1951 года, как считают, от туберкулеза, которым заразился, ухаживая за горячо любимым сыном.

   Книги Платонова несут свет жизни, а умное сердце писателя отзывается в душе каждого из нас добром и любовью к людям.

  3. Беседа по рассказу Платонова «Юшка».

  Размышлять о сокровенных движениях  человеческих душ, глубинных законах народных судеб Платонов начал еще в ранних своих произведениях  - сказках.  Вспомните, какая борьба отражается в сказке. (Борьба между добром и злом).                                                                                                                                               – Что побеждает, как правило,  в сказке? (Добро)                                                                       -  А всегда ли так бывает в жизни? Вот об этом мы и поговорим, анализируя произведение  Платонова, которое вы прочитали дома.  Ребята, давайте попробуем взглянуть на Юшку глазами тех, кто живет рядом с ним? Каким видят его люди? Что знают о нем? Что думают?

(Старый на вид,  слабый,  больной. Неприметен внешне. Долгие годы носит одну и ту же одежду. Стол его очень скромен: чаю он не пил и сахару не покупал. Работает подручным помощником у кузнеца. В глазах взрослых  Юшка человек ущербный, не умеет жить, «божье чучело», «блажной»  «урод негодный». Как сказал столяр «забраковали его люди». Каждый  год куда-то уходит,  потом возвращается).

- Что не знают о нем люди? Каким никогда не видели?                                                                      ( В стороне от людей  он  преображается. Мы видим его веселым и счастливым, открытым для окружающей его природы. «Добрый человек - брат всей твари». )

-  Почему же люди так относятся к Юшке? Хотя он утверждает в разговоре с дочкой кузнеца Дашей обратное: «Меня, Даша, народ любит!» Так ли это? Чем он отвечает своим обидчикам? Кто прав? Чтобы ответить на эти вопросы, которые открывают тайну Юшки, давайте  вспомним, как относятся к Юшке его обидчики:

4. Работа в группах.

1) -  Что влечет детей к Юшке? Как Юшка отвечает на их жестокость? Обижается  ли он на них?                                                                                                                                         ( Бросают в него камни, кричат, донимают ударами. Движет детьми не злоба и  ненависть, они  ждут от Юшки …)

2) - Встреча Юшки со взрослыми? Почему они обижают его? Чем  отвечает им Юшка?                                                                                                                                                         ( Молча сносит все оскорбления)

3) -Встреча Юшки с прохожим. Чем он помешал этому человеку? Почему Юшка осерчал, наверное, первый раз в жизни?                                                                                      (Цитата из текста).

- Как вы думаете, почему, умирая, Юшка повернулся лицом к земле?                                   (Связать ответ с любовью к земле, к природе).

- Все ли бездушны в деревне?                                                                                                        (Столяр, живший в деревне, вытер уста Юшки ладонью и за всех попросил прощения).

- Как стали люди жить после смерти Юшки? Почему?                                                                                                     ( Цитата из текста: «Теперь вся злоба…насмешку и недоброжелательство»)    

-Ребята, а кто такой Ефим Дмитриевич? От кого мы узнаем его имя , отчество?

-Добро и зло, по Платонову, не иссякают. Не уходят из мира со смертью человека. Добро прорастает и дает свои плоды. Что подтверждает сказанное?                                                                                                                                                   ( Врача называют дочерью доброго Юшки, она помогает людям. Утоляет чужое страдание, горе.)

- Так что же победило в душах людей?

- Какие чувства вызвал у вас рассказ?

5. Работа со словарем.

Какие человеческие чувства раскрывает автор в тексте?                                                                      (Добро, зло, милосердие, сострадание)

-Давайте посмотрим на значение этих слов?(Слайд)   Обратите внимание, на буклеты, которые лежат перед вами. Здесь  также есть небольшой словарик с толкованием  данных слов.

6. Рефлексия.

Продолжите одну из фраз:

- Сегодня на уроке я убедился…

- Сегодня на уроке я задумался…

7. Заключительное слово учителя.

В Библии сказано: «Побеждай зло добром». Главный герой рассказа А.Платонова «Юшка» жил по законам человеческим и своим добром победил людское зло. Счастлив человек, несущий людям тепло, добро, счастлив человек не только получающий,  но и дающий .

8. Домашнее  задание.

Сочинение на тему: « Что значит  любить человека?»

Используемая литература:

1.Аникина С.М. « Поурочные разработки по литературе»

2.Золотарева И.В. «Поурочные разработки по литературе»

3.Коровина В.Я.  «Литература 7»

4. Скоркина Н.М. «Поурочные планы по литературе 7 класс»

5. Черных О.Г. «Практикум по литературе 7 класс»

6. Интернет- ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-размышление "Преступление?" по рассказу В.Г.Распутина "Уроки французского"

Урок построен на размышлениях школьников о поведении героев рассказа В.Г.Распутина "Уроки французского". Он подводит учащихся к самостоятельным выводам, учит доброте и состраданию, умению быть стойким...

Урок- размышление "Бородинское сражение: победа или поражение?" Презентация + конспект урока.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3105456","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"270","width":"480"}}]]Урок- размышление "Бородинское сражение: победа или поражение?"...

Урок- размышление "Бородинское сражение: победа или поражение?" Презентация + конспект урока.

Приглашаю к обсуждению.Презентация + конспект урока.Урок- размышление "Бородинское сражение: победа или поражение?" в режиме онлайн с использованием интернет ресурса автора, познакомит учащихся различ...

Урок- размышление "Бородинское сражение: победа или поражение?" Презентация + конспект урока.

Приглашаю к обсуждениюУрок- размышление   "Бородинское сражение: победа или поражение?" в режиме онлайн с использованием интернет ресурса автора, познакомит учащихся различными оц...

Урок- размышление "Бородинское сражение: победа или поражение?" Презентация + конспект урока.

Приглашаю к обсуждению Урок- размышление "Бородинское сражение: победа или поражение?" в режиме онлайн с использованием интернет ресурса автора, познакомит учащихся различными оценками Бородинско...

разработка урока с презентацией на тему "В каждом должна быть доброта, а иначе…" Урок-размышление.

Урок литературы для учащихся 7 класса с элементами анализа стихотворений . На уроке обсуждается и осмысливается  тема доброты и сочувствия человека к живой природе на примере произведений В.В.Мая...

«НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ В. РАСПУТИНА» (урок-размышление в 6-ом классе)\'

Нравственные уроки В. Распутина.Цели: проанализировать проблематику повести и выяснить, какие уроки она несет.Учить сжато излагать повествовательный текст, вводя в него элементы рассуждения....