статья "Хокку на уроках литературного чтения как способ понимания сути вещей"
план-конспект по литературе по теме

Литературное чтение - это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно – популярной литературе. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников; посредством чего их воспитывают и развивают; это то, с помощью чего дети изучают большинство учебных предметов. В.А. Сухомлинский говорил о том, что «чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».

Мне хотелось бы обратить внимание коллег на некоторые особенности курса литературного чтения в  рамках названного учебно-методического комплектана примере одной из глав.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artushenko_.rar1.2 МБ

Предварительный просмотр:

ХОККУ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОНИМАНИЯ СУТИ ВЕЩЕЙ

Н.В. Артушенко, учитель начальных классов,

МОУ «Седельниковская СОШ №1», с. Седельниково

Сегодня в обновленной традиционной системе обучения существует десятки вариативных, как “Гармония” (руководитель Н.Б.Истомина), “Начальная школа XXI века” (руководитель Н.Ф.Виноградова), “Перспективная начальная школа” (руководитель Р.Г.Чуракова), “Школа 2010” и другие, которые направлены на реализацию принципов развивающего обучения и представляют возможность работать в системе альтернативных образцов.

Широкое внедрение в школьную практику педагогических систем, новых технологий авторских концепций, программ и учебников оказало огромное влияние на принятие и осознание учителями новой парадигмы образования и привело к самостоятельному решению, к выбору вариативных моделей и альтернативных учебников, к применению новых педагогических технологий.

С прошлого учебного года я работаю по вариативной модели “УМК “Перспективная начальная школа”.

В соответствии с основными методическими особенностями комплекта, УМК “Перспективная начальная школа” ориентирован на реального ученика. Построение процесса обучения по УМК принципиально изменяет позицию ученика - существенное место начинают занимать роли исследователя, творца, организатора своей деятельности. Ученик не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам в равной с ним мере отвечает за свои промахи, успехи, достижения. Он активно участвует в каждом шаге обучения - принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок, самостоятельно ставит перед собой цели. осознает их; предполагает возможные пути построения алгоритма решения нестандартных задач, любую задачу может решить творчески; осуществляет самоконтроль самооценку, т.е. ребенок выступает в процессе обучения как субъект деятельности, что является главной идеей теории развивающего обучения.

При работе по УМК роль учителя остается очень существенной: он ведет дискуссию, задает наводящие вопросы, подсказывает. Но для учащихся он в данном случае равноправный партнер по учебному общению. Косвенное руководство учителя предполагает свободу ученика в выборе способа средства и даже вида деятельности; предоставляет учащимся возможности строить предположения, гипотезы, обсуждать различные точки зрения: охраняет его право на ошибку, особое мнение на инициативу и самостоятельность; побуждает к самоконтролю по оценке не только результата, но главное деятельности [1].

Мне хотелось бы обратить внимание коллег на некоторые особенности курса литературного чтения в  рамках названного учебно-методического комплекта на примере одной из глав.

Литературное чтение - это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно – популярной литературе. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников; посредством чего их воспитывают и развивают; это то, с помощью чего дети изучают большинство учебных предметов. В.А. Сухомлинский говорил о том, что «чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».

Учебно-методический комплект, как уже было сказано выше, решает ряд задач. Так по литературному чтению наряду с общедидактическими, теоретическими задачами есть такие нравственные и эстетические как:

  1. формировать представление о том, что быть наблюдательным, уметь фантазировать, иметь возможность общаться с друзьями, любить и быть любимым - это богатство и ценность.
  2. формировать представление о том, что красота - это то, что вокруг, необходимо лишь научиться ее обнаруживать [2].

Для выполнения этих задач на протяжении всего курса изучения предмета использованы и тексты классиков японской поэзии -  хокку.

Хокку (хайку) - лирическое стихотворение, отличается предельной краткостью и своеобразной поэтикой [1], но это не просто поэтическая форма, а нечто большее – определённый способ мышления, особый способ видения мира. Хокку соединяет мирское и духовное, малое и великое, природное и человеческое, сиюминутное и вечное.

Какое бы хокку мы ни взяли, всюду один главный герой – человек. Поэты Японии в своих хокку стараются рассказать, как человек живёт на земле, о чём размышляет, как грустит и веселится. Весна – Лето – Осень – Зима – это традиционное деление имеет более широкое значение, чем простое распределение стихотворений по сезонным темам. В этом едином временном пространстве движется и изменяется не только природа, но и сам человек, в жизни которого есть свои Весна – Лето – Осень – Зима. Мир природы соединяется с миром человека в вечности. А ещё они помогают нам чувствовать и понимать прекрасное. Ведь в природе всё прекрасно: и огромный дуб, и невзрачная травинка, и благородный олень, и зелёная лягушка. Японские поэты учат нас беречь всё живое, жалеть всё живое, потому что жалость – великое чувство. Кто не умеет по-настоящему жалеть, тот никогда не станет добрым человеком [3].

