разработка урока с презентацией на тему "В каждом должна быть доброта, а иначе…" Урок-размышление.
методическая разработка (7 класс) по теме

Урок литературы для учащихся 7 класса с элементами анализа стихотворений . На уроке обсуждается и осмысливается  тема доброты и сочувствия человека к живой природе на примере произведений В.В.Маяковского; совершенствуются навыки учащихся  пообразного анализа поэтического текста, а также применения приема сюжетной метаморфозы с целью разработки идеи произведения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon урок литературы с презентацией 1.96 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение – лицей № 4

имени Героя Советского Союза  Г.Б.Злотина

Разработка открытого урока

по русской литературе в 7 классе

В каждом должна быть доброта, а иначе…

Урок-размышление.

Учитель русского языка и литературы

Тебякина Н.Н.

г. Орел


Урок словесности, 7 класс

        В каждом должна быть доброта, а иначе…        

Цель: 1. Разработать тему доброты и сочувствия человека на примере произведений В.В.Маяковского, научить видеть нравственную глубину стихотворений. Продолжить работу по определению темы и идеи художественного произведения.

2. Отработка навыков пообразного анализа, а также применения приема сюжетной метаморфозы с целью разработки идеи произведения, выразительного чтения поэтических произведений.

3. Воспитание доброты, милосердия, сочувствия, человечности на примере стихотворений В.В.Маяковского.

Оборудование: учебник, хрестоматия, «Методическое руководство», репродукции, презентация, раздаточный материал.

Урок-размышление.

Методы: поисковый (исследовательский),  наглядно-демонстративный, когнитивный.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.

На предыдущих уроках мы знакомились с произведениями литературы, в которых отражается, воссоздается образ природы, флоры и фауны.

На сегодняшнем уроке мы дадим глубокий анализ двух стихотворений В.В.Маяковского с целью разработки темы отражения добра и человечности в художественной литературе.

Несколько своеобразно сформулирована тема нашего урока, в ней есть многоточие - незавершенная фраза, предполагающая дальнейшее осмысление и доработку.

Данная тема поднималась до Маяковского поэтами и писателями разных временных периодов. Давайте сделаем небольшой экскурс по истории литературы.

  1. Выступление ученика (слайд №  )

Первая половина XIX века. Н.А.Некрасов, стихотворение «До сумерек»

      Под жестокой рукой человека

      Чуть жива, безобразно тоща,

      Надрывается лошадь-калека,

      Непосильную ношу влача

      «Ну!» - погонщик полено схватил

      (показалось кнута ему мало)

      И уж бил ее, бил ее, бил!  

Сцена избиения трудовой лошади лежит в основе данного стихотворения Некрасова.

Вокруг собирается толпа. И что же?!

          Это праздных прохожих смешило,

          Каждый вставил словечко свое…

Вся собравшаяся толпа осталась равнодушна, никто не помог бедной лошади.

      (слайд №  )

Вторая половина XIX века. Ф.М. Достоевский роман «Преступление и наказание», второй сон Раскольникова: «  …в большую такую телегу впряжена была маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка, одна из тех, которые… надрываются иной раз с высоким каким-нибудь возом дров или сена, особенно коли воз застрянет в грязи или в колее, и при этом их так больно, так больно бьют всегда мужики кнутами, иной раз даже по самой морде и по глазам…»

Вновь описывается сцена избиения трудовой лошади, жестокого отношения к живому существу.

Вновь вокруг собирается толпа.

«- Добивай! – кричит Миколка…

- Доконал! – кричат в толпе.        

- А зачем вскачь не шла!

- Мое добро! – кричит Миколка…

- Ну впрямь, знать, креста на тебе нет! – кричат из толпы».

В романе среди прохожих звучат упреки, но вновь никто не вступился за бедное существо.

Таким образом, тема сострадания, сочувствия, великодушия к замученным животным имела место в классической русской литературе.

  1. Слово учителя.
  1. В.В.Маяковский продолжил разрабатывать эту тему, придавая ей несколько иное звучание.

       Я люблю зверье –

                       увидишь

       Собачонку –

                       тут у булочной одна –

                             сплошная плешь, -

из себя

         и то готов достать

печенку.

Мне не жалко, дорогая, ешь!

