урок литературного чтенияВ.Путилина « Вишневая ветка»
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Булатова Инара Какановна

Цель: развитие критического мышления при изучении и анализе текста в коллективной работе. Задачи: формирование умения анализировать текст по остановкам, развивать познавательный интерес у учащихся, развитие критического мышления, творческих способностей,восприятие чувственного отношения к природе, воспитание нравственных сторон личности. Комбинированный урок, урок-путешествие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл putilina_vishnevaya_vetka.docx16.02 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

на тему:  В.Путилина                  « Вишневая ветка»

Класс:  7А

Предмет:  литературное  чтение

Учитель: Булатова И.К.

Цель: Развитие критического мышления при изучении и анализе текста в коллективной работе.

Задачи:1.Образовательная: формирование умений анализировать текст по остановкам.

2. Развивающая: развить познавательный интерес учащихся, развитие критического мышления, творческих способностей учащихся, осуществление межпредметной связи

3. Воспитательная: восприятие чувственного отношения к природе, воспитание нравственных сторон личности.

Метод: критического мышления, предположение, направленное чтение, ассоциация,  мозговая атака

Тип урока:  Комбинированный

Форма урока:  урок – путешествие

Оборудование:  интерактивная доска, слайды, карточки

Межпредметная связь:  русская речь.

Ход урока

  • Орг. момент
  • Проверка посещаемости учащихся
  • Психологический настрой                                                                                                                    
  • Опрос домашнего задания

Фронтальный опрос по рассказу « Петька на даче»

  • Как Петька себя вел в вагоне и почему?
  • Что ждало Петьку на даче? Как он проводил свои дни,
  • Почему Петя забыл о парихмахерской,
  • Как Петька воспринял весть о том, что он должен ехать в город?
  • Почему он так плакал?
  • Какие чувства вы испытали прочитав рассказ?
  • Обобщение
  • Объяснение новой темы
  • Ребята! Запишите новую тему. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке
  • Словарная работа

Пламя – от, жалын

Пешком  - жаяу

Молчаливый –  үнсіз

Грустно -  көңілсіз

Выпишите из текста с этими словами словосочетания или предложения

 - А сейчас я прочитаю текст, а вы внимательно слушайте содержание текста.

После чтения текста учителем

 - Вот когда я читала рассказ, какое настроение было у вас?

 - Грустное, плохое.

 - Каждому из вас я дала задание, разделила текст на абзацы. Эти абзацы вы должны прочитать и пересказать

После первого пересказа ученика I остановка

 - Какие эпитеты использует для описания осени? ( забывчивая, золотая)

 - На какие краски осени обратила внимание ребят учительница?

 - Какое настроение вызвал осенний лес у учительницы?

 - Что узнали ребята о птицах, благодаря Лидии Алексеевне?

Учитель: - Давайте узнаем, что произошло дальше, вы хотите узнать об этом,

Пересказ учеников дальше

 - Ребята, как вы думаете, какие чувства вызвала у Лены учительница. Почему учительница не пришла на урок?

Ваша версия?

 - Может быть она заболела?

 - Может быть у нее дома что – то случилось?

 - Она устала после экскурсии по осеннему лесу

 - Может она уехала куда – нибудь? и.т. д.

Учитель: - Это ваше предложение, давайте узнаем что же случилось с Лидией Алексеевной?

Работа по тексту

 - Почему этот рассказ назван « Вишнёвая ветка»?

Ответ: Вишнёвая ветка, выращенная Леной, перевернула душу новой учительницы. Она поняла черствость своей души и ошибки, которые допустила

Учитель: Ребята, выпишите из текста ключевые слова, словосочетания и определите вид

I группа. В осеннем лесу, багровый дуб, осень, солнечная, задумчивая, воздух прозрачный

II группа Не казалась строгой, длинные светлые волосы, синие глаза, не добрые и не злые, громкий голос, вишневая ветка.

Рефлексия: работа в паре

  • Выписать понравившиеся цитаты и написать свое мнение,  почему понравились эти строки.

« Я вижу листья падают»

« Дары золотой осени »

« Весной все зазеленеет снова»

« Мы вместе отнесём»

Примерное мнение самой ученицы: « Мне эти строки понравились потому, что Лена отличалась от своих сверстников своей наблюдательностью, умом, эмонациональным настроем».

Вопрос ученика, который работает в паре

  • Почему выписала именно эти строки?
  • Лена как никак другой понимает окружающую природу. В то время, как ребята разбежались собирать дары природы. Лена ничего не собирала. Она смотрела, как падают листья с березы. Ей было грустно. И улыбнулась только после слов учительницы: Весной все зазеленеет снова.

Учитель -  Ребята, в своих ответах мы слышали такие слова: золотая  

осень,сердце

Поэтому следующий этап работы: Ассоциации

I группа осень: (золотая, задумчивая, прохладная, дождливая)

II группа сердце: (железное, каменное, золотое, благородное, нежное)

Учитель: Найдите слова с переносным значением

Вывод. Чему учит этот рассказ?

Какими мы должны быть?

Домашнее задание: пересказ содержание текста, выучить новые слова

Комментирование оценок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Хокку на уроках литературного чтения как способ понимания сути вещей"

Литературное чтение - это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно – популярной литературе. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников; посредством чего их воспитываю...

Презентация к уроку литературного чтения "Секреты Чайного Домика"

Презентация подготовлена для урока литературного чтения во 2 классе по УМК "Перспективная начальная школа" по теме "Секреты Чайного Домика"...

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения в системе развивающего обучения.

Представлен опыт работы педагога по развитию творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения в системе развивающего обучения...

Сравнительный анализ поэтических текстов на уроках литературного краеведения

Разработка представляет собой обучению интерпретации поэтического текста. Для анализа выбраны тексты стихотворений Ставропольского поэта И.Кашпурова и Н.Заболоцкого...

Подборка материалов к урокам №№ 13-15 по теме "Из современной оренбургской поэзии" может пригодиться коллегам в подготовке к урокам литературного краеведения в 6 кл.

Шестиклассники откроют для себя имена современных оренбургских поэтов  В.Кузнецова, В.Курушкина, С.Поповой, И.Бехтерева....

Подборка материалов к уроку № 16 по теме "Из современной оренбургской поэзии" (творчество поэтов В.Одноралова, Н.Лукьяновой) может пригодиться коллегам в подготовке к урокам литературного краеведения в 6 кл.

Учитель откроет для учащихся 6 классов имена современных оренбургских поэтов  Владимира Одноралова, Нины Лукьяновой.  (По материалам Интернета)...

Урок – диалог по пьесе «Вишневый сад». Новаторство драматургии А.П.Чехова

Слово учителя:«Вишневый сад» -последнее произведение А.П.Чехова. А.П.Чехов писал , превозмогая болезнь, стараясь не замечать изнуряющего кашля, несмотря на предчувствие конца, писатель соз...