Поэты повторяют вновь и вновь: всматривайтесь в привычное – и увидите неожиданное, всматривайтесь в некрасивое - и увидите красивое, всматривайтесь в простое – и увидите сложное, всматривайтесь в частицы – и увидите целое, всматривайтесь в малое – и увидите великое. Увидеть прекрасное и не остаться равнодушным – вот к чему призывает нас поэзия хокку, воспевающая человечность в Природе и одухотворяющая жизнь Человека.

Важность обращения к этому жанру поэзии состоит в том, что каждое стихотворение — очень мало по объему и в этом смысле «ребенкоразмерно» (школьник легко удерживает его в памяти) и чрезвычайно емко по смыслу. В нем сразу — либо картина мира, либо серьезный нравственный вывод [2].

Особое внимание при изучении хокку следует уделить работе воображения, созданию картины. Зрительные образы воздействуют на ребёнка сильнее, чем словесные. Некоторые трехстишия учащимся предлагается проиллюстрировать самим, другие - имеют художественное подкрепление – иллюстрацию в «Музейном Доме» - одном из разделов учебника, где размещены иллюстрации картин великих художников. Хочу процитировать авторов комплекта: «эти произведения учат нас присматриваться к окружающему миру, ценить все его творения и создания, обнаруживать красоту в обычном, не ярком, в том, что не бросается в глаза. Конечно, красоту павлина, который  раскрыл свой хвост, оценить легче, чем красоту скворца. Но тренированный глаз, взгляд наблюдательного человека обнаружит, насколько замечателен скворец. Человеку, который многое замечает, намного интереснее жить: ему принадлежит весь мир, а не какие-то единичные, бросающиеся в глаза предметы этого мира» [2].

Конечно, объяснять это не просто сложно, но и бессмысленно, если все рассуждения не будут подкреплены специально-организованной деятельностью наблюдения. Именно поэтому авторами комплекта была разработана пошаговая система рассматривания живописных произведений наряду с литературными.

Произведения Басё, Исса и других классиков японской поэзии начали появляться на уроках литературы совсем недавно, а тем более на уроках литературного чтения в начальной школе. Все они открывают для нас красоту - в простом. Предстоит понять одно из главных правил: всматривайтесь, чтобы увидеть и понять суть вещей.

Любовь к этим стихам, их понимание редко возникают сразу, при первом неподготовленном чтении. Большинство учащихся отталкивают краткость (“как будто это отрывок откуда-то”), отсутствие рифмы, неясность смысла. Некоторым детям не нравится то, что стихи грустные; другие, наоборот, называют их смешными. Но ребёнка обязательно привлечёт то, что заинтересовало его педагога. Ребёнок должен постараться открыть в хокку новый смысл уже знакомых слов. Если учитель с восхищением рассказывает о японской поэзии и одновременно учит детей понимать особый смысл произведения, то никто не останется равнодушным.

В Приложении мною представлены ряд уроков литературного чтения во втором классе,  на которых идет работа с японскими трехстишиями.

Библиографический список

  1. Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение [Текст]: 2 кл.: Методическое пособие/Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская — Изд. 2-е испр. — М.: Академкнига/Учебник, 2007.
  2. Энциклопедический словарь, издательство «Дрофа», 2004г.
  3. Интернет-ресурсы: www.haiku.ru

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения "Секреты Чайного Домика"

Презентация подготовлена для урока литературного чтения во 2 классе по УМК "Перспективная начальная школа" по теме "Секреты Чайного Домика"...

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения в системе развивающего обучения.

Представлен опыт работы педагога по развитию творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения в системе развивающего обучения...

Открытый урок литературного чтения в 4 классе КОУ 8 вида

Урок литературеого чтения по теме:внеклассное чтение. Приключение Буратино или золотой ключик. А. Толстой...

Урок - обучение чтению с полным пониманием прочитанного.

Этапы работы с текстом и формирование различных технологий извлечения информации из текста....

Урок обучение чтению с полным пониманием содержания прочитанного текста. Изучающее чтение.

Цель: - совершенствование навыков чтения          - расширение лексического запаса по теме          - отработк...

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...

Мастер-класс для педагогов и родителей "Педагогические приёмы для развития мотивации, выразительности, техники чтения на уроках литературного чтения"

Данный мастер класс подготовлен и проведён для педагогов и родителей детей с тяжёлыми нарушениями речи....