(слайд№  )

-  Из воспоминаний Эльзы Триоле.

        

- Наверное, именно у такого поэта могло появиться замечательное стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» Нам следует поучиться у Маяковского, душа которого откликалась на любую боль, причиненную всему живому.

- Какова история создания данного произведения?

5. Выступление ученика.

Однажды В.В.Маяковский стал свидетелем уличного происшествия, нередкого в голодающей Москве 1918 года: обессиленная лошадь упала на обледеневшую мостовую. 9 июня 1918 года в московском издании газеты «Новая жизнь» № 8 было напечатано стихотворение В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». В том же номере газеты был напечатан очерк М.Горького «Лошадь, истощенная трудом и голодом, упала. Лошадь плачет, вялые веки судорожно выжимают из мутных глаз большие, грязноватые слезы. Её окружает толпа угрюмых людей, которым, видимо, некуда спешить: они говорят о том, что лошадь стара, воз нагружен не по силам ей, извозчик, присев на тумбу, рассказывает о дороговизне корма и пророчит: «Скоро все поумираем от бескормицы. И люди тоже».

6.Слово учителя.

Вы смогли себе представить эту картину? Послушаем это стихотворение.

(читается наизусть стих-ие учеником)

7. Лингвистический анализ к тексту.

8. Идейно-тематический, пообразный анализ стихотворения.

- Какова тема стихотворения?

Тема: тема жестокости и сочувствия по отношению к живому существу (лошади).

Постройте фабулу стих-ия (фабула – это порядок событий, в котором о них повествуется в произведении).

Фабула стих-ия.

  1. Городская улица. Падает лошадь.
  2. Собралась вокруг толпа. Смеется.
  3. Подошел человек (лирический герой) к упавшей лошади.
  4. Лошадь плачет.
  5. Человек произносит слова сочувствия, поддержки.
  6. Лошадь поднимается.

(разрабатывается в виде таблицы)

Основные образы

Образ лошади

Образ толпы

Образ лирического героя

Средства

 выраз-ти

1. Маяковский использовал звукопись - звукоподражание,  которая, во-первых, воссоздает цокот копыт, во-вторых, атмосферу опасности: грабежа, насилия; усиливает эмоциональное воздействие на чувства читателя.

2. Автор применил эпитеты: рыжий, веселая, отражающие эмоциональное состояние животного; стилистические глаголы движения: рванулась, встала, ржанула, пошла, помахивая, прищла, стала, стоило жить, работать стоило, создающие динамику жизни, эмоциональный подъем, положительное начало, оптимизм

Метафоры:         

улица – ветром опита, льдом обута, улица скользила;

толпа – смеялся Кузнецкий, штаны пришедшие Кузнецким клешить.

Вывод

Воссоздание первоначально образа бедного, измученного, несчастного животного. В финале – измененный образ  лошади, почувствовавшей себя жеребенком рыжим.

Создается обобщенный образ грубой безликой толпы.

Слова поддержки, ободрения, сочувствия. И это подтверждает финальная сцена. В нашем сложном мире, по мнению Маяковского, необходимо внимание к живым существам, которые нуждаются в любви и заботе. Речь идет о природной доброте человека, его гуманистическом характере.

 Образ лошади.

- Какой создал образ лошади автор?

- Какой литературный прием  использовал автор?

- Зачем нужны следующие строки: Гриб, Грабь, Гробь, Груб?

(Маяковский использовал звукопись - звукоподражание,  которая, во-первых, воссоздает цокот копыт, во-вторых, атмосферу опасности: грабежа, насилия; усиливает эмоциональное воздействие на чувства читателя).

(звучит фонограмма цокота копыт по мостовой).

- Какой прием использовал автор в финальной части стихотворения? Зачем?

(автор использовал эпитеты: рыжий, веселая, отражающие эмоциональное состояние животного; стилистические глаголы движения: рванулась, встала, ржанула, пошла, помахивая, прищла, стала, стоило жить, работать стоило, создающие динамику жизни, эмоциональный подъем, положительное начало, оптимизм)

Воссоздание первоначально образа бедного, измученного, несчастного животного. В финале – измененный образ  лошади, почувствовавшей себя жеребенком рыжим.

Образ толпы.

- Для чего зеваки пришли на Кузнецкий?

- Что значит улица опрокинулась?

- Какие средства выразительности применил автор, при создании образа толпы, улицы?

(метафоры:

улица – ветром опита, льдом обута, улица скользила;

толпа – смеялся Кузнецкий, штаны пришедшие Кузнецким клешить)

Создается обобщенный образ грубой безликой толпы.

Образ лирического героя.

 -Что отличает лирического героя от толпы зевак?

- Что он увидел и не увидели другие? Почему?

- Что почувствовал лирический герой?

- Поясните фразу «И какая-то общая звериная тоска плеща вылилась из меня».

- Почему слова обращенные к лошади взяты в кавычки?

- Как их произносит герой: вслух или про себя?

- Поясните эту фразу. Как бы вы её произнесли: с сочувствием, поддержкой, ободряюще, успокаивающе?

Слова поддержки, ободрения, сочувствия. И это подтверждает финальная сцена. В нашем сложном мире, по мнению Маяковского, необходимо внимание к живым существам, которые нуждаются в любви и заботе. Речь идет о природной доброте человека, его гуманистическом характере.

- Чем, по-вашему мнению, отличается разработка темы в стих-ии Маяковского от изложения данной темы в произведениях Некрасова и Достоевского?

Общий вывод:

в стих-ии В.В.Маяковского  создается несколько художественно-поэтических образов: толпы зевак, лошади, лирического героя –прохожего. Грустное чувство вызывает упавшая лошадь, но еще более тоскливое впечатление возникает при взгляде на очерствевших людей. Оказывается, что лошадь – это гораздо более умное и доброе существо, чем человек. Это мнение подчеркивает и взгляд на плачущие глаза лошади. Лирический герой, единственный из всей толпы, утешает, поддерживает лошадь, сочувствует ей. Так Маяковский показал, что доброта – великая сила.

9. Слово учителя. Переход ко второй части урока. Анализ стих-ия «Вот так я сделался собакой»

Вернемся к теме нашего урока «В каждом должна быть доброта…». Подтверждение этому мы видим на примере стих-ия «Хорошее отношение к лошадям».

Но если нет, то что же становится с человеком? Обратимся к другому стих-ию В.В.Маяковского «Вот так я сделался собакой».

(ученик исполняет стих-ие наизусть)

- Какова тема данного произведения?

Тема очерствения, озлобления человеческой души приводит к потере человеческого облика.

  - В данном стихотворении мы не будем делать пообразный анализ, он не важен. Мы применим иной принцип – сюжет физической метаморфозы (изменения), то есть поэтапно проследим изменения в состоянии человека.

(раздаточный материал с предварительными заготовками по направлениям)

Сюжет физической метаморфозы

1.Психическое состояние героя:

    «искусан злобой», «злюсь как собака», «нервы должно быть», «не успокоился ни на ком»

   2.Изменение пространства:

   «выйду погуляю», «на улице», «я не заметил в бешеном скаче»

3. Изменения в физическом состоянии героя:

« а у меня из-под губы – клык», «а у меня из-под пиджака развеерился хвостище»

4.Трасформация социальных отношений:

«надо ответить, не могу», «один заорал», «смяли старушку», «она кричала про черта», «толпа огромная, злая»

5.Полная трансформация:

«стал на четвереньки и залаял: гав! Гав!»

Слово учителя.

Закончите тему нашего урока «В каждом должна быть доброта, а иначе…»

Это и будет выводом нашего урока.

10. Заключительная часть урока. Общий вывод.

Вывод: в каждом человеке должно биться большое и нежное сердце, способное преданно любить, великодушно прощать, сочувствовать и поддерживать. А злость, жестокость, черствость – это не удел человека. Главное – научиться самому и научить людей любить мир, который нас окружает.

11. Итоги. Оценки. Домашнее задание: написать эссе «В каждом человеке должна быть доброта»        

Приложение № 1.

Выступление ученика

Первая половина XIX века. Н.А.Некрасов, стихотворение «До сумерек»

      Под жестокой рукой человека

      Чуть жива, безобразно тоща,

      Надрывается лошадь-калека,

      Непосильную ношу влача

      «Ну!» - погонщик полено схватил

      (показалось кнута ему мало)

      И уж бил ее, бил ее, бил!  

Сцена избиения трудовой лошади лежит в основе данного стихотворения Некрасова.

Вокруг собирается толпа. И что же?!

          Это праздных прохожих смешило,

          Каждый вставил словечко свое…

Вся собравшаяся толпа осталась равнодушна, никто не помог бедной лошади.

     

 Вторая половина XIX века. Ф.М. Достоевский роман «Преступление и наказание», второй сон Раскольникова: «  …в большую такую телегу впряжена была маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка, одна из тех, которые… надрываются иной раз с высоким каким-нибудь возом дров или сена, особенно коли воз застрянет в грязи или в колее, и при этом их так больно, так больно бьют всегда мужики кнутами, иной раз даже по самой морде и по глазам…»

Вновь описывается сцена избиения трудовой лошади, жестокого отношения к живому существу.

Вновь вокруг собирается толпа.

«- Добивай! – кричит Миколка…

- Доконал! – кричат в толпе.

- А зачем вскачь не шла!

- Мое добро! – кричит Миколка…

- Ну впрямь, знать, креста на тебе нет! – кричат из толпы».

В романе среди прохожих звучат упреки, но вновь никто не вступился за бедное существо.

Таким образом, тема сострадания, сочувствия, великодушия к замученным животным имела место в классической русской литературе.

Приложение № 2. История создания стих-ия «Хорошее отношение к лошадям»

Выступление ученика.

Однажды В.В.Маяковский стал свидетелем уличного происшествия, нередкого в голодающей Москве 1918 года: обессиленная лошадь упала на обледеневшую мостовую. 9 июня 1918 года в московском издании газеты «Новая жизнь» № 8 было напечатано стихотворение В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». В том же номере газеты был напечатан очерк М.Горького «Лошадь, истощенная трудом и голодом, упала. Лошадь плачет, вялые веки судорожно выжимают из мутных глаз большие, грязноватые слезы. Её окружает толпа угрюмых людей, которым, видимо, некуда спешить: они говорят о том, что лошадь стара, воз нагружен не по силам ей, извозчик, присев на тумбу, рассказывает о дороговизне корма и пророчит: «Скоро все поумираем от бескормицы. И люди тоже».

Приложение № 3. Таблица  Пообразный анализ стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»

Основные образы

Образ лошади

Образ толпы

Образ лирического героя

Средства

 выраз-ти



Вывод



Приложение № 4. Сюжет физической метаморфозы

1.Психическое состояние героя:

 2.Изменение пространства:

. Изменения в физическом состоянии героя:

4.Трасформация социальных отношений:

5.Полная трансформация:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 6 классе по теме "Пропорции" ( разработка урока и презентация)

Урок применения знаний, умений и навыков. Учащиеся решают пропорции; идёт пропедевтика материала, связанного с пропорциональными зависимостями; связь теории и практики (задача о курящих детях). Зад...

Разработка урока и презентации "The Sightseeng Tours" London and Saint-Petersburg c презентацией

Цели: развитие речевого умения (монологическое высказывание); совершенствование грамматических навыков чтения и говорения (прошедшее неопределенное время, определенный артикль) Задачи: учи...

Методическая разработка урока в 7 классе. Игра "Физика в быту"

Представленное игровое занятие по физике  позволяет в интересной форме обощить и закрепить знания, полученные при изучении физики 7-го класса, а также научить  видеть проявления изученных ра...

Методическая разработка урока по теме « Может ли мое село быть привлекательным для туристов?» (11 класс)

Данный урок способствует совершенствованию устной и письменной речи, проявлению навыков работы в команде, воспитанию чувства патриотизма....

Разработка урока и презентации к уроку. Тема программы: Огневая подготовка, тема урока: "История создания АК-47, неполная разборка и сборка автомата", тема презентаций:"История АК - 47" и "АК - 47 составные части"

При создании электронной потемной папки мною был собран материал по теме программы "Огневая подготовка", переработав который у меня получилась разработка урока "История создания АК-47, неполная разбор...

У каждого должна быть семья

Статья об устройстве детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей...

Внеклассное занятие по физической культуре разработка урока для учащихся 5 класса Тема: «Здоровым быть здорово!»

Конспект внеклассного мероприятия по физической культуре.Цель  сформировать представление  детей о здоровье, как одной из ценностей человека!...